Дуэльная история в повести А.С.Пушкина «Выстрел»



ОБРАЗ РУССКОГО ОФИЦЕРА В

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Военная служба – это особый вид государственной службы, связанный с защитой Отечества. Офицер ‒ это профессиональный военный. Как социальный слой офицерство оказалось естественным образом отождествляемо с дворянством.

Многие писатели в своем творчестве обращались к теме офицерства. Образ офицера в творчестве русских классиков является главной составной частью в создании автором особого образа Отечества.

Проблемы русской армии в своих произведениях затрагивали поэты и прозаики, так или иначе связанные с армией. Причиной того, что армейская тема стала одной из основных в творчестве многих писателей, является тот факт, что с момента появления первых вооруженных формирований в русскомгосударстве армия занимала очень важное место в иерархии российского общества. Офицерами были Г.Р. Державин, В.В. Жуковский, Д.В. Давыдов, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, И.И. Лажечников, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, граф А.К. Толстой, А.А. Фет, Ф.М. Достоевский, граф Л.Н. Толстой, сыновьями офицеров ‒ И. А. Крылов, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и

Образ офицера является постоянным предметом художественного осмысления в русской литературе (А.С. Грибоедова («Горе от ума»), А.С. Пушкина («Метель», «Выстрел», «Капитанская дочка», «Дубровский»), М.Ю. Лермонтова («Бородино», «Герой нашего времени»), Л.Н. Толстого («Набег», «Рубка леса», «Кавказский пленник», «Севастопольские рассказы», «Война и мир»). Тема офицерства в истории русской литературы становится все более значимой для современного литературоведения

Представители русского офицерства в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Тема офицерства нашла отражение и в творчестве А.С. Грибоедова. Когда началась Отечественная война 1812 года, А.С.Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Писатель уже видел себя на поле боя, однако поучаствовать в боях он так и не успел.

Волнительные политические движения происходили в этот период. Из заграничных походов вернулись либерально настроенные офицеры. С 1816 года появляются тайные общества, начались волнения крепостных из-за непосильных налогов. Недовольства выросли в целое восстание

Итак, перспективный молодой человек, бросивший службу, не собирающийся делать карьеру, сам из себя пока ничего не представляющий, приезжает в Москву, чтобы жениться на Софье. Узнав о намерениях Чацкого, Фамусов высказывает возмущение по поводусумасбродных идей, которые завели, по его мнению, слишком далеко Чацкого. Фамусов негодует:

 «А, главное, поди-тка послужи» [Грибоедов: 1987, 34].

Чацкий отвечает в свойственной себе манере: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»[Грибоедов: 1987, 35].

Наиболее успешный путь к карьере связывается в пьесе  с прислужничеством, угодничеством с примесью шутовства. Для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить ей удовольствие, образец для подражания. Чацкий находит такое поведение глупым, он не умеет выслуживаться перед влиятельными лицам

Анализируя образ полковника Сергея Сергеевича Скалозуба, важно отметить, что он представляет собой типичный образ солдафона аракчеевского периода русской армии. Начало его карьеры приходится на тот момент, когда вместо героев 1812 года стали назначать солдафонов во главе с Аракчеевым.

В армии царствовала военная муштра. Усиление в армии аракчеевского режима обозначилось преследованием всякого свободомыслия, требованием бездумного подчинения, что спровоцировало уход в отставку многих передовых офицеров и героев войны.

А.С. Грибоедов противопоставляет Скалозубу его двоюродного брата, представителя свободолюбивой части офицерства. Из текста пьесы мы узнаем, что он, подав в отставку, уехал в деревню:

«Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать»

[Грибоедов: 1987, 43].

В словах Скалозуба чувствуется пренебрежение, когда речь заходит о его брате. Такое поведение (отказ от очередного чина) неприемлемо для Сергея Сергеевича. Также пренебрежение объясняется тем, что взгляды Скалозуба характеризуют его как охранителя самодержавно-крепостнического строя, противника учености и образованности. На приеме у Фамусова он сообщает о реформировании учебных заведений по казарменному типу:

«Там будут лишь учить по нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий

»[Грибоедов: 1987, 101]

Образ Скалозуба невысоко оценен и другими персонажами комедии А.С. Грибоедова. Чацкий охарактеризовал Скалозуба так:

«Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!»

 По поводу умственных способностей высказывается Софья: «Он слова умного не выговорил сроду»[Грибоедов: 1987, 19].

По словам Софьи, Скалозуб только и говорит, что «о фрунте и рядах» [Грибоедов: 1987, 19], что свидетельствует о его недалёкости. Скалозуб может поддержать разговор, рассуждая только о том, что ему хорошо знакомо, поэтому его речь наполнена военными терминами. Продвижение по службе осуществляет Скалозуб с помощью связей:

«Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы»

Полковник Скалозуб ‒ тип офицера-карьериста времён Аракчеева. Даже награжден орденом Скалозуб не заотвагу в бою, а по случаю военных торжеств.

Храбрый офицер Платон Михайлович Горич изображен в пьесе подкаблучником. Так изменился его характер после женитьбы на Наталье Дмитриевне, которая играется со своим мужем как с собачкой. Грибоедов

изобразил общество, в котором властвуют женщины.Встретив своего бывшего сослуживца на балу у Фамусова, Чацкий комментирует увиденное в своем последнем монологе:

«Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей

Высокий идеал московских всех мужей»

Дуэльная история в повести А.С.Пушкина «Выстрел»

«Выстрел» представляет собой дуэльную историю и может быть обозначен, по мнению Н.К. Гея, ««бретерским анекдотом», взращенным этикой и этикетом представлений о чести» [Гей: 1989, 48].

Повесть рассматривается исследователями как повествование о благородной мести или неумолимом мстителе. В первом варианте главный герой предстает индивидуалистом, во-втором – борцом за правыесоциальные идеалы обездоленных сословных групп.

«Среди «литературных» прототипов Сильвио Н.О. Лернер особо отмечает романтических героев Бестужева-Марлинского»

Поводом для вызова на дуэль оказалась пощечина, которую, по мнению исследователя(Исследователь Н.К. Гей), герой сам спровоцировал.

Сильвио стремится везде бытьпервым во что бы то ни стало, его цель –быть в центре внимания. Так, он компенсирует неравные в сравнении с

графом в глазах общества возможности. Когда жизнь графа оказывается в руках Сильвио после промаха соперника, она становится ненужной ему, потому что он не может в полной мере почувствовать свое превосходство над безоружным человеком, который под дулом пистолета спокойно лакомится черешнями. «Гибель графа в этом случае и закрепила бы раз и навсегда наглядно обозначенное его превосходство»

«Выстрел» ‒ это произведение о жизненном пути Сильвио во внутреннем протекании на протяжении многих лет от первого выстрела графа. Сильвио посвятил свою жизнь«несостоявшейся» дуэли, жизнь героя свелась в итоге к выстрелам графа и отказу от своего выстрела Сильвио. За эти семь лет «Сильвио превращается из блестящего и легкомысленного гусара-дуэлянта в мрачную, загадочную фигуру то ли инфернального злодея, то и романтического героя, готового вступить в борьбу за освобождение Греции и возрождение духа древнего благочестия, свободы и высоких идеалов»

А.Г. Гукасова в качестве основы конфликта обозначила социальное неравенство, принадлежность героев разному социальному положению. «Все подчинено одной цели –отомстить врагу, такому же сильному, такому же

бесстрашному, волевому, но знатному, богатому графу, оскорбившему бедняка Сильвио уверенностью в своем праве на первенство»

[Гусакова: 1949, 19].Противопоставление бедного гусара богатому графу является, по ее мнению, в повести пружиной действия.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 819; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!