Последование в честь Иверской иконы



В особом разделе должны быть разобраны последования иконам Божией Матери, написанные русскими авторами не на русской земле. К таковым относятся прежде всего службы афонским иконам, которые вместе с тем стали подлинными русскими святынями. В первую очередь это Иверская икона Божией Матери, прибывшая в Москву с Афона в 1648 году в своем списке. По данным Ф. Г. Спасского, служба ей написана на Афоне, возможно, русским иноком, и была в XVIII веке переведена на русский язык. Вместе с тем не исключается, что служба Иверской иконе могла быть написана и в России во второй половине XVII века, поскольку в стихирах и каноне имеются отдельные упоминания России и города Москвы. Допускается также и такой вариант, что служба была написана на Афоне для России уже после принесения святой иконы в Москву.

Наш соотечественник всем сердцем полюбил эту афонскую святыню, дни празднования святой иконы стали воистину русскими праздниками. Молитва перед святым образом Владычицы Иверской стала неотъемлемой частью нашего благочестия, особенно в Москве, куда прибыла святая икона. Поэтому можно с любовью всмотреться в те места службы, где повествуется о государстве Российском. Эти указания отчетливы 1) в литийной стихире на Слава и ныне, 2) в кондаке, 3) во втором тропаре 8-й песни канона. Кроме того, и в его первой песни весьма отчетливо поминается “царствующий град”, для которого святая икона является “утешением и похвалой” (тропарь 4)152.

Все последование выдержано в скромной и вместе духовной манере, с самовоззрением, с постоянным памятованием о внутренней жизни человека. Имеются и отдельные очень удачные образы. Так, в каноне читаем: “Храм Твой, Дево, яко рай другий показася имея икону красоты Твоея153. Подобное мог написать человек, не чуждый духовной жизни. Далее убежденно дается другой образ. “Храм носяй телесный весь оскверненный, — вздыхает творец канона, — Тебе, Пречистому Храму вечнаго Слова, дерзаю в честнем храме Твоем… приносити смиренныя моя молитвы”154. В заключительных хвалитных стихирах на утрени запоминается опять тихий и верный образ: “Чудную <…> Твою икону посылаем днесь, — вопиет творец службы и заключает, — и утешение странствию нашему155. Так в праздновании чудному Иверскому образу Божией Матери помимо радости узреть святую икону и поклониться ей верующие обретают и великое утешение в слове службы.

В прочих последованиях святых афонских икон Божией Матери не удается усмотреть отчетливых следов, имеющих отношение к истории нашей страны, но тем не менее и эти иконы, такие как “Троеручица”, “Скоропослушница” и др. полностью усвоены душой русского человека и являются неотъемлемыми его святынями. Ведь для русского человека гора Афон — край его желаний. Очень отрадно отметить, что в службе иконе Божией Матери “Троеручица” канон начинается ирмосом “Твоя победительная десница”, написанным святым Иоанном Дамаскиным в память чудесного избавления его десницы предстательством Богоматери.

Православная Русская Церковь, создавшая великие дни празднований в честь икон Божией Матери, показывает свое величие и в том, что не делает различия между своими праздниками икон Богоматери и праздниками, пришедшими из других православных стран, в первую очередь — со святой горы Афонской.

 

Последования в честь икон Божией Матери
синодального периода

Новый период русского литургического творчества, который включает в себя, по Ф. Г. Спасскому, конец XVII – XIX век, не представляется плодотворным и, по мнению того же автора, “литургическая деятельность в XIX веке расточается на акафисты”156. Вместе с тем и в синодальный период истории Русской Церкви жизнь ее продолжается, в ней возникают святые великой силы духа, подобно преподобному Серафиму Саровскому или святителю Иоасафу Белгородскому, совершаются явления новых благодатных икон Божией Матери и им создаются пространные службы и последования.

В этих последованиях, согласно духу времени, уже не усматривается развития больших идей гражданственности, как это имело место в периоды созидания русского государства, когда оно объято было заботой борьбы с “погаными” или с нашествиями армий, движущихся на Россию с Запада. Новый период русского песнотворчества применительно к прославлению новоявленных икон Божией Матери отличается большей сосредоточенностью на вопросах внутренней жизни. Сами богослужебные тексты пишутся по существу литературным русским языком, далеко отходя от принятой ранее витиеватости стиля, которую мы могли отмечать в службах предыдущих периодов. Эти сдвиги уже начинали определяться и раньше, к примеру, в творчестве того же С. И. Шаховского. Мы ограничены размерами статьи и не можем подробно рассматривать особенности этого нового периода в русском песнотворчестве Богоматери. Нам представляется возможным коснуться только отдельных, как представляется, характерных служб в честь новоявленных икон Божией Матери с тем, чтобы увидеть в них некоторые основные черты гимнографии Пречистой в этот новый период.

Одной из таких служб, введенных в Минеи, изданные в XIX веке, является служба в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”. В построении этой службы можно отметить много подражаний и заимствований из более ранних последований иконам Богоматери — особенно в структуре стихир и тропарей, но каноны имеют оригинальное построение и приписываются творчеству епископа Димитрия. В разбираемой службе имеется два канона по шесть тропарей в каждой песни. Они до известной степени разнятся один от другого, содержа основную идею о том, что Богоматерь — Радость всему миру, и Она же — рождшая миру Радость.

В первом каноне преосвященный Димитрий во многих местах свидетельствует об этом словами, близкими человеку нашего времени как по чувству, так и по выражению: “Ты бо еси <…> жизнь и свет сердцу моему, Богородице”157, — говорит Преосвященный, а выше восклицает: “Крепость моя, и радость и веселие, и стена твердая”158, а также: “Всея моея жизни Предстательнице”159. Все эти выражения чувств близки людям нашего времени, когда они погружаются в переживания, совершающиеся в их внутренней клети. Ту же искренность чувств можно констатировать и тогда, когда творец канона восклицает со скорбью: “На Тя возложих, Владычице, сердце, и душу, и тело”160, или с упованием: “Радуйся, Марие, великое всея твари Чудо”161. Иногда сетование в каноне довольно пространно, оно сопряжено и с исповеданием души: “Страстьми престаревся, — пишет преосвященный Димитрий, — и неослабными напастьми и скорбьми, и доспев к западом жития моего <…> вопию Ти, Владычице: утешение земным, помилуй мя”162.

Во втором каноне останавливает внимание вопияние ко Христу. “Боже мой Милосерде, — молится творец канона, — Боже Человеколюбче, Волителю милостыне на мя излей Твою милость”163. Нам очень понятна мысль преосвященного Димитрия, когда в этом каноне он пишет: “Водворихомся в вечер в плачи печалей и чаяний злых, но <…> обретохом радость заутра: Ты бо спасла еси нас”164. Мы чувствуем в словах этого тропаря голос живой души, наблюдающей за ходом своей внутренней жизни, тонко примечающей скорби ее и изменения к лучшему. Может быть, и в этом — особенность нашего времени, тщащегося изобразить свои печали не только в художественном слове, но и в слове церковной службы.

В одном из последних тропарей этого канона Преосвященный восклицает: “Вся еси Чистая и Божественная славы исполнена, Ближняя моя, рече Дух Божий, Тя провозвещая, Пречистая”165. Здесь большое дерзновение, которого мы не могли отметить в богородичных службах прежних периодов Русской Церкви. Кончает творец канона свой труд, смиренно заключая: “Благослови мя убо, Твоего певца”166. Таковы некоторые особенности служб Божией Матери в разбираемый нами новый период. Интересно, что Церковь не использует написанные для этого последования тропари. Вместо тропаря иконы принята стихира на Господи воззвах — “Всех скорбящих Радосте”, написанная на 2-й глас167.

Примером другого стиля написания службы в тот же период может служить последование иконе Божией Матери “Неопали­мая Купина”, служба которой, по ряду признаков (упоминание чудотворных икон в 9-й песни), относится к XIX веку. Автор ее — или инок, или человек, занимающийся внутренним деланием, отдающий силы души на искоренение в себе ветхого человека. Все обращения к Богоматери — молитва о низложении невидимого внутреннего зла в себе и насаждении противоположных добродетелей.

Творец канона тщательно обличает в своей молитве к Деве Марии живущие в нем недостоинства. “Низложи налоги бесовския, — восклицает он и далее перечисляет, — гордость в добродетели, лицемерие в святости, тщеславие во бдении, высокоумие в благоговении и неблагодарность в благодеяниях Сына Твоего”168. Это по существу — внимательная исповедь души, ведущей незримую борьбу со всеми восстаниями врага. “Странна мя любочестия сотвори, — вздыхает дальше творец канона, — и чужда любопытства о человеческих согрешениих”169. Вникая далее в свое отношение к ближнему, создатель канона приводит тонкие психологические наблюдения над своею душой и молится об избавлении от этих лукавых внутренних движений: “Ра­дости суетныя, к преогорчению ближняго приводящия, чужда мя соделай, Купино Неопалимая”, — пишет он. — Даждь ми сопечаловатися искреннему моему в бедствиях, Человеколюбивая Владычице”170. О том же и ниже молитва: “Терпение в бедах утверди во мне, Всечистая, с радующимися духовную радость, с сетующими сожаление даруй ми, Пресвятая”171.

Прошение о внутреннем очищении сердца возносятся творцом канона и в других его песнях. Здесь молитва о том, чтобы утишена была буря “объятого сребролюбием”172, чтобы было отложено рачение “плотского покоя”173 и “безчиннаго веселия”174 и потоплен был “огнь нечистоты и всякия скверны”175. Здесь же и молитва об угашении духа ярости и хулы и о “всякаго вида злобы” искоренении176.

В ходе написания канона творец его, занимаясь безжалостным обличением своих “лютых”, со вздохом облегчения прибегает к пристанищу заповедей Христовых. “Ум мой <…> благоустрой к познанию вечных истин Христова Евангелия, — молит он, — к рассмотрению тленности временных благ направи мой помысл”177. А в песни 8-й, уже кончая канон, его творец так запечатлевает его окончание: “Образ Христов Евангельскими добродетелями напиши в души моей, Богоблагодатная”178. Здесь автор службы “Неопалимой Купине” вторит тем мыслям, которые широко представлены в творениях нашего отечественного подвижника XIX века, святителя Игнатия Брянчанинова.

Отрадно встретить в нашей богослужебной литературе подобный памятник, свидетельствующий о продолжении традиции глубокого самовоззрения и самоанализа, необходимых в созидании внутренней духовной жизни.

Приведенными примерами, естественно, не исчерпываются все направления русской гимнографии в честь Богоматери в синодальный период истории Русской Православной Церкви. Нам казалось необходимым скорее только коснуться некоторых тенденций, которые можно обнаружить в данном периоде русского песнотворчества. Несомненно, необходимо много трудов по изучению того, чем богата русская гимнография данного периода, — не только посвященная Богоматери, но и во всем объеме своего песнотворческого достояния, — периода, обширного по времени и событиям.

Последние произведение, которое нельзя не упомянуть, — служба в честь явления иконы Божией Матери “Державная”, имевшего место в Москве в 1917 году. В данной службе примечателен не только канон; уже в стихирах проводится основная идея последования. Составители его (в том числе — святитель Патриарх Тихон) уже на вечерни, в стихирах на стиховне необычным образом раскрывают свое почитание Богоматери. “Дева была еси отроковица смиренна, — говорится здесь, — днесь же показуешися нам, яко Царица и Матерь всяческих”179. В последних словах — указание на то, что воспевается образ Божией Матери “Державная”. В последующих стихирах на стиховне обнаруживаем опять дорогую автору службы идею о смирении Богоматери. “Свят еси, Господи, — читаем мы, — и Матерь Твоя, яко овча бысть смиренна”180. Это одно из основных и в то же время новыхположений, развиваемых в службе Божией Матери “Державной”, ранее с такой отчетливостью не отраженных в посвященных Ей последованиях.

Одновременно стихиры пронизывает и другая идея произведения — скорбь о грехах и их исповедание. “И рыдах, и взывах к Тебе, Владычице, — пишет составитель последования в стихире на Господи воззвах, — но не возмогл есть глас мой и заглушися вопль мой от потока грех моих <…> изше сердце мое и струпием испещрися глава моя”181. “Змиевидно днесь показуется стадо твое, — вздыхает дальше Первосвятитель, — яко ветром обуреваем есмы и не можем терпети”182. Но в тех же стихирах читаем и строки ободрения паствы, строки непостыдного упования: “Но молитеся, братие, молитеся, — слышим мы слова подкрепления, — и приимет вы под покров Свой Матерь Бога нашего, и упокоимся, люди, под ризой Тоя”183.

Первосвятитель исповедует дальше, в стихирах на литии, чудо явления Богоматери: “Страшен есть гнев Господень на вся смертныя належащ, но того раби показуется днесь и заступление верным: се бо прииде Благодатная во спасение людем Своим”184. В седальне опять звучат слова подкрепления: “Востани, Владычице, востани, и облецется Сион в крепость свою и вода желчная будет нам, яко мед, напитаемся, люди, теснотами иже от Зиждителя суть”185.

Канон имеет краестрочие: “Спаси, Богородице, православную землю и сохрани люди Твоя”186. В нем основательно развивается идея покаяния, идея надежды на заступление Пречистой, раздаются слова подкрепления. “Тяжко ми есть и рыдаю Тебе, Мати Пречистая”187, — исповедует Первосвятитель. “Вси бо плачем и рыдаем188, — читаем мы дальше. — Иерусалиме, Иерусалиме, почто тако омрачился еси”189. Далее по ходу песней канона светлое упование берет верх и создатель его восклицает: “Цвето­носную простри, Владычице, руку Твою и оживет вертоград Твой и нищие обрящут хлебы своя, и убозии ризы своя”190.

Еще дальше слышим и новые слова подкрепления: “Людие Божии, друзи моя, — глаголет Первосвятитель, — уверуйте во Христа Бога нашего и в предивно Его рождшую <…> и обрящете душам вашим мир и велию милость”191. “Вем, яко умолит Отроковица за державу Свою”192, — раздаются дальше утешительные, успокоительные глаголы. Далее продолжается молитва Первосвятителя: “Не нам, но ради от Тебе избранных и Ангельское житие возлюбивших, — восклицает он, — спаси, Богородице <…> вся православные”193. Кондак и икос по 6-й песни имеют также ободряющее, радостное окончание: “Яко прииде Заступница на стражу земли Своея”194.

Далее слышим: “Оживи вертоград Твой и будет прославлен во веки”195, а также: “Иерусалиме, Иерусалиме, святый еси град и прославлен во веки”196. Канон кончается твердым исповеданием веры и упованием на победу Державы Пречистой. “Дыхание бурное не сокрушит и единаго от забрал стены Твоея, — пишет творец канона, — храм Твой утвержден есть и не подвижится и тому радующеся поем Ти: слава Державе Твоей”197.

Вместе с тем Первосвятитель предупреждает, что потребно усердное моление Божией Матери, почему в молитве к Ней на молебне мы читаем такие слова: “Спаси нас! Спаси! Помози нам! Помози!”198. Потребно усердное притекание людей к Державе Пречистой, чтобы, по слову этой службы, найти спасение под покровом “ризы Тоя”199.

Разбором приведенного последования следует завершить анализ песнопевческих трудов в честь Богоматери в последний период истории Русской Православной Церкви.

 

* * *

 

В заключение предложенного краткого обзора литургического творчества русских песнотворцев в честь праздников и особенно икон Божией Матери необходимо сказать следующее. Данный очерк следует рассматривать как своего рода краткое вступление к всестороннему и всеохватному исследованию того достояния, которое накопила Русская Православная Церковь в церковно-богослужебном прославлении Пресвятой Девы Марии за свою тысячелетнюю историю.

Восприняв от Греческой Церкви праздники в честь Богоматери (праздник Покрова), обогатясь Ее иконами, что были переданы в дар российскому государству из Византии, и, наконец, имея собственные знамения милости Божией в явлении чудотворных икон Пресвятой Богородицы в русской земле, отечественные песнотворцы создали уникальный чин гимнографии, прославляющий знамения и явления Богоматери. В этих песнотворческих трудах Божия Матерь предстает как Заступница Усердная и Покров в годины народных бедствий и испытаний; Она же — оплот в созидании семьи, и — что самое основное — путеводительница в личной внутренней жизни, в становлении духовного человека, его Поручительница и Взыскание в борьбе со грехом.

Каждый верующий православный христианин по опыту знает о тех крайних состояниях своего внутреннего существа, когда Божия Матерь остается его единственной надеждой и прибежищем, единственным знамением того, что он не погибнет в пучине скорбных обстояний; около икон Божией Матери он обретает для себя поддержку, около них он переживает великие, часто решающие сдвиги всего своего существования.

Различные эпохи находили различные формы и различный язык для выражения всех этих разнообразных событий государственной и личной жизни. В результате создалась обширная область русского песнотворчества, еще не нашедшая для себя должного освещения. Примечательно для русской гимнографии Богоматери участие в ее создании песнотворцев-иерархов, из-под пера которых в разные эпохи выходили высокие по силе и вдохновению чинопоследования, каноны, стихиры и другие церковные песни. Задачей будущего должно явиться систематическое изучение наследия русских песнотворцев Богоматери — как в историческом плане, так и в плане выявления особенностей образного строя этих чинопоследований, а также установление их различных типов.

 

Публикация А. Беглова

1Скурат К. Е. Единство святой Церкви и поместные Православные Церкви // Богословские труды. Сб. 24. 1983. С. 207.

2Служба Всем Святым, в земли Российстей просиявшим. М., 1946. С. 15.

3Настольная книга священнослужителя. Т. 2. М., 1978. С. 145.

4Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви. Первый выпуск. М., 1883. С. 96.

5Служба Всем Святым, в земли Российстей просиявшим. С. 8.

6Настольная книга священнослужителя. Т. 2. С. 145.

7См. Монахиня Игнатия. Труды русских песнописцев в Киевский период // Богословские труды. Сб. 28. М., 1987. С. 230–245.

8Минея месячная. М., 1913. Октябрь, 1-е. Стихира 3-я на Господи, воззвах малой вечерни.

9Там же. Канон, песнь 9, тропарь 1.

10Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным минеям). Париж, 1951. С. 50–51.

11Минея месячная. Октябрь, 1-е. 2-ая стихира на Господи, воззвах (ины).

12Там же. 3-я стихира на Господи, воззвах (ины).

13Там же. 1-я стихира на стиховне.

14Там же. Стихира на стиховне на Слава и ныне.

15Там же. Канон, песнь 8, тропарь 1.

16Там же. Август, 15-е. Стихиры на Господи, воззвах.

17Триодь постная. М., 1895. Утро Субботы акафиста. Канон, песни 3 и 4, тропари первые.

18Минея месячная. Октябрь, 1-е. Стихира 2-я на Господи, воззвах.

19Там же. Канон, песнь 9, тропарь 1.

20Там же. 3-я стихира на Господи, воззвах (ины).

21Там же. Седален по втором стихословии.

22Там же. Канон, песнь 6, тропарь 1.

23Там же. Канон, песнь 8, тропарь 3.

24Там же. Канон, песнь 1, тропарь 1.

25Доброклонский А. Указ. соч. С. 96.

26Настольная книга священнослужителя. Т. 2. С. 336.

27Спасский Ф. Г. Указ. соч. С. 106–107.

28Служба Всем Святым, в земли Российстей просиявшим. С. 11.

29Никитин В. А. Житие и труды святителя Евфимия, архиепископа Новгородского // Богословские труды. Сб. 24. М., 1983. С. 269.

30Минея месячная. Ноябрь, 27-е. Стихира на Господи, воззвах на Слава и ныне.

31Там же. Канон 1-й, песнь 3, богородичен.

32Там же. Канон 1-й, песнь 6, богородичен.

33Там же. Канон 1-й, песнь 7, богородичен.

34Там же. Канон 2-й, песнь 3, тропарь 2.

35Там же. Канон 1-й, песнь 7, тропарь 1.

36Спасский Ф. Г. Указ. соч. С. 132–133.

37Любимов Л. Искусство древней Руси. 1974.

38Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979. С. 759.

39Минея. Август, 26-е. 2-я стихира на Господи, воззвах (первые).

40Там же. 3-я стихира на Господи, воззвах (ины стихиры).

41Там же. 2-я стихира на Господи, воззвах (ины стихиры).

42Там же. Стихиры на Господи, воззвах, стихира на Слава и ныне.

43Там же. Стихиры на Господи, воззвах, стихира на стиховне.

44Там же. Стихиры на Господи, воззвах, 3-я стихира на стиховне.

45Там же. Седален по избран. псалме.

46Там же. Седален по 2-м стихол.

47Там же. Канон, песнь 1, тропарь 4.

48Там же. Канон, песнь 7, тропарь 3.

49Там же. 4-я стихира на Господи, воззвах.

50Там же. Стихира на стиховне, на Слава и ныне.

51Там же. Канон, песнь 4, тропарь 4.

52Там же. Канон, песнь 1, тропарь 2.

53Там же. Канон, песнь 5, тропарь 3.

54Там же. Седален по избран. псалме.

55Там же. 2-я стихира на Господи, воззвах (ины стихиры).

56Там же. 3-я стихира на Господи, воззвах (ины стихиры).

57Там же. Стихира по 50-м псалме.

58Там же. Тропарь.

59Там же. Тропарь.

60Там же. Канон, песнь 1, тропарь 1.

61Там же. Канон, песнь 3, тропарь 1.

62Там же. Канон, песнь 3, тропарь 3.

63Там же. Канон, песнь 3, тропарь 4.

64Там же. Канон, песнь 4, тропарь 3.

65Там же. Канон, песнь 6, тропарь 1.

66Там же. Канон, песнь 4, тропарь 1.

67Там же. Канон, песнь 6, тропарь 3.

68Там же. Канон, песнь 7, тропарь 1.

69Там же. Канон, песнь 8, тропарь 2.

70Там же. Канон, песнь 9, тропарь 3.

71Там же. Канон, песнь 9, тропарь 2.

72Там же. Канон, песнь 9, тропарь 4.

73Там же. Канон, песнь 9, тропарь 2.

74Там же. Канон, песнь 4, тропарь 4.

75Там же. Канон, песнь 5, тропарь 2.

76Там же. Канон, песнь 5, тропарь 4.

77Там же. Канон, песнь 5, тропарь 1.

78Там же. Канон, песнь 6, тропарь 2.

79Там же. Стихира на литии.

80Там же. Стихира на литии.

81Там же. 4-я стихира на литии.

82Там же. 3-я стихира на хвалитех.

83Там же. 1-я стихира на литии.

84Там же. 2-я стихира на литии.

85Там же. Литийная стихира на Слава и ныне.

86Там же. Седален по 1-й стихол.

87Там же. Седален по 2-й стихол.

88Служба Всем Святым, в земли Российстей просиявшим. С. 13.

89Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I. М., 1844. С. 84–87.

90Творения святого отца нашего Кирилла, епископа Туровского. Киев, 1880. С. 246–265.

91Настольная книга священнослужителя. Т. 3. С. 643.

92Спасский Ф. Г. Указ. соч. С. 132–133.

93См. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Т. 1–3. СПб., 1882 (репринт — М., 1996).

94Спасский Ф. Г. Указ. соч. С. 132–133.

95Минея. Июль, 28-е. Седален по 1-й стих.

96Там же. Седален по 2-й стихол.

97Там же. 1-я стихира на Господи, воззвах.

98Автор вспоминает строки из письма своего духовного отца преподобномученика Игнатия (Лебедева), написанного им из заключения. См.: Письма из заключения схиархимандрита Игнатия (Лебедева) // Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 293. — А. Б.

99Там же. Канон, песнь 1-я, тропарь 1.

100Там же. Канон, песнь 9-я, тропарь 3.

101В 2004 г. 22 октября/4 ноября объявлено общевыходным днем, то есть получило государственный статус праздника. — Ред.

102Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным минеям). Париж, 1951. С. 135.

103Минея месячная. М., 1913. Октябрь, 22-е. Канон, песнь 1, тропарь 4.

104Там же. Песнь 3, тропарь 1.

105Там же. Песнь 4, тропарь 4.

106Там же. Тропарь 1.

107Там же. Песнь 1, тропарь 1.

108Там же. Тропарь 2.

109Там же. 1-я стихира на Господи воззвах.

110Там же. 4-я стихира на Господи воззвах.

111Там же. 2-я стихира на Хвалитех.

112Там же. Канон, песнь 6, тропарь 2.

113Там же. Светилен на Слава и ныне.

114Там же. Канон, песнь 6, тропарь 4.

115Там же. 1-я стихира на Хвалитех.

116Там же. Стихира на Слава и ныне стихир на Господи воззвах.

117Там же. 3-я стихира на стиховне.

118Там же. Стихира на Слава и ныне стихир на Господи воззвах.

119Там же. Канон, песнь 1, тропарь 1.

120Там же. Песнь 9, тропарь 4.

121Там же. Кондак.

122Там же. Тропарь.

123Там же. Канон, песнь 8, тропарь 2.

124Там же. 1-я стихира на Хвалитех.

125Там же. 2-я стихира на Господи воззвах.

126Там же. Канон, песнь 3, тропарь 4.

127Там же. Песнь 7, тропарь 1.

128Там же. Песнь 4, тропарь 1.

129Там же. Светилен на Слава и ныне.

130Там же. Канон, песнь 7-я, богородичен.

131Там же. Песнь 9-я, богородичен.

132Там же. Кондак.

133Там же. Стихира на Слава и ныне стихир на Господи воззвах.

134Там же. Светилен на Слава и ныне.

135Спасский Ф. Г. Указ. соч. С. 311–312.

136Там же. С. 135–138.

137Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979. С. 478.

138Минея. Июнь, 26-е. Малая вечерня. 2-я стихира на Господи воззвах. Здесь и далее курсив в цитатах автора статьи.

139Там же. 3-я стихира на стиховне.

140Там же. 1-я стихира на Господи воззвах.

141Там же. 3-я стихира на Господи воззвах.

142Там же. Канон 1-й, песнь 1, тропарь 1.

143Там же. Песнь 3, тропарь 4.

144Там же. Песнь 4, тропарь 2.

145Там же. Песнь 6, тропарь 1.

146Там же. Седален по 3-й песни.

147Там же. Тропарь.

148Там же. Канон 2-й, песнь 5, тропарь 2.

149Там же. Песнь 6, тропарь 2.

150Там же. Песнь 9, тропарь 4.

151Там же. Канон 1-й, песнь 7, тропарь 4.

152Служба и акафист Пресвятой Богородице в честь и память явления чудотворной Ее иконы, нарицаемой Иверской. М., 1889. Канон, песнь 7, тропарь 4.

153Там же. Песнь 5, тропарь 3.

154Там же. Песнь 6, тропарь 4.

155Там же. 2-я стихира на Хвалитех.

156Спасский Ф. Г. Указ. соч. С. 311–312.

157Минея. Октябрь, 24-е. Канон 1-й, песнь 6, тропарь 6.

158Там же. Песнь 3, тропарь 2.

159Там же. Песнь 1, тропарь 3.

160Там же. Песнь 8, тропарь 5.

161Там же. Песнь 9, тропарь 1.

162Там же. Песнь 7, тропарь 1.

163Там же. Канон 2-й, песнь 4, тропарь 2.

164Там же. Песнь 7, тропарь 1.

165Там же. Песнь 8, тропарь 1.

166Там же. Песнь 9, тропарь 6.

167Там же. 2-я стихира на Господи воззвах.

168Минея. Сентябрь, 4-е. Канон, песнь 3, тропарь 1.

169Там же. Тропарь 2.

170Там же. Песнь 6, тропарь 1.

171Там же. Тропарь 3.

172Там же. Песнь 4, тропарь 1.

173Там же. Песнь 5, богородичен.

174Там же. Песнь 7, тропарь 2.

175Там же. Песнь 5, тропарь 1.

176Там же. Песнь 8, тропарь 2.

177Там же. Песнь 4, богородичен.

178Там же. Песнь 8, тропарь 3.

179Служба Пресвятой Богородице в честь и память чудотворной Ее иконы, нарицаемой “Державная”. Рукопись. 1-я стихира на стиховне.

180Там же. 3-я стихира на стиховне.

181Там же. 1-я стихира на Господи воззвах.

182Там же. 3-я стихира на Господи воззвах.

183Там же. Стихира на Господи воззвах на Слава и ныне.

184Там же. 1-я стихира на литии.

185Там же. Седален по 2-м стихословии.

186Там же. Краестрочие канона.

187Там же. Канон, песнь 1, тропарь 1.

188Там же. Тропарь 4.

189Там же. Тропарь 5.

190Там же. Песнь 4, тропарь 2.

191Там же. Песнь 5, тропарь 4.

192Там же. Песнь 6, тропарь 1.

193Там же. Тропарь 2.

194Там же. Кондак и икос.

195Там же. Канон, песнь 7, тропарь 3.

196Там же. Тропарь 5.

197Там же. Песнь 9, тропарь 1.

198Там же. Молитва на молебне.

199Там же. Стихира на Господи воззвах на Слава и ныне.

 

http://www.pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchestvo-v-chest-bogomateri/

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!