Морфология» сюжета в романе Д. Емца «Таня Гроттер и магический контрабас»



 

Сюжет представляет собой совокупность мотивов. Тот или иной мотив соотносится с персонажем, за которым закреплена определенная функция. Проппу принадлежит заслуга в описании функций-мотивов, составляющих сюжеты традиционных волшебных сказок.

Метод изучения сказок по В.Я Проппу – метод межсюжетного сравнения – позволяет выявить «морфологию сказки» – «описание сказки по составным частям и по отношению частей друг к другу и к целому» [Пропп, 2006, с. 11]. Пропп открывает единообразие и неизменность набора функций (иначе – мотивов), определяемых по поступкам главных действующих лиц, а также традиционным образом распределенных между героями ролей. Всего Пропп выделяет семь персонажей, между которыми и распределяются функции-мотивы. Эти персонажи:

• антагонист (вредитель);

• даритель (иначе называемый снабдителем);

• царевна (в некоторых сказках – отец царевны);

• отправитель;

• герой;

• ложный герой.

Действия героев сказок фактически подчинены одинаковым мотивам, изменяются лишь принципы самого их существования.

Целью нашего исследования станет выявление традиционных сказочных мотивов, распределяемых между персонажами первой книги Д.Емца в серии «Таня Гроттер»: «Таня Гроттер и магический контрабас».

Повествование в книге берёт своё начало в исходной ситуации (В.Я. Пропп обозначал такие ситуации латинской i). Исходная ситуация обозначает имя героя (Таня Гроттер), его ближайших родственников (Дурневых) и некоторые события, объясняющие нынешнее положения героя. Также в самом начале повествования обозначается главный антагонист-вредитель (Чума-дель-Торт или Та-Кого-Нет), некоторые «мелкие» вредители (кикимора, Мёртвый Гриф, нежить), возможные будущие дарители (Сарданапал Черноморов и Медузия Горгонова) и некий искомый предмет (Талисман Четырёх Стихий), разговор о котором важен для дальнейшего развития сюжета.

Вслед за начальной ситуацией, по В.Я Проппу, проявляются мотивы. Однако точное воспроизведение сказочных мотивов в условиях фантастического произведения, очевидно, невозможно. Движение сказки фактически начинается сразу с восьмого мотива, минуя первые семь,  - VIII. «Вредитель (Чума-дель-Торт) наносит одному из членов семьи вред или ущерб (убивает родителей героини). (Опр. вредительство. Обозн. A)».

За восьмым мотивом наблюдаем седьмой: Таня Гроттер подвергается гонениям со стороны своих родственником и одноклассников. Переломным моментом в ходе повествования является нападение болотного хмыря Агуха, который пытается забрать у героини некий волшебный предмет. Эта ситуация аналогично виду мотивов Д8 – «Враждебное существо пытается уничтожить героя» и Д9 – «Враждебное существо вступает с героем в борьбу».

После схватки с Агухом Таня получает волшебный предмет – летающий контрабас.Что соответствует мотиву XIV - в распоряжение героя попадает волшебное средство (Опр. снабжение, получение волшебного средства, обозн. Z). Волшебный контрабас обнаруживается случайнопосле того, как Таня щёлкает по замку футляра ногтем, что соответствует обозначению Z5 в классификации Проппа («Не успела она ощутить легкую боль в ногте <…>, как что-то неуловимое пронеслось в воздухе. <…>вихрь <…>принял форму старинного контрабаса с четырьмя толстыми струнами – золотой, серебряной, медной и железной»).

С этого момента героиня понимает, что является волшебницей («Теперь она абсолютно уверилась в том, что где-то рядом, отделенный от нее лишь тонкой стеной, существует другой мир – мир, полный загадок и тайн, мир волшебства. И она, Таня Гроттер, круглая сирота, каким-то образом сопричастна этому миру»).

Следующий герой выполняет функцию героя-помощника. Это – Баб-Ягун, прилетающий к Тане. В этот же момент повествования героиня знакомится с дарителем – Сарданапалом Черноморовым, директором Школы Магии и Волшебства Тибидохс. Помощник передаёт Тане магическую книгу и волшебное кольцо – средства, которые помогут героине переместиться в волшебный мир. Так реализуется мотива XIV. На этот раз волшебное средство непосредственно передается, что соответствует обозначению Z1.

Во время обучения полётам героиня подвергается нападению Мёртвого Грифа. Героиня подвергается опасности вследствие пренебрежения советами помощника («Заклинания-то учи, но сама летать не вздумай! Слышишь? Ни за что не вздумай! Кое-кто обрадуется, если ты разобьешься», – отчетливо вспомнила она слова Баб-Ягуна. Он же предупреждал ее, так почему она не послушалась!»).

Итак, первоначально к героине обращаются с запретом, что соответствует мотиву «II. К герою обращаются с запретом. (Опр. запрет, об. б)». Тане запрещают самостоятельный полёт. Запрет нарушается (III, об. b) – вопреки предупреждениям, девочка решается на пробный полёт и подвергается опасности. Мотивы II иIII образуют парный элемент, как указано в классификации Проппа.

Мы видим, что воплощение сказочных мотивов в условиях фантастического произведения осуществляется в обратном порядке. После второго и третьего мотива следует двадцать первый.

Нападение на героиню по сюжету тоже соответствует определённому мотиву. Этот мотив – XXI. Героиня подвергается преследованию со стороны Мёртвого Грифа, посланного антагонистом (Опр. преследование, погоня, обозн. Пр.). Гриф пытается убить героиню во время её неосторожного полёта (Пр6), однако Тане удаётся спастись (мотив XXII–«герой спасается от преследования», обозначается Сп.). Фактически происходит осуществление мотива «герой уносится по воздуху», обозначаемой Сп1.

Из этого происшествия героиня извлекает урок, и она начинает вести себя осторожнее, догадываясь, что в волшебном мире у неё есть могущественный враг.

Познакомившись со свойствами кольца и контрабаса, героиня прибегает к их прямому использованию, – она уносится (летит) в волшебный мир. Так, повествование переходит к новому знаменательному мотиву - XI. Герой покидает дом (Обозначение – ↑). Примечательно, что в строгой классификации («карте») Проппа, мотивы идут один за другим, без изменения их следования, однако в условиях фэнтези функции героев смешиваются, становится невозможным предсказать точное развитие сюжета, как в сказках.

Следующий мотив может быть отмечен в ситуации с переходом Тани из мира обычных людей в мир волшебников. Полёт в Школу Магии и Волшебства Тибидохс на магическом контрабасе и смена локации «над морем» (а значит – всё ещё в мире людей) на локацию «остров Буян» (вымышленное место – мир волшебников) соответствует мотиву XV в классификации Проппа, где «герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков. (Опр.: пространственное перемещение между двумя царствами, путеводительство; обозн. R)». Обозначения перемещения героя указываются разные. Таня с помощником (коим снова является Баб-Ягун) перемещаются по воздуху, что соответствует обозначению R1. Одновременно герою указывают путь (помощник) и способ перемещения в волшебный мир (произнесение волшебных слов для перехода на остров Буян), что соотносится с обозначением R3.

Время обучения Тани в Школе ознаменовано окончательной идентификацией героини как волшебницы, принадлежащей к миру магии. Обозначение мотивом XVII– «Героя метят» - спорно, однако нам оно кажется наиболее подходящим к описанию ситуации.

Первый год в Школе Магии и Волшебства Таня решает множество трудных задач, связанных с обучением. Это можно согласовать с мотивом XXV(«Герою предлагается трудная задача»), обозначенным З. Задачи решаются героиней либо с помощью заклинаний, либо с помощью героев-помощников и героев-дарителей. Случаи решения задач обобщённо обозначим Р (XXVI. Задача решается).

Тогда же при возникновении трудностей и угрозе очередного несчастья (духи Хаоса, погребённые в подвалах Тибидохса, пытаются вырваться наружу), один из дарителей вспоминает некий волшебный предмет, доставшийся Тане от родителей, способный уберечь её от несчастья. Предмет не называется, но косвенно мы можем догадаться, что речь идёт о Талисмане Четырёх Стихий, над которым работал отец девочки и за которым охотится главный вредитель в произведении.

Происходит эксплицитное осуществление мотива VI - Вредитель пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом. (Опр. подвох, обозн. г). Один из учеников школы заколдован и подчиняется воле антагониста. Он пытается обмануть остальных обитателей школы и нанести им вред с помощью заколдованных значков, которые передадут их души во владение злого демона. Происходит реализация мотива VII – «Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу» (Опр. пособничество, обозн. g), однако герои спасаются от действий пособника.

Далее по сюжету следует встреча героя с вредителем и их противоборство. Пропп маркирует этот мотив под номером XVI«Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу», обозначая буквенным символом Б. Герои вступают в состязание (Б2). Открывается невольное предательство некоторых других героев, которые пособничали антагонисту, будучи подверженными воздействию заклятия. Выясняется местонахождение загадочного Талисмана Четырёх Стихий. Оказывается, он всё это время был на носу главной героини, замаскированный под большую родинку. Волшебное средство практически переходит в руки вредителя, однако на помощь героине приходят титаны. Вредитель побежден, что соответствует мотиву XVIII («Опр., победа, обозн. П»). Антагониста убивают без предварительного боя – «Потом Котт, Гиетт и Бриарей ворвались в подвал и расправились с Той-Кого-Нет... Раздавили ее как букашку... Чума ничего не смогла сделать: бессмертным титанам никто не страшен<…>».

На этом заканчивается повествование. Героиня оказывается в магпункте (аналог человеческого медпункта), где герои-дарители рассказывают ей о случившемся. Начальная беда частично ликвидируется (частично потому, что впоследствии антагонист возвращается для повторного вредительства), этот мотив у Проппа обозначена номером XIX и литерой Л. Данный мотив является парным для вредительства, и в сказках обычно отмечает вершину повествования. Однако у Емца на вершине повествования оно как раз и заканчивается. Нет традиционного «пира на весь мир» или «возвращения домой». Никак не проявляют себя традиционные для волшебной сказки «царевна» и «ложный герой» (впрочем, справедливости ради, заметим, что не каждая сказка обладает полным набором перечисленных героев). Однако жанр фэнтези и не должен, по нашему мнению, дословно повторять структуру сюжета волшебной сказки. Являясь отдельным жанром, он лишь вбирает в себя основные элементы сюжетов, созданные ранее; в то же врем, в нём появляются новые персонажи и комбинации сюжетов, незнакомые традиционной сказке.

 

Анализ «морфологии» сюжета в романе Д. Емца «Таня Гроттер и магический контрабас» позволяет сделать некоторые выводы:

1) Из 31 перечисленной в «Морфологии волшебной сказки» функции в исследуемом тексте мы выделили 17:

II. К герою обращаются с запретом (определение – запрет, обозначение б);

III. Запрет нарушается (определение – нарушение, обозначение b);

VI. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом (определение – подвох, обозначение г);

VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу (определение – пособничество, обозначение g);

VIII. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб (определение – вредительство, обозначение А);

XI. Герой покидает дом (определение – отправка, обозначение ↑);

XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника (определение – первая функция дарителя, обозначение Д);

XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство (определение – снабжение, получение волшебного средства, обозначение Z). Функция дважды повторяется в ходе сюжета;

XV. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков (определение – пространственное перемещение между двумя царствами, путеводительство; обозначение R);

XVI. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу (определение – борьба, обозначение Б);

XVII. Героя метят (определение – клеймение, отметка, обозначение К);

XVIII. Антагонист побеждается (определение – победа, обозначение П);

XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется (определение – ликвидация беды или недостачи, обозначение Л). Данная функция вступает в пару с вредительством А;

XXI. Герой подвергается преследованию (определение – преследование, погоня, обозначение Пр.);

XXII. Герой спасается от преследования (определение – спасение, обозначение Сп.);

XXV. Герою предлагается трудная задача (определение – трудная задача, обозначение 3);

XXVI. Задача решается (определение – решение, обозначение Р).

2) Многие функции, как и в волшебных сказках, располагаются попарно, некоторые дублируются;

3) Функции располагаются не по порядку. Сам Пропп в работе отмечал, что «сказочник совершенно свободен в выборе тех функций, которые он пропускает или, наоборот, применяет»;

4) Достигается эффект неожиданности, в фэнтези сказочная фантастика раскрывается с другой стороны. Если во многих сказках мы можем предугадать дальнейшее развитие повествования, то перемещение функций в фэнтези даёт автору возможность озадачить и удивить читателя.

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!