ТВОРЧЕСТВО Д. ЕМЦА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ



 

Дмитрий Александрович Емец родился 27 марта 1974 года в городе Запорожье. Отец по профессии был метеорологом, мать работала в сфере журналистики. В их доме всегда было много книг; юный Дима особенно любил творчество Александра Дюма и Жюля Верна. Сочинять Дмитрий начал очень рано, по собственным словам, занимается сочинительством сколько себя помнит [www.personbio.com].Первое целостное произведение объемом в 14 страниц Дмитрий написал уже в 9 лет.

После окончания английской спецшколы Емец в 1991 году поступает в МГУ на филологический факультет. Далее – учёба в аспирантуре, работа лаборантом на кафедре истории русской литературы, защита кандидатской диссертации по русской литературе последней трети XIX века, изучение творчества Гоголя и Чехова. В 22 года Емец становится самым молодым членом Союза Писателей. 1994 год ознаменован первым выходом в печать сказочной повести «Дракончик Пыхалка». С тех пор свет увидели многие циклы произведений для детей: «Космический пират Крокс» (1995-2000 годы), «Компьютер звёздной империи» (1998), «Мутантики» (1998-1999), «Страшилки» (2001), «Таня Гроттер» (2002-2012), «Мефодий Буслаев» (2004 год начала, серия ещё не закончена), «ШНыр (Школа Ныряльщиков)» (2010-2013), а также романы, повести, рассказы и аудиокниги.

Серия «Таня Гроттер» –  или «сериал», как её ещё называет сам автор – приобрела широкую известность на волне "поттеромании". В книгах Емца были использованы мотивы произведений известной британской писательницы Джоан Роулинг–  серия «Таня Гроттер», насчитывающая 15 книг, в том числе и сборник «юмористическо-философских» цитат «Полный Тибидохс! Фразочки, цитатки и афоризмы». Из-за очевидного сходства книг Емца обвиняли в плагиате по отношению к нашумевшему «Гарри Поттеру», однако автор настаивал на разнице серий, говоря о том, что «Таня» построена на русских традициях и фольклоре.

Писатель признаётся: ««Таня Гроттер», скорее, пародия с драматическим звучанием или любовно-юмористический авантюрный роман. Я сознательно не загоняю себя в рамки одного какого-либо жанра. Малютка Гроттер — это попытка создания универсальной литературы. Я пытаюсь написать книгу, которая могла бы читаться от 9 и до 99 лет, вне зависимости от пола и социума… А это возможно, только если будут несколько составляющих: крепкая интрига, юмор, любовь, философия и, наконец, то, ради чего все вообще пишется, — мысль» [www.personbio.com].

Дмитрий Емец также создал несколько исторических портретов русских князей, к которым относятся повести о Владимире, Дмитрии Донском, Александре Невском, Владимире Мономахе, Ярославе Мудром, Андрее Боголюбском, изданные для Сретенского монастыря. «Собственно, это даже не книги, а очерки. Вот эти люди для меня и стали на время собеседниками. Не удивляйтесь, просто перед ними в свое время стояли примерно те же задачи, что и перед нами, уж никак не менее сложные. Они собирали Россию, наше государство. То же делаем и мы в двадцать первом веке», – говорит Емец [www.personbio.com].

Так повелось, что Емца считают детским писателем, т.е. автором, пишущим для детей. В начале 10-х годов ХХI века Дмитрий Александрович Емец посетил Северодвинск, встретился с читателями детской библиотеки имени А.С. Пушкина.

Мы предприняли попытку выяснить, насколько востребовано его творчество в современной детской читательской аудитории.

Смена веков и бесконечный бег времени влияет не только на развитие литературы, но и на читательский интерес: понимание классики приходит с годами, а в школе дети остаются «безучастными читателями», отдавая своё предпочтение более «близким по духу» жанрам.

Проблема подросткового чтения является одним из серьёзных вопросов современной школы. Программа литературного образования основана на изучении классической литературы, однако многих учащихся она не привлекает. Смена веков и бесконечный бег времени влияет не только на развитие литературы, но и на читательский интерес: понимание классики приходит с годами, а в школе дети остаются «безучастными читателями», отдавая своё предпочтение более «близким по духу» жанрам.

Диагностика уровня начитанности, проведенная в форме анкетирования среди учащихся 7-8 классов Северодвинского МБОУ «Общеобразовательный лицей №17», позволила выявить рейтинг любимых жанров, который выглядит следующим образом:

• Приключения – 35%;

• Фантастика – 34 %;

• Исторические произведения – 10%;

• Классические произведения – 9%

• Детективы – 8%;

• Книги о животных – 5%;

• Книги о любви -5 %.

Таким образом, безусловными лидерами среди книг, которым отдают предпочтение подростки, являются приключенческая и фантастическая литература.

Исследования по определению круга чтения подростков проводились и Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В.А. Каверина. Самыми читаемыми авторами оказались: Д. Донцова, В. Иванова, Д. Емец («Таня Гроттер»), Дж. Роулинг («Гарри Поттер»), Д.Р. Толкин («Властелин колец»), А. Дюма («Королева Марго», «Граф Монте-Кристо»), Д. Дефо («Приключения Робинзона Крузо»), А.Пушкин («Капитанская дочка»). На вопрос о мотивах чтения, ученики ответили, что они читают именно эти книги, потому что им нравится захватывающий, интересный сюжет, в котором много приключений, неожиданных поворотов событий, описанных весело, с юмором и от которых «невозможно оторваться»[otherreferats.allbest.ru].

Следовательно, романы Дмитрия Емца относятся к числу самых востребованных среди юных читателей.

В связи с этим может быть поставлен вопрос: следует ли включать в круг чтения школьников современную фантастическую и приключенческую литературу в качестве материала для внеклассного чтения? Чем может быть полезна современная фантастическая литература в процессе школьного образования?

Важно, несомненно, не только то, что фэнтези «подпитывает» воображение читателя и даёт ему возможность окунуться в красочный мир, так не похожий на реальность; интересна преемственность фантастики, её близость со знакомым всем нам жанром сказки. «Новое – это хорошо забытое старое» – и фэнтези, излюбленный жанр подростков – та же сказка, с узнаваемыми сюжетами и образами, которые обрели новые формы в контексте современной литературы.

Истоки фантастики — в пост-мифотворческом фольклорном сознании, прежде всего в волшебной сказке. Мифическое миропонимание и реальность сталкиваются, и эта смесь ирреальна, сугубо фантастична. По выражению Ольги Фрейденберг, фантастика – «первое порождение реализма: характерным признаком вторжения реализма в миф служит появление фантастических существ» [Фрейденберг, 1998, с. 28].

Утопию и фантастическое путешествие – первичные жанры фантастики и древнейшие формы повествования – мы можем наблюдать в «Одиссее» Гомера; сюжет и образы произведения дают начало литературной западноевропейской фантастики.

В эпоху эллинизма, намеренное сочетание фантастического и утопии можно отметить в сочинениях Гекатея Абдерского, Евгемера, Ямбула. Продолжением эллинистической традиции фантастического путешествия можно считать и роман Псевдо-Каллисфена «История Александра Великого», где герой попадает в области загадочных существ, великанов, карликов, людоедов, в местности со странной, неземной природой и животными.

Фантастикой изобиловал древнехристианский роман, популярный в II веке – «Климентины»; действующие лица – апостол Пётр, Симон Волхв, Елена Прекрасная (образ «Илиады» Гомера), там же впервые появляется Фауст – «прообраз более позднего персонажа» [http://www.olmer.ru].

В период раннего Средневековья происходит подавление фантастического, однако к XII-XIII векам, по словам Жака Ле Гоффа, «происходит подлинное вторжение чудесного в ученую культуру». В это время одна за другой появляются так называемые «книги чудес», возрождающие жанр парадоксографии (Гервасий Тильберийский, Марко Поло, Раймунд Луллий, Джон Мандевиль и др.).

Начиная с XII века мотивы волшебных сказок, восходящих к кельтским мифам, проникают и в угасающий героический эпос (особенно в таких поздних поэмах как «Оберон» или «Тристан де Нантейль»), и в формирующийся рыцарский роман, став его образной основой. «Вплоть до XV века и даже позже роман остается основным прибежищем всего чудесного и странного» [Фрейденберг, 1998].

Развитие фантастики в период Ренессанса завершают «Дон Кихот» М. Сервантеса — пародия на фантастику рыцарских похождений и одновременно начало реалистического романа, и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, использующий язык рыцарского романа для разработки гуманистической утопии и гуманистической сатиры.

Сильное влияние на жанр фэнтези оказали средневековый эпос и рыцарские романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению Анджея Сапковского, польского прозаика и публициста, автора вселенной «Ведьмака», лежит в основе большинства произведений фэнтези [Сапковский, 1995, http://www.bestlibrary.ru]. В фэнтези, стилизованном под дальневосточную традицию, эту роль играют мифология и средневековая культура стран этого региона. В огромной степени оно — продолжение традиции классических китайских, японских и корейских романов и повестей, волшебная составляющая в которых очень велика.

В меньшей степени, по сравнению с древнейшей мифологией и фольклором, стимулировали развитие фантастики библейские образы; произведения европейской фантастики Средневековья и Возрождения, как правило, имеют этическую христианскую окраску или представляют игру фантастических образов в духе христианской апокрифической демонологии.

Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В их числе — «Дочь короля Эльфландии» (1924) лорда Эдварда Дансени, «Конан» (первая книга вышла в 1932) Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» (1950—1956) К.С. Льюиса, «Сказания о Мануэле» Джеймса Кейбелла. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина в 1954—1955, оказавшая огромное влияние на жанр. Его преемниками можно назвать всех писателей жанра фэнтези, к примеру, Кристофер Паолини со своей тетралогией об «Эрагоне» (2003). Сегодня произведения в жанре фентези приобрели огромную популярность, например сага «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина, сага «Забытые Королевства» Роберта Сальваторе или цикл романов «Ведьмак» Анджея Сапковского. На данный момент в жанре фэнтези работают тысячи писателей-фантастов, в том числе и в России.

Предтечей современного российского фэнтези можно считать романы А. Ф. Вельтмана «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837) и «Новый Емеля, или Превращения» (1845).

Многие исследователи (В. Ревич, Р. Кабаков, Е.А. Соколова) сходятся во мнении, что открытие жанра фэнтези в России произошло с переводом романа «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкина. Вслед за трилогией началась эпоха переводного фэнтези и создания произведений на основе толкиновского мира.

В статье Е.Н. Ковтун «Эволюция восточноевропейской фантастики в последней трети XX века» говорится о том, что поэтика фэнтези присутствовала в советской литературе в 70-80-е годы, обитая «под крылом «фантастики для детей» или «сказочно-фантастической прозы»» [Ковтун, 2004, с. 139]. В литературе для взрослых фэнтези «присутствовала в книгах В. Орлова «Альтист Данилов» и «Аптекарь», отдельными элементами поэтика фэнтези обнаруживалась в творчестве А.Кима и Ч.Айтматова» [Гусарова, 2003, www.dissercat.com]. Некоторые произведения признанных фантастов двадцатого века - братьев Стругацких, Ольги Ларионовой, Сергея Снегова - настолько выбивались из общего русла научной фантастики, что даже не всякий раз удавалось определить жанровую принадлежность произведения, как это произошло с повестью О. Ларионовой «Чакра Кентавра» [Гусарова, 2003, www.dissercat.com].

В 1993 году в журнале «Звезда» отечественное литературоведение впервые отозвалось о целостной жанровой разновидности фэнтези. Статья «Мир Фэнтези» говорила об открытии фэнтези как нового пласта мировой литературы [Там же].

В 1995 году в московских издательствах «Аргус» и «Локид» были заложены традиции публикации отечественных фантастов (М. Успенского, Ю. Брайдера, Н. Чадовича, С. Лукьяненко, В. Васильева, Г. Л. Олди и др.). Волна публикаций 1995-1996 годов образовала мощный пласт русской фэнтези. Лучшие традиции жанра впитали книги таких авторов как Далия Трускиновская, Элеонора Раткевич, Андрей Столяров, Мария Семёнова, Святослав Логинов, Николай Перумов, Ольга Громыко, Юрий Никитин.

В жанре фэнтези работает известный создатель «хулиганского фэнтези» Дмитрий Емец.

 

 

Выводы

 

Последнее десятилетие XX века ведущие позиции в фантастической литературе заняло направление, условно называемое фэнтези. Среди всех литературных направлений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей.

Это явление проникло во все виды искусства, увлеченность фэнтези отмечается определенной частью читающей публики.

Чаще всего мы сталкиваемся с отношением к фэнтези как к некоей группе атрибутов: магия, средневековый колорит в одежде, оружие, соответствующий кодекс моральных ценностей — и это, в сущности, правильно, но касается исключительно изобразительной стороны художественного произведения. Подобные приметы можно встретить и в произведениях, посвященных исторической тематике. Однако даже самый неискушенный читатель никогда не спутает рассказ о средневековье, со всей его мистичностью, с фэнтези-повествованием. Следовательно, отличие лежит в более глубоких слоях смысла и природы, а не только структуры произведения.

Восьмидесятые годы XX века стали временем настоящего открытия писателями многообразия возможностей условных художественных форм. Помимо произведений Г. Демыкиной, В. Орлова, С. Абрамова, появились «Пустыня отрочества» Ю. Козлова, «Карусели над городом» Ю. Томина, «Сказка королей» О. Ларионовой, «Древо жизни» В. Кузьменко, циклы об Электронике Е. Велтистова, о Баранкине В. Медведева, «Истории об Алисе - девочке с Земли» К. Булычева и многие другие.

Отдавая предпочтение условной прозе, писатели получают возможность анализировать проблемы современной действительности, очищенными от бытовизма, давать им типизированное воплощение, видеть человеческие взаимоотношения в их сущности, чудесное в повседневном. Стремясь воплотить не сам факт реальности, но сущность человеческих взаимоотношений, писатели создают произведения целью которых «является отнюдь не искажение буквального жизнеподобия, а настойчивый прорыв к скрытой под поверхностью явлений истине».

Процент условной прозы в литературе до восьмидесятых годов XX века был мал и ограничивался чаще всего литературными сказками и немногочисленными произведениями научной фантастики В. Каверина, С. Прокофьевой, Р. Погодина, В. Медведева, Е. Велтистова и некоторых других авторов. Среди произведений собственно для подростков наиболее интересен цикл «В глубине Великого Кристалла» В.П. Крапивина. Однако подростки самостоятельно отбирали в свое чтение произведения условных форм, изначально предназначенные взрослым, что уже говорит о соответствии интеллектуального и психологического их смысла потребностям человека именно подросткового возраста.

Научно-фантастические произведения Г. Адамова, Г. Мартынова, А. Казанцева, А. и Б. Стругацких, С. Павлова, О. Ларионовой привлекают читателей не только необычностью художественного «антуража», но и глобальностью решаемых проблем в сочетании с искренностью взаимоотношений героев. Интерес писателей к достижениям научно-технического прогресса сменяется вниманием к сущностным, духовным, нравственным проблемам, к особенностям их решения в конкретной художественной ситуации.

Тенденция эта четко прослеживается в творчестве Д. Емца – писателя-фантаста, писателя-филолога.

 


СЮЖЕТОЛОГИЯ РОМАНОВ Д. ЕМЦА

Под сюжетом в литературоведении понимается цепь событий, изображённая в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах [Хализев, 1999, с. 89].

Понимание сюжета как совокупности событий восходит к отечественному литературоведению XIX в. (работа А.Н. Веселовского «Поэтика сюжетов»). Однако, в 1920-е годы представители формального направления (В. Б. Шкловский и др.) изменили привычную терминологию, назвав совокупность событий произведения в их взаимной связи фабулой, а художественное построение событий – сюжетом. Тем не менее, современное литературоведение придерживается термина «сюжет» XIXвека.

В современном литературоведении обозначилась отдельная область исследований – сюжетология. Сюжетологию (термин И. Силантьева) можно определить как научный подход, направленный на изучение сюжета «как способа повествования» в литературном произведении. Такой подход направлен на системное описание устойчивых сюжетных единиц и мотивов в художественном произведении [Силантьев, 2009].

Изучению сюжетологии в отечественной науке посвятили свои труды А.Н. Веселовский, В.Б. Шкловский, Б.В. Томашевский, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, М.М. Бахтин, В.Я. Пропп и многие другие известные литературоведы. О мотивах и сюжетах пишет И.В Силантьев в книге «Сюжетологические исследования [Там же]. Учёный отмечает, что «для формирования художественной значимости мотива существенными оказываются его связи именно с героем, через определённые действия оказывающимся в центре таких событий, которые и формируют смысл сюжета и произведения в целом» [Там же].

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!