Тема: « Наблюдение над выразительными средствами фонетики».



Цель: анализ выразительных средств фонетики.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.

Теоретический материал.

     Коммуникативные качества речи - это объективные свойства, признаки речи, обеспечивающие ей коммуникативное совершенство. Эстетическое восприятие художественной речи во многом зависит от выразительности ее звуковой организации.

1). Звуковой повтор:

*Пора, пора, рога трубят! (Пушкин).

*За все, за все тебя благодарю я…(Лермонтов).

*Мело, мело по всей земле… (Пастернак).

  2). Анафора (повтор слова в начале предложений, стихов):

  * Где найду исход желанный? \\ Где воскресну я душой? (Жуковский).

  3). Эпифора (повтор слова в конце предложения, стихов):

  * Уюта – нет. Покоя – нет. (Блок).

  4). Симплока (сочетание анафоры и эпифоры):

  * Я ушел в никуда. Я сбежал в никуда.

  5). Кольцо (повтор слова в начале и конце одного и того же предложения, стиха):

  * Мутно небо, ночь мутна. (Пушкин).

6). Звуковой повтор как следствие корневого повтора:

* Расцветайте, расцветающие, увядайте, увядающие…(Сологуб).

*Грущу я; но и грусть минует (Баратынский).

7). Ассонанс (повтор гласных):

* Степью лазурною, цепью жемчужною… (Лермонтов).

8). Аллитерация (повтор согласных):

* Бренчат кавалергарда шпоры (Пушкин).

9). Звукоподражательный повтор:

* Тревожно шелк зашевелят// Трепещущие пальцы (Блок).

Задание 1. В предложения, приведенных ниже, определите вид звуковой организации, подчерните слова или звуки.

1). Забудь, забудь о страшном мире (Блок). 2). Не вечный для времен, я вечен для себя (Баратынский). 3). Как жарко поцелуй пылает на морозе! Как дева русская свежа в пыли снегов! 4). Когда же отойду под тень// Колонны мраморной угрюмо,// И пожирающая дума// Мне на лицо наложит тень…//. 5). Душа любви желает, // Но я любить не буду вновь (Баратынский). 6). Своей дремоты превозмочь // Не хочет воздух (Пушкин). 7). В черном небе – слова начертаны… (М.Цветаева). 8). Еле слышный шелест шагов…(Ахматова). 9). Мира летят. Года летят. (Блок). 10). Мне нравится, что вы больны не мной, //
Мне нравится, что я больна не вами. (Цветаева). 11). Привычные к степям – глаза, //Привычные к слезам – глаза. (Цветаева).

 

Практическое занятие №5.

Тема: « Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики».

Цель: анализ выразительных средств лексики.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.

Теоретический материал.

     Для усиления выразительности речи используют различные изобразительно – выразительные средства ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ):

1). Эпитет - это образное определение предмета или действия.

2). Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

3). Метонимия – это перенос свойств предмета или названия на другой на основании их смежности.

4). Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим.

5). Перифраза – это замена конкретного понятия описательным образным оборотом.

6). Синекдоха - это разновидность метонимии, это троп, состоящий в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот.

7). Олицетворение  - это особый вид метафоры, в котором свойства человека переносятся на неодушевлённые предметы, отвлечённые понятия.

8). Гипербола - это троп, состоящий в преувеличении размеров, количества, силы, красоты, значения описываемого.

9). Литота – это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого.

10).  Оксюморон - троп, заключающийся в такой игре лексическими значениями, при которой необъединимые, противоречащие понятия объединяются в одно целое.

11). Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.

12). Инверсия - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов.

13). Градация -  это фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц.

14). Повтор - это общее название ряда стилистических приёмов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности.

15). Многосоюзие - это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания.

16). Бессоюзие придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа.

17). Эллипсис – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
18). Умолчание - это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателю (читателю) догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль.

19). Синтаксический параллелизм- это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

20). Парцелляция-  это приём, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений. Такое деление позволяет выделить в предложении дополнительные смысловые центры, а значит, привлечь к ним внимание читателя.

Задание 1. Найдите различные виды тропов в отрывках из художественных текстов.

1. Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил. Спутник песенкою странной сердце бередил (Ахматова). 2. Уснули, спят стихи. Все образы, все рифмы. Сильных, слабых найти нельзя. Порок, тоска, грехи, равно тихи, лежат в своих силлабах. И каждый стих с другим как близкий брат, хоть шепчет другу друг: чуть-чуть подвинься (Бродский). 3. О, это был прохладный день в чудесном городе Петровом! Лежал закат костром багровым, и медленно густела тень (Ахматова). 4. Заплаканная осень, как вдова в одеждах чёрных, все сердца туманит (Ахматова). 5. Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь) 6. Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой! (Пушкин) 7. Люблю тебя, Петра творенье! (Пушкин). 8. Природа постановила, чтобы человек в известный период жизни любил. Настал этот период, ну и люби во все лопатки (Чехов). 9. Перо его местию дышит (А.К. Толстой). 10. Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов). 11. Пуще всего береги копейку (Гоголь). 12. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов). 13. В сто сорок тонн закат пылал (Маяковский). 14. Туч вечерних червонный ковёр самоцветными нёсся шелками (Луговской). 15. Прикручен шар земной ко мне. Я, как усталая японка, весь мир таскаю, как ребёнка, рыдающего на спине (Евтушенко). 16. Контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку (Чехов). 17. И руки обессиленно повисли. Сломала зубы молодость, и вот рассудочность сомнительные мысли пластмассовою челюстью жуёт (Евтушенко). 18. Эх, и заведу я себе тихоокеанские голифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф! (Маяковский). 19. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка! (Грибоедов).

Практическое занятие №6.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 2599; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!