С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 104 страница



В «Утре помещика» один из крестьян говорил об Андрее Ильиче, что он «человек был пьяный, необстоятельный»: «орудовал нами Андрей Ильич, как хотел. “Чтоб было у тебя всё”, а из чего мужику взять, того не спрашивал» (4: 137—138).

 Н.И. Шинкарюк

 

  СОЛДАТЁНКОВ Кузьма Терентьевич (1818-1901) – московский купец-старообрядец; издатель, меценат, коллекционер, владелец художественной галереи, которую, вместе с библиотекой, он завещал Румянцевскому музею; одна из самых ярких и колоритных фигур среди крупнейших московских предпринимателей середины и второй половины XIX в.

В 1856 г. Солдатёнков, один из богатейших людей России, обратился к издательскому делу: приступил к осуществлению своего замысла — изданию лучших произведений отечественной и мировой науки, литературы и культуры. Его называли «другом и ревнителем просвещения», «бескорыстным издателем» многих ценных, редких книг, которые заслужили признательность русских образованных людей. Он выпустил первое собрание сочинений В.Г. Белинского, сборники стихотворений А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, Н.П. Огарёва, А.А. Фета и др. В его издательстве выходили сочинения И.С. Тургенева,

 

 

464

 

Д. В. Григоровича, исторические груды Т.Н. Грановского, В. О. Ключевского, перевода зарубежной научной литературы. Толстой с уважением относился к тому, что Солдатёнков употребляет большую часть своего состояния на добрые дела. Через него он намеревался «устроить» в Москве музей Н.И. Ге. 17 марта 1898 г. Толстой, не называя имени Солдатёнкова, писал В.Г. Черткову: «...одно очень богатое лицо советовалось со мной (я не называю имени, потому что лицо это боится, что прочтут письмо), как устроить за границей печатный орган, в котором печатались бы все дурные дела, совершаемые русским правительством. Я сказал, что обличение зла есть одно из проявлений христианской деятельности и что если бы лицо это и не желало вполне служить своими средствами делу религиозному, люди наших верований могли бы вести такую обличительную газету, и я указал на вас» (88; 84). 5 августа 1898 г. писатель направил Солдатёнкову письмо (одно из 12 писем к «добрым и богатым людям», посланных в августе-сентябре) с просьбой материально помочь духоборам в переселении в Америку. Солдатёнков откликнулся на призыв Толстого и пожертвовал 5000 рублей, огромную по тому времени сумму.

В апреле 1900 г. Солдатёнков передал через Толстого деньги Черткову на издательство «Свободное слово», которое было основано в Англии. «Хотел всё написать вам с случаем о том, кто прислал тысячу, которую я послал вам, — сообщал Толстой Черткову в самом начале апреля, — Это Солдатёнков. Он был у меня и говорил, что очень сочувствует вашим изданиям и не даст им погибнуть от недостатка средств. Я поддержал его в этих добрых намерениях...» (88: 194). Незадолго до своей кончины Солдатёнков принял предложение Толстого издавать общественно-литературный журнал, но замысел не осуществился. «Умер Солдатёнков, с которым я только что говорил о нашем деле, и другие были с ним дела, — писал Толстой Черткову. — Я не тужу, и мне всегда кажется, что деньгами не может делаться то, что мне важно и дорого» (88: 235).

 

 А.П. Потапкина

 

СОЛЛЕРТИНСКИЙ Сергей Александрович (1846-1920) – доктор богословия, профессор С.-Петербургской духовной академии, протоиерей.

  Соллертинский – автор одной из первых по времени создания брошюр, посвящённых критике, с богословской, филологической и исторической точек зрения, трактовки Толстым Нагорной проповеди Иисуса Христа. В этом сочинении, наряду с неприятием толстовского анализа евангельского текста, содержится признание того, что в 1880-е г. в обществе наблюдается повышенный интерес к религиозной проблематике и Евангелию: «есть факты, доказывающие, что у нас уже не довольствуются общими рассуждениями о религии, а желали бы точного изучения евангельского слова» (Соллертинский С.А. Объяснение Мф V, 22; V, 38-42; VII, I. Лук VI, 37 у графа Толстого. СПб., 1887. С, 31).

  Впоследствии с критикой в адрес Толстого Соллертинский выступал на Петербургских религиозно-философских собраниях в 1901-1903 гг. Он оправдывал отлучение Толстого от церкви Синодом, так как Синод «представляется в России хранителем веры, хранителем её православности. С другой стороны, Л. Толстой является отрицателем этой православности» (Записки Петербургских религиозно-философских собраний. М., 2005. С. 81-82). Соллертинский выделил три периода в истории христианства: период мученичества за веру, догматический период и «период нравственный, который наступает сейчас». Если бы Толстой сосредоточил свои усилия только на проповеди нравственности, то, по мнению Соллертинского, «Синод бы его превознёс». Но «Толстой поступил нетактично, неблагоразумно, он вышел из пределов своей почтеннейшей задачи, обратился к препираниям и поношению» (там же. С. 85).

Позиция Соллертинского в отношении взглядов Толстого характерна для представителей либеральных кругов Русской православной церкви.

 Ю.В. Прокопчук

 

 

СОЛЛОГУБ Владимир Александрович (1813-1882) – русский писатель, автор повести «Тарантас» (1845). Учился в Дерптском университете (ныне Тартуский ун-т, Эстония), где познакомился с сыновьями историка Н.М. Карамзина, в их доме встречался с П.А. Вяземским и В.А. Жуковским. Летом 1831 г., приехав на каникулы в Павловск (под Петербургом), познакомился с Пушкиным и Гоголем.

Человек аристократического круга, Соллогуб избрал роль «литератора между светскими людьми и светского человека между литераторами». Его писательский дебют состоялся в 1837 г.: журнал «Современник» напечатал его рассказ «Три жениха», но настоящая известность пришла к Соллогубу в 1839 г., когда появилась его повесть «История двух калош».

 

 

465

 

Толстой познакомился с графом Сологубом в 1850 г. в Москве, и хотя между ними нс было дружеских отношений, он высоко ценил личные и творческие качества Соллогуба, который полушутливо говорил, что его талант по-настоящему оценили два человека – Толстой и Бисмарк. Толстой даже спустя 50 лет после знакомства, вспоминая Соллогуба, говорил о нём как о блестящем, необыкновенном, даровитом человеке.

В августе 1866 г. Соллогуб посетил Толстого в Ясной Поляне. Толстой недавно женился, и гостей встретила молодая С.А. Толстая, которую Соллогуб очень хвалил» сказав, что жена писателя должна быть «нянькой таланта». Толстой в это время был поглощён писанием «Войны и мира», и разговор его с гостем сосредоточился на временах начала ХIХ в.

Имена Соллогуба и Толстого связывает творческая история незавершённой «антинигилистической» комедии «Заражённое семейство» (1864), написанной Толстым в полемике с романом Чернышевского «Что делать?». Автор желал побыстрее поставить её на сцене Малого театра, привёз текст в Москву, читал пьесу драматургу А.Н. Островскому, которому она очень не понравилась («уши вянут») и он советовал не торопиться с постановкой. В ответ на высказанные Толстым опасения, что на будущий год пьеса устареет и не будет иметь того успеха, Островский заметил: «Боишься, что за год поумнеют?» Это был урок, который Толстой запомнил и позже часто вспоминал слова Островского. Соллогуб тогда же взялся хлопотать в Московском цензурном комитете о разрешении пьесы и в театральной дирекции об её постановке на сцене Малого театра. Пьеса тогда так и не была поставлена. Рукопись окончательной редакции осталась у Соллогуба, не была возвращена Толстому и до сих пор не найдена.

 

Лит.: Соллогуб В.А. Воспоминания. - М., 1998.

 

 Л. С. Дробат

 

 

СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич (1853-1900) – философ, поэт, публицист, оказавший огромное влияние на русскую культуру Серебряного века. Сын историка С.М. Соловьёва. Академик Российской академии наук по разряду изящной словесности (1900). Посетитель, знакомый, корреспондент и адресат Толстого.

  В 1874 г. Толстой прочитал магистерскую диссертацию Соловьёва «Кризис западной философии» и в письме к Н.Н. Страхову оценил её очень высоко (62: 128). В следующем году Соловьёв посетил Ясную Поляну. Толстой признавался, что знакомство с Соловьёвым очень много ему дало, «расшевелило» в нём «философские дрожжи» (62: 197). Этим визитом было положено начало многолетним контактам известных деятелей русской культуры. Во время встреч они часто спорили, о чём сохранились свидетельства современников: «Лев Николаевич решительно ставил свои положения и затем стремительно развивал их и доводил до возможного конца». «В.С. Соловьёв возражал обыкновенно вторым, и нельзя было не любоваться его выработанною, строго научною системой возражения. Соловьёв <...> поражал неумолимою логикою и убедительностью. <...> Странно было с первого раза видеть могучую широкоплечую фигуру как бы степного наездника Толстого, точно сдавливаемую изящными стальными кольцами соловьёвского знания» (Истомин В.К. Из книги «На закате» // ТВС. 1. С. 246-247).

  Расхождения Толстого и Соловьёва обозначились почти сразу. Писатель не принял основных положений докторской диссертации Соловьёва «Критика отвлечённых начал». По его мнению, «нельзя, говоря об основах знания, вводить понятие Божества как случайный признак, годный для подразделения» (62: 360). Побывав в марте 1878 г. на одной из лекций Соловьёва в Петербурге, в Соляном городке, Толстой согласился с мнением Страхова о том, что Соловьёв «выводит a priori то, что узнал a posteriori» (62: 400). В соловьёвской трактовке идеи «всеединства» Толстой видел что-то искусственное, отталкивающее. (В концепции Соловьёва сферу Божественного отражало «всеединое сущее» — синтез истины, добра и красоты. Реальный мир – поле воплощения «всеединого сущего». Посредник между Божеским и человеческим миром – мировая душа или София-премудрость Божия. По Толстому, основой истинного миропорядка является Бог-любовь, распространяющийся в мире через души людей. Духовное единство душ людей неизбежно образуется при следовании по пути любви). Впоследствии Толстой говорил, что у Владимира Соловьёва «нет ничего своего, а что есть — то самые слабые места его писаний. Но блестяще подаёт чужие мысли» (ЯПЗ. 1. С. 374). Неискренность Соловьёва-мыслителя, надуманность его построений Толстой подчёркивал всегда. Соловьёв для него мыслитель «головной» (63: 81), он «балуется религией» (ЯПЗ. 1. С. 142), «в нём нет бессознательной внутренней оригинальности» (68: 104), широты мысли («Соловьёв, Урусов ничего не видят, кроме

 

466

 

своего» - 52: 276). Неоднократно Толстой признавался, что с Соловьёвым ему разговаривать тяжело (49: 81; 50:54).

Главный пункт расхождений Толстого и Соловьёва — взгляд на христианство, отношение к христианской догматике и, в частности, к вопросу о воскресении Иисуса Христа. По-разному воспринимали философы идею объединения христиан. Но оба придавали огромное значение христианской морали, уделяли основное внимание этике. Этому вопросу посвящено большинство работ Толстого и многие ключевые работы Соловьёва («Оправдание добра» и др.). Однако этические основы христианства они тоже трактовали по-разному. Соловьёв не разделял религиозный радикализм Толстого, не принимал естественные выводы его нравственной теории, отрицающей государство как орган насилия, экономический и технический прогресс.

Соловьёв, поэт и публицист, часто противопоставлял Запад и Восток, писал о китайской угрозе, о якобы неизбежном столкновении западной (христианской) и восточной (нехристианской) цивилизаций («Китай и Европа» и др.). Толстой же испытывал глубочайшее уважение к китайской духовной традиции, считал, что западным народам есть чему поучиться у китайцев и индусов (см. «Письмо к индусу», «Письмо к китайцу»).

Критика Толстого и толстовства – неотъемлемая часть наследия Соловьёва. Полемика с толстовскими взглядами содержится в статье «Смысл любви», где утверждается, что половая любовь помогает преодолеть эгоизм. Это положение вызвало возражение Толстого, который считал, что только «Божеская любовь, любовь ко всем равная» может способствовать этому (66: 274). В статье «Оправдание добра» Соловьёв отстаивал неприменимость доктрины о непротивлении злу к уголовному вопросу (гл. 15) и военной службе (гл. 18). Совершенно противна толстовским идеям статья «Смысл войны», в которой Соловьёв оправдывает войну с государственной точки зрения. В «Трёх разговорах» звучит прозрачный намёк на связь «князя», отстаивающего в диалогах толстовское мировоззрение, с нечистой силой.

Несмотря на разногласия, в 1880-е гг. мыслители сблизились. Основная причина этого — политические реалии России времён Александра III, когда честных и смелых людей, открыто протестующих против жестокостей и насилия, было не так много. Своеобразное «сотрудничество» Соловьёва и Толстого в этой сфере началось в 1881 г. и продолжалось более 10 лет. Они протестовали против притеснения евреев в годы правления Александра III, против религиозных гонений. Соловьёв, как и Толстой, в 1881 г. из христианских соображений выступал против казни народовольцев. Оба были решительными противниками смертной казни как таковой. Впоследствии в статье «Не могу молчать» Толстой вспоминал: «Еще недавно, в 80-х годах, был только один палач во всей России. Помню, как тогда Соловьёв Владимир с радостью рассказывал мне, как не могли по всей России найти другого палача и одного возили с места на место» (37: 86). Как и Толстой, в начале 1890-х гг. Соловьёв принимал участие в оказании помощи голодающим крестьянам. И Толстой, и Соловьёв были тонкими ценителями искусства, любили и понимали истинную красоту. Не случайно Толстому, мало любившему поэзию, нравились некоторые стихи Соловьёва.

Сближение Толстого и Соловьёва в 1880—1890-е гг. можно объяснить тем, что они оказались одинаково неугодными властям. С середины 1890-х гг. их переписка и встречи прекратились, а описание евхаристии в «Воскресении» отторгло Соловьёва от Толстого ещё больше. Идейный разрыв и прекращение контактов стали вполне закономерны: слишком разными были основы их мировоззренческих позиций.

 

Лит: Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. М., 1990. С. 499-506; Ремизов В.Б. «Идти по звезде, по солнцу» (Л.Н. Толстой и B.C. Соловьёв) // ЯП. сб. 1998. С. 225-236; Переписка Л.Н. Толстого с B.C. Соловьёвым / Публ. П.Попова // ЛH. Т. 37-38. С. 268-276.

 

 Ю.В. Прокопчук

 

СОЛОВЬЁВ Сергей Михайлович (1820-1879) – историк, академик Петербургской академии наук (1872), ректор Московского университета (1871-1877), автор фундаментального труда «История России с древнейших времен». Толстого с семьёй известного историка связывали тесные отношения. Писатель был знаком с работами Соловьёва уже в 1858 г.: он читал «Исторические письма», опубликованные в «Русском вестнике». Позднее Толстой читал и «Историю России в царствование Екатерины II», и «Историю России в царствование императрицы Елисаветы Петровны»... Он уважительно относился к трудам историка, неоднократно обращался к нему за помощью при поиске каких-либо исторических сведений или документов, что подтверждает письмо Толстого к Соловьёву (1879): «Я на днях ездил в Москву с тем, чтобы быть у вас и восполь-

 

 467

 

зоваться вашими советами и содействием, в которых лет 6 тому назад вы мне не отказали, когда я занимался исторической работой времён Петра I» (62: 479). В одном из писем к жене писатель упоминал, что заходил «к Соловьёву-историку — его нет» (83: 267).

В старости Толстой более критично относился к работам историка, называя его «архибездарным»: «У Соловьёва чувствуется вся тяжесть изложения событий» (ЯПЗ. 2. С. 49). И вспоминал: «30 лет тому назад я читал Соловьёва, все книги заложены листами» (там же. С. 109).

Более сложные отношения связывали Толстого с сыном Соловьёва, известным философом B.C. Соловьёвым (1853-1900). Бывая в доме Соловьёвых, Толстой познакомился и с другим сыном историка — Всеволодом Сергеевичем Соловьёвым (1849-1903), автором популярных исторических романов, издателем журнала «Север» (1888-1891). Толстой читал произведения Вс. Соловьёва, хотя, как отмечал C.Л. Толстой, «к историческим романам Данилевского, Мордовцева, Салиаса, Вс. Соловьёва и других относился пренебрежительно» (ТВС. 1. С. 215). На Вс. Соловьёва Толстой оказал огромное влияние: произведения писателя 1850-1870-х гг. Соловьёв ценил высоко. Религиозная же позиция Толстого и отдельные его сочинения более позднего времени вызывали резкую критику Соловьёва в постоянной рубрике журнала «Беседы “Севера”».

 

 С.А. Васильева

 

 

 СОЛОМОНИДА («Саламанида»; фамилия и даты жизни неизвестны) — молодая казачка из станицы Старогладковской; ею был увлечён Толстой (далеко не платонически) во время пребывания в станице. Толстого познакомил с Соломонидой «дядя Япишка»: «Пьяный Япишка вчера сказал, что с Саламанидой дело на лад идёт. Хотелось бы мне её взять и отчистить», — запись в дневнике 26 августа 1851 г. Несколько месяцев длилось это увлечение; в дневнике не раз мелькает имя казачки. 18 апреля 1853 г. Толстой записал: «После обеда был у Епишки и говорил с Саламанидой, груди у неё подурнели; однако мне ещё очень нравится. Впрочем, всё юное сильно действует на меня: каждая женская голая нога, мне кажется, принадлежит красавице». Последняя запись о казачке сделана 2 июля 1853 г.: «Саламанида уехала совсем». Дальнейшая судьба её неизвестна.

 

 Н.И. Бурнашёва

 

СОПОЦЬКО Михаил Аркадьевич (1869-1938) — врач, публицист. Некоторое время разделял толстовские религиозные воззрения. Посетитель, корреспондент и адресат Толстого.

Родился в семье московского адвоката. Был студентом естественного факультета Московского университета. В марте 1890 г. за участие в студенческом движении и демонстрации по поводу смерти Н.Г. Чернышевского исключён из университета и сослан на 2 года в Вологду. Увлёкся толстовским учением, в сентябре 1891 г. начал переписываться с Толстым, с марта 1892 г. неоднократно посещал писателя.

В 1892 г. Сопоцько издал в Петербурге сборник под названием «Помочь», доход от его продажи пошёл на нужды голодающих крестьян. Толстой участвовал в этом сборнике, предоставив для опубликования свой перевод статьи Г. Джорджа «Равные права и общие права». В 1892 — 1893 гг. вместе с Толстым Сопоцько открывал бесплатные столовые для крестьян.

Писатель принимал участие в судьбе Сопоцько, просил А.Ф. Кони и А.М. Кузминского посодействовать отмене запрета на его проживание в столицах, однако ходатайства не помогли.

2 июня 1895 г. по подозрению в распространении среди крестьян революционных взглядов Сопоцько был арестован и помещён в Тульскую тюрьму. Толстой морально и материально поддерживал его. 12 июля 1895 г. он записал в дневнике: «Сопоцько в Тульской тюрьме. Я послал ему, что мог и чего он просил, сам не мог съездить» (53: 37). В конце июля Сопоцько отправили в административную ссылку на 3 года в г. Пудож Олонецкой губ. Толстой писал олонецкому губернатору М.Д. Демидову, прося его разрешить Сопоцько проживание в Петрозаводске.

Не раз Толстой пытался пристроить в печати бездарные статьи Сопоцько, одолевавшего писателя своими просьбами, и отговаривал его, как и многих других молодых авторов, от намерения стать писателем.

В ссылке Сопоцько стал отходить от толстовских взглядов, перестал бьггь вегетарианцем и принял присягу новому царю Николаю II. Толстой не видел ничего страшного в том, что он стал есть мясо и присягнул, нет, страшно и опасно то, что он свою временную слабость оправдывал «совершенно ложными рассуждениями» (68: 238). Тогда же Сопоцько стал обращаться с молитвами к личному Богу. Обдумав его состояние, Толстой пришёл к выводу, что первопричина всего — в желании быть правым не только перед людьми, но и перед самим собой. «Но ему нужно быть правым, и он из своей суеверной слабости делает теорию,


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!