Мелодические особенности русской песни. Формирование музыкального языка.



КАРАМЫШЕВА Екатерина Витальевна,

Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, МБУ ДО Центр дополнительного образования "Ступени", 7 класс, РУССКАЯ ПЕСНЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Научный руководитель: Пиенко Людмила Михайловна, педагог дополнительного образования ЦДО "Ступени"

«Сладостные звуки родимой песни и музыки

в живой человеческой душе ум пробуждают,

и чувства высокие воспитывают»
М.В. Ломоносов

 

Введение.

           Я очень люблю русские народные песни! Не знаю, когда это началось. Раньше об этом не задумывалась. С удовольствием еще в раннем детстве стала изучать их, пела в ансамбле и соло, участвовала в концертах и конкурсах. Но недавно я обнаружила, что далеко не все мои подруги и знакомые разделяют мою любовь. Это меня удивило и разочаровало. Мне казалось, что мое отношение к русской песне совершенно естественно. Ведь я неоднократно слышала разные высказывания о том, что русская песня - душа народа, что нигде в мире нет таких душевных песен, былин и рассказов о своей земле и людях, как у нас, что нацию объединяет язык и песня и так далее. И вот я решила обратить внимание на это явление и стала анализировать, что же тогда интересно моим сверстникам. И вот что я поняла.

Молодежь поет все меньше. Русских песен практически не поют, да и в семьях чаще всего не поддерживают песенные традиции.  Зато у них на слуху песни на английском языке, содержание которых они не знают, да и не стараются узнать.

Становится ясно, что поклонение перед западной культурой вытесняет из жизни русского общества исконные, хранимые веками народные обычаи и традиции. Например, традицию русской народной песни, исполняемой в кругу друзей, семьи или при застолье. Мамы перестали петь детям колыбельные. А ведь это глубочайшая музыка, заложенная в нашем ДНК с древних времен! Она способна привести в порядок и наше тело, и наши мысли. Русский народ забыл о воспитательном значении песен, о нравственных законах и правилах жизни, заложенных в них.

Таким образом, вопрос актуальности темы исследования лежит на поверхности: необходимость возрождения интереса к своим корням и традициям в современном обществе, где многие прежние культурные ценности утратили свой смысл, изменились нравственные ориентиры.

Но тут встают следующие вопросы: в каком виде должна звучать русская песня сегодня, как сделать так, чтобы она затронула души молодежи, чтобы стиль ее изложения не отторгался слушателями, чтобы ее захотели петь? Ведь образ жизни настолько изменился, что трудно говорить о сохранении русской песни в первозданном состоянии. А может быть и до нас она дошла уже в измененном виде?

Таким образом определилась гипотеза.

Гипотеза -  современную молодежь может заинтересовать русская песня, если она будет звучать в современной интерпретации.

Итак, определилась цель.

Цель: исследовать, как изменилась русская песня на протяжении многих веков, и какие варианты ее звучания будут приняты современной молодежью.

В соответствие с поставленной целью выявились задачи:

Теоретические:

· Изучить и систематизировать материал о зарождении и развитии русской песни, жанровом многообразии, своеобразии подлинной мелодики, исполнителях и особенностях исполнения.

Практические:

· Произвести анализ трансформации русской песни в сценических условиях исполнения в разные исторические периоды.

· Исследовать разные возможности интерпретации русской песни на примере одной из них.

· Исследовать степень знания и интереса к русской песне среди сверстников.

Таким образом, предметом исследования становиться русская народная песня, объектом исследованияинтерпретация русской песни интересная для современной молодежи.

В работе были использованы следующие методики: сбора и анализа информации, наблюдения, анкетирования, сравнения звуковой палитры.

Теоретическая часть.

Изучение вопросов зарождения и развития русской песни.

Эволюция русской народной песни в историко-культурном контексте.

       Возникновение русской народной песенности корнями уходит в глубь веков, в древнюю славянскую культуру, в язычество восточнославянских племен и этнических групп, населявших европейскую часть территории дохристианской Руси. Зародившись в самой примитивной форме много тысячелетий назад, песня неуклонно развивалась, эволюционировала в лоне народной художественной культуры, в тесной связи с языком народа, его мышлением, историей, бытом, что неизменно находило отражение и в напевах, и в текстах песен. «Городом я шла зарею, ко двору пришла тучею, к воротам бурею. Ударила в ворота золотою стрелою». А потому-то так справедливо утверждение Л.В. Кулаковского: «песни, созданные народом, отнюдь не примитив, но результат весьма длительной эволюции, многих тысячелетий непрерывного развития» [1, с. 5].

Уже в период образования восточных славянских племен распространенными были игрища и обряды, сопровождаемые хороводами под «алилешные» песни, заклинания стихийных сил и явлений природы (солнца, дождя, мороза), трудовые и обрядовые песни. Для более легкого усвоения этих музыкально-поэтических произведений им придавалась складная ритмически упорядоченная форма, обычно в соединении с напевным интонированием, с более или менее развитым песенным началом.

       В песенном творчестве русского народа до настоящего времени сохранились песенные жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов. Это особого рода трудовые припевки, сопровождающие некоторые виды наиболее тяжелых артельных работ (передвижка бревен, рубка леса), не имеющие развитого словесно-музыкального текста, основанные на традиционных трудовых возгласах («Раз-два, взяли», «Раз-два, двинули», «Ух!»). Однако именно такие припевки дают нам представление и о древнейшей песенной традиции, имеющей форму напевно интонируемого речевого выкрика, призыва-возгласа, призыва-восклицания. Более того, с течением времени из таких простейших трудовых возгласов и небольших трудовых припевок песенного типа сформировались мелодически и поэтически весьма развитые трудовые песни: «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Во всю-то ночь мы темную» (артельные, бурлацкие – «лямочные»).

       К числу древнейших по происхождению песен восточных славян относятся и различные виды земледельческих песен годового круга (так называемых «календарных»), исполняемых в определенное время года, иногда даже в строго определенное число. Главная тема в песенном творчестве древних восточных славян – земледельческий труд и те явления природы, от которых зависела успешность труда: «Казарики, казарики, нате вам гнездышко, а нам дайтя летушка; «Ой, кулики, жаворонушки, прилетайте к нам у одонушки…»; «Дождик, дождик, припусти, а я сяду под кусты. Богу молиться, Христу поклониться».

Основой русской традиционной песенной культуры в архаический период становится мифология. О глубинных мифологических истоках народной песни свидетельствует традиционное обращение в словесно-музыкальных произведениях к Ладу, Ладе, Леле – покровителям мира, благополучия, любви, процветания, что нашло отражение и в многочисленных песенных образцах («Как на поле, на поляне, ладу, ладу. Как на поле, на

поляне душель мая»; «В лузя, лузя, да в зеленом, ладу, ладу. В лузя, в лузя да в зеленом,

душель мое»).

       Следующим этапом в развитии русской песенной культуры является принятие христианства. Христианизация Руси – далеко не однозначное явление для народной песни, корни которой уходят в язычество, а потому она сохраняет его могучее влияние, постепенно включаясь в новую религиозно-духовную систему.

Так, к примеру, в колядках, приход Коляды, Овсеня (мифологических персонажей) сопровождается шествием трех «братцев» (Рождество Христово, Василь Косарецкий, Крещенье Христово) – христианских образов.

В традиции «сеять из рукава» зерна овса, ржи, пшеницы, гречихи в «Красный» угол избы (под образа) под обрядовые песни: «Со скотом, с животом, со пшеничкой и овсом», «Торох, торох, зароди, Бог, горох, жичку, пшеничку, ячмень, гречичку», – свидетельства близости в народной поэтике языческих божеств и святых христианского пантеона.

       Итак, есть все основания констатировать, что с начала второго тысячелетия, когда окончательно сформировалось русское крестьянство как основная часть общества, дальнейшее развитие русской песенности было тесно связано с крестьянским фольклором: мифами, обрядами, ритуалами, празднествами.     

       Каждая последующая эпоха вносила определенные перемены в жизнь русского человека, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на русскую народную песню. Облик ее существенно менялся: отмирали и зарождались новые жанры песенного фольклора, обогащался музыкально-поэтический язык песни, расширялся круг сюжетов, поэтических образов, музыкально-выразительных средств, менялись формы бытования фольклорной песни. Народное песенное творчество наполнялось новым содержанием.

Например, появление в связи с бурным развитием городов других социальных групп, динамичное расслоение населения, насаждение прозападных духовных ценностей, расцвет профессионального светского искусства и другие явления нового времени способствовали зарождению новых творческих течений. Свой песенный фольклор возникает в среде рабочих, солдат, интеллигенции, мещан, купцов, студентов и города в целом. Следует подчеркнуть, что все эти новообразования песенного фольклорного творчества имели немало общего, так как сформировались на основе крестьянской песни, питаясь ее многовековыми традициями. Например, крестьянская песня послужила сюжетно-образной основой для создания песен рабочих. Лирической протяжной крестьянской песне своим происхождением обязан и русский романс.

Мелодические особенности русской песни. Формирование музыкального языка.

Мелодические особенности русской песни обуславливаются тем, что мелодии ее, по своему строению, относятся к более ранним эпохам музыкального развития человечества, чем та, какую представляет современная европейская музыка, с ее октавной системой. Выработка существенных черт современной музыкальной системы насчитывает не более 300 лет практики; теоретически она впервые была выражена французом Рамо, в начале XVIII века. Основным принципом этой музыкальной системы является требование, чтобы вся масса тонов и гармонических сочетаний могла быть поставлена в тесную, постоянную, явную связь родства к одному свободно избранному тону (тонике), так, чтобы из него развивалась тональная масса всего произведения и к нему же возвращалась. Этот принцип не вытекает из естественной необходимости; он является свободно избранным и может быть заменен другим, способным создать другую музыкальную систему. И действительно, на более ранних исторических этапах развития музыки русской песни позднейшие исследователи (Сокальский) устанавливают наличность других музыкальных систем — тетрахордов (четверохзвучий), по которым строилась мелодия. Мелодия дальше квинты и, самое большее, дальше сексты от известного тона (тоники) не удалялась и никогда не впадала в седьмой вводный тон нашего октавного звукоряда. Например, если считать ноту си вводным тоном к октавному звукоряду от до, то по правилам нашей современной музыкальной теории вполне допустимы такие движения мелодий

или

‎Тогда как в более древних музыкальных системах подобные движения, с появлением седьмого, вводного тона, никогда не встречались и видоизменялись приблизительно таким образом:     или

К музыкальным системам тетрахордов принадлежит значительная часть русских народных мелодий, так как в них заключаются выразительные свойства, присущие речевой интонации. Интонация здесь понимается широко и включает в это определение не только интонации, сопутствующие речи и дополняющие значение произносимых слов, но и плач, и возгласы, способные интонироваться без слов, несущих в себе какие-либо понятия. Речевые интонации можно условно разделить на три основных типа:

· интонации возгласов,

· повествовательной речи,

· плача.

На основе наиболее выразительных сторон речевой интонации возникали музыкально распеваемые звуковысотные сопряжения – так формировался музыкальный язык. Эти сопряжения завоевывались и осваивались практикой не как акустические интервалы, а как способ проявления определенного эмоционально-смыслового содержания. Первичными, чисто музыкальными проявлениями речевой интонации могли быть попевки, сложившиеся и закрепившиеся в виде кратчайших, логически завершенных музыкальных фраз. Обобщая характерные особенности той или иной речевой интонации, эти музыкальные фразы служили напевом для поэтических текстов соответствующего назначения. При этом не конкретное содержание слов, а общий их смысл и целевая направленность соответствовали музыкальному содержанию данной мелодической фразы.

Итак, есть мнение, что начальный этап развития песенности характеризовался не тем или иным диапазоном интонирования, а подчинением выразительных свойств музыкального языка практике речевых интонаций и формированием музыкальных попевок по аналогии с их речевыми прототипами. На этом этапе напевы-формулы или «словарные попевки», будучи простейшими музыкально-смысловыми построениями, явились одновременно первичными ячейками ладообразования, в которых практически осваивались и закреплялись ладовые сопряжения тонов.

       Путь дальнейшего развития ладообразования, ведущий от первичных ладовых сопряжений к сложным ладовым структурам, был неразрывно связан с общим процессом развития песениости, обусловленным постепенным расширением и углублением содержания. Расширение же содержания вызывалось потребностью отражать в песнях все новые и новые явления окружающей действительности.

Новое содержание не могло укладываться в старые песенные формы, регламентированные практическими целями раннего искусства, и приводило к созданию новых песенных жанров.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 542; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!