Второе и третье прослушивание произведения



Чтобы учащиеся запомнили произведение, его необходимо прослушать несколько раз.

Цель последующих прослушиваний - уточнить (расширить, углубить) начальное представление художественного образа и научить размышлять о музыке (об образе и его развитии, о средствах создания образа). Прослушивание в этом случае проводится фрагментарно.

 

Урок второй

На втором уроке необходимо прослушать изучаем музыкальное произведение, чтобы закрепить знание его на слух.

Проверка знания произведения может проводить двумя способами:

• как этап урока «Слушание музыки — закрепление», посвящённый только закреплению изученного произведения,

 •в рамках этапов «Изучение нового материала» и «Организационный этап».

8

                               Движение под музыку

Движение под музыку – вид деятельности, используемый на уроках музыки в общеобразовательной школе.

На уроках музыки движение используется со следующими целями:

 • активизация восприятия музыки (слуха и эмоционального переживания);

• развитие музыкальных способностей (прежде всего чувства метра и ритма);

• формирование творческих способностей;

•  объяснение и закрепление теоретического материала (формирование представлений об элементах музыкального языка, принципах развития музыки, музыкальной форме).

Движение под музыку является оптимальным видом деятельности, активизирующим музыкальность. Это обусловлено физиологией человека: первая непроизвольная реакция человека на музыку проявляется в моторике, в мышечном движении (в движении тела). По движениям человека в процессе восприятия музыки можно судить об уровне переживания им этой музыки. В движении музыка ощущается полнее, становится «видимой», понятной, знания усваиваются быстрее и легче. Для младших школьников свойственно ощущение единства движения и музыки, поэтому они с

удовольствием двигаются под музыку.

На начальном этапе обучения используются элементарные ритмические движения, тактирование и звучащие жесты. Затем осваиваются выразительные движения (пластическое интонирование). И только после у учащихся формируется умение самостоятельно, творчески (по-своем, по-новому, отлично от других) использовать знакомые движения- импровизировать.

Ритмические движения-это элементарные (простейшие) движения, заимствованные из ритмики: шаг, наклоны, повороты, кружения, подскоки, лёгкое покачивание, , пружинящие движения на месте, движения рук, головы

.Пластическое интонирование- импровизационные (спонтанные) движения тела и мимических мышц, выражающие художественный образ, эмоциональную сферу произведения и отображающие (моделирующие) особенности его звучания. Пластическое интонирование есть двигательная импровизация.

 Звучащие жесты: хлопки, притопы, шлепки, щелчки- это жесты, в результате которых издается звук. Звучащие жесты можно выполнять стоя или сидя.

Хлопки (Хл.) - упругие удары чуть напряжённым пальцами одной руки по ладони другой. Размах движений  зависит от темпа: в медленном — широкие, плавные движения, в быстром- небольшие движения.

9

Варианты хлопков:

· перед собой на уровне пояса (как правило), за спиной, над головой, в стороны;

· громкие и тихие; глухо звучащие Хл. полыми ладонями (ладони в форме чаши); звонкие Хл.- хлёсткие удары несколькими пальцам и по ладони

Шлепки (Шл.)-упругие удары плоскими кистями рук по бёдрам у колен, по внешней части бедра или по груди; можно выполнять как сидя, так и стоя. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами.

 Варианты выполнения:.

· одновременно двумя руками.

· отдельные удары правой или левой рукой

· отдельные удары каждой руки в чередовании с одновременными ударами обеих рук

· перекрёстные удары (правая рука ударяет по левому бедру и наоборот).

Притопы (Пр.) - акцентированные удары одной ногой. Можно делать притопы одной ногой

или попеременно двумя (оставаясь на одном месте или продвигаясь вперёд), всей стопой, пяткой или носком.

Щелчки (Щел.) - выполняются большим и средним или большим и четвёртым пальцами рук либо кулачками по надутым щекам; можно выполнять с поворотными движениями туловища вправо и влево.

Варианты выполнения:

·  обе руки щелкают одновременно.

· попеременные щелчки правой и левой рукой

Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как эти инструменты всегда под рукой. Ими можно сопровождать исполнение несложных мелодий и полевок .

. В звучащих жестах полезно прорабатывать различные ритмические фигуры прежде, чем переносить

их исполнение на ударные инструменты, и также заранее прорабатывать сложные ритмические фигуры в разучиваемой песне. На звучащих жестах удобно объяснять теоретический материал. Так, например, на хлопках легко можно показать оттенки динамической градации прежде всего переход от piano к forte и наоборот. Элементарное движение (и ритмическое, и пластическое) на уроках музыки используется как средство моделирования элементов музыкального языка: звуковысотного движения, динамического развития и агогики, метра и

10

ритма, гармонии, принципов развития и формы произведения. Темп, например, моделируется медленными, быстрыми и умеренными движениями, с постепенным ускорением или замедлением.

Детям проще представить себе элементы музыкального языка, если для этого использовать не только мышечные ощущения (движение), но и ассоциации (образные сравнения)

Например, формируя представления о способах звуковедения (легато и стаккато) можно использовать образ воробья: на земле воробей прыгает и клюёт, в воздухе летает.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!