Методология, методика и техника проведения социологических исследований



           10. Методы проведения и обработки данных социологических исследований.

           11. Программа социологического исследования

           12. Выборка в социологическом исследовании

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА ПО ТЕМЕ "ОБЩЕСТВО"

 

           1. Вопросы по материалу лекции.

1. Признаки общества

2. Понятие о социальных структурах, их свойства

3. Классификация обществ

4. Разделение на этапы развития общества

5. Понятие социальной стратификации

6. Понятие социальной мобильности

7. Понятие социальной аномии

8. Девиация и социальный контроль

 

           2. Обсуждение взглядов представителей различных социологических парадигм на общество

 

1. Питирим Сорокин об обществе

           Доклад –

 

2. Представители системного подхода к анализу общества (Дюркгейм, Вебер, Парсонс)

           Доклад –

 

3. Представители детерминистского подхода (марксизм).

 

4. Функциональный подход (Спенсер, Мертон, Парсонс).

           Доклад –

 

5. Представители методологии индивидуализма

           Теория социального обмена Дж. Хоманса

           Теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолстера

           Символический интеракционизм Дж. Мида и Г.Блумера

 

           Доклад –

 

6. Взгляды представителей различных парадигм на вопрос о социальной стратификации

           Доклад –

 

7. Взгляды представителей различных парадигм на социальную мобильность

           Доклад –

 

8. Теории аномии в социологической науке

           Дюркгейм о социальной аномии

           Функционалистская теория аномии Р. Мертона

 

3. Вопросы по материалу лекции

1. Социальные институты, их виды, функции и дисфункции в социальной системе. Классификация социальных институтов.

2. Функционирование социальных общностей (групп). Явления дезорганизации

3. Характерные черты социальной организации, их социальные свойства, цели. Типология организаций

4. Содержание и функции социального контроля

5. Национально-этнические общности и их роль в социальной структуре

 

                           ЛИТЕРАТУРА

           Американская социология. М., 1972

           Сорокин П. Система социологии. М., 1992

           Краткий словарь по социологии. М., 1989

           Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991

           Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994

           Социология. Под ред Осипова Г. В. М., 1995

           Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995

 

 

Учебная литература: Ж.Т. Тощенко "Социология. Общий курс"

                                Основы социологии. Курс лекций / Под ред. А.Г. Эфендиева

                                Социология .Хрестоматия М, 1993

                                Фролов С.С. Социология. М., 1996

                                 Смелзер Н. Социология. М., 1994

ЧИТАТЬ:

Американская социология: Перспективы, проблемы, методы\ Под ред. Т.Парсонса. М, 1972

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М, 1993

Вебер М. Избранные произведения. – М, 1990

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990

История буржуазной социологи

и 19 – начала 20 века\ Под ред. И.С.Кона.- М, 1979

Кон И.С. Открытие "Я". – М, 1978

Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. – М, 1990

Пер Монсон. Современная западная социология. СПб, 1992

Современная западная социология. Словарь. – М., 1990

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М.,1992


 

СЕМИНАР 

 

1. ВОПРОСЫ

           1. Признаки общества. Определение общества

           2. Понятие о социальных структурах, их свойства

           3. Классификация обществ

           4. Разделение на этапы развития общества

           5. Понятие социальной стратификации

           6. Понятие социальной мобильности

           7. Понятие социальной аномии

           8. Девиация и социальный контроль

               

 

2. ВЗГЛЯДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ НА ОБЩЕСТВО

 

 

1. Питирим Сорокин об обществе

 

           Доклад – Михайлова

 

           Питирим Сорокин выделял следующие признаки общества:

                                           1) общность территории проживания людей, обычно совпадающая с государственными границами; она служит тем пространством, в рамках которого складывается и развивается связь и взаимосвязь данного общества;

                               2) целостность и единство – коллектив отличает сумму невзаимодействующих людей как особого единого целого;

                                           3) отличается самовоспроизводством, самообеспеченностью, саморегулированием;

                                           4) общество отличается таким уровнем развития культуры, который находит выражение в выработке норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

           Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия и взаимосвязи в целях удовлетворения своих потребностей.

 

 

2. Представители системного подхода к анализу общества

           Дюркгейм

           Вебер

           Парсонс

 

           Доклад – Сидельникова, Аджиба (Дюркгейм)

 

Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Главным смыслообразующим элементом общества, целостность которого обеспечивается коллективным сознанием, является "социальный факт", под которым он понимает "всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение". Социальные факты, по мнению Дюркгейма, являются той реальностью, которую можно наблюдать, а следовательно, изучать, они многообразны и включают все социальные образования, которые вынуждают людей принимать обычаи страны, законы, подчиняться денежной системе, нормам, правилам и т.д. Рассматривая общество как систему социальных фактов, можно понять механизм его функционирования, определить рычаги его воздействия на индивидов.

 По Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Он выделяет четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное, которые, по его мнению, составляют основу социальной жизни. В обществе, как правило, доминируют определенные виды социального действия, которые определяют складывающиеся отношения господства-подчинения, а также характер самого общества. Оно может быть традиционным, если в нем преобладают традиционный и аффективный виды ориентации действия; индустриальным, если доминирующими становятся целерациональное и ценностно-рациональное поведение.

Крупный американский социолог Т.Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К.Маркса , общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

 

3. Детерминистский подход к анализу общества

           Марксизм

Ярче всего он выражен в марксизме. С точки зрения этого учения общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что, согласно марксизму, каждая из этих систем существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархизированную структуру, то есть находятся в соотношении субординации, подчиненности в том порядке, как они перечислены. В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.

Однако марксизм – противник упрощенной трактовки социального детерминизма. Он не стремится свести все богатство общественных отношений к экономической обусловленности. С точки зрения марксизма, экономическая система является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других систем общественной жизни. В марксизме подчеркивается обратная связь всех социентальных систем. Каждая последующая система оказывает обратное воздействие на предыдущие. Взаимное воздействие непосредственно связанных между собой социентальных систем носит диалектический характер. Таким образом, в марксизме общество рассматривается как живой, находящийся в постоянном движении и развитии организм, в изучении которого ведущую роль играет анализ производственных отношений.

 

4. Функциональный подход

           Спенсер

           Мертон

           Парсонс

 

 

           Доклад – Петухова (Спенсер)

 

 

Г. Спенсер "Основание социологии" – основные принципы функционального подхода:

1) Общество рассматривается как целостный, единый организм, состоящий из множества частей: экономической , политической, военной, религиозной и т.д.

2) подчеркивается, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3) функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4)поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям выполнить нарушенные функции

5) большое значение придается социальному контролю. Социальная система сохраняет стабильность главным образом потому, что она содержит в себе элементы контроля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы. Главным условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системой ценностей.

 

Работы Р.Мертона:

1)Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

2) вводит понятие дисфункции, то есть разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональны по отношению к другим.

3) вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция – это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.

 

Структурный функционализм Р. Парсонса: любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он называл "осями ориентации". Первая ось – внешнее-внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственными проблемы. Вторая ось – инструментальное–консумоторное. Это означает, что ориентация систем связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными, потенциальными потребностями и целями.

Из положения этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из 4 основных функциональных категорий: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры – система верований, мораль и органы социализации, включая системы и институты образования.

 

 

5. Представители методологии индивидуализма

           Теория социального обмена Дж. Хоманса

           Теория справедливого обмена Дж.Адамса, Дж. Уолстера

           Символический интеракционизм Дж.Мида и Г.Блумера

 

Основная идея: всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий. Следовательно, задача социологической науки состоит в том, чтобы объяснить, что такое индивидуальное действие и их совокупность.

Схема действия включает в себя следующие элементы:

Действующие лицо, т.е. индивида или группу;

Вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной доли принуждения;

Преследование какой –либо цели через действие;

Манипулирование ресурсами для достижения цели;

Более или менее четко обозначенное поведение.

 

Понятие совокупности индивидуальных действий объясняют ряд теорий социального взаимодействия. Одна из них – теория социального обмена Дж.Хоманса. Он отмечает влияние на поведение людей вознаграждений и затрат.

1)чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется.

2)если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую же ситуацию

3)если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении

4)когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей степени стремится прикладывать усилия для их удовлетворения.

Модификацией теории обмена Хоманса является теория справедливого обмена Дж.Адамса, Дж. Уолстера:

1) индивиды всегда стремятся к максимализации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека

2)группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь "справедливых" отношений

3)индивиды, обнаруживающие свое участие в несправедливых отношениях, испытывают психологический дискомфорт.

4)чем сильнее воспринимается несправедливость, тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить справедливые отношения.

 

Справедливое отношение – пропорциональность вкладов и результатов участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости – главный стимул действия индивидов и групп.

 

Другая теория, базирующаяся на методологии индивидуализма, - это символический интеракционизм Дж. Мида и Г.Блумера. Поведение индивида - это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в мире значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социальные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение.

Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи стимула с символом в выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление социальной связи, коммуникация становятся возможными благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. Социальное "Я" включает в себя два момента: собственно "Я" и "Мы". Собственно "Я" – это индивидуальное сознание. "Мы" – это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через "Я" другим "Я". "Я" – это всегда диалог "Я" и "Мы". "Я" оценивает свои действия через внутреннее освоение "Мы". Таким образом, общество оказывается как бы внутри "Я". Социальное "Я" утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.

Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы его образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия.

 

6. Взгляды представителей различных парадигм на вопрос о социальной стратификации

           Марксистская парадигма

           Структурный функционализм

Интерпретивная парадигма М. Вебера

Феноменологическая парадигма

Интегральная и объединительная парадигмы

 

7. Взгляды представителей различных парадигм на социальную мобильность

           Конфликтные парадигмы

           Р. Дарендорф

           П.Сорокин

           Объединительные парадигмы

 

8.Теории аномии в социологической науке

 Э. Дюркгейм о социальной аномии

 

           Аномия свое первое подлинное теоретическое осмысление получила в социологии Эмиля Дюркгейма. В труде "Разделение общественного труда" аномия рассматривается со стороны социальной структуры как тяжелое моральное состояние, "порождаемое явлениями анатомического и физиологического порядка" – развитием органов и несогласованностью их функций, возникающей на основе роста и развития общества. Аномия – результат неполного перехода от традиционного общества с его механической солидарностью к органической солидарности промышленного общества. Объясняется это тем, что общественное разделение труда, составляющее основу промышленного общества, развивается быстрее нового морального сознания. Возникает необходимое условие существования аномии, заключающееся в противоречии между потребностями и интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения, с другой.

В этой связи Дюркгейм выделяет различия между традиционным, дающим условия для существования неаномичной личности, и промышленным обществами. При традиционных общественных порядках коллективное сознания удерживало человеческие способности и потребности на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая границы человеческим желаниям и стремлениям. Общество это было устойчиво, поскольку перед представителями различных социальных слоев ставило культурные цели различного уровня, и человек не выходил за рамки целевых стремлений своего социального слоя. В ходе общественной эволюции происходит двойственный процесс: подрываются моральные основы общества – резко возрастает степень свободы индивидуума от действия социального контроля, осуществляемого в форме традиций, обычаев, предрассудков. И возникает такая полоса развития общества, когда твердые жизненные цели, нормы и образцы поведения отсутствуют.

 

Функционалистская теория аномии Роберта Мертона

 

 

3. ВОПРОСЫ

           1. Социальные институты, их виды, функции и дисфункции в социальной системе. Классификация социальных институтов.

           2. Функционирование социальных общностей (групп). Явления дезорганизации

3. Характерные черты социальной организации, их социальные свойства, цели. Типология организаций

4. Содержание и функции социального контроля

5. Национально-этнические общности и их роль в социальной структуре

 


 

СЕМИНАР

"ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

 СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ"

 

1. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. 1. Разграничение понятий человек, индивид, индивидуальность, личность в

социологии. Формально-логический и диалектико-логический подходы.

       2. Проблема соотношения социального и биологического в детерминации поведения личности.

       3. Социальная активность личности, ее критерии

       4. Понятия социализации, социальной нормы, ценности

       5. Периоды, стадии социализации. Отличия взрослой и детской социализации.

       6. Социальная структура и типы личности

       7. Ролевая и статусная концепции личности

 

 

2. ДОКЛАДЫ

       1. Э.Дюркгейм о двойственной реальности личности: социальной и индивидуальной, о противостоянии "индивидуальных фактов", "инди-видуального сознания" "социальным фактам", "коллективному сознанию", о решающем влиянии общества на личность.

       2. М. Вебер о социальных целенаправленных действиях, поведении индивида как субъекта развития "класса, "общества", "государства".

3. Современные теории личности : теория "Зеркального Я" (Ч. Кули, Дж. Мид), ролевая теория (Р. Линтон, Дж. Морено, Т. Парсонс).

       4. Социология личности и психоанализ. Фрейдизм, неофрейдизм.

       5. Конфликты. Ролевое напряжение и ролевой конфликт

 

3. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

       1. Сексуальная социализация, сексуальные статусы и роли

       2. Взгляды представителей различных социологических парадигм на семью

3. Сущность, функции и структура семьи

       4. Классификация семейно-брачных отношений

       5. Современная семья и ее будущее

 

 

                               ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994

           Фрейд З. Психология бессознательного (Сборник произведений). М., 1989

           Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1993

           Шарден П.Т. де. Феномен человека. М., 1987

           Ядов В.А. Личность как предмет изучения \\ Социальная психология. Л., 1979.

           Беляев Д.И. Современная наука и проблемы исследования человека \\ Вопр. философии. 1981. №3.

           Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

           Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978

           Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. М., 1995

           Ядов В.А. Социальный тип личности \\ Коммунист. 1988. №10

           Павлов И.П. О русском уме \\ Лит. Газ. 1991. 31 июля.

           Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961

           Ядов В.А. Социальная психология личности \\ Социальная психология. История, тенденции, эмпирические исследования. Л., 1979.

           Кон И.С. Социология личности. М., 1976

Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1976

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969

Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М., 1982

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М,, 1968.

Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1965

Кон И.С. Люди и роли \\ Новый Мир. 1970. №12.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990

Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности \\ Личность как субъект и объект социальных отношений. М., 1984

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994            

Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития \\ Социально-политические науки. 1992. №4,5.

Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988

Мацковский М.С. Социология семьи. М., 1989

Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации. – Социс, 1995, №10

Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. Там же.

Красовский Б.П. Выбор брачного партнера. – Социс, 1994, №12.

Бабаева Л.В,, Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе. – Социс, 1996, №3.


 

БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИОЛОГИИ НА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В 1999 ГОДУ

 

Билет №1

1. Социология как научная дисциплина. Предмет социологии и методы социологического исследования.

2. Типы экономических систем. Современные экономические тенденции

 

Билет №2

1. Социальная структура, социальная стратификация и социальная мобильность.

2. О. Конт и его роль в развитии социологии

 

Билет №3

1. Личность как субъект социальной жизни

2.Социологические воззрения Г. Спенсера

 

Билет №4

1. Социальные институты и организации.

2. Интегральная социология П. Сорокина

 

Билет №5

1. Процесс социализации, его структура, агенты.

2. Культура как регулятор социальных отношений

 

Билет №6

1. Социальная структура личности. Социальный статус и роль личности.

2. Методика и техника социологических исследований.

 

Билет №7

1. Уровни социологического анализа, основные социологические парадигмы

2. Национально-этнические общности и межнациональные отношения

 

Билет №8

1. Социальная сущность и функции семьи

2. Методы и функции социального контроля

 

Билет №9

1. Аномия и девиантное поведение

2.Политика как вид социального взаимодействия. Общество и политика

 

Билет №10

1. Сущность, структура, функции общества.

2. Основные элементы и социальные функции культуры

 

Билет №11

1. Учение как социокультурная деятельность. Образование и социализация. Социальные функции и цели образования

2. Социология 20 века

 

Билет №12

1. Легитимность политической власти

2. Русская социология в конце 19 века.


 

СЕМИНАР    КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

       1. Вопросы по материалу лекции "Культура"

              1. Основные признаки, характеристики культуры

              2. Основные элементы культуры, социальные функции культуры.

       3. Социокультурный процесс

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!