Традиционные и инновационные методы изучения биографии в школе (Т.Г. Браже)



Какие жанры школьных биографий существуют в методике? Охарактеризуйте их особенности.

Источник: Браже Т.Г. О литературе в школе. СПб.: МИРС, 2008. С.8-55, 228-234, 278-280

В школьных учебниках литературы существует три жанра биографии писателя:

1) биографическая справка (краткие сведения о жизни и творчестве);

2) очерк жизни и творчества и литературный портрет;

3) описание жизненного и творческого пути.

Каждый из них имеет свои формы воплощения, каждый может быть осуществлен на разном материале, с разными дидактическими формами подачи материала (лекция учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся с источниками), с разной долей участия детей в рассмотрении материала, с разными вопросами и заданиями, но все-таки видовые особенности школьной биографии в них просматриваются отчетливо.

Итак, рассмотрим особенности каждого из выделенных жанров биографии.

Биографическая справка – это действительно краткие сведения о писателе (писателях), – в обзоре или перед включенными в программу одним-двумя небольшими произведениями писателя.

· Биографическая справка содержит основную информацию о жизни писателя и его произведениях, подаваемую кратко, конспективно, иногда – последовательно, иногда – фрагментарно, в зависимости от конкретной цели и в связи с произведением, которое будет изучаться следом за биографией.

· Последовательность подачи фактов чаще классическая, стереотипная – от рождения до смерти.

· Называются основные произведения, определяется место писателя в литературе через суждения о нем современников, критиков. Но при всей краткости она должна давать представление о личности писателя, мыслях, которые его волновали, ощущении предназначения его произведений.

Пример:

Салтыков-Щедрин писал о себе : «Я родился 15 января 1826 года в Тверской губернии, Калязинском уезде, в селе Спас-Угол. Десяти лет поступил в Московский Дворянский институт, а оттуда в 1838 г. был переведен в Царскосельский Лицей. Там я начал писать стихи, за которые был часто наказываем, там же начал и печатать их. Сколько помнится, первое мое напечатанное стихотворение „Лира“ было помещено в „Библиотеке для чтения“ 1841 или 1842-го года; затем я печатал стихи в «Современнике» Плетнева. После выхода из Лицея (в 1844 г.) стихов больше не писал. Затем служил и писал, писал и служил вплоть до 1848 года, когда был сослан на службу в Вятку за повесть „Запутанное дело“. Прожил там почти 8 лет и служил, но не писал. В 1856 году возобновил литературную деятельность „Губернскими очерками“ и вплоть до 1868 г. писал и служил, служил и писал. В 1868 году совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг. В настоящее время, одержимый жестоким недугом, ожидаю смерти. 21 сентября 1887 г. М. Салтыков».

Очерк жизни и творчества писателя или его подвид – литературный портрет писателя – наиболее распространенный и плодотворный жанр школьной биографии. И наиболее творческий, ибо невозможен без личного взгляда учителя, на основе которого выбираются отдельные факты, черты личности писателя, его произведения.

Понятие «очерк» происходит из очерчивания (черт) личности, т.е. из избирательного подхода к явлениям. Очерк не обязательно строится по принципу «от колыбели до могилы», имеет другую – концептуальную – последовательность, хотя не исключается и обычная.

От учителя, избирающего жанр очерка, требуется:

1) достаточная краткость: часто на очерк отводится 10-15 минут (от 3 до 5 страниц текста);

2) возможность фрагментарности изложения, не строго выдержанная хронологичность;

3) личная позиция, проявляющаяся в выборе цели и сюжета рассказа, в нестереотипности основной мысли-концепции очерка;

4) определенное соотношение фактов и обобщений, построенных на фактах;

5) яркие детали, западающие в душу учащихся и позволяющие восстановить рассказ, когда общие суждения или отдельные факты из него забыты;

6) умение аргументировать свою позицию, убедительность;

7) способность импровизировать.

Очерк – наиболее свободный жанр. В нем может быть в одном случае больше фактов о жизни писателя, в другом – больше фактов из его творчества; это зависит от цели, поставленной учителем. Может быть избран отдельный период жизни писателя, даже один значимый для него день жизни, чтобы раскрыть сущность его личности и творчества.

Очерк часто перерастает в эссе, наиболее свободную, личностную форму очерка, где позволяется трактовать предмет в той мере, «в какой он произвел впечатление на автора», как это определено в «Британской энциклопедии».

Традиционно очерк дается перед изучением произведения. Но возможен и обратный ход – от прочитанных и изученных произведений к конструированию облика писателя, чаще поэта, его личности, через мотивы его поэзии, стилистику и затем воспроизведение событий его жизни, отразившихся в поэзии или рассказах. Это применимо в 5–7 классах, но возможно и в старших. Так подано творчество А. К. Толстого в ряде изданий учебника для 10 класса, когда биография в конце главы дает объяснение, почему такой характер имеет его лирика. В более поздних изданиях учебника биография дается в начале главы не только как перечень фактов жизни, но и как образец прозы поэта.

Примером очерка жизни и творчества послужит конспект подготовленного урока по теме: «Очерк жизни и творчества И.А. Бунина».

 

Наиболее сложный по материалу, естественно, третий жанр – описание жизненного и творческого пути писателя. Это не просто «большая биография», разделенная на этапы.

· Ключевое слово в этом жанре – путь, путь личных исканий писателя, путь поисков тем, проблем, образов, стиля, путь смены жизненных и творческих позиций при сохранении постоянных особенностей мировосприятия и стиля.

· Писатель рассматривается как герой, проживающий свою жизнь со взлетами и падениями, мучениями и находками, обретением смысла, потерей его – и снова поисками.

Этот жанр биографии используется в школе трижды, применительно к жизни и творчеству Пушкина, Л. Толстого, Ахматовой, прежде – к Горькому, теперь оттесненному до уровня «справки». Дело не в количестве даваемых учителем «творческих путей», речь идет об обязательном присутствии в школьной практике самого понятия «творческий путь», даваемого на любых примерах хотя бы один раз в старших классах.

Традиционно существует два способа сочетания жизненного материала – хронологически последовательно даваемого и периодов творчества с примерами анализа произведений:

1) обзорно дается описание всего жизненного и творческого пути писателя, а затем примеры анализа произведений;

2) излагаются сведения об определенном этапе жизни и творчества писателя и следом за этим дается анализ произведений, созданных в этот период. Обычно так делается применительно к жизни и творчеству Пушкина, ранее так нередко преподносился Толстой.

 

Традиционные и инновационные методы изучения биографии в школе (Т.Г. Браже)

· При любом типе изучении биографии уместно обращение к воспоминаниям писателя и его автобиографиям. Так, учителя могут успешно использовать воспоминания А. Фета, «Исповедь» Л. Н. Толстого, без которой последние годы его жизни, да и творчество этого периода будут недостаточно понятны читателям.

· В методике разработаны уроки по дневникам и письмам писателей: по переписке Пушкина с Жуковским периода ссылки в Михайловское, по дневникам и письмам Тургенева. Такие уроки возможны и по современной литературе, например, по длительной переписке изгнанного из своей страны писателя Г. Владимова и критика Л. Анненского.

· Практикуется также ознакомление учеников со стихами отечественных и зарубежных русских поэтов о Пушкине, у каждого из них свое восприятие его жизни и творчества. Работа с ними помогает закрепить в сознании юных читателей поэтический, живой образ великого поэта, выявить специфику его восприятия и особенности стиля поэтов разного времени и таланта, способствуя тем самым воспитанию эстетического вкуса учеников. Можно предложить выучить понравившееся стихотворение наизусть для закрепления образа поэта в сознании учеников как своего рода личного символа или сочинение личной речи о Пушкине, по образцу той, что произносили в свое время на пушкинском юбилее Достоевский и Тургенев.

· Возможно изучение не всего творческого пути писателя, передоверив это работе с текстом учебника, но дать более подробный анализ жизни и творчества отдельного периода жизни писателя, наиболее интересного для учащихся, по мнению учителя. Например, участие Л. Н. Толстого в Крымской войне и произведения, посвященные Севастопольской обороне, или темы «Толстой и Кавказ» с «Казаками», «Набегом» и поздним «Хаджи-Муратом».

· Учащиеся смогут получить цельное представление о жизни и творчестве писателя через текст учебника, который современные учащиеся чаще лишь проглядывают, заменяя Интернетом. Поэтому нужны интересные для них вопросы и задания, которые стимулируют их интерес и учебнику, и к творчеству писателя, взятые либо из самого учебника, если они в нем есть, или предложенные учителем.

· Как показывают современные методические исследования, изучение биографии писателя может активнее способствовать развитию интереса к его личности и чтению его произведений, если соблюдаются такие методические принципы и условия:

ü право выбора учащимися источника биографических знаний, автора биографических текстов, формы подачи и содержания биографического материала;

ü паритетность учителя и ученика как читателей;

ü при обеспечении комфортности обучения учащихся, даже не слишком развитых как читатели любого типа текста, при исключении их третирования;

ü при отборе биографического материала, который вызывает интерес и яркий эмоциональный отклик учащихся на жизнь писателя, их сопереживание ему, являющиеся отправной точкой для интереса к изучению биографии писателя.

В этом отношении современных учащихся более другого интересует личная жизнь писателя, его право на жизненные сложности и даже признание возможности «ошибки», как у любого человека. Но, признавая это право, учитель должен и при этом высветить высокое предназначение жизни писателя, не опуская его на уровень обыденности.

· Необходимо использование не только традиционно оправдавших себя форм работы, но и активных современных форм (педагогические мастерские, дискуссии, диспуты, проектирование, технологии чтения и письма для развития критического мышления, исследовательские работы учащихся на различные темы, в том числе краеведческие, творческие работы в разных жанрах – рисование, исполнение музыки к произведениям писателя, сочинение ее).

· Необходимо также использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в той же мере, как бумажных носителей и устных текстов; при этом для учителя возникает необходимость самому владеть ИКТ и научить ученика комплексному использованию разных источников; и главное – надо научить учеников оцениванию качества и достоверности получаемой из них информации. Создание учащимися презентаций по биографиям различных писателей раскрывает потенциал современного урока с использованием ИКТ как урока, способствующего, прежде всего, возникновению интереса к такой форме работы, затем к личности писателя, а далее к его произведениям.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 543; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!