Проективные смыслы имени МЫСЛЬ в текстах И.М. Сеченова



1. Мысль – ‘вещество’:

в этих колебаниях общественного мнения они видят обыкновенно хаотическое брожение неустановившейся мысли; прежде чем идти далее, я покажу на двух примерах, каким образом из разъединения признаков в предмете вытекает предметная мысль.

2. Мысль – ‘живое существо’:

при других условиях последняя мысль заставила бы меня трепетать, а теперь она ведет только к тому, что я очень покойно остаюсь сидеть и рядом с этой мыслью ощущаю ясно только усталость; но такова сила привычки — видеть между умственной жизнью человека и животных непроходимую бездну, что мысль невольно останавливается перед выводом, силящимся провести преемственность между ними; оказывается, что в ряду образов, повторяющихся изо дня в день с утомительным однообразием, выскакивает вдруг нечто новое, какое-нибудь образное представление, чувство, мысль, положенная на слова, и т. д.

В частности, выделяется семантика ‘родства’:

эти два простые опыта отвечают на первые два пункта, но в то же время они уже родят мысль и о целесообразности отраженных движений; а речь есть родная дочь мысли; благодаря тому же в жизни человека существует преемство мысли, тянущееся через целые века; во-первых, он указывает на тесное родство мыслей разных порядков.

3.  Мысль – ‘ движущийся субъект ’ :

человеческая мысль способна вообще, т. е. не в одной области количественных отношении, заходить безнаказанно за эти пределы; но вот мысль, которая приходит теперь в голову; таким образом, ход мысли, как более общий, будет обнимать явления полнее, и гипотетические выводы прежнего труда подкрепятся новыми доводами; прежде чем следить по указанному пути за ходом метафизической мысли;через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти; последней целью я ставлю себе разъяснение условий перехода мысли из чувственной области во внечувственную и разбор нескольких общих случаев такого перехода; нужно ли говорить, что забегание мысли в такие отдаленные сферы соответствует в самом счастливом случае витанию ее в области загадок, без всякой возможности доказать основательность делаемых выводов.

4. Мысль – ‘продукт деятельности’:

всех этих страстных тружеников над безобразною мыслью; значит, со стороны внешней формы мысль является продуктом столь же постоянным, как любое жизненное явление, в основе которого лежит определенная организация; как вырабатывается мысль из слитного сложного ощущения; в первую минуту этот вывод может показаться вам слишком смелым, но вдумайтесь, что произошло бы, если бы действие факторов, созидающих мысль, не было подчинено однообразным для всех людей законам.

5. Мысль ‘субъект с физическими свойствами’:

в виду этих фактов у современных физиологов укрепилась мало-помалу мысль о том, что в теле животного могут существовать нервные влияния, результатом которых бывает подавление невольных движений (в словаре это значение зафиксировано как переносное: «стать устойчивым, не подверженным никаким колебаниям, утвердиться», см. также: «крепкий» – «прочный, такой, что трудно разбить, сломать, порвать»); здесь сила мысли, удерживающей от постели, заключается в привычке быть точным, т. е. в частом повторении рефлекса в этом направлении; вытекающим логически из мыслей наиболее сильных; мысль очень крепкая от частоты повторения рефлекса — привычка.

6. Мысль – ‘физический объект’:

я постараюсь развить эту мысль на нескольких примерах («развить» – «усилить, дать чему-н. окрепнуть, укрепиться»); а между тем оно-то и было толчком к этим мыслям (мысль – то, по отношению к чему можно нанести удар); укрепить завещанную детством мысль; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; здесь может изучаться самое построение мысли из слов, содержание ее и пр.; после этого переверните предыдущую мысль, и из нее непоколебимо выйдет, что движения пальцев руки, как наиболее привычные, должны казаться нам наиболее произвольными; этой стороной гипотеза Спенсера вмещает в себя основную мысль идеалистической школы о прирожденности Психической организации; я не полагаю, чтобы в настоящее время могла еще у кого-либо держаться в голове мысль, что вывод возможен от известного к действительно неизвестному; но и между ними мог найтись человек, способный завести мысль за эти пределы.

7. Мысль – ‘физический движущийся объект’:

да, кому дорога истина вообще, т. е. не только в настоящем, но и в будущем, тот не станет нагло ругаться над мыслью, проникшей в общество; вы бросились оттого, что гуманны и добры; стало быть, у вас промелькнула через голову мысль, прежде чем вы бросились в воду; мысль ребенка от начала до конца вращается в области, доступной чувству; понятно, что при таком движении мысли объекты ее должны принимать все более и более символический характер, удаляющий их от чувственных конкретов; у многих из тех, кому не случалось думать о происхождении счета из чувственных опытов, в эту минуту невольно должна была мелькнуть в голове мысль; та же мысль скрывается, очевидно, за всеми теми невинными хитростями, которыми ребенок старается увернуться от того, к чему его принуждают.

8.  Мысль – ‘содержание’ (которое имеет выражение: в частности, вербальное и/или визуально воспринимаемое):

 

если прибавить к этому блестящую, замечательно простую, ясную форму, в которую он облекал свои мысли; тогда он, конечно, уже в состоянии выразить мою мысль, поставленную в начало примера, и словом; уже в детстве благодаря обучению мысль ребенка облекаетсяв слово; но какая причина тому, спросят меня теперь, что он мысль свою выразил именно сгибанием пальца, а не другим каким-нибудь движением; какое значение приобретают тогда речь и письмена, служащие внешним выражением мысли, и вся вообще внешняя деятельность человека, выражающаяся движениями или, как принято говорить, поступками; в более общей форме мысль эта имеет следующий вид; и это происходит тем легче, что есть множество случаев, где словесная мысль и ее реальная подкладка не параллельны между собой; у всех народов всех веков, всех племен и всех ступеней умственного развития словесный образ мысли в наипростейшем виде сводится на наше трехчленное предложение; когда же мысль является в виде воспоминания, то ее физиологическую основу составляет повторение прежнего нервного процесса, но уже исключительно в центральной нервной системе.

Ср.: благодаря тому же мы можем утверждать с полной уверенностью, что и те внутренние скрытые от нас процессы, из которых возникает бессловесная мысль, у всех людей одинаковы и производятся такими орудиями, которые действуют неизменно, как звенья какой-нибудь машины.

9.  Мысль – ‘способ существования содержания’:

без внешнего выражения, в форме мысли, намерения, желания и пр.; а через него и так называемое содержание всей мысли; на душе не может не остаться от таких упражнений следа в форме мысли;

10.  Мысль – ‘фейерверк’: громкие фразы, широкие взгляды, светлые мысли трещат и сыплются, что твои ракеты.

 

11. Мысль – ‘замкнутое пространство’, ‘помещение’:

это же условие существует и для воспроизведения образов в мысли; но как понимать случаи, когда в мысли сопоставляются друг с другом предмет и его свойство; второй член в мысли; наконец, независимо от этого перевертывания в мысли объективных ощущений в субъективные; а отсюда следует, что присутствие образных представлений в мысли не может мешать субъективности характера последней; нетрудно убедиться, что в мысли, о которой теперь идет речь, должно лежать величайшее заблуждение; в мысли же о родственности нервных и психических процессов все эти факты содержатся, наоборот, как часть в целом; с логической стороны во всякой мысли есть непременно две вещи, два объекта, сопоставленные друг с другом; словом, с какой бы стороны ни смотреть на дело, в результате всегда оказывается, что введение словесных символов в мысль представляет или прибавку новых чувственных знаков к уже существующему ряду их, или замену одних символов другими, разнозначными в физиологическом отношении; зрительные и осязательные ощущения в мысли, даже в том случае, если мы думаем образами, не имеют обыкновенно реальной яркости, то есть образы в мысли не так ясны, как в действительности; подобно тому как всякое представление в мысли бледнее, чем при действительной встрече с предметом, лежащим в основе представления, точно так же и действительная страстность ярче воображаемой; как обнять в кратком очерке всю сумму предметных связей, входящих в состав предметных мыслей?

В частности, мысль‘место происхождения’:

а потому в мысли есть начало рефлекса, продолжение его, и только нет, по-видимому, конца — движения; выходя из мысли, что внешний мир воспринимается и познается нами посредственно.

12. Мысль – ‘процесс’

Разберем главные фазы развития этой мысли с детства

Причина этому понятна, если вспомнить историю развития мысли.

Такое изучение должно неизбежно начинаться с истории возникновения детской мысли из чувствования или вообще предметной мысли из ощущения.

Начинать с естественного начала следует даже в том случае, если бы впоследствии оказалось, что тип развития мысли из чувствования неприложим к позднейшим, более совершенным формам мышления.

Другими словами, в мысли как процессе или ряде жизненных актов должна существовать общая сторона, не зависящая от ее содержания.

МЫСЛЬ – ЧЕЛОВЕК (ПЕРСОНИФИКАЦИЯ)

Мысль одарена в высокой степени характером субъективности.

по мере того как мысль восходит по ступеням, удаляющим ее все более и более от первоначального источника

как совладать мысли с таким громадным материалом?

Разумность мысли начинается только с того момента, когда она становится руководителем действий, т. е. когда познаваемое отношение кладется в основу последних.

По счастию, ребенок культурных рас уже с самой колыбели окружен, наряду с естественными влияниями, искусственными сочетаниями предметов и отношений, которые создала культура, над которыми работала мысль в течение веков.

Так, в области знаний мысль человеческая привыкла с глубокой древности забегать крайне далеко за пределы опыта и считать возможными даже такие проблемы, как объединение всех наличных знаний данного времени, или начало, цели и конечные причины всего существующего.

Но это не значит, что мысль, заимствуя свои элементы из действительности, только отражает их

Слабо управляемые формы проявлют намного большую сочетаемость

ПЕРЕНОС СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА НА МЫСЛЬ

Но каким же образом, спросит читатель, мысль менее страстная может победить более страстную.

причем моими руководящими мыслями были следующие соображения:

 

Мысль - То, что может опекаться: физический объект или лицо

Страшно подумать, что сталось бы с этим человечеством, если бы строгим средневековым опекунам общественной мысли удалось пережечь и перетопить.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!