Первое прослушивание произведения



Виды музыкальной   деятельности   учащихся на уроке музыки

Музыкальная деятельность сводится к трем видам:

* слушательская деятельность- слушание музыки;

* исполнительская деятельность-пение и игра на элементарных музыкальных инструментах;

* творческая деятельность.

Пение

Цель певческой деятельности на уроках музыки- сформировать навык выразительного исполнении песен, способствовать самовыражения школьников.

Задачи:

 образовательные:

- научить петь красивым звуком:

- научить владеть голосом:

- обучить правилам пения;

- познакомить с песенной культурой различных народов,

 развивающие:

- развить певческий голос учащихся (расширить динамический, звуковысотный диапазон).

воспитательные:

- привить музыкальный вкус, интерес к песенной культуре различных народов.

! Исполнить песню выразительно,  значит передать настроение, чувства, заложенные в ней.

Навык выразительного исполнения формируется на основе понимания детьми художественного образа песни и его эмоционального переживания и достигается за счет:

*  характера исполнения (ласково, радостно и т.п.);

 * звуковедения (связно, отдельно, отрывисто, подчеркнуто);

* динамических оттенков и фразировки;

 * агогических изменений;

* осмысленности дикции;

* мимики, выражения глаз, жестов и движений.

2

 Иначе, чтобы учащийся смог исполнить песню выразительно, необходимо научить его пользоваться своим голосом как музыкальным инструментом и петь осмысленно: с художественной целью менять силу голоса, характер звука, штрихи, замедлять либо ускорять темп.

Правила пения:

 * сидеть или стоять подтянуто, без напряжения, развернув плечи и держа голову прямо;

* ясно и чётко произносить слова, что достигается:

-  естественным и свободным открытием рта;

 - энергичным и легким произнесением согласных, особенно в конце слов':

* быстро произносить согласные и максимально растягивать гласные;

 * умеренно округлять гласные;

 * не петь слишком громко (не форсировать звук) и не петь вялым звуком;

* делать умеренный по объему, активный, бесшумный вдох, как бы ощущая нежный аромат цветка (не поднимая плеч):

* брать дыхание в установленных местах;

* стараться ансамблировать по силе и тембру звука с голосами других учеников.

Критерии выбора песни:

* соответствие возрастным особенностям уч-ся;

* мелодичность (поступенное движение, скачки с последующим заполнением);

* простой ритмический рисунок (чередование не более 2-3 видов длительностей);

* лаконичность формы (форма куплета не более одного периода);

* ясность фразировки;

* интересное (соответствующее возрасту школьников) содержание.

3

Слушание (восприятие) музыки

Воспринимать (слЫшать) музыку - значит осознавать и эмоционально переживать образное содержание музыкального произведения.

Цель данного вида музыкальной деятельности заключается в том, чтобы научить:

 * понимать музыку как отображение окружающего мира и выражение чувств, эмоционального состояния человека;

* эмоционально переживать образное содержание музыкального произведения.

Композитор музыкальными звуками зашифровал в произведении своё видение мира. И нам необходимо понять, что же хотел сказать (выразить, изобразить, передать) композитор.

Задачи:

* познакомить учащихся с музыкальными произведениями различных жанров и стилей;

* дать им необходимые теоретические знания:

- о музыке (о стилевых и жанровых особенностях музыки);

- о музыкантах и исполнительских коллективах;

- о творчестве композиторов;

* научить размышлять и высказываться о музыке;

* воспитать музыкальный вкус.

Правила прослушивания музыки:

· сидеть удобно;

· вести себя воспитанно, не мешать слушать другим:

·  слушать внимательно, сосредоточенно.

Процесс прослушивания музыки необходимо проводить с учётом объёма слухового внимания и интересов учащихся:

· дети 6-7 лет способны внимательно слушать музыку одну-полторы минуты; учащиеся ІІІ класса - около трёх минут, четвероклассники могут охватить вниманием музыкальный образ, звучание которого длится 4-5 минут; подростки внимательно слушают произведения, звучащие до 5-17 минут.

·  младшие школьники с удовольствием слушают весёлую, жизнерадостную музыку, а также произведения, посвящённые героической тематике, музыку, выражающую их детское мировоззрение, отличающуюся конкретностью, яркостью образов, гибкостью ритмов, простотой и

 

4

ясностью формы и языка. Девятилетние школьники хорошо воспринимают в музыке образы героической тематики, музыку разных народов.

                  На изучение музыкального произведения отводится два урока. На первом уроке произведение изучается (образное содержание и средства его воплощения) и запоминается учащимися на слух, даётся информация об авторе. На втором уроке проводится закрепление знания музыкального произведения на слух.

Этапы организации процесса слушания музыкального произведения:

 Первый урок:

·  вступительное слово;

·   первое прослушивание произведения и беседа по поводу услышанного;

· второе прослушивание и беседа по поводу услышанного';

·  последнее прослушивание.

Второй урок: . закрепление знания произведения на слух, знаний о композиторе и произведении.

Урок первый

Вступительное слово

Вступительное слово имеет две цели:

·  дать учащимся знания о произведении и его авторе:

· эмоционально настроить на его восприятие, вызвать к нему интерес.

Что должны узнать и запомнить школьники:

 • название произведения;

 • жанр произведения;

• идейный замысел произведения;

 • имя и фамилию композитора;

 • портрет композитора;

 • национальность композитора;

 • эпоху жизни композитора;

• значение творчества композитора в истории музыки;

 • занимательные факты из биографии композитора, факт связанные с изучаемым произведением.

Например:

• Когда Бетховен дирижировал Девятой симфонией, он уже не слышал ни одного звука, издаваемого оркестром.

• Н.А. Римский-Корсаков не сразу стал композитором, сначала он был военным моряком, даже плавал на корабле вокруг света. Но потом он расстался с военной службой, серьезно занялся музыкой и написал много прекрасных сочинений. Некоторые из них вы услышите на уроках. Из- за того, что композитор сначала был моряком и много времени проводил в военных походах; музыкальные образы моря у него получились лучше всех остальных композиторов в мире.

               

5

Три способа подачи музыкального произведения:

 I. Перед прослушиванием необходимо сказать ученикам несколько слов об идее и содержании произведения, об образах и чувствах, заложенных в нём. То есть, сказать «о чём рассказывает музыка», «что она выражает или что изображает» (что хотел сказать композитор). Здесь учителю важно найти яркие художественные выражения, настраивающие учащихся на характер музыки.

               Перед прослушиванием можно:

 - прочитать стихотворение или отрывок из рассказа, романа, раскрывающий аналогичное содержание.

 - показать аналогичного или близкого содержания картину.

Например:

- Сегодня вы услышите еще один отрывок из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», музыка которого рисует нам второе чудо. Каким было второе чудо в этой сказке? Я подскажу (либо: правильно, появление богатырей. Вот как А.Пушкин описывает этот момент).

...Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

 Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге

 И очутятся на бреге,

 В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

 Все равны, как на подбор,

С ними лялька Черномор

- Послушайте, как рисует нам их облик композитор.

II. Предложить ученикам послушать музыкальное произведение без объявления его названия и без предварительного раскрытия содержания, и самим определить характер музыки, её образную сферу в целом и после подобрать в предложенных вариантов соответствующее название.

 

 

6

Например:

• В своём произведении Н. Римский-Корсаков изобразил полет насекомого. Послушайте внимательно и определите, чей полет изобразил композитор - мухи, комара или пчелы? (Прослушивание фрагмента из оперы «Сказка о царе Салтане «Полёт шмеля».).

•  Послушайте новую музыкальную пьесу, определите ее характер и средства музыкальной выразительности. (Звучит пьеса И.С. Баха «Шутка», школьники производят разбор средств ее художественной выразительности.)

– Вам понравилась эта музыка?

— Какой характер она носит? (Звонкий, шуточный, искристый, стремительный, смешной, бойкий.)

 

- Какое название вы могли бы придумать для этой музыки? (Школьники называют свои варианты.)

- А композитор, который ее написал, озаглавил ее одним словом – «Шутка».

- Подходит ли к музыке такое название? (Да.)

-На итальянском языке слово Шутка произносится   «скерцо».

III. До прослушивания произведения объявить название произведения и вместе с учащимися обсудить, какие именно средства музыкальной выразительности будут участвовать в создании образа, заданного в названии. После слушая музыку, школьники должны найти подтверждение или опровержение собственным предложениям.

Первое прослушивание произведения

         Цель первого прослушивания - сформировать у учеников эмоциональное отношение к музыке. То есть, школьники должны почувствовать характер. настроение музыки, ощутить заложенные в ней чувства.

Перед прослушиванием ученикам ставится определённое задание. После прослушивания произведения необходимо побеседовать с учениками о том, что же они услышали в музыке, что почувствовали.

После прослушивания учитель должен: -

 помочь школьникам при помощи вопросов-размышлений сформировать личное мнение;

 - поддержать их суждения, подчёркивая ключевые моменты

сказанного;

7

 - прокомментировать и дополнить ответы учащихся.

Например:

- Сейчас вы послушаете «Вальс» из балета С.С. Прокофьева «Золушка». Обратите внимание на то, как будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса. Потом она становится все более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной, выражающей разочарование. (Слушание.)

- Понравилась вам музыка к балету С.С. Прокофьева

- Какой была музыка в самом начале? (Спокойно мелодичной.)

- Как изменилась музыка в конце отрывка? (Стал невесёлой, безрадостной.)

- По-вашему, что происходит в этот момент на бала не? (Платье Золушки превращается в старое, исчезают с. кони и кучер.)

После беседы (как и после любых действий учеников.) учитель должен обобщить высказывания учеников.

Например:

 - Вы правы. И нежная гибкая мелодия, и спокойный размеренный ритм, мягкое звучание камерного оркестра - все это помогает нам ощутить тихую, светлую печаль одинокого странника.

 - Да, музыка звучала повелительно, могущественно, сурово.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!