Может ли человек вернуться назад к природе?



– «Нет, человек должен постоянно прогрессировать, и он не может вернуться в детство. Если он прогрессирует, то потому, что того хочет Бог; предполагать, будто он может вернуться к первоначальному состоянию, значило бы отрицать закон движения и прогресса.»

 

Движение прогресса

Черпает ли человек в себе силу, побуждающую его к прогрессу, или же прогресс есть лишь продукт некоего обучения?

– «Человек сам естественно развивается; но не все прогрессируют одинаковым образом; тогда-то наиболее продвинувшиеся и помогают прогрессу других в общественном соприкосновении.»

Всегда ли нравственный прогресс следует за прогрессом интеллектуальным?

– «Он есть следствие его, но он не всегда сразу же следует за ним.» (См. NN 192-365).

– Как интеллектуальный прогресс может привести к прогрессу нравственному?

– «Давая понять добро и зло; человек может выбирать варианты развития событий. Развитие свободы воли следует за развитием ума и увеличивает ответственность в своих действиях.»

– Как происходит тогда то, что наиболее просвещённые народы зачастую оказываются и самыми извращёнными?

– «Полный и сбалансированный прогресс есть цель, но народы, как и отдельные люди, развиваются постепенно. И пока в них не развилось ответственное моральное чувство, они даже могут пользоваться умом для того, чтобы творить зло. Нравственность и Ум суть две силы, коие уравновешиваются не быстро и не сразу.» (См. NN 365-751).

Дано ли человеку остановить движение прогресса?

– «Нет, лишь иногда замедлить.»

– Что следует думать о людях, кои пытаются остановить движение прогресса и заставить человечество повернуть вспять?

– «Жалкие существа, Господь их накажет; они будут опрокинуты разогнавшимся потоком, который они тщетно пытаются приостановить.»

Примечание. Так как прогресс является условием человеческой природы, то нет человека, во власти коего было бы ему противиться. Это живая сила, каковую скверные законы человечества могут лишь чуть задержать, но не подавить. Когда законы эти становятся с прогрессом несовместимы, он разбивает их вместе с теми, кто пытается их сохранить, и так будет до тех пор, пока человек не приведёт свои законы в соответствие с высшей божественной справедливостью для всех, а не законов, созданных «для сильных, в ущерб слабым».

Разве нет людей, с чистой совестью прогресс тормозящих и полагающих при этом, будто они ему способствуют, и виной всему то, что они понимают его на свой лад и зачастую усматривают его в том, в чём его нет?

– «Они словно камешки, подложенные под колёса большого экипажа, и не могут помешать его продвижению.»

Всегда ли прогресс человечества совершается поступательно и медленно?

– «Есть постоянный и медленный прогресс, осуществляющийся силою вещей; но когда народ продвигается не достаточно скоро, Господь время от времени производит в нём некоторое физическое или нравственное сотрясение, его преобразующее.»

Примечание. Человек не может вечно оставаться в невежестве, потому как он призван достичь цели, намеченной Провидением; и он набирается знаний силою самих вещей. Перевороты, как нравственные, так и общественные, совершаются постепенно; они назревают в течение веков, а затем внезапно прорываются и сокрушают ветхое здание прошлого, не находящееся более в Гармонии с новыми нуждами и новыми устремлениями.

Человек нередко в потрясениях этих усматривает лишь временный беспорядок и смешение, расстраивающий лишь его материальные дела и интересы; но тот, кто способен возвысить мысль над материальной жизнью, сможет понимать и восхищаться замыслами Провидения, заставляющего из совершённого зла проступить росткам добра. Это, как гроза и буря, оздоровляющие атмосферу после причинённого ей сотрясения.

Порочность человека весьма велика, и разве не кажется, что он идёт вспять, а не вперёд, с точки зрения нравственности?

– «Ты ошибаешься; посмотри хорошенько на всё целое – и ты увидишь, что человек идёт именно вперёд, поскольку теперь он лучше, чем прежде, понимает, что такое зло, и последствия его действий; каждый день меняет своё представление о зло-употреблении. Нужен некий переизбыток зла, дабы дать понять необходимость добра и улучшения реформ.»

785. Каково самое большое препятствие прогрессу?

– «Гордыня, высокомерие и эгоизм, я говорю о прогрессе нравственном, ибо интеллектуальный технократичный прогресс совершается постоянно; кажется даже, на первый взгляд, что он убивает активность этих пороков, развивая честолюбие и любовь к богатству, которые, в свою очередь, побуждают человека к деятельности, просвещающей его дух. Так происходит то, что всё оказывается взаимосвязанным, как в мире нравственном, так и в физическом, и из самого зла может выйти добро; но такое положение дел лишь временно; оно будет меняться по мере того, когда человек начнёт понимать, что за пределами наслаждения земными благами есть счастье беспредельно большее и бесконечно более длительное.» (См. «Эгоизм», гл. ХII).

Примечание. Есть два рода прогресса, которые служат друг другу опорой и, однако, не идут в ногу, это: прогресс умственный и прогресс нравственный. У цивилизованных народов первый из них встречает в нынешнем веке всестороннюю поддержку; так он смог достичь степени неведомой до сего дня. Требуется лишь, чтобы и второй был на том же уровне, и всё же, если сравнить теперешние нравы в обществе с теми, какими они были несколько столетий назад, то нужно быть слепым, чтобы отрицать свершившийся прогресс. Почему восходящее движение должно остановиться для нравственности, если оно идёт для ума? Почему между ХIХ и ХХ веком не быть той же разнице, что и между ХIV и ХIХ? Сомневаться в этом значило бы утверждать, будто человечество пребывает в апогее совершенства, что было бы нелепо, либо то, будто оно неспособно морально совершенствоваться, что опровергается опытом.

 

Выродившиеся народы


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!