Определите роль дыхания в работе актёра.



Необходимо слышать, ощущать, выделять дыхание ритма в любом тексте, поскольку всякий текст имеет своё дыхание, т.е. свою ритмическую структуру, вне освоения которой он превращается в груду, очередь слов, и никакое осмысление не поможет до конца разгадать его тайну.

 Тайна ритма в звучащем тексте – это тайна дыхания. Тайна ритма внимания – это тоже тайна дыхания. Внимание – человек замер, не дышит! Секунду, долю секунды – весь во внимании!

Чем сложнее и активнее внутренняя жизнь, чем больше стремится она преобразоваться во «внешнюю», тем более «ассистирует» ей дыхание, создавая высочайшие внутренние ритмы психической энергии, то есть внимания. Мгновения внимания на высоте вдоха – мгновения света, определяющие перспективу, направления движения мысли, воли и чувства говорящего человека.

Триада – дыхание, внимание, ритм – находятся в полной зависимости друг от друга и, не имея возможности разъединится, либо поддерживают, либо разрушают друг друга.

От силы подсвязочного давления, которое образуется при выдохе, зависит амплитуда колебаний голосовых связок. Дыхание поднимает тонус внутренних мышц гортани, определяя интенсивность голоса и в какой-то мере его тембр.

Дыхательные мышцы, мышцы гортани, глотки и полости рта работают в тесной взаимосвязи.

Перебор дыхания – излишнее напряжение под голосовыми связками (сдавленность голоса).

Недобор дыхания – нет силы, плавности, звучности голоса.

 

Охарактеризуйте роль носового дыхания.

Носовое дыхание – нос с придаточными пазухами, глотка, гортань, трахея.

Носовое дыхание осуществляется через верхние дыхательные пути – нос с придаточными пазухами, глотка, гортань, трахея.

Носовая полость выполняет дыхательную, обонятельную и резонаторную функцию.

Импульсы, возникающие в слизистой оболочке носа во время вдоха и выдоха, важны для поддержания нормальной функции всей системы органов дыхания.

При выключении носового дыхания развиваются нарушения:

- нарушается газообмен в лёгких на 25-30%,

- вентиляция среднего уха,

- застойные явления в носовой полости и полости черепа,

- насморк, гайморит, головные боли.

Всё это сказывается на качестве дыхания – гнусавость, голос звучит неровно, хрипло, не работают резонаторы (нос, носоглотка).

 

Проанализируйте связь дыхания с другими разделами техники речи.

- голосоведением, т.к. мышцы дыхательно-голосовой опоры являются основой при постановке речевого голоса. Умение сделать вдох и правильно распределить выдох – непосредственно связано с устойчивой, плавной фонацией;

- дикцией, т.л. направление и сила струи выдыхаемого воздуха, а также качество дыхания непосредственно влияет на произношение звуков русского языка;

- орфоэпией, т.к. отличие произнесения звуков от написания автоматически меняет силу и направление струи выдыхаемого воздуха, а так же тем, что ритмическая организация слов и мелодика предложений определённым образом связана с дыхательным ритмом;

- логикой звучащей речи, т.к. доборы воздуха рекомендуется брать во время логических пауз.

Я вхожу в мир искусств. №8, 2008, Стр. 25.

 

 

19. Дыхание в работе над голосом.

Раскройте понятия: вдох – выдох – добор воздуха, «фиксированный выдох», «длинный выдох».

Охарактеризуйте типы дыхания.

Три типа дыхания: грудное, брюшное и смешанно-диафрагматическое.

Грудное – дыхательные движения в верхнем и среднем отделе грудной клетки (поднимаются плечи). Способствует перебору воздуха и утомлению голоса. Отсутствует длительный и ровный выдох, т.к. не работает диафрагма и пресс.

Брюшное – дыхат. движ. В нижнем отделе грудной клетки. +) - лёгкость и быстрота вдоха. -) - пассивность верхнего и среднего отделов ухудшает звук.

Смешанно-диафрагматическое (лежит в основе постановки речевого голоса) – обеспечивает одновременное функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса. Грудная клетка расширяется в продольном, поперечном, преднезаднем направлении.

Конспект И.П. Козлянинова «Сценическая речь», Москва «Просвещение», 1976, Стр. 250-252.

 

Раскройте этапы работы над дыханием.

- Проверить путём практических упражнений своё дыхание, определить его тип и ошибки в дыхании.

- Выработать хорошую осанку, следить за ней. Неправильная осанка - это значит неправильное дыхание. При плохой осанке голос быстро устает, появляются профессиональные заболевания, вялость, утомляемость.

- Развитие внешней и внутриглоточной артикуляции. В гортани зарождается звук (голос). Тренировка только внешней артикуляции, без связи с дыханием и внутриглоточной артикуляцией, вредно отражается на работе гортани.

- Тренировать дыхание не только в статическом положение, но и в движении. Тренировать дыхание нужно в движении, т.к. различные положения тела ограничивают действие разных мышц и затрудняют дыхание.

Начинаем с выработки статического дыхания – стоя, сидя, лёжа.

Потом тренируем динамическое дыхание – в движении.

Важное значение имеет эмоциональное состояние.

Эффективная форма работы – использование внутренней речи.

Гигиенический и вибрационный массаж.

Тренировки должны доставлять удовольствие, вызывать желание говорить, петь, полезно после тренинга почитать любимые стихи. Человеческий организм представляет собой единое целое, все его органы работают согласованно. Научиться управлять своим дыханием трудно, но можно. Со временем практические упражнения становятся автоматическими. Закрепляются необходимые условные рефлексы. Сигналы, поступающие от дыхательных органов, благотворно влияют на высшую нервную деятельность, на психику человека, изменяя его настроение, отношение к окружающему миру. Очень эффективной формой тренировочной работы над дыханием является использование внутренней речи, т. е. речи произносимой про себя. Во время мысленного чтения фразы сама мысль вызывает движение органов артикуляции (языка, губ, гортани) Это так называемые (идеомоторные движения речевых органов, звуки в это время не произносятся. Такие незаметные колебания органов речи в свою очередь действуют на головной мозг, заставляя его активнее работать.

Вялый, задержанный, напряжённый вдох служит плохим стимулом для адекватной реакции – для активного, действенного выдоха. (Тормозной рефлекс Геринга-Брейера)

Нужно подчёркивать связь внимания с вдохом и в упражнениях провоцировать внимание студентов в момент вдоха (вдох-внимание-выдох).

 Рефлекс включения повышенного внимания – «вдохнув, замираю».

Воля, проявляемая организмом в момент задержки дыхания, активизирует энергию и направляет её на объект внимания, то есть на то, что видят глаза, что слышат уши, что хочет понять человек. Внимание – всегда повышение ритма – идеал существования актёра на сцене.

Человек стянутый, сжатый в суставах – не раскрыт – он плохой инструмент. Издавать звуки без движений – бессмысленно. Это означает, что вы внутренне закрыты. Нужно взять дыхание, задержать его, вытянуть руки и зазвучать. Растянутые суставы провоцируют снятие мышечного напряжения. Нужно позволить воздуху выходить из лёгких, а не из горла.

Нужно следить за концом выдыхания. Выдыхательная струя не должна слабеть, иссякать, растворяться. Напротив, фонационный выдох должен до последнего мгновения набирать силу и плотность, чтобы совершив действие, тут же смениться вдохом. Такого эффекта можно достигнуть «взрывом» в конце выдоха. Взрыв в конце выдоха позволяет мгновенно расслабиться всей системе выдыхательной мускулатуры, дав возможность прокатиться мгновенной волне вдыхательных мускульных движений.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!