В) борьба за мозаиковый портфель.



Б литература задание на 2 недели (6 уроков)

Зачетные работы можно сдать в документе WORD в группе в вайбере или ВК

1. Вступительный урок по роману Л.Н.Толстого «Воина и мир»

2. Светское общество (т1, ч.1, гл.1-6, 12-13, 18-25)

Эпизод фильма https://www.youtube.com/watch?v=VS1sL2-9yjk&list=PL-NoDQBUXmnjRN3UPHQ-1In5AVTKV_mFh

 

3. Именины у Ростовых (т1, ч.1, гл.7-11, 14-17, 12-13, 18-21)

4. Болконские (т1, ч.1, гл.22-25)

5. Война 1805-07 (т1, ч.2,3

6. Шенграбенское сражение

Эпизод фильма https://www.youtube.com/watch?v=XhTUr2-Hrlw&list=PL-NoDQBUXmnjRN3UPHQ-1In5AVTKV_mFh&index=5

https://www.youtube.com/watch?v=pi2kwBkrQQA&list=PL-NoDQBUXmnjRN3UPHQ-1In5AVTKV_mFh&index=6

 

 

УРОК № 1

 

ТЕМА: Вступительное занятие к восприятию текста. Постановки задач предстоящей работы.

Цель: Истолковать смысл заглавия романа; поставить цель всего изучения; понять, как Л.Н.Толстой относится к войне, какой смысл вкладывает в понятие ”мир”, какие нормы жизни он отрицает, какие утверждает.

Ход урока

  I. С сегодняшнего урока мы начинаем изучение необычного многопланового, многосюжетного, многогеройного произведения. Столкновение мира и войны, России с Францией, Кутузова с Наполеоном, простого народа и высшего общества, разногласия внутри светского общества, между различными его группировками, внутренние конфликты героев, ищущих настоящее место в жизни – все это сплетается в романе - эпопее ”Война и мир” .

II. Как понять выражение – роман-эпопея? Жанр? Эпос?

Роман-эпопея - это большое по размерам художественное изображение эпического характера. Темой для эпопеи служат преимущественно исторические события в жизни народа.  

III. Выяснение смысла названия романа.

   1.Словарная работа: выяснить все значения слова = мир =     

· отсутствие войны, единство, согласие;

· человечество;

· вселенная;

· крестьянская община.

Война тоже имеет дополнительные оттенки:

· военные действия;

· всякая вражда;

· несогласие.

IV. Какое же из этих значений содержится в заголовке романа?

Цель изучения романа – выяснить, как относится Л.Н.Толстой к войне, какой смысл вкладывает в понятие =мир=? Какие нормы жизни он отрицает?

V. Вопросы эти Л.Н.Толстой разрешает на материале истории начала XIX века. Это вовсе не было бегством от современности. Те вопросы, которые волновали его современных людей 60-х годов, волновали и Л.Н.Толстого.

  Что же волновало Толстого и его современников?

  Почему он обращается именно к началу века, эпохе войн с Наполеоном?

  Всех лучших писателей того времени интересовал вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”- и связанный с ним другой - “Что делать?”

  Об этом думали и Некрасов, и Чернышевский, и Тургенев, и Толстой.

VI. Что же происходило в России в начале 60-х годов? (1863г.)

а) Время было сложное. Готовилась и прошла реформа 1861г. Россия сбросила с себя путы крепостного права и должна была вступить на путь развития капитализма. Только что закончилась страшным поражением Крымская война. Эпоха была переломная, решавшая судьбу страны на долгие годы. От нее зависел дальнейший ход истории, и вся мыслящая Россия следила не только за событиями, но и думала, как же пойдет развитие страны дальше, как направить его в нужном направлении?

     б) Для этого нужно было решить вопрос:

1) от кого зависит ход исторических событий?

2) на кого нужно полагаться: на народ? на личность?

3) на какой народ? на какую личность?

Под таким дальним прицелом решались в искусстве той поры все вопросы.

VII. На какие два враждебных лагеря оказалось разбитым русское общество той поры?

   Какой путь дальнейшего развития России отстаивали революционные      демократы?

VIII. Кто противостоял этой программе?

IX. Какова же была позиция Толстого?

         Толстой не примыкал ни к тем, ни к другим. Уже в те годы у него намечается свой особый путь, сложный и противоречивый. Толстой не принимал литературы благополучной, замалчивающей противоречия жизни, но вместе с тем он не принимал революционной программы Чернышевского, иронизировал над его романом, не соглашался с характером изображения народа у революционных демократов.

X. В поисках ответа на вопрос что делать? он обратился к эпохе 1812г. и предшествовавшим ей событиям. Почему к ней? Что хотел поведать Толстой через нее своим читателям?

ХI. Для своего романа Толстой определил границы с 1805года через 1812г. к 1820году. Тем самым он нашел эпоху, как ему казалось, сходную с современной, с 60-ми годами. Так же, как и в 60г., все было неблагополучно в России в начале 19 века.

       1805 г.- год стыда и позора России в войне с Наполеоном и во внутренних делах. Но потом пришел 1812г., год общенародной победы России, когда все, как опять-таки казалось Толстому, устроилось, все внутренние причины разрешились благополучно.

              Толстой стремился и для людей своего времени найти возможность избавления от глубокого неблагополучия в жизни.

        Писатель верил, что победа 1812г. была результатом всеобщих усилий, что “единение всех, действия всем миром принесли мир людям, победный мир России”.

       1812 год нужен был Толстому как урок настоящему.

Исторический комментарий к началу романа:

        1805 год был острым и поворотным временем, когда решались судьбы не только отдельной страны, но и мира. Международная обстановка в Европе ознаменовалась наполеоновскими войнами.

1. Чем вначале они были вызваны?

После революции 18 века?

(Сначала они были вызваны необходимостью защиты революционной Франции от интервентов).

2. Во что они вылились потом? (из освободительной они превратились в захватнические).

3. А что изменилось в судьбе и характере самого Наполеона?

(В 1804г. (об этом вспоминают в салоне ), он из генерала, командующего войсками, и консула стал императором Франции. Коронация происходила в Милане. Там Наполеон произнес историческую фразу: (ее в романе цитирует князь Андрей) ”Бог мне дал корону, горе тому, кто тронет ее”.

После коронации он был вынужден пойти на жестокую борьбу со своими политическими противниками. Был казнен герцог Энгиенский, один из яростных сторонников восстановления законной власти Бурбонов. Убийство было вероломным, но вынужденным(и это событие на все лады смакуется в великосветском салоне).

4. После 1804г. Наполеон был уже далеко не во всем прогрессивной личностью, но за ним стояла его революционная и боевая слава.

(Тулон, за осаду которого он получил звание генерала.

Аркольский мост – место победы над Австрией.

Яффа говорила о славе его египетского подхода.)

5. Все это продолжало привлекать к нему передовых людей.

а) героя и великого государственного деятеля видит в нем князь Андрей.

б) как революционера ценит его Пьер.

в) другие, напротив, видели в нем лишь “ гидру революции”, “ злодея и убийцу”и незаконного короля. (Так оценивает Наполеона близкая ко двору фрейлина А. Шерер).

6. Чем было вызвано вступление России в войну с Наполеоном?

а) боязнь распространения по всей Европе революционной заразы (задавить гидру революции и призывают в салоне Шерер.)

Эмигранты, подобные аббату Морио и виконту Мортемару, наводнили Россию, ожидая, когда будет восстановлена во Франции власть законного короля.

б) второй причиной была борьба с захватнической политикой Наполеона.

      Это была естественная, справедливая цель.

7. Какие государства, составив союз (коалицию) пытались воспрепятствовать захватнической политикой Наполеона?

(Англия, Австрия, Пруссия и Россия образовали коалицию. С этой целью в 1804г. в Лондоне велись переговоры, от России туда был послан дипломат Новосильцев. Но во время переговоров Наполеон захватил Геную и Луку, давая тем самым ясно понять, что не отказывается от своей политики. Новосильцев вернулся обратно, послав в Петербург депешу, которую по-французски рассказывает князь Василий. «Бонапарт сжег свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши».)

8. Россия выступает на стороне Англии и Австрии (потому праздник у английского посланника, к которому едет князь Василий) при нейтралитете Пруссии, но отношения у союзников сложные, недоверчивые. Так начинается война 1805-07 гг.

 

УРОК №2

 

ТЕМА: Анализ 1 главы романа. Принципы изображения Толстым великосветского общества, «срывание всех и всяческих масок».

Цель: 1. Показать срывание Толстым «всех и всяческих масок» великосветского общества.

          2. Раскрыть конфликт с этим обществом Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Ход урока

I. Чтение и комментирование эпизодов, показывающих вечер в великосветском салоне фрейлины А. П. Шерер.

Задание классу:

К А. П. Шерер на прием в великосветский салон приезжает цвет петербургской знати и интеллигенции. Внешне это прекрасные, хорошо воспитанные, умные, культурные, внимательные друг к другу лица. Никто не совершает неблагородных поступков, все внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, о мировой политике.

    1. Но от души ли это говорится? От чистого ли сердца идет?

    2. Нет ли несоответствия между внешней формой и внутренним содержанием?

    3. Обратить внимание на то, что говорят и как говорят.

II . Комментированное чтение 1 главы.

1. Толстой стоит за каждым из своих героев и является их постоянным судьей.

2. Он показывает героев в такие моменты, когда незаметно проявляется их истинное лицо.

3. Толстой либо ждет, когда герой сам на мгновение приоткроет маску, либо срывает с него маску.

4. Не из партера, а из-за кулис видит Толстой своих аристократически вышколенных героев.

1) Что внешне можно увидеть в салоне? (изящество движений, светский такт, высокие политические разговоры, забота о благе Отечества, умные разговоры, забота друг о друге, чуткость)

2) А на деле? (неискренность, позерство, фальшь, расчетливость, корыстолюбие, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов, политическая реакционность, глупость, грубость и даже неприличие)

3) Какие детали это могут доказать?

а) князь Василий спрашивает о здоровье Анны Павловны, а в голосе – равнодушие и даже насмешка.

б) «Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили», - говорил князь по привычке, как заведенные часы, вещи, которым он и не хотел, чтобы верили.

в) Анна Павловна – энтузиастка в 40 лет. Порой ей этого не хочется, но она вынуждена ею быть, чтобы не обмануть ожидания окружающих. «Вечера несносны, нравственно страдаешь», сама больна – собирает вечер.

г) главная цель посещения князя Василия – узнать о назначении барона Функе в Вену, а об этом он спрашивает особенно небрежно.

д) лицо Анны Павловны «представило глубоко и искреннее выражение преданности и уважения, соединенного с грустью» (когда речь заходит об императрице).

е) Выражение лица князя Василия – «светлое», но вот затронули его интересы – в уголках губ неожиданно проявляется что-то грубое и неприятное.

4) В чем еще выражено отрицательное значение Толстого к аристократическим героям? (эпитеты и сравнения:

        князь Василий – плоское лицо, говорит лениво, как актер, слова старой пьесы, как заводные часы)

III. Просмотрите 2 главу, отметьте детали, говорящие о неестественности и фальши этого общества. Что нового добавляет 2 глава в характеристике аристократического салона?

1. Обряд никому не нужной тетушки;

2. Особая манера поведения: не принято говорить о том, о чем интересно;

3. Иронически звучит сравнение салона Анны Павловны с прядильной мастерской;

4. «Угощение гостей» виконтом и аббатом.

IV. Вот в гостиной появляются два новых лица: Пьер Безухов и Андрей Болконский.

- Свои ли они в великосветской гостиной? Что их отличает от других?

Пьер Безухов Князь Андрей Болконский
1. Внешность: взгляд Пьера – умный, робкий, наблюдательный, естественный. 2. Поведение: нарушает заведенный у Шерер этикет (не дослушивает тетушку, уходит), неуклюжесть. 3. Как принимают? поклон, относящийся к людям низшей иерархии. Итог: Пьер в этой блестящей гостиной всем чужой, чужой среди чужих.   Взгляд презрительный и скучающий; гримаса скуки.   в этом обществе он не медведь, он на равных правах, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество.   его уважают (известен его отец, князь Болконский) и боятся. Итог: князь Андрей для всех свой. Они для него чужие.

                        Зачем князь Андрей идет на войну?

V. Политический спор в салоне.

Раскрытие прогрессивных воззрений Пьера и реакционного кружка Анны Павловны - идеи революции расцениваются здесь как идеи грабежа,убийства, а свобода и равенство являются громкими словами, давно скомпрометированными.

VI. Анекдот Ипполита.

Для чего в роман вводится французский язык? (Так раньше принято было говорить, это подчеркивает незнание родного языка, их пренебрежение к нему, отрыв от нации и Родины.)

Итог:

1. Французский язык подчеркивает отсутствие связей верхушки с народом.

2. Простым использованием то французского языка, то русского Толстой проявляет свое отношение к высказываемому (Пьер воспитывался за границей – он говорит по-русски; кн. Андрей говорит как француз, но говорит по-русски).

3. Там, где описаны зло или ложь, в роман врывается французский или (позднее) немецкий язык.

Роман Толстого отрицает нормы жизни высшего аристократического общества.

Дома : гл. 6-17.

- Одинаково ли принимают гостей у Ростовых и Шерер?

- В чем различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и Шерер?

- Кто главный гость у Шерер? у Ростовых?

- Каков характер разговоров с гостями тут и там?

- Каково отношение к войне?

- Есть ли сходство в интересах и поведении молодого поколения в Москве и Петербурге?

- Каковы взаимоотношения членов семьи в доме Ростовых и гостей в салоне Шерер?

- Как относится Толстой к тем и другим героям?

 

УРОК №3

   ТЕМА: Анализ сцены именин у Ростовых

   Цель: 1. На примере семьи Ростовых показать иные слои дворянства с иными нормами жизни.

2. Показать на примерах, что сопоставление и контраст являются основным композиционным принципом романа.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова. чередуя эти главы, Толстой передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которых одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.

II. Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. Толстой подчеркивает сходство положений: там гости и тут гости.

III. Наша задача: выяснить, в чем различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и Шерер?

IV. С какой целью приезжают гости в дом Ростовых? (В доме Ростовых семейный праздник.)

      Хозяева дома:

1) Что вы скажете о хозяйке дома?

Хозяйка дома – графиня Н. Ростова – в том же возрасте, что и Анна Павловна – 40-летняя женщина. Но та - общественная энтузиастка, старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого). Графиня – глава семьи, мать, жена, хозяйка дома.

2) Хозяин дома:

а) Радушен, хлебосолен, добр, великодушен, прост. Граф Илья Ростов своей добротой известен всей Москве, а между тем принимает всех гостей без исключения (и выше, и ниже стоящих его людей), одинаково: мой дорогой, моя дорогая.

б) Так ли принимает гостей Анна Павловна?

в) Говорит он только по-русски, иногда (очень редко) на дурном французском.

3) Какой разговор ведут хозяева и гости? (О графине Апраксиной, о графе Безухове, о Пьере)

Молодое поколение

4) И в эту светскую обстановку, как «луч солнца» врывается молодое поколение Ростовых. Какой мир светлых и чистых чувств возникает перед глазами читателя!

5) Что вы можете сказать об интересах, увлечениях молодого поколения Ростовых?

Отношения простые, искренние, сердечные, уважительные, любовные. Все интересуются стихами, любят петь. Все секреты и чувства их на виду, все они переживают первое чувство чистой и светлой влюбленности.

Их интересы, увлечения еще не ушли далеко от детства (Соня и Николай, Наташа и Борис, эпизод с куклой Мими).

6) Так ли «развлекается» «золотая» аристократическая петербургская молодежь компании Курагина-Долохова?

Время там они проводят в кутежах, в разврате, нелепых и злых шутках (сравните: венчание куклы и история с медведем).

7) Утренний прием в доме Ростовых заканчивается многозначительным эпизодом. Графиня Ростова дает А. М. Друбецкой деньги на обмундирование Бориса. Почему этот эпизод многозначителен? Как он характеризует семью Ростовых?

А. М. Друбецкая ни о чем не просит Ростову, как просил у Шерер кн. Василий (а ведь они – товарищи молодости). Там ей пришлось унижаться перед князем, а тут сама графиня, ее старинная приятельница, смущаясь, предлагает ей деньги. (гл. 14)

II. Затем идут сцены вечернего празднования именин.

1. Кто главный гость у А. П. Шерер? (утонченный виконт-эмигрант)

А у Ростовых? (М. Д. Ахросимова)

2. Ее ждут, без нее не начинают обеда. Что же она из себя представляет? (гл. 15)

3. Какими словами она приветствует графа? (гл. 15)

4. Возможно ли появление в салоне Шерер подобных людей, подобных разговоров?

5.Принято ли у Анны Павловны говорить о том, что интересно, принято ли высказывать от души свои мысли и мнения? А у Ростовых?

Граф Илья Ростов очень любил «стравить» 2 собеседников, говорливых и разных, и с удовольствием выслушивать их споры.(гл. 15)

6. На каком языке принято говорить у Шерер? А у Ростовых?

Шиншин сочетал изысканные французские выражения с самыми простонародными, М. Ахросимова говорит на сочном, простом русском языке, хозяин говорит на очень дурном французском языке.

7. Как принимают здесь Пьера?

После его выходки на него везде смотрят как на зачумленного, а здесь ему и просто, и весело, и легко, и покойно. (гл. 15)

III.

1. О чем говорят за столом старшие у Ростовых? (гл. 16)

Так же, как и у Шерер, говорят о политике и войне.

2. В таком ли тоне говорят об этом у Шерер? у Ростовых?

3. Как этот вопрос волнует старшее поколение? (гл. 16)

а) полковник (служака и патриот): драться до последней капли крови и поменьше рассуждать.

б) Шиншин: зачем нелегкая несет воевать с Бонапартом? «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома»

в) Илья Ростов, М. Ахросимова: их этот вопрос волнует главным образом в той связи, что на войну идут сыновья.

г) Николай Ростов: настроение восторженное, русские должны побеждать или умирать!

4. Выходка Наташи за столом, танцы ее с Пьером, который здесь себя чувствует проще.

5. Как же можно охарактеризовать Ростовых?

Простота, сердечность, естественность, близость к народу.

Итог: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной породы.

 

Дома : 1) Главы 18-21

а) поведения во время смерти Безухова А. М. Друбецкой, князя Василия;

б) поведение Пьера в этой истории;

в) борьба за мозаиковый портфель.

Главы 22-25


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1505; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!