ГЛАВА ВТОРАЯ. Что такое масонство? 2 страница



По правую сторону от жертвенника на искусственном земляном холме сверкала золотая ветвь акации. Все братья символизировали глубокое горе: это было горе по убиенном строителе Соломонова храма - Адонираме. Обряд посвящения изображал убийство Адонирама, причем посвящаемый исполнял его роль: мудрый Соломон, который был одним из избранников познания символов, выражавших собой <хранилище святыни всезнания Адама до грехопадения>, задумал построить Великий Храм, и так построить его, чтобы он символически передал потомству, всем жаждавшим познать истину божественные познания. Главным строителем храма был назначен Адонирам, обладавший знанием <божественной истины>; рабочих для постройки этого храма было собрано 130 000 человек, которых Адонирам разделил на три степени: учеников, товарищей и мастеров. Каждой из этих степеней было дано символическое слово: ученикам - Иоаким, товарищам - Вооз, а мастерам - Иегова, но так, что мастера знали свое наименование и наименование низших степеней, товарищи - свое слово и слово учеников, а ученики знали только свое слово.

 

Мастера за свою работу получали более высокую плату, что вызывало желание трех товарищей выпытать у Алонирама мастерское слово. Воспользовавшись тем, что по вечерам Адонирам ходил осматривать в храме работы, первый из них остановил его у южных ворот и стал требовать от него, чтобы он открыл ему слово мастеров, и, не получив желаемого, ударил Адонирама молотком. У северных ворот другой товарищ нанес ему удар киркой. Адонирам бросился спасаться, и едва он успел бросить в колодец золотой священный треугольник, символ всесовершенства духа, божеское начало (на треугольнике было таинственное изображение имени Иеговы), как третий товарищ нанес ему смертельный удар циркулем у восточных ворот. Убийцы унесли и схоронили тело Адонирама. По приказу Соломона тело было найдено, ибо земля оказалась рыхлой, а воткнутая ветвь акации, которою убийцы отметили место погребения Ддонирама, зазеленела. Мастера из боязни, что древнее мастерское слово уже потеряло значение, решили заменить слово <Иегова> первым, которое будет кем-либо из них произнесено при открытии тела погибшего мастера. В это мгновение открылось тело. и когда один из мастеров взял труп за руку, то мясо сползло с костей, и он в страхе воскликнул: <Мак бенах> - что по-еврейски значит <плоть от костей отделяется>. Это выражение и было принято отличительным словом мастерской степени. В мастерском обряде тремя ударами молота посвящаемый повергается в гроб. Положенного в гроб покрывают красной, как бы окровавленной, тканью; на сердце возлагаются золотой треугольник с именем <Иегова> и ветвь акации, в головах и ногах гроба помещают циркуль и треугольник.

 

Подлинный смысл этой легенды раскрывает знаток масонства А. Д. Философов. <В этой легенде, - говорит он, - нельзя, однако не признать символического языка евреев, напоминающего собой библейскую и еще более талмудическую письменность. Нельзя также не видеть, что легенда вымышлена по Воскресении Христа Спасителя. Во-первых, потому, что ни в одном из памятников еврейской литературы ни о каком Адонираме, как главном строителе Соломонова храма, не упоминается, и еще более потому, что легенда эта, в которой самомалейшая подробность осмыслена, заключает в себе намеки, очевидно, направленные против сказания святых Евангелистов о Воскресении Христовом>. <Из повествования святых Евангелистов видно, что три ученика, то есть Петр, Иоанн и Мария, тоже пришли ко гробу, "идеже бе тело Иисусово", чтобы допросить гроб о том последнем роковом слове, которым должна закончиться великая идея новорожденного христианства. Но в этом гробу, предмете их надежды и страха, они уже не нашли тела Иисусова, а только гробовые пелены, а возле пелен - светлого ангела, жителя бесплотного лешего мира, пришедшего возвестить им то новое слово, то радостное "Христос воскресе!", которым отныне утверждалось на земле учение Христа еще прежде, чем Сам Господь, по сказанию Евангелистов, предстал перед всеми вениками своими "дверем затворенным">.

 

<В мистерии Адонирама <...> также и к его гробу приходят, чтобы узнать о заветном слове, без которого нельзя было закончить построение Храма иудейского, но приходят нс только три веника и в числе их женщина, а трижды три, притом нс ученики уже, а мастера, то есть учители. И что же - вместо Адонирама, который, как главный строитель храма Соломонова, с иудейской точки зрения несравненно более имел права на бессмертие, чем сын Марнин, все они находят в гробу только гниющий труп. Вместо появления ангелов, которые бы подтверждали своим видимым присутствием идею загробного существования и поведали бы им о тайне Воскресения, они только находят перед собою картину разрушения. Тогда, удовлетворяясь этим свидетельством внешних чувств, они говорят друг другу "Мак бенах", то есть "плоть разрушается">.

 

<И поэтому "Мак бенах" - зерно будущего скептицизма, свидетельство их собственных чувств, противопоставляемое свидетельству апостолов о Воскресении Христовом; "Мак бенах" - это про- тест против возможности загробной жизни, утверждаемой о невозвратном "Христос Воскресе", это возведенная в догмат саддукейская ересь, первый и необходимый шаг к ниспровержению христианства и возведению на место столь нетерпеливо ожидаемого времени Соломона, то есть всемирного иудейского Храма. Но строить Храм, возводить столп, стены или город означает на языке адептов установлять и распространять какое-либо религиозное учение. И потому принять слова " Мак бенах" в основание тайных работ для распространения иудейского Храма значит разрабатывать и распространять скептицизм и философию материализма, основанием для которой отныне должен служить гниющий человеческий труп, не дающий другого ответа для иудейских искателей истины, кроме заключающихся в свидетельстве чувств, в картине собственного его разрушения>. <Но сорвем последний остаток аллегорической завесы, скрывающей действительность: смерть Адонирама, как главного строителя храма Соломонова, - это падение ветхозаветного иудейства; три иудейских работника, умертвившие Адонирама, - это три Иисусовых ученика, которые, как говорит Писание, первые распространили весть о Воскресении распятого иудеями Иисуса; знак ужаса, посредством которого отныне тайно будут узнавать друг друга мастера ордена, это выражение затаенной, передаваемой из рода в род мести убийцам Адонирама; радостный, раздающийся при виде оживленного иудейского трупа вопль - это наступившее торжество древнего иудейства над христианством, падение которого по иудейскому плану должно совершиться через самих же христиан, так как еще недавно отменено постановление франк-масонского ордена, дозволявшее принимать в масонские ложи только одних христиан, так как для них-то, собственно, орден усвоил название профанов, то есть осквернителей святыни. Отныне старший из работников, умертвивший Адонирама, будет называться Абидаль, то есть "отцеубийца". В лице ученика, сказавшего в Иудее первую весть о Воскресении Христа Спасителя, Абидаль-отце-убийца представляет собой христианское учение, погубившее древний иудаизм, из которого оно вышло. Да будет же Абидаль предметом ненависти и проклятия всего масонства, и отныне имя его да произносится вместо имени Иисуса, во свидетельство клятв своих, и да противопоставят как правило жизни нравственному закону христианской чистоты органический закон животных инстинктов>.

 

При приеме в степень мастера последнему вверяются еще не все символы этой легенды. Он еще не достаточно подготовлен для уяснения настоящего смысла адонирамовской легенды; только высшие члены ордена удостаиваются чести знания подлинного значения этой жуткой легенды.

 

<Для мастеров Адонирам есть только олицетворение гения, перешедшего к нему и всему его потомству, состоящего из тружеников ума и таланта, по наследству от Канна, который родился будто не от Адама, созданного из земной глины, а от гения огня, одного из элоимов, равносильного Иегове. Также и три убийцы Адонирама объясняются для мастеров как выражение самовластия, изуверства и тщеславия, убивающих гениальность. Но теперь уже легко понять, что это остроумное истолкование еще не есть истинное, а служит для них в иерархии франк-масонства только приуготовленной или переходной ступенью. В 18-й степени ордена, то есть степени Роз-Круа, составляющей переход к внутреннему масонству, наконец отыскивается потерянное иудейское слово, без которого восстановление иудейского Храма, то есть царства иудеев, было бы неосуществимо. Это слово состоит - осмелимся ли сказать? - в торжественном признании в лице Христа Спасителя иудейского преступника, справедливо заслужившего свою казнь>*. <В церемониал посвящения в 18-ю степень, то есть в рыцари Розового Креста, - говорит тот же Философов, - ложа обивается черным, в глубине ее воздвигается жертвенник, а над ним в прозрачной картине изображаются три креста, из которых на среднем видна обыкновенная надпись "1. N. R. 1.". Братья, облаченные в священнические одежды, должны сидеть на земле с видом глубокого размышления и сетования, опустивши лицо на свои руки в знак горести. Венерабль (мастер ложи) спрашивает: "Который час? На это ново посвящаемый должен отвечать: "Теперь у нас первый час дня, та самая минута, в которую завеса храма разорвалась надвое, в которую мрак и отчаяние покрыли всю землю, свет отразился, орудие франк-масонов сокрушилось и пламенеющая звезда скрылась". Тогда адепту объясняют, что Адонирамово слово было потеряно в ту минуту, когда свершилась на кресте смерть Спасителя, и в свою очередь требуют, чтобы адепт объяснил им, что такое, по его мнению, может означать над крестом надпись "1. N. R. 1". Заставивши произнести на это священное имя хулу, заключающуюся, как мы уже видели, в торжественном признании Христа Спасителя преступником, заслужившим проклятие и казнь, венерабль восклицает с радостью: "Братья, теперь мы нашли потерянное слово">*.

 

После него степень масонской лестницы степеней в старом принятом шотландском обряде была 30-я. Она носача название Рыцарь белого и черного орла, Великий Избранник Кадош.

 

* А. Д. Философов. Разоблачение великой тайны франк-масонства. С. 44-47.

 

При посвящении предлагались различные испытания, чтобы увериться в бесстрастии и преданности ордену. Предлагали посвящаемому опустить руку в расплавленный свинец (в действительности - в ртуть) и даже совершить убийство человека, для чего сажали человеческую фигуру, состоящую из туловища с приставленной головой, и приказывали поразить <убийцу Адонирама> и отметить за его смерть. Посвящаемый давал страшную клятву исполнять все по приказанию ордена.

 

<После клятвы и различных церемоний одевали испытуемого в ритуальные одежды, вручали ему отличительное украшение Кадоша - красный эмалированный восьмиугольный крест с перламутровым или жемчужным овалом в центре. На одной стороне овала виднелось черное изображение мертвой головы, пронзенной кинжалом, в напоминание рыцарям о данной ими клятве не отступать перед ужасами смерти. Буквы "1. М.". изображенные на другой стороне овала, означали Жака Молс последнего гроссмейстера Ордена Храмовников. Этого-то глубокочтимого гроссмейстера, погибшего в пламени костра в 1314 году, и изображает посвящаемый при выходе из ложи. Его ведут словно на казнь. Веревка вокруг шеи напоминает о виселицах, к которым были подвешены осужденные храмовники: горящие факелы в руках рыцарей символизировали пылающие костры, пламенем коих были сожжены и другие храмовники, осужденные на смерть совместно со своим гроссмейстером. "Вечная слава мученику за добродетель!" - восклицали братья по окончании обряда, приветствуя вновь принятого рыцаря черного и белого орла. Виновникам же гибели средневековых храмовников, французскому королю Филиппу Красивому и папе Клименту V, великие избранники клялись "воздать должное по делам их"**.

Несколько иначе изображает посвящение в Кадоши А. Д. Философов.

<При посвящении в эту степень, - говорит он, - масоны совершенно открыто говорят, что хотя Адонирам, пли Хирам, и существовал в том виде, как он раскрывается при посвящении в степень мастера, он чистейшая выдумка для надобностей символики. В этой степени Хирама заменяет Яков де Молэ, последний великий мастер ордена тамплиеров, сожженный живым по приказанию Филиппа Красивого и папы Климента V II марта 1314 года. Посвященные в Кадоши заняты мщением убийцам историческим, из которых один носил корону французского короля, другой - тиару папы. Убийство этих носителей светской и духовной власти картинно и разыгрывается при посвящении в Кадоши. Кроме того, начиная с этой степени каждый масон обязан носить в сапоге крест>.

 

* А. Д. Философов. Указ. соч. С. 68. 69.

 

** Т. Соколопская. Обрядность вольных каменщиков. Масонство в его прошлом и настоящем. Т. II. С. 105-106.

 

Адепт - Кздош топчет корону как символ тирании вообще, потом топчет папскую тиару как символ насилия над свободой человеческой совести. Король II папы символы, и под этими символами развелась борьба насмерть против <деспотизма гражданского и церковного>. Борьба с <деспотизмом гражданским и церковным> диктуется теми целями и задачами, которые ставит себе орден франк-масонов: превратить весь мир в одну республику, в которой, по выражению масонов, <каждая нация есть семья и каждый член - сын оной>.

 

Самым могучим средством в достижении этой цели является пропаганда орденского учения и проведение в жизнь тех целей, которые намечены орденом. Пропаганда есть одна из самых главных обязанностей масона. Являясь обширной организацией пропаганды, масонство действует путем медленного внушения, подготовляя и распространяя революционное брожение. Революционную подготовку ведут нс только ложи, но и другие организации масонства, как-то: оккультисты, теософы. Христианский Союз Молодых Людей, различные лиги, как-то: образования, мира, прав человека, религиозные секты и т. д. После соответствующей подготовки умов на сцену выступают бое- вые террористические организации, которые заканчивают задуманную и подготовленную масонами революцию. В случае успеха плоды своей темной подпольной работы масонство собирает в свою пользу, а в случае неудачи и провала революции оно остается ни при чем, вина перекладывается на <разрушительные элементы революции>, а масонство, как ни в чем нс бывало, возобновляет свою основную работу в своих целях. Принимая на себя обязанности беспрекословного подчинения ордену, масон должен без раздумья и колебания в интересах ордена принести все жертвы, пойти на страдание и смерть за масонские идеалы, сохраняя тайну и верность ордену. Девиз масона: <Будь готов!>

 

ЗАДАЧИ и ЦЕЛИ МАСОНСТВА. КОНЕЧНЫЙ ИДЕАЛ МАСОНСТВА На пути к утверждению масонского Эдема на земле стоят религия, нация и монархические государства.

 

Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз. а отсюда неизбежность борьбы с ними. К разрушению церкви, нации и монархии масонство подходило постепенно, осторожными шагами, подготовляя общество к более решительным мерам и действиям.

 

Но борьба против церкви и духовенства не прекращалась никогда, даже и в эпоху строительных корпораций.

 

<Братство везде восставало против испорченности духовенства и во многих случаях расходилось даже с католическим учением. Так, в церкви святого Зебальда в Нюренберге изображены были монах и монахиня в неприличной позе. В Страсбурге в верхней галерее, против кафедры, изображены были свинья и козел, которые несли как святыню спящую лисицу, за свиньей шла сука, а впереди шествия медведь с крестом и волке горящей свечой, осёл стоял у престола и служил мессу. В бранденбургской церкви лисица в священническом облачении проповедует стаду гусей. В другой готической церкви иронически представлено нисхождение Святого Духа. В бернском соборе в изображении Страшного Суда помещен и папа и т. д.>*. Строительные ложи всегда были верным убежищем для людей свободомыслящих и преследуемых церковным фанатизмом. Строительные корпорации давали приют всем еретикам, преследуемым католической церковью, как-то: катарам, альбигойцам, вальденцам и прочим. В кодексе масонских уставов, обычаев и традиций - так называемой <Новой Книге Конституций>, составленной в 1721 году пресвитерианским пастором, доктором, богословом Андерсоном, в первом параграфе сказано:

 

<В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех: это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей. Верность этим началам превратит масонство в объединяющий центр и поможет ему связать узами дружбы людей, доселе бывших друг другу чужими>. Все почти без исключения философы двух последних столетий, вышедшие из тайников внутреннего масонства, с неописуемым ожесточением и ненавистью писали против христианской религии. Эти писания <великих> философов, как Локк, Вольтер Дидро и других, распространяли в обществе рядовые масоны. <В течение двух веков, - пишет Нис, - во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости, соглашения между народами; не раз самые ложи втягивались в борьбу; наконец, и по своим основным принципам масонство есть противник заблуждения, злоупотребления, предрассудков>**.

 

* И. Г. Фиидель". История франк-масонства. СПб.. 1872-IS74. Т. 1. С. 47. ** Э. Нис. Основные черты современною масонства. С. 4.

 

Вначале борьба с религией велась осторожно. О свободе совести масоны говорили лишь в своем кругу, подготовляя будущих борцов против религии и церкви.

 

<Для проведения своих идей путем печати, - пишет Соколовская, - они выбирали чужие мысли, чужие статьи, вполне соответствующие их воззрениям, и, повторяя их, укрываясь за других авторов, содействовали масонской пропаганде>. Чтобы иметь лучший успех, масоны поддерживали различные секты и вольнодумцев в области религиозной. Под видом широкой веротерпимости вносились ереси и расколы в христианскую церковь. Реформация на Западе и протестантство тесно связаны с масонством и имеют корни своего происхождения в масонстве. Словом, история масонства - это есть история борьбы с религией и церковью, главным образом христианской, словом и действием. Эта борьба в новое время вылилась в определенное отрицание религии и церкви. В борьбе против церкви масонство видит свою главную заслугу перед человечеством, ибо, разрушая <предрассудок>, оно тем самым подготавливает почву для лучшего будущего.

 

<Оно (масонство) более чем какое-либо учреждение содействовало усилению значения общественного мнения и возложило на него миссию контроля. Оно работало в пользу признания прав гражданской власти, оно проповедовало терпимость в религиозных вопросах и настаивало на мирском характере государства. Оно последовательно вело борьбу за удаление из всех правовых норм и юридических проявлений религиозного элемента, этого прямого наследника магического элемента, преобладавшего в первобытных обществах>*. Современное масонство осталось верным тем принципам, которые были провозглашены <Великой Революцией 1789 года>. Основные линии его программы остались неизменными: это борьба с религией и церковью, религиозной моралью, семьей и национальным государством и перевоспитание общества на масонских принципах. <Общество, - пишет Гнрам, - делилось на два лагеря, две церкви, две группы. Одна, более обширная, доминирующая в прошлом, доминирующая еще и сейчас, состоит из "верующих людей"; другая, менее значительная, состоит из "рационалистов". Первые слепо веруют, вторые вес подвергают критике разума. Первые высказываются за единоличную власть, за олигархию, за авторитарное начало в политике и социальной экономии; вторые за демократию и либеральную реформу в политической области, за прогресс в области социальной экономии. Вся история цивилизованных европейских народов проникнута этой "борьбой"; ей мир обязан идейным прогрессом>.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!