Летописная характеристика Андрея Боголюбского



Лаврентьевская летопись.

Источник: http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/index.php

Этот благоверный и христолюбивый князь Андрей с молодости Христа возлюбил и всепречистую Его Мать. Смысл ведь очистив и ум его, палату прекрасную эту создал во Владимире и в Боголюбове, золотом и камнями драгоценными и жемчугом украсил ее, иконами бесценными и всякими произведениями искусства сделал ее дивной, в ней же чудотворная Матерь Божия, к которой все христиане со страхом прибегают и с верою, исцеления получают, и иные всякие святыни. И монастыри многие создал. На весь ведь церковный чин и на церковников открыл ему Бог очи сердечные. Не омрачил ведь он ума своего пьянством, кормителем был чернецам, и черницам, и убогим. И всякому чину как возлюбленный был он отец. Особенно же на милостыню был он очень охоч, ибо брашно свое и мед по улицам на возах посылал больным и по затворам. Мужество же и ум в нем жили, правда же и истина с ним ходили, и иного благодеяния много в нем было. Вторым мудрым Соломоном был он. За то достойно от Бога победный венец воспринял ты, Андрей, мужеству тезоименитый. Братьям ведь богоумным последовал ты. Кровью омылся страдания ты. Ведь если не напасть, то не венец, и если не мука, ни дары. Всякий ведь держащийся добродетели не может без многих врагов быть.

 

Убиение князя Андрея Боголюбского

Хрестоматия по истории СССР том I. http://bibliotekar.ru/4-1-14-hrestomatiya-po-istorii/36.htm

Был он убит в субботу ночью.

И рассвело утром в воскресенье на память 12 апостолов. Окаянные же, уйдя оттуда, убили дружинника его Прокопия, и оттуда пошли на сени, и взяли золото, и дорогие камни, и жемчуг, и узорочье, и все его лучшее имущество, и положили на коней дружинников, отослали прочь до рассвета; а сами надели на себя оружие княжеское, дружинное, начали собирать дружину к себе, говоря: «Вдруг на нас придет дружина владимирская». И собрались к бою, и послали в Владимир: «Что вы на нас замышляете? а мы хотим с вами мир заключить, не наша только была дума (его убить), но и ваши были в той же думе». И сказали владимирцы: «Если кто с вами в думе, так и будет с вами, а нам это не нужно». И разошлись и стали грабить, страшно глядеть.

И пришел на место убийства Кузьмище Киевлянин, а князя вдруг нет, где он был убит; и начал спрашивать Кузьмище: «Где убит господин?» И сказали: «Лежит выволоченным в огород, но не смей его брать, так тебе все говорят, хотим его выбросить псам; если кто примется (его хоронить), тот наш враг, а и того убьем». И начал плакать над ним Кузьмище: «Господине мой, как ты не узнал скверных и пагубоубийственных твоих врагов, идущих на тебй, или как ты не съумел победить их, когда-то побеждая полки язычников болгар». И так оплакивал он его. И пришел Амбал ключник, Ясин родом, тот держал ключ от всего княжеского дома и над всеми князь дал ему волю, и сказал, посмотрев на него, Кузьмище: «Амбал, враг, брось ковер или что другое, чтобы постлать или чем прикрыть господина нашего». И сказал Амбал: «Иди прочь, мы хотим его выбросить псам». И сказал Кузьмище: «О, еретик, уж и псам выбросить, а помнишь ли, в какой одежде ты пришел? Ты теперь стоишь одетым в бархат, а князь обнаженный лежит; прошу тебя, сбрось что-либо».

И Амбал бросил ковер и плащ, и Кузьмище, завернув князя, отнес его в церковь. И сказал: «Отоприте мне церковь». И сказали ему: «Брось тут в притворе, какая тебе печаль», ведь они были уже пьяными. И сказал Кузьмище: «Уже тебя, господин, слуги твои не признают; а ведь когда-то и купец приходил из Царьграда, и из иных стран из Русской земли, и если он был и латинин[46] или другой христианин, или нехристианин, скажет князь: «введите его в церковь и на хоры, пусть видит истинное христианство и крестится», как и бывало. И болгары, и евреи, и все нехристияне, видев славу божию и украшение церковное, и те больше о тебе плачут, а эти и в церковь не велят внести».

И так положили его в притворе при церкви, прикрыв его плащом, и лежал тут 2 дня и 2 ночи. На третий день пришел Арсений, игумен монастыря святых Кузьмы и Демьяна, и сказал: «Долго нам смотреть на старейшие игумены, и долго ли этому князю лежать? отоприте церковь, чтобы я отпел его, положим его в гроб, и как прекратится это смятение, так тогда придут из Владимира и понесут его туда». И пришли клирошане боголюбовские, и взяли его, и внесли его в церковь, и вложили его в гроб каменный, отпев над ним погребальное с игуменом Арсеньем.

Горожане же боголюбские и дворяне разграбили дом князя, и мастера, которые пришли для дела, золото и серебро, и паволоки и именье, которому не было числа. И много зла сотворилось в волости его. Посадников его и тиунов его дома пограбили, а самих избили, отроков княжеских и мечников избили, а дома их пограбили, не ведая сказанного: где закон, там и обид много.

Узнав же о смерти князя, ростовцы, суздальцы и переяславцы и вся дружина от мала до велика съехались к Владимиру и порешили: “Так уже случилось, что князь наш убит, а детей у него нет, сынок его в Новгороде, а братья его в Руси, — за кем из князей пошлем? В соседях у нас князья муромские и рязанские, опасаемся их коварства, вдруг внезапно нападут на нас, пока у нас нет князя; пошлем к Глебу со словами: «Князя нашего Бог взял, а хотим Ростиславичей Мстислава и Ярополка, твоих шуринов».

 

Летописная характеристика великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо[47]

Лаврентьевская летопись.

 Источник: http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/index.php

В год 6720 (1212), индикта, месяца апреля в 13 день, на память святого Мартина папы Римского, преставился великий князь Всеволод, наименованный в святом крещении Дмитрий, сын Юрьев, благочестивого    князя всея Руси, внук Владимира Мономаха, княжив в Суздальской земле 30 и 6 лет, многое мужество и дерзость имев, что на бранях показал, украшенный всеми добрыми нравами, злых казня, а добросмысленных милуя. Князь ведь не зря меч носит, на месть злодеям, а на похвалу добро творящим. От его имени только трепетали все страны, и по всей земле прошел слух о нем. И все злые мысли против него отдал Бог под руки его, поскольку он не возносился, ни величался о себе, но на Бога все возлагал, всю свою надежду, и Бог покорял под ноги его всех врагов его. Многие же церкви создал по владениям своим, ибо создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Дмитрия, и украсил ее дивно иконами и росписью.

Был всегда страх Божий в сердце своем, подавая требующим милостыню, судя суд истинный и нелицемерный, не боясь лица сильных своих бояр, обижающих меньших и порабощающих сирот и насилие творящих. Любил же очень черноризский и поповский чины. За то и даровал ему Бог чад добросмысленных, которых он и воспитал в наставлении, в разуме совершенном даже и до времени мужества. И когда пришел конец ему временной этой и многомятежной жизни, тихо и безмолвно преставился он и приложился к отцам и дедам своим. И плакали по нем сыновья его плачем великим, и все бояре, и мужи, и вся земля, что во власти его. И, пев над ним обычные песни, епископ Иоанн, и все игумены, и черноризцы, и все попы города Владимира положили его в церкви Святой Богородицы Златоверхой, что создал и украсил брат его Андрей.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!