С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 6 страница



Продолжая вспоминать Тихона Ильича, через несколько страниц Толстой писал, что «особенно весело смотреть на Тихона. Тихон — это бывшая флейта в оркестре дедушки, маленький весёлый человечек с удивительным, как нам казалось, талантом комизма. Он стоит, бывало, за бабушкой или за отцом, вдруг, вытянув свои длинные бритые губы, взмахнёт тарелкой и слетает комическую выкрутасу. Мы засмеёмся. Кто-нибудь из больших оглянется, и Тихон стоит, как статуя, замерев в неподвижной позе с тарелкой у груди» (там же). Он не просто выполнял поручения, а каждый раз что-нибудь «вытворял». Прошла гроза, и все с радостью стали готовиться к прогулке. «Сам Тихон, -- вспоминал Толстой, -- делает антраша и бежит на конюшню».

Тихон Ильич до конца дней жил в усадьбе Толстых.

 

Н.И. Шинкарюк

 

 

АННЕНКОВ Павел Васильевич (1812/1813?—1887) – литературный критик, мемуарист. В 1840-е гг. был близок с В.Г. Белинским, А.И. Герценом. Н.В. Гоголем, позднее – с И.С. Тургеневым.

В 1840-е гг. Анненков несколько лет провёл в Европе, напечатал в «Отечественных записках» «Письма из-за границы» и «Парижские письма», многое рассказавшие русским читателям о культурной жизни Европы. В 1850-е гг. в Петербурге Анненков сблизился с кругом писателей «Современника». Ему были близки пози-

 

 35

 

ции Некрасова, Чернышевского. Но ближе оказались те, кто видел задачу литературы в создании эстетически совершенных произведений «чистого искусства», с гуманистическим содержанием (Дружинин, Боткин). Однако Анненков не отрицал значения морального воздействия искусства на общество и утверждал эту идею в своих статьях, написанных в 1850-е гг. Он стоял у истоков русской пушкинианы: подготовил первое научное издание сочинений Пушкина в 7 томах («Сочинения Пушкина с приложением материалов для его биографии, портрета, снимков с его почерка и с его рисунков и проч.»; СПб., 1855—1857 гг.), написал книгу «Александр Сергеевич Пушкин в Александровскую эпоху» (1874). В дальнейшем он обратился к мемуарам: большой интерес представляет его книга «Замечательное десятилетие (1838-1848)» (1880).

Толстой познакомился с Анненковым в 1855 г., когда приехал в Петербург из Севастополя. Молодого автора «Детства», «Отрочества», севастопольских рассказов восторженно приняли в свой круг столичные литераторы. Особенно он сблизился с Анненковым, Дружининым и Боткиным, с ними проводил время, называя их в шутку «бесценным триумвиратом». В течение 1856-1857 гг. в дневнике Толстого эти три фамилии появляются почти ежедневно и, как правило, вместе.

Больше всех Толстой симпатизировал Анненкову: «он очень умён и человек хороший» (15 ноября 1856 г.). Приятельские симпатии основывались на человеческих отношениях, но не на «писательских»: «Литературная подкладка противна мне до того, как ничто никогда противно не было» (22 ноября 1856 г). Толстой искал понимания, но чувствовал, что его не понимают даже те, кого он считал своими друзьями. «Вы не поверите, какое он впечатление производит на меня, — писал Анненков Тургеневу, — когда он, свернувшись в клубочек на диване, пустит глаза внутрь себя и начинает вытаскивать оттуда гадину за гадиной, нелепость за нелепостью... Работа в нём идёт страшная» (цит. по: ПРП. 1. С. 15). Эта работа казалась друзьям Толстого странной, преувеличенной, даже аффектированной. Толстой чувствовал это и жаловался в дневнике: «...в 4-ом часу к Дружинину, там Гончаров, Анненков, все мне противны <...> и противны за то, что мне хочется любить, дружбы, а они не в состоянии...» (13 ноября 1856 г.). Толстой чувствовал, что открытости, искренности отношений мешала именно «литературная подкладка» — друзья хотели, чтобы он стал тоже сторонником «чистого искусства». Он же не укладывался в рамки никаких литературных направлений, был самобытным и самостоятельным и по своей сути не мог совпасть ни с одним из противоборствующих литературных кругов. Этого его друзья не понимали, и потому дружба с «триумвиратом» постепенно сошла на нет.

  Ещё до личного знакомства с Толстым Анненков опубликовал статью «О мысли в произведениях изящной словесности (заметки по поводу последних произведений гг. И.С. Тургенева и Л.Н.Т.)» (Современник. 1855. № 1), где отмечал в таланте молодого писателя редкую логическую последовательность, верность своим идеям, убеждённость «в единстве мысли и поступка» и причислял Л.Н.Т. «к лучшим нашим рассказчикам». Позднее Анненков написал о толстовских «Казаках» («Современная беллетристика. Граф Л.Н. Толстой “Казаки”» // СПб. ведомости. 1863. № 144, 145), включившись в оживлённую полемику вокруг только что опубликованной повести. «Десятки статей этнографического содержания, — писал критик, — вряд ли могли бы дать более подробное, отчётливое и яркое изображение одного оригинального уголка нашей земли, где все условия человеческого существования далеко не походят на те, которые образованный мир считает необходимыми для нравственного достоинства и благополучия». Вопреки мнению, сложившемуся в публике, Анненков считал характер Оленина «столь же глубоко задуманным и превосходно изображённым, как и все другие лица и части замечательного романа гр. Толстого». Статья заканчивалась утверждением: «Мы удерживаем за романом право называться капитальным произведением нашей литературы».

В 1868 г. Анненков написал большую статью «Исторические и эстетические вопросы в романе графа Л.Н. Толстого “Война и мир”» (Вестник Европы. 1868. № 2), где дал противоречивую трактовку первых трёх томов романа. Он оценил широкий охват материала (целая эпоха русской жизни: исторические события, быт, нравы, портреты гос. деятелей, батальные картины, «ни с чем не сравнимые»), но не понял глубины замысла и новизны жанра книги. Статью эту Толстой посчитал «неблагоприятной», но признавался, что читал её «с умилением». После 1868 г. жизнь развела Толстого и Анненкова.

 

М.Е. Суровцева

АНОСОВ Иван Васильевич <даты жизни не установлены> — участник Крымской кампании, офицер 14-й артиллерийской

 

36

 

бригады, в которой служил Толстой. В 1855 — 1856 гг. прислал «с театра военных действий», из Крыма в Петербург литератору М. Венюкову список песни «Как четвёртого числа...». Аносов очень осторожно сообщал об авторстве Толстого, «чтобы не наделать беды Толстому, если сочинитель действительно он». Только в феврале 1875 г. этот список был опубликован в журнале «Русская старина» (первая публикация полного текста песни в России). Список Аносова лёг в основу авторизованного текста песни, опубликованного П.И. Бирюковым.

Н.И. Бурнашёва

 

  АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович; 1843-1902) – скульптор, выпускник С.-Петербургской Академии художеств; академик. Входил в кружок С.И. Мамонтова. В 1870-х гг. долго жил в Риме; с 1877 г. – преимущественно в Париже, где часто выступал в местной прессе со статьями на темы искусства.

Наиболее крупные работы: «Иван Грозный» (1871); «Пётр I» (1872); «Христос перед судом народа» (1874), «Смерть Сократа» (1875), «Спиноза» (1882); «Не от мира сего» (1887) и др.

В письме П.М. Третьякову Толстой упоминал письмо Антокольского о новой французской живописи под заглавием «Правда и ложь в искусстве» («Новости». Париж, 1894, 21 мая; перепечатано в «Северном вестнике», 1894, № 7), мысли которого оказались созвучны взглядам писателя.

Толстой был неплохо знаком с творчеством скульптора. В 1878 г. И.С. Тургенев, восхищённый статуей Антокольского «Христос перед судом народа», не преминул рассказать о ней Толстому во время своего приезда в Ясную Поляну. Об этом в своих записках упоминала С.А. Толстая: «Тургенев очень сед, очень смиренен, всех нас прельстил своим красноречием и картинностью изложения самых простых и вместе и возвышенных предметов. Так он описывал статую Христос Антокольского, точно мы все видели его...» (ДСАТ. 1. С. 511). Впоследствии Толстой отмечал эту скульптуру, подчёркивая, что Христос Антокольского, как и картины Н.Н. Ге, «не имеет ничего общего с богослужением, но даже враждебен ему» (30: 430-431).

В 1898 г. Антокольский посетил Толстого в Москве. 17 марта С.А. Толстая записала в дневнике: «Вечером был знаменитый скульптор Антокольский. Говорили об искусстве: Л.Н. из своей статьи; Антокольский говорил, что лучшая задача искусства – изобразить душу человеческую» (ДСAT. I. С. 367 – 368). После встречи и беседы с Толстым Антокольский в журнале «Искусство и художественная промышленность» выступил со статьёй «По поводу книги графа Л.Н. Толстого об искусстве» (1898, № 1 - 2: октябрь - ноябрь;

  В.В. Стасов никогда не мог простить скульптору, что тот не создал портрета Толстого. «Ну как же это так? – писал он Антокольскому 24 сентября 1899 г. – Вы и его тоже пропустили, как множество других значительнейших и важнейших Ваших современников. Вы наделали множество портретов людей посредственных или ничтожных, а иногда и просто зловредных и отвратительных, и в то же время пропустили всё, что было между Вашими современниками важного, значительного, талантливого, знаменитого, вечного! <...> Отчего всё это так – не умею понять. Но хорошо ли это, достойно ли это Вашего великого дарования? И особенно, как Вам было не познакомиться со Львом Толстым, который есть краса и цвет не только нашей России, но и всего нашего XIX столетия!!» (Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры. Т. 1. М., 1962. С. 88).

 

 В . М. Бокова

 

АНТОНИЙ (в миру: Вадковский Александр Васильевич; 1846-1912)— митрополит С.-Петербургский и Ладожский, один из инициаторов отлучения Толстого от церкви.

С 1900 г. Антоний был первенствующим членом Святейшего синода, поэтому его подпись стояла первой под текстом «Определения» Синода. После выхода в свет «Определения» возмущённая С.А. Толстая написала эмоциональное письмо митрополитам и Победоносцеву, протестуя против отлучения мужа. Ответил ей митрополит Антоний. Он писал, что Толстой сам отрёкся от веры в Иисуса Христа, а Синод лишь констатировал факт его «отпадения» от Церкви. 27 марта 1901 г. Софья Андреевна записала в дневнике: «На днях получила ответ митрополита Антония на моё письмо. Он меня совсем не тронул. Всё правильно, и всё бездушно. А я своё письмо написала одним порывом сердца – и оно обошло весь мир и просто заразило людей искренностью» (ДСАТ. 2. С. 17). Эта переписка была опубликована в периодических изданиях, получила широкий резонанс в обществе.

В феврале 1902 г. Толстой тяжело заболел в Крыму и митрополит Антоний вновь обратился к С.А. Толстой, пытаясь через неё воздействовать на «отпавшего» от Церкви Толстого. Узнав об этом, писатель сказал: «О примирении речи быть не может

 

 

37

 

Я умираю без всякой вражды или зла, а что такое церковь? Какое может быть примирение с таким неопределённым предметом?» (там же. С. 54). Ответил Антонию старший сын Толстого Сергей Львович: он просил митрополита оставить отца и мать в покое, так как попытки увещевания ни к чему не приведут, а нарушение душевного покоя больного «существенно влияет на ход его выздоровления» (там же. С. 487).

Нельзя сказать, что взгляды Толстого и Антония были абсолютно противоположны. Так, в ноябре 1907 г. Толстой одобрительно отозвался о речи митрополита на заседании Гос. совета. Ему понравилась мысль Антония о нравственных качествах, необходимых для гос. деятеля (ЯПЗ. 2. С. 554, 680). Но разногласия писателя и митрополита, касающиеся религиозных воззрений, были непреодолимы.

Последнюю попытку вернуть Толстого в лоно своей церкви Антоний предпринял в ноябре 1910 г., послав телеграмму на станцию Астапово, где лежал тяжело больной писатель. Но, боясь взволновать больного, родные и близкие не показали Толстому эту телеграмму.

 

 Ю.В. Прокопчук

 

АНТОНИЙ (в миру: Храповицкий Алексей Павлович; 1863-1936) – с 1897 г. епископ Русской православной церкви, с 1902 г. епископ Волынский, позднее архиепископ Харьковский; с 1918 г. – митрополит Киевский и Галицкий; богослов, философ. Посетитель Толстого.

В 1888 г. Антоний опубликовал в газете «Церковный вестник» две полемические работы о мировоззрении Толстого. Писатель был с ними знаком, они сохранились в яснополянской библиотеке. Через несколько лет, в марте 1892 г., Антоний посетил Толстого в Хамовниках. Тогда же он опубликовал в «Вопросах философии и психологии» статью о Толстом либерального характера. Одно время писатель допускал возможность сближения с этим архимандритом. Однако разногласия вероисповедного характера между ними были очень велики. В том же 1892 г. будущий митрополит опубликовал новую статью, в которой содержится полемика с толстовскими взглядами: «Нравственная идея догмата пресвятой Троицы». И.М. Трегубову, который прислал в Хамовники эту статью, Толстой писал: «Очень бы желал быть в единении с вами и с милым Антонием Храповицким, но не могу не признавать всего, что у вас делается и пишется, и очень глупым, и очень вредным» (66: 280). Впоследствии Антоний продолжал полемику против толстовства. В 1896 г. он опубликовал две антитолстовские брошюры: «Нравственное содержание догмата о Святом Духе (против Л. Толстого)» (Харьков, 1896) и «Нравственное учение в сочинении Толстого “Царство Божие внутри вас” пред судом учения христианского» (Казань, 1896). В последней работе дана обстоятельная критика трактата Толстого с православных позиций: подчёркивалась внутренняя противоречивость толстовских взглядов, несостоятельность теории непротивления злу насилием, представлений Толстого о нравственном поведении и применении нравственных заповедей. Не принимал Антоний в учении Толстого полное отвержение мистики христианства, склонность к пантеизму, «материалистический взгляд на человеческую душу».

Толстой следил за деятельностью и печатными выступлениями Антония. Его имя упоминалось в черновых редакциях статей «Одумайтесь!» и «Смертная казнь и христианство».

Уже после отлучения писателя от церкви, в марте 1908 г., Антоний написал С.А. Толстой, прося разрешение приехать в Ясную Поляну, чтобы вернуть Толстого в Церковь. Толстой по этому поводу сказал: «Я думаю, что, точно, я очень умён, потому что никого не обращал – это неуважение (обращение в веру). Неужели мне, 80-летнему, Антоний что нового скажет, что я не передумал? Точно так же, как я не сказал ничего нового Антонию (он всё это знает). У него устройство психики такое, что всё это соскакивает (с него)» (ЯПЗ. 3. С. 28).

В 1917-1918 гг. Антоний участвовал в работе Поместного собора, был одним из трёх кандидатов на Патриарший престол. С 1920 г. – в эмиграции, первый председатель Архиерейского синода Русской православной церкви за границей.

 

 Ю.В. Прокопчук

АНУЧИН Дмитрий Николаевич (1843-1923) — антрополог, профессор Московского университета; знакомый Толстого, один из редакторов газеты «Русские ведомости». С 1891 г. переписывался с Толстым, бывал в Ясной Поляне. Позднее в своих статьях «Из встреч с Толстым» и «Несколько часов в Ясной Поляне» Анучин рассказал о встречах с Толстым в апреле 1894 г., марте 1902 г. и ноябре 1908 г. 21 ноября 1908 г. он был в Ясной Поляне вместе с профессором П.Д. Долгоруковым, членом правления Общества грамотности Е.А. Звегинцевым и председателем Крапивенской земской управы Н.А. Игнатьевым для обсужде-

 

 

 38

 

ния вопроса об открытии в деревне Ясной Поляне народной библиотеки читальни. Маковицкий записал о скоси тетради: «Л. II. с Анучиным разговаривали о науке и поспорили. Анучин сначала возражал на всё и переходил с предмета ни предмет. Л.H. горячился, потом позвал Анучина в кабинет (где, вероятно, извинился за горячность) Когда вернулись, Анучин вёл себя сноснее».

«Увлечённый выработкой правильною миропонимания, преисполненный сознанием важности закона любви и нравственной задачи жизни, Лев Николаевич относится, как известно, отрицательно ко всему тому, что отвлекает от этой задачи, что направляет мысли и чувства к иным вопросам знания, искусства, деятельности, помимо неизбежных забот о существовании путём полезного и честного труда. Наука, по его мнению, ищет не того, что нужно, увлекается тем, что неважно и несущественно», — писал Анучин (Интервью. С. 329). Прочитав статью Анучина в «Русских ведомостях», «Л.Н. удивлялся его памяти, все подробности помнит. Ведь не записывал» (ЯПЗ. 3. С. 257). Через несколько дней, вспомнив об Анучине, Толстой сказал: «Ему нисколько не интересно было, что я говорю, а просто, чтобы запомнить. Он того типа человек, у которого от себя внутренней работы никакой нет, а восприимчивость огромная» (там же. С. 270).

 

В. В. Алексеева

 

АПОЛЛОВ Александр Иванович (1864-1893) - литератор; автор религиозно-нравственных сочинений. С Толстым лично не встречался, но был его последователем. Корреспондент и адресат Толстого.

Сын священника, учился в Кавказской духовной семинарии. С 1885 г. служил псаломщиком в церкви близ Ставрополя. В 1889 г. опубликовал «Житие и избранные места из творений преподобного Макария Египетского». В церкви читал с амвона «народные рассказы» Толстого.

19 апреля 1889 г. Толстой «прочёл прелестное сказание об Ормузде и Аримане (вымышленное)» (50: 69). Прочёл в рукописи. Это было первое знакомство с сочинениями Аполлова. Сочинение Толстой послал В.Г. Черткову для напечатания, но его запретила цензура. Только в 1898 г. сказание вышло в издательстве Черткова в Англии (Аполлов А. Ормузл и Ариман. Персидское сказание. «Свободное слово». Purleigh, England. 1898, С. 62—70). В России это сказание впервые появилось в 1908 г.: Аполлов А. Борьба света с тьмою. Ормузд и Ариман Сказание. М.: «Посредник», 1908.

С весны 1889 г. началась переписи Толстого с Аполловым, который присылал свои рукописи, спрашивал в письмах совета, делился своими размышлениями и планами. 26 мая Толстой записал в дневнике, что «читали рукописи, присланные Чертковым, Аполлова “Как жить нужно» Прекрасно» (50. 86). 1 июня 1889 г. Толстой писал Черткову о статьях Аполлова: «О жизни – превосходная. Как я полюбил этого Аполлова. Какое ясное и чистое миросозерцание! – Я во всём согласен с его книгой Она может показаться пресной многим, но зато нет ни одной фальшивой ноты. Одно, что мне хотелось прибавить, это то, что где он говорит о самоубийстве, что человек, и не убивающий себя пистолетом, если не убивает, то лишает себя жизни, не следуя учению Христа» (86: 238).

Через две недели в дневнике – снова об Аполлове: «Получил письма от Поши <...> и от Аполлова. Он юноша» (11 июня: 50: 93). На следующий день в письме П.И. Бирюкову: «Представьте, что этому священнику 24 года. Очень серьёзный человек, много внутренно работающий; (64: 261). 24 сентября – запись в дневнике: «...вчера получил <...> письма Аполлова – замечательные. Он бросает священство. Он пишет: я не приставал к вам, боялся, что Толстой оставляет что-нибудь из ненавистной мне богословской системы. Теперь я присоединяюсь, чтоб посвятить жизнь на борьбу с этим обманом. И разные резкие сильные выражения. Хороша его сказка, задуманная, об уловке Мары, чтоб бороться против света Будды. В самом деле, как же бороться с христианством, как не прикинувшись учеником? <...> Не может же всё это не произвести последствий. Мне кажется иногда, что я присутствую при зажигании поджожек. Они загорелись, так что наверно загорится всё. Дрова ещё совсем холодны и нетронуты, но они несомненно загорятся все» (50: 147). 8 октября отмечено в дневнике «письмо от Черткова и Аполлова. Он подал к расторжению» (50: 155).


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!