МИХАИЛ БОРИСОВИЧ ХРАПЧЕНКО (1904—1986)
Академик М. Б. Храпченко — исследователь марксистско-ленинской эстетики, теории и истории литературы, государственный деятель, организатор филологической науки. Он был председателем Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР (1939—1948), главным редактором журнала «Октябрь», с 1967 г. членом президиума и академиком-секретарем Отделения литературы и языка АН СССР, с 1970 г. президентом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
М. Б. Храпченко принадлежат фундаментальные труды по методологии литературоведения, истории русской литературы и развития социалистической культуры. В центр литературоведческого анализа он ставил творческую индивидуальность писателя. Ее неповторимую специфику создает «личность художника в ее отношении к эстетическим запросам общества» и в ее внутренней обращенности к читателям.
Другой стороной поэтики, по мысли М. Б. Храпченко, выступает марксистская концепция художественного образа, представляющего собой синтез происходящего в действительности путем отбора комплекса свойств. Понимание образа как формы опосредованного мышления единства единичного и общего объясняет такие явления, как собирательные образы М. Е. Салтыкова-Щедрина, как коллективный герой у Л. Н. Толстого и как многие другие явления реалистической литературы. Оно дает верный взгляд на фантастику, гротеск, разъясняет «жизнь в веках» талантливых произведений.
|
|
Слитность индивидуального отношения писателя к жизни и образного ее освоения создает художественность. В образе скрещиваются творческая личность и синтетический подход писателя к действительности. Этот важнейший для М. Б. Храпчен ко тезис позволяет критически рассмотреть многие догмы литературоведения, например понимание образности как анализа, т. е. описания «типичных черт» происходящего, или отождествление художественного метода и мировоззрения. Он позволяет также понять диалектику соотношения общего и индивидуального в творческом процессе, сходства и различия искусства и иных
видов познания мира, прежде всего научного.
Выдвинутое М. Б. Храпченко понимание основ поэтики дает возможность литературоведению изучать произведения, примечательные по их воздействию на читателя, и выявлять их общность, причем не в отвлечении от индивидуального, а во внутренних тенденциях и связях («неповторимость не означает несоприкасае-мости»). На месте историко-генети-ческого и сравнительно-исторического, а отчасти и новейшего структурного литературоведения он провозглашает историко-функциональное и историко-типологическое. Эти два подхода дают истинно системный анализ, объективно вскрывают эстетические ценности — реальные и мнимые, позволяют проникнуть в тайны взаимообогащения культур и литератур.
|
|
Свои теоретические построения М. Б. Храпченко всегда создавал на тонком анализе творчества великих писателей, их выдающихся произведений. Вероятно, наиболее полно и глубоко он раскрыл демократические истоки и творческие обобщения Н. В. Гоголя; ему принадлежат также исследования произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Горького, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, К. А. Федина, ряда западноевропейских авторов.
Основные труды М. Б. Храпченко собраны в четырехтомнике. Принципиальное значение имеет не вошедшая в него книга «Горизонты художественного образа». Необходимо назвать монографию «Творчество Гоголя» и отмеченную в 1974 г. Ленинской премией книгу «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы».
М. Б. Храпченко было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден многими советскими и иностранными орденами, был лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, почетным членом ряда зарубежных академий наук.
|
|
Иллюстрация А. Бвнуа к поэме А. С. Пушкина «Медный •сад-иикя.
За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал.
\^^ ^^
^^ \^'^^/
•^^ ^>\^
^^ ^^
В советской поэзии почти половина всех стихотворных произведений пишется ямбом. Пример 4-стопного ямба:
Так. бей не знай отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека — Дроби мой гневный ямб, каменья!
(А. А. Блок. Возмездие. Пролог). 5-стопный ямб был в XVII в. неупотребителен, но с начала XIX в. он входит в метрический репертуар русской поэзии, сначала цезурованный (см. Цезура), затем и бесцезурный.
Для стиха XVIII в. одним из основных размеров был 6-стопный ямб, который вслед за французской поэзией, в виде александрийского стиха (см. Строфика) употребляли в трагедиях, героических поэмах, посланиях — в большинстве высоких жанров поэзии. Обязательное требование для классического 6-стопного ямба — цезура после 6-го слога, делившая стих на две равные части, причем разнообразие стихам придавалось чередованием мужской и дактилической цезуры.
К блестящим шалостям, как прежде, не привязан, Я правилам твоим последовать бы мог; Но ты ли мне велишь оставить мирный слог И, едкой желчию напитывая строки, Сатирою восстать на глупость и пороки? (Е. А. Баратынский)
|
|
К началу XX в. 6-стопник отступает, и в современной поэзии он малоупотребителен.
Более длинные ямбы (7-, 8-/стопные), как правило, делятся сильными и регулярными цезурами на части, превращаясь фактически в сочетание 3- и 4-стопников (7-стопный), двух 4-стопников (8-стопный) и т. д. Бес-иезурные многостопные ямбы носят экспериментальный характер и очень редки.
Особый случай представляет собой вольный ямб — размер, в котором сочетаются стихи различных стопностей, причем чередование это нерегулярно. Регулярное чередование особой проблемы не представляет (например, сочетание 4-й 2-стопного ямба: «Мело, мело по всей земле /Во все пределы./ Свеча горела на столе, / Свеча горела.» — Пастернак), тогда как в вольных ямбах чередование строк разной «длины» создает эффект неожиданности, читатель как бы постоянно сбивается с привычной размеренности. Особенно резко ощущается это в баснях и стихотворных комедиях (начиная с «Горя от ума»), где количество стоп варьируется от 1 до 6:
Вот, в блеске и во славе всей, Феб лучезарный из морей
Поднялся.
Казалось, что с собой он жизнь принес всему,
И в сретенье ему
Хор громких соловьев в густых лесах раздался. (И. А. Крылов)
Важно отметить еще одно свойство ямба: способность включать так называемые побочные, неметрические ударения:
Запасшися крестьянин хлебом, Ест добры щи и пиво пьет. (Г. Р. Державин)
ЧТО ЧИТАТЬ
В предлагаемом библиографическом указателе названы основные, наиболее интересные и доступные юному читателю книги. Среди этих книг есть и литературоведческие труды, исследующие творчество отдельных писателей, и сборники критических статей, и художественные биографии писателей, и воспоминания о писателях и др.
Надеемся, что каждый из читателей найдет здесь для себя много полезных и интересных книг.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!