Часть I. НАСЛЕДИЕ БОГИНИ ТХУТМЕРТАРИ. 1 страница



ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА (2017).

П

 риветствую, друзья! Ровно год прошёл со времени издания омнибуса (авторского сбо-

 рника), куда вошли два моих романа: «Обречённые на Бессмертие» и «Освобожде-ние», соответственно, пятая и шестая книги цикла «Великая Душа». Это было первое нормальное, внятное, 1автором издание романов Толуэлла за 20 лет. Оно же — первое самостоятельное малотиражное издание в моей жизни писателя; и хотя в прежние времена общий тираж моих книг составлял 70 тысяч экземпляров, я не очень жалею о тех време-нах. Да, в те времена тиражи были выше. Но автор сво-их читателей не знал, для него они были безымянной публикой, среди которой рас-ходятся книги. Зато теперь есть инте-рнет, автор знает своих читателей едва ли не в лицо и уж точно — по никам на форумах и в соцсетях, по чатам и по старой доб-рой электронной переписке. Я с удовольствием общаюсь с читателями, отвечаю на их вопросы, а в ответ получаю отзывы и критику. Итак, моя первая малотиражка была издана при их деятельной поддержке.

Теперь, когда прошёл уж год, могу признаться: да, я волновался, я переживал, как это будет. Сперва переживал, захотят ли люди платить деньги за бумажное издание ро-манов, которые я сам выкладывал в сети, в свободном доступе на форуме «Киммерии.ру» и в своём «Живом журнале». Потом переживал, не подведут ли партнёры с платформы Ридеро, справится ли с заказом их типография, напечатает ли книги без ошибок, по сде-ланному мной макету, не будет ли потом сложностей с доставкой тиража. Я также опаса-лся накладок при работе с «Почтой России» — забегая вперёд, скажу, что была лишь од-на, и то, никак не связанная с этой книгой. В итоге все, заказавшие мой первый омнибус, получили его по почте, причем довольно быстро, в среднем — за неделю. И, наконец, переживал, как мои новые книги воспримут читатели. Особенно те старые и верные чита-тели, кто ждал их почти 20 лет. Двадцать лет — это не шутки, знаете ли. У тех моих чи-тателей, кто впервые прочёл Толуэлла в конце 90-х, у самих теперь дети того же при-мерно возраста, готовые читать книги Толуэлла. Но за это время, за два десятилетия, из-менился сам автор, во многом изменились и книги. Я не могу и не хочу в свои «под 50» писать так, как писал в 25! Можно было ожидать хора возмущённых откликов: всё плохо, Толуэлл уже не торт, весь исписался, «и вообще, не надо было возвращаться».

К моему удивлению, к моей недоверчивой радости, всё оказалось совсем не так. За весь минувший год я получил один-единственный отзыв разочарованного читателя, и в дальнейшем общении с ним выяснилось, что ему больше по душе «ранний» Толуэлл. Это понятно, и это нормально, я уважаю такую позицию. Все остальные отзывы были в той или иной мере положительными, иногда даже восторженными, так что порой я чувствовал себя неловко. Книги свои, что прежние, что нынешние, сам стараюсь воспринимать трез-во, с их достоинствами и недостатками. Толуэлл — ни разу не «великий» и не «выдаю-щийся», никогда не был «гениальным» и наверняка уже не станет «топовым» писателем. Толуэлл, как я сам воспринимаю свою литературную работу, — оригинальный нишевый автор; автор, взявший на себя дерзость немного раздвинуть «границы дозволенного» в од-ной отдельно взятой фантастической вселенной, мире Хайборийской эры Р.И.Говарда; ав-тор, который хочет двигаться вперёд, в неизведанные дали творчества, к непокорённым вершинам фантазии.

И оказалось, что такая дерзость по душе многим читателям. Они ждут новых книг, «стучатся» к автору в почту и личные сообщения, напоминают о себе, требуют продолже-ний, не хотят отпускать. Само собой, возникают и недовольные, у кого вот эта «дерзость» автора вызывает глухое раздражение и деятельную неприязнь. Я отношусь к ним с пони-манием, не осуждаю и не обсуждаю, но сам стараюсь писать для тех, кому работы Толу-элла по душе.

Уже сейчас, насколько мне известно, цикл «Великая Душа» является самым большим, масштабным и продолжительным в Саге о Конане, причем не только в отечественной, но в целом, в мировой. Я вовсе не считаю это какой-либо своей «заслугой» или «преимущес-твом», скажем, перед создателями «короткой формы», нет, мне просто нравятся длинные, насыщенные множеством страстей, событий и героев эпопеи. И как читателю нравятся, и как автору.

А ведь цикл «Великая Душа» ещё далеко не закончен. 20 лет назад он был заявлен как «септология», то есть семь романов. Сначала, в 1997 году, вышли четыре романа; потом был перерыв до 2015 года, после перерыва появились ещё два романа; и сейчас вы держите в руках книгу, в которой объединены, сведены в дилогию, уже седьмой и во-сьмой романы цикла. Сюда же добавьте «дочерний» цикл «Изгои», своего рода приквел «Великий Души», он состоит из отдельных новелл (рассказов), но все вместе постепенно складываются в роман, возможно, не один — о юных Камии и Джосере, об их увлекате-льных приключениях и столкновениях с Конаном-варваром.

Собственно, Камия и Джосер, только сорокалетние, являются и главными антагониста-ми этой книги, обоих романов дилогии «В круге Сета». Впрочем, антагонистами ли? Чи-тайте и решайте сами.

Для тех, кто ожидает приключений в духе «Неподвластного богам» и «Огней Будуще-го», скажу без утайки: эта книга другая. Те книги были подростковые, а эта книга — взрослая и для взрослых людей. Нет, совсем не потому, что здесь какой-то уж совсем особенный, дикий, необузданный секс, — хотя и он имеется в наличии, — но потому, что в этой книге приключения героев очень взрослые, настоящие, жёсткие. Здесь меньше ма-гии, чем в предыдущих книгах, но больше тайн и недосказанностей, больше интриг и ло-вушек, больше простора для фантазии читателя, его собственных толкований и симпатий-антипатий. Здесь мотивы главных персонажей подчас могут выглядеть странными и запу-танными, во всяком случае, неоднозначными. Чего стоят хотя бы отношения Конана и Ка-мии: яростный клубок из ненависти, недоверия, презрения, уважения и восхищения, при-чём эти чувства взаимны вполне! И что из этого клубка родится, я и сам не знал до пос-ледних страниц книги.

Здесь каждому из основных героев приходится вести смертельную борьбу за выжива-ние. Не за богатство! Не за трон! И не за власть над миром, как когда-то. А за выжива-ние: своё, своих любимых, своей страны и своей расы. Один главный герой — в плену у старого недруга, и вырваться из плена невозможно (для обычных людей; но для него ли?), другой — в тисках смертельного врага, причём врага всего человеческого рода; тре-тья — носит в чреве своего неумолимого убийцу. А тот, кто был недавно богом, сам стал приговорённым к неизбежному концу, и от Судьбы не убежишь, он это знает… Другой, кто подлостью и хитростью добыл чужой престол, мечтает искупить грехи, но строит запад-ню и попадает в нее сам, также оказывается приговорённым. И постепенно выясняется, что приговорены, так или иначе, все; но лишь у самых сильных, волевых, изобретатель-ных, кто не падает духом, а продолжает бороться, остаётся шанс переиграть Судьбу, шанс на спасение, на «выход в следующий круг».

Итак, если вы хотите остросюжетных хайборийских приключений — они здесь есть, от драк с пиратами на море до осад и штурмов городов; от крутой боёвки со змеядами до изящных и циничных политических интриг; от поразительной любви и до непревзойдён-ного коварства…

Но если вы хотите также мотиваций для себя, для своей жизни — и они здесь есть. Насколько я могу судить, как автор, эта книга отлично мотивирует на осознание собствен-ных слабостей и упущений, на преодоление ошибок, неудач, невзгод и даже безысход-ности. Если бы я сам такую книгу не писал, я бы точно захотел её прочитать. Скажу вам по секрету, мне самому эта книга помогала в болезни, в горе и в отчаянии, а её герои — помогали не бросить, дописать и вывести к людям. Разве я слабее своих собственных героев? Разве вы слабее моих — ваших любимых — героев? То, что смогли они, смогу и я, сможете и вы.

Желаю счастья и удачи всем моим читателям. Надеюсь, эта книга вам понравится, и вы не пожалеете ни времени на чтение, ни средств, затраченных на ее приобретение. В отличие от «Обречённых на Бессмертие» (2015) и «Освобождения» (2016), оба романа 2017 года, «Похитители Победы» и «Триумф Империи», нигде ранее не публиковались. В сети их не было и нет. Если вы держите эту печатную книгу в руках, значит, вы самые первые читатели новых романов.

Как всегда, благодарен за отзывы, замечания, пожелания. Я открыт для предложений. Например, мне трижды за последние годы предлагали сделать игру или игры по мотивам своих книг. Но я не разбираюсь в играх, не знаю, как это делается. Вы разбираетесь и хотите сделать? Делайте! Чем могу, помогу. Нам также нужны иллюстрации, отзывы на рекомендательных ресурсах, может быть, фан-сайты, группы поддержки. Так это теперь работает. Хорошие книги появляются уже не только и не столько у хороших авторов, ско-лько благодаря здоровой самоорганизации активных читателей.

Особо буду благодарен за материальную поддержку. Поддерживая автора материаль-но, вы оцениваете его труд, благодарите за упорство и вкладываетесь в будущие книги, в продолжения любимых историй.

Ваш Брайан Толуэлл, июль 2017.

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.

 Конан, варвар из Киммерии, свергнутый король Аквилонии

 Тезиас, по прозвищу «Великая Душа», волшебник, учёный, бывший бог Хайбории

Стигийцы:

Джосер, король Стигии, глава культа Сета

Мефрес (Камия), его кузина, жена и соправительница

Имхотеп, советник короля, учёный лекарь, зодчий

Ронтакис, советник королевы, князь, дипломат

Ксептах, командующий флотом, адмирал

Ратмес, капитан флагманского фрегата

Анеф, секретарь королевы, писец, воин

Хнум-Собек, посвящённый жрец Сета, маг Черного Круга

Аквилонцы:

Вибий Латро, герцог Тарантийский, наместник Аквилонии

Гней Кавлон, командир гвардии Чёрных Драконов

Латеус, верховный жрец Митры

Антонио, лейб-медик короля

Троцеро, граф Пуантенский

Аргосцы:

Мило, король Аргоса

Кассио, его старший сын и наследник, принц

Ариостро, его младший сын, принц

Молинарио, его первый министр, граф

Аркадио, командующий армией, генерал

Зингарцы:

Эленора, сестра герцога Кордавы

Эрнандес дель Риова, её спутник, маркиз

Васкес, посланник кордавского герцога, барон

Пришельцы из Будущего:

Роберт Рэнквист, король Аквилонии под именем «Роберт Благочестивый»

Аманда Линн, подруга Конана, воительница

Змеяды:

Танита, верховная аккала (царица) змеиного народа

Мтаусс, посвящённый жрец Сета, маг Черного Круга

А также:

Милиус, известный в Хайбории как «Скучающий Маг»

Брахо, магистр Синих Монахов, также известный как «Слуга Судьбы»

Паксимен, медикус из Атлаи, наречённый отец и доверенное лицо Камии

Страж Земли

В эпизодах — воины, пираты, рейнджеры, змеяды и пр.

Пролог.

О

 н слушал победную песнь Зачарованного Города.

 Внешне там ничего не могло измениться после ухода поработительницы в Мир

 Иной и счастливого освобождения ее раба. Несокрушимой громадой, пронзаю-щей купол небес, вздымался посреди города Стержень. Несметные потоки Живой Энергии, как и прежде, струились по Стержню сверху вниз, растекались по Зачаро-ванному Городу и давали жизнь многокрасочным бессчетно-многоугольным строени-ям, более напоминавшим аморфные разумные существа. Мягкий желтоватый свет, не имеющий видимого источника, прозрачным теплым одеялом укутывал Город; вы-сокое солнце, могучее светило этой планеты, прозванное хайборийцами Оком Мит-ры, смотрелось там малозначащим, декоративным дополнением к феерическому ан-туражу — нечто вроде тлеющего огарка свечи в сокровищнице сияющих бриллиан-тов. С далекого расстояния прозрачное облако желтоватого света, да и весь Зачаро-ванный Город, чудились слабо мерцающей полусферой, поминаль-ным курганом какого-то давно почившего бога. Вокруг города расстилались безбрежные зеленые моря северных лесов и лишь изредка средь тех морей проглядывали ледяные остро-вки — то высились пики Гор Серых Обезьян. Но ни обезьян, ни прочей живности не водилось на десятки миль вокруг; лишь эти дремучие великаны, дети Земли, выде-рживали соседство с Зачарованным Городом. Они же таили его все минувшие эоны, пока дерзновенный гений Великой Души не воззвал его к новой жизни.

И все же победная песнь звучала. Как и всякий живой, мыслящий организм, За-чарованный Город умел грустить и умел радоваться. Разлученный с хозяином, он грустил. Он даже бывал жестоким к нечаянным своим обитателям. Он почти погубил их. Но теперь, когда грусть сменилась радостью, его последний обитатель, старик с длинной седой бородой, мечущийся в каком-то непонятном пространстве между Прошлым и Будущим, между Жизнью и Смертью, — так вот, этот потерянный старик скоро почувствует благотворную перемену.К нему вернется вдохновение, и он нако-нец-то раскроет тайну Зачарованного Города, а с нею — и способ погубить его, этот город, вместе с несокрушимым Стержнем, неодолимым защитным полем и прочим феерическим великолепием.

А пока джан слушал победную песнь Зачарованного Города и в эти долгождан-ные мгновения вовсе не желал думать о благородном седовласом старике и о реша-ющей роли последнего в предстоящих печальных событиях. В конце концов, вос-станавливая этого человека из небытия, он, джан, прекрасно знал, на что идет.[1] Разве позволительно ему своевольничать в непосредственной близости от Границы и при том не ждать далеко идущих последствий?

Они всегда являются, эти злосчастные последствия, как только он к чему-то прикасается на своей родной планете. Поэтому пресловутая Граница Дозволенного в иные мгновения мнится ему удавкой, которую было бы величайшим счастьем затянуть, раз и навсегда избавить от мучений; однако ему не дано испытать такого счастья. А тут еще эти двойные глаза и три зловещие тени струятся за ним повсюду, как ни пытается он прогнать их священным светом телунитовых стен. И все это помимо бесконечных приставаний Стража Земли; от насмешек и колкостей надоедливого, ревнивого и ущербного хранителя земной жизни не спрячешься даже здесь, в этой серебристой обители всемогущего джана.

Всемогущего?.. О, если б была на то его воля, он охотно поменялся бы своим всемогуществом с любой из амеб, плавающих по просторам Океана. Право же, они, древнейшие существа, более достойны страдать внутри Границы Дозволенного! И они гораздо мудрее его, ибо никогда не возжелают взять от Судьбы больше, чем способны переварить.

Кто он — джан? Все еще человек или уже нет? Наверное, все же человек, если ему доставляет удовольствие прятать свое истинное естество под личиной старца весьма невзрачной наружности, плешивого, с одутловатым лицом, мелкими выцветшими глазками и растрепанной белой бородкой. Этот облик — возможно, единственная позволенная ему насмешка над теми, кто вечно насмехается над ним.

А может, туземное обличие — всего лишь ностальгическая иллюзия? Разве он человек?! Что для него эта планета: родной дом, место ссылки или один из бессчетных Миров, прожитых и пережитых им?

Или не им?..

Стражу проще. Земля для него — конечный пункт бессрочной командировки. Это квазиживое существо не любит Землю — и не может любить. Он — Страж, то есть стражник. Охранник. Хранитель. Его сюда поставили, он тут и стоит. И будет стоять, пока существует Земля. Поставили бы его на Марс — стоял бы там. А поставили бы на Фаэтон — тот Фаэтон до сих пор летал бы вокруг Солнца. И сторожил бы этот Страж Фаэтона тамошнюю фаэтонову жизнь, в качестве занятного эксперимента захмелевших от собственной мудрости сверхцивилизаций… Почему всегда от великих экспериментов страдают не экспериментаторы, а экспериментируемые?

В подобных размышлениях протекало земное существование джана, которое он не стал бы называть жизнью. Но сейчас он радовался, слушая победную песнь Зачарованного Города. Победа грезится такой великой — ну как же, сообща отстояли родной мир от Абсолютного Зла! — а между тем эта великая победа над бессмертной богиней Тхутмертари всего лишь мелкая, пустячная, промежуточная удача на пути к действительно Великой Победе. К победе над теми, кто решит признать свой эксперимент «ничтожным» и захочет отнять у Земли жизнь. Без промежуточных удач, однако, не будет и той самой Великой Победы. И потому джан счастлив, что в триумфе Конана, Тезиаса, Брахо, Аманды и того самого Существа присутствует значительная толика его трудов.

Всевидящий взор джана попеременно обращается то на юг, к горе Монтесан, эпи-центру схватки, то на восток, к Зачарованному Городу, который, словно пристраст-ный болельщик, весьма своеобразно интерпретировал происходящие события.

Вот он, блестящий финал ночной драмы. Существу из Чужой Вселенной, возомнившему себя единственным вершителем воли Судьбы, ее карающей десницей, не удается победить самозваную Богиню Звездного Бессмертия. Она торжествует — и, ослепленная своим героическим триумфом, уже миг спустя позволяет «презренному смертному» — на самом деле величайшему герою всех времен — провести себя, как девчонку. Конан отчаянно рискует; на карту поставлена его жизнь и само существование человечества. Тхутмертари повелевает своему рабу исполнить последнюю просьбу Конана. Великая Душа с особым тщанием выполняет волю владычицы, так как надеется, что эта ее воля также окажется последней для владычицы. Черные молнии смерти несутся к киммерийцу. В руках его возникает серебристый медальон с Пирамидой Мира — это постаралась Аманда Линн. Приснопамятный амулет на сей раз служит благому делу. Черные молнии отражаются в нем и устремляются к Тхутмертари. Это конец. Существо получает энергетическую подпитку и некоторое время спустя исполняет вторую часть своей триединой клятвы…[2]

Однако участники схватки не ведают, что в действительности произошло с Тхутмертари. Она не умерла, конечно, ведь она отвоевала для себя Вечность, — хотя, знай она заранее, где и как пройдет эта Вечность, она бы, несомненно, предпочла умереть как простая смертная. Обратив свой взор на Зачарованный Город, джан увидел, как из земного тела золотой богини исходит ее мыслящая сущность, ее черная душа, сплетенная с разумом. Тонкие энергии Стержня красочно живописали события, невидимые людьми и богами, но реально происходящие в Астрале. Вот Существо сворачивает пространство вокруг Тхутмертари; земной Мир исчезает, на смену ему возникают безбрежные просторы некоей чужой, неведомой Вселенной, мертвой, пустынной, сплошь заполненной мраком, беспросветным вакуумом — это и есть новый дом для Тхутмертари, то место, где минует ее Вечность… Затем пространство снова разворачивается вокруг богини, и портал закрывается. Навсегда. Дерзкая получает свой собственный Ад, и джан, наблюдая за нею, ощущает невольное сочувствие к несчастной. Пусть она и богиня Абсолютного Зла, никто не в состоянии понять ее так, как понимает он…

Пейзаж меняется, но джан больше не смотрит на восток. Взор его возвращается к горе Монтесан. Увлекшись судьбой Тхутмертари, он едва не пропускает события не менее интригующие.

Вот варвар Конан пытается убить карлика Тезиаса, Великую Душу. Но вместо этого уничтожает демона Сура, подселенного коварными богами к Великой Душе. События развиваются быстрее, чем ожидал джан. Тезиас вновь свободен, и его верный магистр Брахо возрождается к новой жизни! Конан потрясен и разочарован; разумеется, он считает карлика своим заклятым врагом — каково же ему выступать в роли спасителя заклятого врага?! Конан еще не ведает, что, освободив Тезиаса от проклятия демона Сура, он совершил подвиг намного более грандиозный и значительный, чем даже победа над Тхутмертари. Ибо самозваный бог Великая Душа необходим миру, необходим в этой ветке реальности, — настолько же, насколько нужен миру сам Конан.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!