Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга



https://gkaf.nsu.ru/readerhist10/moskovia.html

 …Москвитяне еще с пеленок начинают приносить жертвы Меркурию[1] и, судя по тому, как они исполняют это, надобно думать, что все они угодили ему… Они отстаивают свое лганье прибавкою новых лжей с таким наглым бесстыдством, что хотя знаешь наверное, что они солгали, однако ж все еще как-то сомневаешься в душе насчет своего мнения. Потому что, если когда и уличат их неотразимыми доводами в неправде, они, покрасневши, не придут в стыд, а еще усмехаются, точно застали их на каком добром деле. Посланники иноземных государей пусть не дожидаются и от царских уполномоченных более правдивых слов, потому что эти лица собирают вместе все тонкости закоснелого лукавства, чтобы провести их, либо выдавая ложь за правду, либо умалчивая, о чем надобно сказать, и ослабляют обязательную силу всяких решений на совещаниях тысячью хитрых изворотов, дающих превратный толк им, так что они совсем рушатся. А при счастьи или при невзгоде они до того слабы духом, что когда везет им счастье, они, будучи не в силах удержать своих восторгов, превозносят себя до самых звезд, а когда не везет, они позволяют одним щелчком столкнуть себя в пропасть. Оттого-то при переговорах они оказываются самыми непостоянными… Все это делает для иноземных послов исправление возложенных на них дел до того тягостным, а успех их до того сомнительным, что они нередко раскаиваются, что взяли на себя такую должность…

…У людей побогаче стол умеренный, а прочие питаются одним хлебом и чесноком, и все одинаково утоляют жажду чистой водой или очень скупо приправленной подмесью закваски. Этой жажды их, однако ж, никогда нельзя утолить, если станешь подносить им водки, сколько душа их желает. Потому что они пьют, не процеживая сквозь зубы, как курицы, а глотают все глоткой, точно быки и лошади, да и никогда не перестанут пить, пока не перестанешь наливать. В кабаках пьянствуют до тех пор, пока не вытрясут мошну до последней копейки. Да и нередко бывает, что кто-нибудь за неимением денег отдает по уговорной цене шапку, кафтан и прочую одежду, даже до голого тела, чтобы попить еще, а тут безобразничает, однако ж хочет быть в виде не Геркулеса, а отца Бахуса на новую стать. От этой заразы не уцелели ни священники, ни монахи. Очень часто можно видеть, как кто-нибудь из москвитян выйдет неверным шагом из кабака, пойдет вперед с отяжелевшей от питья головой, да и валяется в грязи, пока не поднимет и не отвезет его к домашним какой-нибудь извозчик в видах платы за провоз, а эти извозчики в бесчисленном множестве стоят на каждой почти улице в Москве с своими наемными повозками. Бывает также чрезвычайно часто, что этих бедняков, потерявших всякое сознание, извозчики завозят в глухие переулки и, отобрав у них деньги и платье, бесчеловечно убивают.

Но этот злой корень - пьянство - дает много других отпрысков самых ужасных злодейств. Москвитяне держат довольно многочисленных холопов и рабов, но с небольшими расходами, потому что, не заботясь о разноцветных платьях (ливреях для слуг), одевают их в какие ни на есть обноски. Но как пайков или месячины у них не водится, а притом много по закону постов, к которым они из бережливости прибавляют еще несколько от себя, то кормят слуг самым сухим хлебом, тухлой или сушеной рыбой и редко мясом, назначая в питье им чистую воду; эта вода подается тароватее[2] в случае какого праздника, будучи испорчена в виде кваса с умеренной примесью солода, чтобы имела возможность поразвеселить дух. Жалованья не дают им никакого, потому что большая часть их них холопы или крепостные, но и вольным-то очень ничтожное. Стало быть, они никогда не выходят с сытым желудком из-за домашнего стола, и вот вместе с праздношатающимися бедняками, которых бесчисленное множество, дожидается такой на площади без всякой работы, чтобы достать денег для насыщения себя, особливо на выпивку; не зная, по своей вине, никакого честного ремесла, они принимаются, как негодяи, за дурное: либо обворовывают тайком дома, которые стерегутся поплоше, либо грабят их, нарочно поджигая у людей позажиточнее и явившись будто бы подать помощь, либо в ночное время нападают открытою силой на встречных людей и, лишив их неожиданным ударом сначала голоса и жизни, чтобы они не могли кричать о помощи к соседям, отбирают у них потом деньги и платье. Так как и в трезвом состоянии они готовы на ссоры и гнусные обиды, то в пьяном виде очень часто поднимают драки из самых пустяков и, тотчас выхватив ножи, вонзают их друг в друга с величайшим ожесточением. Правда, что на всякой улице поставлены сторожа, которые каждую ночь, узнавая время по бою часов, столько же раз, как и часы, колотят в сточные желоба на крышах и в доски, чтобы стук этот давал знать об их бдительности шатающимся по ночам негодяям, и они из боязни быть схваченными отстали бы от злодейского дела, за которое принялись; а не то, если лучше хотят быть злодеями, сторожа их ловят и держат ночью под караулом, чтобы с рассветом отвести к уголовному судье. Но эти сторожа, либо по стачке с ворами, сами имеют долю в украденном, либо из страха их нерасположения к себе, будто объятые глубоким сном, не трогаются, потворствуя их злодействам, так что в Москве не рассветет ни одного дня, чтобы на глаза прохожих не попадалось множество трупов убитых ночью людей. Особливо в торжественные дни годовых праздников и на масленице, когда москвитяне, запрещая себе мясо и питаясь одною рыбой и молочным кушаньем, приготовляются к строгости наступающего 40-дневного поста: в то время они пьянствуют напролет дни и ночи, не только по греческому обычаю, но чересчур уже и по русскому, напоминая не христианские духовные представления, а бахусовы оргии: от страшного пьянства приходят в такое исступление и бешенство, что, совсем не сознавая своих дел или поступков, наносят раны друг другу и либо сами делаются убийцами, либо их убивают.

У ворот нашего подворья стояли под начальством своего капитана 40 караульных из войска телохранителей, которых москвитяне называют стрельцами; их каждый день сменяло такое же число других стрельцов, так что этой ежедневной очереди подвергнулись все, кто только жил из них в Москве. Четверо из них, распределив между собою стражу по числу часов, беспрестанно караулили в разных местах здания, внутри и вне его, чтобы мы могли ночевать безопасно от воровства (по словам москвитян), или, как полагали вернее мы сами, затем, чтобы не допускать к нам никого, кто бы, может быть, и хотел прийти. Один из часовых, по распределению мест, должен был стоять на карауле под окошками моей спальни. В летние ночи он не давал мне спать диким пеньем либо нелепыми играми с сослуживцами. А зимою, чтобы согреться, бил в ладоши и скакал, притопывая ногами. Стало быть, мой сон нарушали постоянные неприятности. Мои жалобы на это приставам не принесли никакой пользы. Потому что все москвитяне предаются послеобеденному сну так, что купцы после полуден запирают свои лавки, а бояре и дворяне не принимают к себе никого, занимаясь делами только в утреннее время: вот они и подумали, что и я приспособлю свою, уже укоренившуюся с давних лет, привычку к их обычаю, а потом уж и не стану дорожить покойным сном по ночам…

…Вход к нам, по показанию москвитян, открыт был для всех, но на самом деле для очень немногих. Не говоря уже о том, что никто из иностранцев не смел когда-либо взглянуть и издали на наши домы, многие из них часто были останавливаемы стрельцами, чтобы не входили к нам, либо по приказанию, либо из дерзости, тогда как мы этого и не знали, а потом и у прочих отбивали охоту от этого покушения примером испытанного ими отказа. Потому что, если какой-нибудь военный из них, в видах осторожности, просил у своего начальника, московского воеводы, позволения навестить нас, ему хоть и не отвечали отказом, но подавали дружеский совет, чтобы поудержался от этих вежливостей, а то, пожалуй, навлечет на себя подозрение великого князя…

…Царства, области и города, подвластные московскому владычеству, управляются наместниками, называемыми у москвитян воеводами, которых управление, однако же, продолжается редко больше трех лет. Они управляют во всем согласно с постановлениями, которые в 1647 году Алексей велел составить по древним неписаным обычаям и, напечатав, хотел сделать общим законом[3]; а так как лица, пользующиеся расположением государя, получают даром его милости, точно водопроводные трубы воду, но никому не отводят ее даром, то необходимо нужно располагать этих любимцев к себе множеством подарков для получения должности. А чтобы воротить с лихвою свои убытки на это, воеводы, не уважая предписаний закона, не довольствуются стрижкою народного стада, им вверенного, но не боятся сдирать с него еще и шкуру, в той уверенности, что жалобы его имеют такой сиплый голос, что не дойти ему до царского слуха, только бы стало добычи с ограбленных, как для собственной жадности, так и на приобретение расположения к себе тех любимцев, для новой безнаказанности. Дело не стоит у них и за остроумной выдумкой для обирания втихомолку своих овечек, которые пожирнее: они задают пиры, и с каждым годом все чаще зовут на них областных дворян и купцов позажиточнее, чтобы, удостоившись такой необыкновенной почести, эти лица приносили им щедрые подарки по отеческому обычаю. Приговоры продают с торга: решают в пользу той стороны тяжущихся, которая принесет больше. Преступники покупают себе безнаказанность; злодеи притупляют лезвие меча правосудия, подставляя под удары его золотые щиты. Да и сами судьи для затруднения улики себе в несправедливости своих приговоров закрывают на суде глаза, чтобы подкупленные свидетели тем смелее делали свои ложные показания или для оправдания правдивого обвинения, или для подтверждения насказанной клеветы, чем богаче награду получают за свою ложь.

Все бояре без исключения, даже и сами великокняжеские послы у иностранных государей, везде открыто занимаются торговлей. Продают, покупают, променивают без личины и прикрытия: сами продавцы, сами маклеры заставляют почетный посольский сан служить низкому промыслу. Не можем, однако ж, не признаться с негодованием, что такая низость чернит некоторых лиц и из более образованных народов, да даже иногда и из нашего…

…Москвитяне, хотя и неучи, хоть ничего не видят в густой тьме невежества, большею частию не знают и грамоте, притом и вера их изобилует очевидными для здравого смысла заблуждениями, но все же осмеливаются еще хвастать, что они одни христиане, а всех приверженцев латинской церкви называть погаными. К римскому же первосвященнику питают еще такую ненависть, заимствованную от греков, что никогда не хотели дозволить свободного богослужения проживающим в Москве католикам, меж тем как без труда дают эту свободу лютеранам и кальвинистам, зная, что они отпали от папы, хотя эти люди осуждают такие вещи, которые в высоком уважении у москвитян, каковы: образа, крестное знамение и призывание святых… Здесь следует пожалеть о тех людях католического исповедания, которые, в видах незначительных выгод по торговле или по военной службе, перебираются в Москву, да еще с женами и детьми, без всякой надежды, чтобы их когда-нибудь отпустили оттуда…

…Что москвитяне изгоняют все знания в такую продолжительную и безвозвратную ссылку, это надобно приписать, во-первых, самим государям, которые… ненавидят их из опасения, что подданные, пожалуй, наберутся в них духа свободы, да потом и восстанут, чтобы сбросить с себя гнетущее их деспотическое иго… Во-вторых, это следует приписать духовенству: зная, что науки будут преподаваться по-латыни и могут быть допущены не иначе, как вместе с латинскими учителями, оно боится, чтобы этими широкими воротами, если распахнуть их настежь, не вошел и латинский обряд, а учители его не передали на посмеяние народу его невежество и не представили бы в полном свете несостоятельность вероучения, которым оно потешается над его легковерием. А в-третьих, виною того старые бояре по зависти, что молодежь получит такие дары, которых из пренебрежения не хотели брать они сами, а от этого они справедливо лишатся исключительного обладания мудростью, которое не по праву отвели себе сами, и будут устранены от общественных дел в государстве…

…Алексей статный муж, среднего роста, с кроткой наружностью, бел телом, с румянцем на щеках, волосы у него белокурые и красивая борода… Дух его наделен такими блестящими врожденными дарованиями, что нельзя не пожалеть, что свободные науки не присоединились еще украсить изваяние, грубо вылепленное природой вчерне. Кроткий и милостивый, он лучше хочет, чтобы не делали преступлений, нежели имеет дух за них наказывать. Он и миролюбив, когда слушается своей природной наклонности; строгий исполнитель уставов своей ошибочной веры и всей душою предан благочестию… И что особенно странно, при его величайшей власти над народом, приученном его господами к полному рабству, он никогда не покушался ни на чье состояние, ни на жизнь, ни на честь. Потому что хоть он иногда и предается гневу, как и все замечательные люди, одаренные живостью чувств, однако ж никогда не позволяет себе увлекаться дальше пинков и тузов…

…Алексей без сомнения Государь, потому что повелевает всеми самовластно по древнему обычаю. Его воля - непреложный закон для всех подданных. Как господин над рабами, он имеет надо всеми право живота и смерти по своему произволению. Когда он сам накажет или по его приказу высекут кого-нибудь розгами либо плетьми, наказанные приносят еще ему благодарность. Не себя называют москвитяне владельцами своего имущества, а бога да царя… Надобно, однако ж, отдать должное правде. Так как верховная власть московских государей скорее власть господ над рабами, нежели отцов семейства над детьми, то подданные не признают отца в своем царе и не оказываются детьми к нему. Их покорность вынуждена страхом, а не сыновним уважением. Потому-то, когда страха нет или он поисчезнет, покорность упрямится и брыкается; хотя немилосердный господин и свирепствует над спинами всех их тем же кнутом, что и над боярскими, при всем том, если палач уберет кнут, они, точно собаки, встряхнувши спиной после побоев, продолжают по-прежнему упрямиться, от души готовые снова подставлять тело под удары с рабскою терпеливостью…

…Пропасть, всегда зияющая ужасною пастью и поглощающая почти все богатство казны - это военное жалованье, выдаваемое всегда, как в мирное, так и в военное время… Иноземцев набралась такая пропасть в Москву на царскую службу из Германии, Батавии, Англии, Шотландии и других стран: в 1662 году, кроме двух полных генералов и двух генерал-майоров, я мог бы прочитать записанные в моей памятной книжке имена более ста иностранных полковников, многих подполковников и майоров и назвал бы почти бесчисленное множество капитанов и прапорщиков. Всем им Алексей не тяготится платить жалованье даже и задаром в мирное время, чтобы иметь их всегда налицо при неожиданно наставшей войне. Впрочем, я знал между ними очень много таких, которые раскаиваются в том, что забрались в этот лабиринт в надежде выгод, покинув отеческих богов и не подорожив свободною службой среди своего народа. Потому что царь жестоко издевается над условиями, которыми они обеспечили себе увольнение на родину, после определенного срока службы, положившись на них, точно на Ариаднину нить: одного он останавливает щедростью, другого просьбами, третьего повышением, даже, если ему угодно, ссылкою в излучистые закоулки безвыходных трущоб; проповедует всем о неприличии увольнения от службы для военных людей в такое время, когда война в самом разгаре или когда ее опасаются. Бедняки никогда и не отпускаются из-за этого опасения, от которого Алексей ни на минуту не может освободиться, так как обширное Московское государство почти отовсюду опоясано воинственными народами, не терпящими покоя, и окружено их завистью и ненавистью…

…Хотя и есть в московском войске немало полковников из иностранцев, но как они, за немногими исключениями, едва только ползли у нас в низших чинах, а пришедши в Московию, быстрым скачком перенеслись через все промежуточные подчиненные должности прямо в высокую должность полковника, то и не в состоянии учить других уменью начальствовать, которому и сами не учились. А москвитяне, по врожденной гордости, пренебрегая их наставлениями, не слушаются их советов, хотя бы и благоразумных, до тех пор, пока, сбившись с пути, не зайдут туда, откуда ж и ноги не вынесешь. Тогда, в сильном переполохе, при большой неурядице дел, поздно переломив себя, просят они советов у чужеземцев, которые не принесут больше никакой пользы, и, приуныв со страха, добровольно уступают им начальство над войском, к неизбежной для него гибели. Оттого московские войска столько раз и были разбиты[4]…


[1] Прокопий Кесарийский – выдающийся византийский историк VI в., автор «Войны с готами», «Войны с персами», «Войны с вандалами», а также памфлета «Тайная история».

[2] Группа раннеславянских племён жившая на территории Среднего Поднепровья, восточной и юго-западной Украине.

[3] Массагеты – ираноязычное племя обитавшее в Великой степи.

[4] «Стратегикон» является важнейшим историческим памятником конца VI-начала VII вв. Авторство принадлежит либо византийскому императору Маврикию (582-602 гг.), либо какому-то из византийских полководцев.

[5] Георгий Амастридский (ок.750-между 802 и 825), святой, архиепископ византийского города Амастрида.

[6] Босфора

[7] Амастриды, города на малоазиатском побережье Византии.

[8] Балтийское море

[9] Царьградом на Руси называли Константинополь

[10] Константин VII Багрянородный (905-959), византийский император с 912 г. (фактически с 945 г.). Прославился энциклопедическими знаниями, автор трактатов «Об управлении империей», «О фемах».

[11] Ибн Хордадбех (ок 820-ок.911) – исламский географ, автор «Книги путей и стран». Представленный отрывок написан в 880-е гг.

[12] Это место вызывает особые споры, тем более что имеется другой вариант данного рассказа в сочинении арабского географа Ибн аль-Факнха, где речь идет о купцах­славянаха

[13] Здесь - Чёрное море

[14] Имеется в виду река Дон

[15] Каспийское море

[16] Мера длины. Здесь, видимо, имеется ввиду персидский фарсанг – около 5 500 м.

[17] В мусульманских странах подать, взимаемая с иноверцев.

[18] Ибн Руста - арабский географ начала Х в.

[19] У арабских авторов традиционное название страны русов.

[20] В арабских источниках очень много говорится об «острове русов», зачастую его помещают в море.

[21] Т.е. Хазария и Волжская Булгария.

[22] Видимо, имеются ввиду волхвы.

[23] Шведами

[24] Арабский путешественник и географ X в.

[25] Имеется ввиду Киев.

[26] Очевидно, подразумевается Новгород.

[27] Видимо, это какая-то северная группа племён.

[28] Арабские авторы называют Византийскую империю «Рум».

[29] Лев VI Философ (866-912), император Византии с 886 г. и его брат Александр (870-913), император с 912 г. Александр считался соправителем Льва.

[30] Повесть временных лет ошибается в датировке заключения договора.

[31] Повесть временных лет ошибается в датировке заключения договора.

[32] Княжеский дружинник, телохранитель.

[33] Дружинник, связанный с судебным процессом.

[34] Сборщик штрафов

[35] Человек, вышедший из общины и потерявший с ней связь.

[36] Простой житель.

[37] Гривна – денежная и весовая единица Древней Руси. Как денежная – в виде продолговатого слитка серебра, весом около 200 гр. (XI в.). Гривна делилась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан. Позднее, в конце XI и XII вв. вес гривны снизился почти вдвое.

[38] Представитель некой этнической или социальной группы.

[39] Изначально термин обозначал пленников, ставших рабами, затем стал аналогом слова «холоп» и был вытеснен им.

[40] Дружинник, охранявший княжескую собственность.

[41] Управляющий княжеской собственностью.

[42] Илларион – первый митрополит из русских. «Слово о законе и благодати» является, по всей видимости, записанной проповедью Иллариона датируемой между 1051 и 1054 гг.

[43] Георгий – христианское имя Ярослава Мудрого. В первые века православия русские князья часто имели два имени – языческое, данное в честь предка, и христианское, полученное при крещении.

[44] Детям Ростислава. Его отец был рано умершим страшим сыном Ярослава Мудрого, поэтому Ростислав и его потомки выпали из лествичной системы наследования власти и распределения уделов.

[45] Ярославом Мудрым.

[46] Католик

[47] Всеволод Большое Гнездо был великим князем владимирским в 1176-1212 гг., приходился сыном Юрию Долгорукому и младшим братом Андрею Боголюбскому.

[48] Ярослав Осмомысл не очень жаловал свою законную супругу и взял себе т.н. «тайную жену» Настасью, от которой имел сына Олега.

[49] Роман Мстиславич правил на Волыни с 1170 г., в Галиче в 1199-1205 г. Убит в бою с поляками. Под Владимиром здесь имеется ввиду Владимир-Волынский.

[50] 1205 г.

[51] Сыновья князя Игоря Святославича, героя Слова о полку Игореве, и Ефросиньи Ярославны, дочери Ярослава Осмомысла.

[52] Сыновья Романа Мстиславича Даниил и Василько.

[53] Имеется ввиду Лешек Белый, князь Польский в конце XII-начале XIII вв.

[54] Сесть в Переяславле - в 1132 г. Всеволод бросил Новгород и ушел в Переяславль, Откуда был изгнан Юрием Долгоруким и вскоре вернулся в Новгород.

[55] Приблизительная дата путешествия Ланноа - 1413 г.

[56] Святослав Всеволодович, представитель ветви Ольговичей (из неё же и князь Игорь) был великим князем киевским в 1176-1191 гг.

[57] Всеволод Больше Гнездо, великий князь владимирский в 1176-1212 гг.

[58] Роман Мстиславич, князь волынский с 1170 г., князь галицкий в 1188, 1199-1205 гг.

[59] Все Рюриковичи были потомками князя Ярослава Мудрого. Исключением были полоцкие князья, которые вели свой род от Всеслава Чародея, правнука Владимира Святого, отца Ярослава.

[60] Князь Всеслав Брычиславич полоцкий в 1044-1101 гг. считался чародеем и оборотнем.

[61] Григорий VII (папа Римский в 1073-1085 гг.) выдвигал концепцию верховной светской власти римских пап, что привело его к борьбе с императором Священной Римской империи Генрихом IV. В рамках этого противостояния Григорий VII покровительствовал польскому князю Болеславу и короновал его королём Польши в 1076 г. Другим важным проектом папы была борьба против турок-сельджуков, угрожавших Византийской империи, и церковное объединение католической и православной ветви христианской церкви.

[62] Болеслав II, польский князь с 1058г. и король Польши в 1076-1709 гг. Был женат на дочери Святослава Черниговского, племяннице князя Изяслава Ярославича. Боролся против императора Генриха IV, был союзником римского папы и князя Изяслава, которому неоднократно оказывал военную помощь.

[63] Часть официального титула римских пап.

[64] Изяслав Ярославич (великий князь киевский в 1054-1073 гг.) был изгнан своим братом Святославом и бежал в Польшу. Он был женат на родной тётке Болеслава II и, к тому же, приходился ему двоюродным братом. В 1069 г. польский князь помог Изяславу вернуться на престол, но в этот раз предпочёл отнять у него деньги и примириться с князем Святославом.

[65] Крестильное имя князя Изяслава.

[66] Т.е. посетив Рим.

[67] Видимо, сын Изяслава Ярополк в Риме от имени отца признал сюзеренитет римских пап над Киевской Русью.

[68] Точно неизвестно, была ли поездка к папе личной инициативой Ярополка Изяславича или замыслом его отца, не желавшего связывать себя личной клятвой с папским престолом.

[69] Имеется ввиду княжеского служения, т.е. смерти.

[70] Очевидно, папа планировал отправить с Изяславом своих эмиссаров с довольно широкими полномочиями.

[71] На Руси.

[72] Под христианами здесь понимаются только католики.

[73] Имеется ввиду король Дании, имевший владения в Северной Эстонии. Местные датские рыцари были союзниками ордена.

[74] Число 60 является очень условным, т.к. автор хроники довольно часто его употребляет, видимо, как синоним слова «много».

[75] Союзники русских из местных племён карел и ижоры, или литовцы, в то время упорно сопротивляющиеся натиску ордена.

[76] Иннокентий IV был римским папой в 1243-1254 гг.

[77] Джованни Плано Карпини в 1246-1247 гг. совершил длительную поездку из Рима в столицу Монгольской империи Каракорум и обратно, по пути посетив Русь.

[78] Нет никаких других свидетельств о неожиданном принятии католичества отцом Александра Невского. Видимо, это выдумка папской курии.

[79] Низ – Суздальская земля.

[80] Должность в Господине Великом Новгороде.

[81] Одно из сословий.

[82] Церкви.

[83] Вятшие или лучшие люди, зажиточная часть населения.

[84] Загородная резиденция новгородского князя.

[85] Процентах.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!