ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ



Оглавление

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ.. 6

1. Прокопий Кесарийский о славянах и антах, VI в. 6

2. Из «Стратегикона» Маврикия. 6

4. О расселении древних славян. 8

5. О россах (около 949 г.) 8

6. О купцах-русах (из сочинении арабского географа IX в. ибн Хордадбеха) 9

7. О славянах и русах (из сочинения ибн-Руста) 9

8. О призвании варягов на Русь. 11

9. О трех центрах Руси. 11

(из «Книги путей и стран» арабского географа Ибн Хаукаля) 11

10. Княжение Вещего Олега. 11

11. Заключение договора руссов и византийцев после похода 907 г. 12

12. Русско-византийский договор 911 г. 13

13. Русско-византийский договор 944 г. 14

14. Русская правда (Краткая редакция) 16

15. Из дополнения к «Русской правде», так называемая «Правда Ярославичей». 17

16. Слово о законе и благодати митрополита Иллариона. 19

Вопросы: 22

Владимир (текст с ошибками) 22

УДЕЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ.. 23

О княжеском съезде в Любече (1097 г.) 23

Киевское восстание 1113 г. 23

Поучение Владимира Мономаха. 24

Летопись о правлении великого князя владимирского Андрея Боголюбского. 27

Летописная характеристика Андрея Боголюбского. 29

Убиение князя Андрея Боголюбского. 29

Летописная характеристика великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. 30

Летопись про выступление бояр против князя Ярослава Осмомысла (1170 г.) 31

Летопись про смерть Ярослава Осмомысла и начало княжения в Галиче Владимира (1187 г.) 31

Выступление галичан против князя Владимира. 32

Летопись о галицком боярине Владиславе Кормиличиче. 32

Восстание в Новгороде, 1136-1137 гг. 34

Возмущение против посадника Дмитра. 35

Изгнание князя Ярослава. 35

Договорная грамота Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославичем.. 36

Путешествие Гильбера де Ланноа в Новгород и Псков. 37

Слово о полку Игореве. 38

Вопросы.. 40

РУСЬ И ЕВРОПА В IX-XIII ВВ. 41

Послания папы Григория VII к польскому князю Болеславу II и киевскому князю Изяславу Ярославичу (1075 г.) 41

Невская битва. 42

О немцах и псковичах. 43

Ледовое побоище. 43

Старшая Ливонская рифмованная хроника. 44

Послание папы Иннокентия IV князю Александру Ярославичу, 23.01.1248 г. 50

Послание папы Иннокентия IV князю Александру Ярославичу, 15.11.1248 г. 51

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра. 52

МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ И ИГО.. 56

Эпическое описание Руси XIII в. 56

Битва на Калке, 1223 г. 57

Повесть о разорении Рязани Батыем, 1237 г. 58

Нашествие Батыя на Русь, 1237-1240 гг. 63

Князь Даниил Романович и Золотая Орда. 65

Татарская перепись в Новгороде, 1257-1259 гг. 67

Восстание против татар на ростовской земле в 1262 году. 67

Ярлык, данный от Капчакского царя Мангу Тимура Российским митрополитам и священнослужителям: об освобождении их от всякой дани и налогов, об уважении богослужения их, и об удержании татарских чиновников от обид им и утеснения, с угрожением за нарушение сих прав смертною казнию.. 68

Ярлык, данный от Капчакскаго царя Узбека Петру митрополиту России. (ок. 1313 г.) 69

Рогожский летописец о Тверском восстании 1327 года. 70

Вопросы.. 70

БОРЬБА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ПРОТИВ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА.. 71

Сказание о Мамаевом побоище. 71

Осада Москвы ханом Тохтамышем, 1382 г. 73

Взятие Москвы Тохтамышем, 1382 г. 74

Сказание о нашествии Едигея разорившего Московскую землю.. 76

Стояние на реке Угре. 80

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА.. 83

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты.. 83

Доношение о Московии. 85

Договорная грамота великого князя Димитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича с великим князем тверским Михаилом Александровичем.. 94

Договорная грамота великого князя Димитрия Ивановича Донского и его детей с братом его князем Владимиром Андреевичем.. 96

Духовная грамота великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского. 97

Уставная грамота митрополита Киприана. 101

Судебник Ивана III. 102

Из послания страца Филофея великому князю Василию Ивановичу. 112

Записки о Московии Сигизмунда Герберштейна. 113

Сигизмунд Герберштейн о московском войске. 122

Московская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород. 123

Новгородская летопись о походе Ивана III Васильевича на Новгород. 132

Присоединение Твери к Москве, 1485 г. 134

Присоединение Твери к Москве (Никоновская летопись) 135

Присоединение Пскова к Москве, 1510 г. 135

С. Герберштейн о власти Московского государя. 135

Правление Ивана IV Грозного. 137

Волоский воевода о Московском царстве. 137

Судебник царя Ивана Васильевича (1550 г.) 138

Царь глаголет к собору. 140

Р. Ченслер о русском войске. 141

Отмена кормлений (1555 г.) 142

Отъезд царя из Москвы.. 142

Грамоты царя из Александровой слободы.. 143

Реакция московитян на отъезд царя. 144

Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному. 145

Ответ Ивана Грозного на первое послание Андрея Курбского. 146

Второе послание Андрея Курбского Ивану Грозному. 151

Ответ Ивана Грозного на второе послание Андрея Курбского. 152

Третье послание Андрея Курбского Ивану Грозному. 153

Письмо Ивана Грозного Василию Грязному. 157

Рассказ Джерома Горсея о правлении Ивана Грозного. 158

Дж. Флетчер. О государстве русском.. 161

История о великом князе московском.. 166

Приговор 1550 г. об ограничении местничества. 214

Отмена кормлений и Уложение по службе. 214

Учреждение опричнины.. 215

Повесть о походе Ивана IV на Новгород в 1570 году. 218

Даниил Принца фон-Бухау. Начало возвышения Московии. 220

Генрих Штаден. Записки о Московии. Страна и правление московитов. 223

Синодик опальных царя Ивана Грозного (7091 года) 250

СМУТНОЕ ВРЕМЯ.. 259

И. Масса. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии 259

К. Буссов. Московская хроника. 1584-1613. 263

Грамота Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду и воеводе Сандомирскому Юрию Мнишеку на Смоленск и княжество Северское. 267

Запись о признаниии дворянином Петром Хрущовым Горигория Отрепьева истинным сыном царя Ивана и его допросные речи (1604 г.) 267

Соборное уложение о запрещении перехода крестьян и о 15-летнем сроке сыска беглых (1607 г.) 268

Грамоты польского короля Сигизмунда III всем людям московским о вступлении с войском в Россию для успокоения государства от смут (1609 г.) 268

Договор Якоба Делагарди и Михаила Скопина-Шуйского (1609 г.) 268

Грамота из Ярославля воеводы князя Д.М. Пожарского в северские и польские города (1612 г.) 269

Грамота с сообщением об избрании Земским собором на царство Михаила Романова (1613 г.) 270

Грамота Земского собора царю Михаилу Фёдоровичу, посланная в Кострому. 270

Указ о восстановлении вотчинных грамот и крепостей (1618 г.) 271

Соборный приговор о возвращени в посады ушедших посадских людей (1619 г.) 271

Плач о пленении и конечном разорении Московского государства. 271

Крестоцеловальная запись царя Василия Ивановича Шуйского (1606 г.) 275

РОССИЯ В XVII ВЕКЕ.. 275

Челобитная дворян и детей боярских царю Михаилу Фёдоровичу (1637 г.) 275

Восстание 2 июня 1648 г. 276

Челобитная соловецких монахов о вере. 278

Письмо Богдана Хмельницкого к царю Алексею Михайловичу. 279

Жалованная грамота Украине (1654 Г.) 280

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. 281

Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга. 289

 


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

1. Прокопий Кесарийский[1] о славянах и антах[2], VI в.

Прокопий из Кесарии. Война с готами

/Пер. с греч. С.П. Кондратьева. м .. 1950. с. 297-298.

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, тво­рец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не при­ знают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обеща­ли, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при по­мощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек: (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык:, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной сипы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-крас­ные. Образ жизни у них, как у массагетов[3], грубый без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами ("рассеянными"), думаю, потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеянно", отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.

2. Из «Стратегикона» Маврикия[4]

Материалы по истории СССР.

 Вып.1. М.,1985. С.242 – 247.

IX; 5. Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране. Они многочисленны, выносливы легко переносят жар, холод, наготу, недостак в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую…

…Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах…

…В общем, они коварны и не держат своего слова относительно договоров; их легче подчинить страхом, чем подарками. Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и собираются, то решенное ими тотчас же нарушают другие, так как все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступить другому.

 

3. О нашествии руссов (из «Жития св. Георгия Амастридского[5])

Материалы по истории СССР.

 Вып.1. М.,1985. С.266 – 267.

       Было нашествие варваров, Руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они – этот губительный на деле и по имени народ, – начав разорение от Пропонтиды[6] и посетив прочее побережье, достигли, наконец, и до отечества святого[7], посекая нещадно всякий пол, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыня оскверняется; на месте их (нечестивые) алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее свою силу (процветающее). Убийство девиц, мужей и жен, и не было никого помогающего, никого, готового противостоять. Лугам, источникам и деревьям воздается поклонение. Верховный промысел допускает это, может быть, для того, чтобы умножилось беззаконие...

 

О расселении древних славян

Повесть временных лет. Ч. 1.

Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.

… Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи ‑ лутичи, иные ‑ мазовшане, иные ‑ поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие ‑ древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем ‑ славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра ‑ волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское[8]. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду[9], а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским». (…)

…Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов ‑ Радим, а другой ‑ Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь».

 

О россах (около 949 г.)

Константин Багрянородный[10]. Об управлении империей. М., 1991.

§ 9 ...Зимний и суровый образ жизни этих самых руссов таков: когда наступит ноябрь месяц, князья их тот час выходят со всеми руссами из Киева и отправляются в «полюдье», т.е. круговой объезд и именно в славянские земли Древлян, Дреговичей, Кривичей, Северян и остальных славян, платящих дань руссам. Прокармливаясь там, в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию. (…).

…Корабли-однодревки, приходящие в Константинополь и внешней Руси, идут из Новгорода, в котором сидел Святослав, сын русского князя Игоря, а также из крепости Смоленска, из Любеча, Чернигова и Вышеграда. Все они спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой «Самвата» (?). Данники pyссов — славяне, называемые Кривичами, Полочанами и прочие славяне рубят однодревки в своих горах в зимнюю пору и, обработав их, с открытием навигации, когда растает лед, вводят в ближние озера. Затем, так как озера впадают в Днепр, то оттуда и сами входят в ту же реку, приходят в Киев, вытаскивают ладьи на берег для оснастки и продают руссам. (…) В июне месяце, двинувшись по реке Днепру, они (русы) спускаются в Витечев, крепость, подвластную Руси. Подождав там 2-3 дня, пока подойдут все ладьи они двигаются в путь и спускаются по названной реке Днепру.

 

6. О купцах-русах (из сочинении арабского географа IX в. ибн Хордадбеха[11])

Материалы по истории СССР. Вып. 1. М., 1985. С. 292.

Что же касается до русских купцов а они вид славян[12], то они вы­ возят бобровый мех, мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны славян к Румскому морю[13], а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Византии), и если они хотят, то они отправляются по Тис, реке славян[14], и проезжают проливом столицы хазар Хамлых и десятину с них взимает их (хазар) правитель. Затем они направляются к Джурджанскому морю[15] и высаживаются на любом его берегу. Диаметр этого моря 500 фарсангов[16], и иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад, где перевозчиками для них служат славянские рабы. Выдают они себя за христиан и платят джизью[17].

 

7. О славянах и русах (из сочинения ибн-Руста[18])

Материалы по истории СССР. Вып. 1. М., 1985. С. 293-295.

Что же касается ар-Русийи[19], то она находится на острове, окруженном озером. Остров[20], на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр от того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар[21] и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: "Я не оставлю тебе ·в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь этим мечом». И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие - торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяют никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего.

И если какое-либо их племя, род (поднимается, против кого-либо), то вступаются все они. И нет тогда (между ними) розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят.

И если один из них возбудит дело против другого, то зовёт его на суд к царю, перед которым (они) и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами) и чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники (обеих сторон) приходят вооруженные и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело.

Есть у них знахари[22], из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, скотом. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу.

Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.

(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают. Никто из них не испражняется наедине, но обязательно сопровождают (руса) трое его товарищей и оберегают его.

Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.

Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника, после этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении.

 

О призвании варягов на Русь

Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод /

Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.

…Изгнав варягов за море, и не дав им дани, начали сами собой управлять, но не было в них правды, и встал род на род, и воевать начали они между собой. И решили тогда они: «Поищем себе князя, который бы управлял нами и судил по праву». И послали они за море к варягам, к руси. И звали тех варягов русь, а другие называли их свеями,[23] а также нурманами, англичанами, готами. Решили русь, чудь, словени и кривичи и другие: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И вызвались три брата с родами своими, пришли они и старший, Рюрик, сел в Новгороде, а другой, Синеус, в Белоозере, а третий в Изборске (или Ладоге), Трувор. И от тех варяг прозвалась Русская земля.

 

О трех центрах Руси

(из «Книги путей и стран» арабского географа Ибн Хаукаля[24])

Новосельцев А.П., Пашуто В. Т., Черепнин Л.В.,

Шушарин В.П., Щапов Я.Н.

Древнерусское государство и его международное значение.

М., 1965. с. 387-389, 397-398, 412.

…И русов три группы. (Первая) группа, ближайшие к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба[25] и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют её ас-Славийа, и царь их в городе Салау[26]. (Третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе[27], городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района eгo. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою.

И вывозят из Арсы чёрных соболей, чёрных лисиц и олово (свинец?) И некоторое число рабов. Русы - народ, сжигающий своих мёртвых < ... >

Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума[28], что граничат с ними, и налагают на них дань.

Княжение Вещего Олега

Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод /

 Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов; и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", а когда вынесли Игоря, добавил: "Вот он сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда - на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: "Да будет матерью городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной :кунице.

В год 6392 (884). Отправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, не позволил им платить дань хазарам, говори так: "Я враг их, и вам им платить незачем".

В год 6393 (885). Послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?» Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал ...


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!