Стати сказать, он был первым губернатором Олонецкой губернии, в составе которой 33 страница



копошы̀сси, окошэливаиссе, шы́шляесе, шы́шляиссе, копа́иссе, кошэ́лиссе;

шевелись быстрей, поторапливайся -(язвит..) шы́шляйсе давай = окошЭливайсь, кошэ́льсе, копа̀йсе, копа̀йсь; «Што копа̀иссе-то там? Давай скоря̀е окошэ̀ливайсь, нет ак прѝдем на

ошу̀рки, к шапошному разбо̀ру!» «До̀лго там копа̀̀цце-то думаш, копошЫцце, копошЫцце, што и делает!» «Долго там окошэ́ливацце- то думаш? Давай скоря́е, пошэве́ливайсе - нет плыве́ш как

пе́ша вош!»; "Некогда долго мЕшкати, садись да поехали!») «копошы̀цце» – это ещё и о чём-тонепонятном, двигающемся:«Валю̀шка вздрогнула и зажму̀рила глаза – ей вдруг показалось, что в дальнем углу что-то закопош̀илось в темноте».

Делаться, происходить - ко́итисе, ко́итись, ко́итсе, ди́ятисе, ди́ятись ди́ятсе, роби́тисе, роби́тись, роби́тсе, твори́тисе, твори́тись, твори́тисе.          

Делающий пакостипа̀костник,паску̀да, паску̀дник паску̀дной, паску̀дный– (изначальное значение происходит от слова «ску̀дный» = недостаточный, убогий);

Дело начатое, или отложенное незаконченным - задѝльё. заде́лье  («Цё ото̀ задѝльё у те валя̀ицце – это как завсё; зацьнѐт и бро̀сит-забу̀дёт!»; «Куды̀ спешЫш-от, али задѝльё како̀ есь?).

Дело занимающее много времени - мѐшкотно(е), кро̀потно(е).  

Дело, работа, не стоящие внимания и затрат -  безде́лица, безде́лиця(см.«вещь»), о вЕщи, или о поступке - зря̀шно(е); зря̀шной- о ни к чему непригодном человеке, (мн.ч)зря̀шны(и); пустя́к, пустя̀шно(е), пустя̀шной, (мн.ч.)пустя̀шны(и); (неод)ерундА, ерундѝстика (см.«говорить»), заниматься ерундо́выми делами(см.«разговор») - ерундо́й занимАтисе(см. «не́что»),  шышня́,(см.«вещь») фигня́; О птице, сидящей на яйцах высиживающей птенцов – «занимаицце пустяка̀м(и)».(«А ерундѝстикой-от не занимАйсе, али делать те бо́ле нѐчё?!»; «ЕрундИстикой занимАитесь – одна говорѝльня, прости Хосподи, а не дЕла-не робо́ты!» «Ну, а если ты захочешь я тогда, с неба звёздочку достану – нам пустЯк!», «Уй, пустЯшно дело,– об чём розговор, излАдим в лУччем вИде!» «ЗрЯшно это дело, не нужнА эта фигнЯ не комУ» «Дела друго́ва нет – што ерундо́й-от займАитесе!».

Дело легко исполнимое - пустя́к, па́ра пустяко́в, пустяко́во(е), пустяко́воё, пустя̀шно(е), пустя̀шной, пустя̀чьно(е), пустя̀чьной, пустя̀цьно(е), пустя̀цьной, (мн.ч.) пустя̀шны(и), пустя̀цьны(и), пустя̀чьны(и), лёгота̀, «только и всево-то», «только и делов-то.

Дело, ситуация, которое можно исправить, поправить - поправи́мо(е), поправи́моё. («Но, я шшытАю, што это дело поправи́мо – вЫберем друго́ ва председателя, да и дело с концём!»)

День перед праздничным днём - кану́н(см.«пиво»);

День 11 ноября. День Настасьи и Авраама

День  12ноября -  День Зиновия. Это праздник охотников, выезжающих в этот день на первую порошу. Считается, что в этот день надо затравить хотя бы одного зайца, который называется «именинником», иначе охота весь год будет неудачной, и в этот день не жалели ни себя, ни лошадей, ни собак. Добыв косого, бывало, говорили: «Коня положили, да зайца уходили», «Цена зайцу — две деньги, а бежать — сто рублей».

День 4.декабря - День введения во храм пресвятой девы Марии : «Веденьё́», «Веденьё́в день»                                 день Веденья̀».

День30.12 (ст.ст.),когда резали свиней -  порезу̀хин день, порезу̀ха; этого дня резали свиней, заготовляли мясо впрок: солили, вялили, варили колбасы; по свиной печёнке и селезёнке судили о зиме: если селезёнка ровная и гладкая, то зима будет суровая, а если селезёнка толще к спине, то холода придут в феврале; толстая середина печени обещает морозы с перезѝмья(середина января);  

День 07. 01.(н.ст) - Рожэство Христово «Зимние Свя́тки=Окру́тники»: Ранним рождественским утром 7 января(нов. ст) пастух обходил деревню и сыпал в дворы горсть овса «на жывущих, плодящих и на здоровье!»;  с Рождества Христова и до Богоявленья(19.01) вертосельские парни и девки, по, исстари заведённому на Руси обычаю, рядились в маскарадные одежды; кудѐсили, ходили по деревням ряжеными в маскарадные костюмы, калядовали, запугивали нечисть, пели колядки, под окнами домов, веселились, веселя мир. их называли «окру́тники, ку̀десы, ря̀жоны(е), (ед.ч) ку̀дес, (жен.р.,) ря̀жонка (см.«красиво») наряжо̀ка, наряжу́ха. («Ак мы наряжу́хами в соседню деревню убегали»).

И был ещё один такой же праздник - летние «Зелёные св я̀ тки» - это праздник «Тро́ица» В этот летний день так же, как и в зимние святки. калядовали, красили яйца и также веселились пугая нечисть, а чтобы не приключилось беды в дому̀ застилали травой и цветами полы в избе в хлевах, в бане, и мылись завѐтными вениками, и заламывали берёзу для новых вѐников, и украшали берёзу лентами. и водили хороводы вокруг берёзы.

День 13. 01.(н.ст) - Мала̀ньин День. Славен пирогами был Маланьин день – в каждом доме в

этот день пекли много пирогов и щедро одаривали пирогами всех, кто приходил калядовать.

В памяти ВытегОрья остался этот обычай присказкой «Наварила, напекла, как на

МалАньину свадьбу».

День15.января(н.ст) - курИный день, Ку́рий день. В этот деньчистили, убирали навоз,

окуривали и ремонтировали, курятники, т.к считалось, что в этот день -15.01 (нов.стиль),

 семилетний чёрный петух откладывает в навозе яйца, а 4.июня из них вылупится змей,

поэтому 3 июня собирали все куриные кладки и варили яйца вкрутя̀к = вкруту́ю;

День 21января( по новому летоисчислению). – День Емельяна. .В этот день было положено рассказывать детям и взрослым сказки., иосталосьприсказка «Мели, Емеля, твоя неделя» - как выражение уличения во лжи, со времён, когда отмечали День Емельяна

День 21января(новое летоисчисление) - «День пови́тья», «День повиту́х» или «Бабьи кАшы»; праздновали  три дня: в первый день чествовали повиту́х; во второй день было чествование Ро́да Небесного и Ролителей; третий день – День РожанИц –чествовали Богородицу Ладу и Богородицу Морену. Мамы с детьми родившимися в этом году приглашали Повитух домой, а с детьми от года до 3 лет шли к повитухе, и несли в горшке петуха или курочку, (взависимости от того - девочку или мальчика приняла повитуха) несли угощенье, давали деньги, полотно, платки, полотенца и угощали вином, разносолами и  варили кашу на молоке, сдоблЯя маслом, яицами, украшали маком, орехами, ягодами;несли кашу, а повитУха в долгу не оставалась она тоже угощала всех кашей, дарила детям распашонки, пелёнки, уж она знала кто к ней в этом году придёт и заранее готовила(для каждого персонально – вышивала или вязала шапочки, носки). Подняв горшок с кашей над головой ребёнка она произносила «рости высоко-высоко» и угощала детей сладкими орешками или давала горсть гороху -ребёнок перекатывая горох или орех во рту переставал картавить и шепелявить; новоро́женицу-мать она угощала грецким орехом, чтобв молоко у той прибывало. В 1590 году киевский митрополит Михаил запретил празднование «Бабьи каши» «как язЫческое тре́бище».          

День 29 февраля высокосного годаКасьЯн. Касьян немилостив, завистлив,злопамятен,

может ветер спустить, или мор. Его боялись. В этот день старались не выходить из избы,

особенно в предзакатный час. Считали «На што КасьЯн глЯнет – попЫ не отчитАют, бабки не отшЭпчют»; а если что-то шло впереко́с, не так как надо, или заболел, говорили «Ровно Касья́н гля́нул». Высоко́сный год – чётный год раз в четыре года(см.«местА»)

День солнцестояния - солнцеворо́т, солноворо́т. 21-22 июня(по новому летоисчислению,

т.е новый стиль) - день летнего солнцестоЯния

День зимнего солнцестояния - 25 декабря(нов.ст.); в этот день церковь отмечает День Преблаженного святителя Спиридо́на. Спиридо́н Тримифунтский, помогает в

материальных и жилищных проблемах; По поводу зименего солноворо́та говорили

«сонцё на ли́́то, зима на мороз»(со́лнце – на лЕто, зима на мороз). В этот день жгли костры

в честь солнца, пекли блины, а утром выходили за околицу и закликали солнце:

 «Солнышко-вёдрышко, покажысь, красное розожгись!»; скатывали с горы горящее колесо,

лепили снежных баб и водили круг них хороводы, катались с гор, а если кому приходилось

выезжать в дорогу, то, начиная путь, нужно было непременно скатиться на санях с горки,

хотя бы с очень маленькой.

День весеннего равноденствия - со́́роки. 23 марта (нов.ст) идут на Русь Со́роки.

Сорок мучеников, воспоминаемых Православною Церковью, торят(по народному присловью)

путь-дорогу сорокА Утреникам(утренним морозам)), из которых каждый всё мягче, всё легче

 один другого. Если все 40 утреников подряд до ЗосИмы-пчельника(30апреля) пройдут без

 пота́йки, быть всему лету тёплому, да ведреному.. На Со́роки день с ночью меряются (весеннее

равноденствие);  23.03 прилетает на Русь вторая весенняя птица – жаворонок, а с ним ещё

сорок птиц. И пекут на Руси жаворонков из теста, встречают весну.  

День 14 мая - Ереме́й-запряга́льник с этого дня у нас на севере начинается посевная пора.

День 30 мая1923г.  - «30-го мая «Неделя совести». Все, кто чем может, помогут в эту неделю больным и беспризорным ребятишкам…» (Гзета «Трудовое слово» - орган Уездисполкома, город ВЫтегра, 02.04.1923года).

День черездве недели после Пасхи - «Красная Горка» или «Радуница». Всю неделю молодёжь на горках, оттаявших из-под снега в лучших нарядах, жгут костры, закликают весну-красну, водят хороводы, а в это время на погостах вдовы и сироты оплакивают своих родных, и всю неделю кладбище кишмя-кишит от народу(поминают рюмочкой, поливают могилки водочкой, полагают на могилки яйца. Во вторник детвора закликает дождь и если случится гром, то надо перекувырнуться через голову три раза – чтобы спина не болела, а девки умываются через колено(Было поверье: если девка в дождь на «Красную Горку» умоется трижды через своё собственное колено, то молодость и красота не покинут её долго).

День 1-е августа - Макрѝдин день или Макрѝды; макрѝда =1.(неод.,заботлив) мокрѝда

мо̀края(о попавшем под дождь, об опИсавшемся ребёнке); 2. Макрѝда - старинное женское имя

(у Василия Великого была сестра с именем Макрѝда). Вэтот день положено было всех обливать

водой и купаться; и примечали: если этот день был сухим, то и осень будет сухая, а если прольют дожди, то и осень будет мокрая(«А как на «Макрѝды» мужыки догледЯт - когда бабы к озеру зберу̀цце, - и ну их в озёро пеха̀ть (это «макрИды стрОят»), ак што ѝфканья-та, то̀льке у̀ханьё стоѝт!»).

День 2 августаИльи́н День= Илья́, И́лия; в закличках имя Илья́ звучит как 

И́лия(с ударением на первом слоге). Издавна а нашем северном краю почитался Илья держателем гроз. Тихая погода в этот день обещает тихую осень и зиму без метелей. «Сказывали стАры старики, што бывал мороз в ИльИн День, дак на реке камни подымАло – так и бросАло. И такой голод здесь был, што мох Ели и на очЕлье ходили». (т.е. ходили под окна просить кусок хлеба). После второго августа

убавляется тепло, с ИльинА днИ начинется жнивьё хлебов.

День 31августа(нов.ст.)День ФлОра и ЛАвра, день поклонения конЮ - праздник, оставшийся

от языческих времён. В этот день на лошадях не работали, их мыли, купали, расчёсывали

хвосты и гривы, заплетали в косы вплетая ленты, пекли пироги в форме копыта и отдавали их

священнику, который святил коней и конюшни святой водой.

День 30 сентября - осенѝны – день именин Веры, Надежды,Любови.

День 26 октября - поч ѝнки, зябу̀шки, ознобу̀шки; в этот день полагалось чинить=ремонтировать.

День 15 ноября - Акиндин и Пегасий. Считалось, что Акиндин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит. То есть световой день убывает, а значит, надо отго-нять темень, но делать это осторожно, чтобы не спалить весь дом. С этого дня обряды оберега света и зерна в закромах исполняются особенно внимательно. В этот день чество- вали овинника, «поздравляли» его и оставляли рядом с ямой, в которой разводили огонь, гор- шок овсяной каши

День настАнет(днём обсо̀хнетземля, спаду̀т ро̀сы, пригреет солнышко) – ободня̀(е)т, ободня̀е(т), ободня̀ёт, (что произошло)ободня̀ло – день настал, рОсы сПали,трава, земля обсохли, согретые солнцем обвеянные ветрАми(«Погодѝ манѐнько-то, пуска̀й ободня̀т, ак и побежыш!»).

День весь потраченный на что-то – (огорч.,неод.)день-деньско̀й. «Где тя лешой нОсит – ыть день-деньскОй глаз домой не ка̀жот!» «Ак я на робОти день-деньской, а хто за има̀ доглядАт, а не хто!».

День, дневно̀е врѐмя  – дённа́̀ пора̀, дённо̀ врѐмё; (когда)дё́нной поро́й= днём: («Ну да какѝ ищѐ те зеленЯ, трёх дён не прошло̀, как посИяли!»).

День солнечный - пого̀жый, пого̀жой, вё́дрёной, погода пого̀жа(я), вё́дрёна(я), «пого́жы(е), пого́жыи (деньки́, денё́чьки), «пого́жыё (деньки́, денё́цьки)

День Первопрестольных апостолов Петра и Павла(12 июля) - ПетрОв День, Петро-Па̀влы, Петро̀вки, и (усмешл.) «ПетрОвки-голодОвки» – это о днях поста перед 12 июля («до ПетрвАдни); Петровѐй - так называли престольный праздник своей деревни вертосё̀ла.«В этот день в деревню приежжали с Ежэзера свящЕнники, и устраивался « КрЕстной ход» круг озера, с херувИнам, с кадИлом, икОны несли, а потом всей деревней съедали, жаренного на кострах, жертвенного оленя, посланного богами в дар за труды людские» (по легенде на противоположный берег Нашего озера выбегали два оленя и олениха. Два оленя плыли в сторону охотников, ожидавших их на этом берегу. Одного из них стреляли). Впоследствии, когда олени перестали выбегать к озеру, стали жители деревни стали сообща покупать быка красной масти», т.к. красный цвет гарантировал солнечную погоду во время косовИцы;

Дѐньги налѝчные – (уваж.) «жыва̀ деньга̀», (шутл.) тѝти-мѝти, купѝло, купѐрьё, купѝш, (дет. декс.)са́ра. («Ак шцё ты ду̀маш, ыть жыва̀ деньга̀ в рука̀х – велѝко дело: захотел, да и взял што хош!» «Куда не кинь – везде клин: всем тИти-мИти подавай!»; присказки об отсутствии денег: «Купи́ло в лес укати́ло», «Ку́пиш, как слупиш» -купишь, если долги тебе вернут, то будет на что купить); «Ку̀пиш ку̀киш»; «Купѝш уехал в Париж»).

Деревѐнь деревнѐй, деревё̀н («Как от Тага̀жмозера-та идёш, ак тамо дерѐвня, друга̀.., да, там много деревнѐй»; «А робята-та з других деревён всё прѝдут да задира̀юцце с на̀шым-от робЯтам.»).

Деревни(названия некоторых деревень) на Вытегорьи, упоминаемые в церковных книгах:

- Названия поселений давались или по имени владельца, или по названию местности, где они возникали («А и стояли на тому мисте небольшыи деревнёшки, можно сказать починки, названия у их не было, а называли их по реки́, а где-ка - по горЫ, на которых оне - тыи деревнёшочьки-ты стояли»);

1791год  « деревня, вновь поселённая у Генаозера» (Эйнозеро); «деревня подле реки Ежа»; «дереня, вновь поселённая в пихки у Ыгат-озерка», «починок у Каменного ручья», «деревня Ка́ров Конец», «Конец БолОтья», «деревня Па́трова Гора», «деревня по праву Па́лозера», «деревня СпЕров Конец»; 1796 год « деревня над Алым озером», «деревня Боярской Горы», «деревня вновь поселённая на Га́лентьевом ручью́», «Деревня Ри́́мова Гора», «деревня Са́виной ГорЫ»; 1797год «деревня Натага́жмызахарязина Гора»;  «деревня. Натага́жмыгалентьева Гора»; «деревня у родника у кур»; 1811год деревня между река Алый(?) Алмозеро Са́лозеро Са́лмосозеро; 1818год. «деревня Ближняя Ка́рданга», «деревня Бру́сова», «Сельцо Брянское», «сельцО Вахпил», «деревня Великий Двор (поместье Ратькова)», «деревня Ве́ртосельга»,   «Гормору́чья»;деревня Ежезерского Прихода - Тали́́̀ньсельга, «деревня Вя̀ньги», т.е. деревня у реки «Вя̀ньги»; 

Дерѐвня (уменш., ласк.) дере(в)у̀шка, деревнёшоцька, деревнё̀шка, дерё̀венка, деревнЮшка.  («Алмозеро была ма̀ленька деревнё̀шоцька, она роспоселѝласе потом-от!»; «А на месте, где типере стоит город Вытегра раньше небольша̀ деревнё̀шка стояла и имя ей было Вя̀ньги»).


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!