ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ В ШТУТГАРТЕ) 61 страница
— диалектика скептицизма «случайна» — 272.
— отличие субъективизма (скептицизма и софистики) от
диалектики — 317.
— и идеализм — 466.
— и кантианство — см. Кант и кантианство.
— и метафизика XVII в. — 30.
— и прагматизм — 504—505, 512.
— роль скептицизма в истории философии — 106.
— не есть сомнение — 273.
— тропы скептицизма — 273—276.
— в философии иового времени — 30, 231, 250, 272—273, 351.
— Юма — см. Юмпзм.
Следствие — см. Причина и следствие.
Слово — 56, 135, 325.
— всякое слово (речь) уже обобщает — 246.
См. также Язык.
Случайность — 169, 175, 176.
— и возможность — 287.
— и необходимость — 145, 318—321.
Снятие — 53, 96, 102, ИЗ, 149, 181, 199, 210, 276.
Содержание — см. Форма и содержание.
Созерцание — 73, 154—155.
— от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него
к практике — таков диалектический путь познания — 152—
153.
— от созерцания к познанию объективной реальности — 150.
Сознание — 75. 110, 148, 150, 165, 172, 184, 198, 205, 344.
— и бессознательное — 507.
^— и бытие — см. Бытие и сознание.
— движение сознания к абсолютному знанию (в «Феноменоло-
i ии духа») — 87—88.
— закономерности объективной связи мира — 160.
— и история — 237.
— отражает сущность, субстанцию природы — 170.
770 предметный указатель
Сознание (продолжение)
— переход от материи к сознанию диалектичен — 256.
— самосознание — 13—14, 33, 36—37, 88, 153, 167, 191.
— и субстанция — 32.
— субъективное сознание и его погружение в объективность —
186.
|
|
— человека есть внешнее по отношению к природе (не сразу,
не просто совпадающее с ней) — 170.
— человека не только отражает объективный мир, но и творит
его — 194—195.
Сократики — 249—251.
Сократический метод — 247—248.
Софистика — 131, 243, 261, 313, 317, 518.
— и диалектика — см. Диалектика и софистика.
— прагматизма — 478.
— и эклектика — 99.
Софисты — 233, 242, 243—246, 509.
Социализм — 12—13, 19, 600—601.
— мелкобуржуазный — 10, 14—16, 23, 35, 38—39, 56, 585—
586.
— научный — 8, 11—13, 16, 23, 29, 31—32, 39, 365, 586, 589.
— утопический — 18, 19, 32, 38—39, 541, 555, 582, 584, 588.
— «социализм» Фейербаха — 57—58.
Социология — 511.
Спекулятивное (спекуляция) — см. Идеализм,
— мышление — см. Мышление.
Спинозизм — 32, 67, 149, 426—427, 465,
Среда — см. Организм и среда.
Средство — см. Цель и средство.
Становление — 86, 94, 96, 119, 149, 234—255, 247, 301, 308.
— и переход — 95, 206—208.
Стоимость — см. Политическая экономия.
Стоицизм — 262, 315.
Субстанция — 32, 67—68, 71, 138, 140, 142—143, 145, 163, 170,
Л QQ
— и атрибут — 149-150, 426—427, 434.
— есть важная ступень в процессе развития человеческого
познания природы и материи — 142.
Субъект и объект — 85, 87—88, 103, 134, 149—150, 165, 180,
184, 189, 193—197, 210, 301, 314, 380, 417, 424, 452.
— движение познания к объекту всегда может идти лишь диа-
лектически — 252.
предметный указатель 771
|
|
Субъект и предикат — см. Логика формальная.
Субъективизм — 87, 134—135, 150, 189.
— есть отсутствие объективизма — 243.
— отличие субъективизма (скептицизма и софистики) от диа-
лектики — 317.
— против субъективизма и односторонности — 192.
— и скептицизм Канта — см. Кант и кантианство.
Субъективное (субъективность) — см. Объективное и субъек-
тивное.
Суеверие — см. Религия и суеверие.
Суждение — см. Логика формальная.
Существование — 95, 129, 132, 133, 135, 140—141, 151,
— и понятие — 241.
Сущность — 119, 121, 135, 170, 316.
— и абсолют — 116.
— и бытие — см. Бытие и сущность.
— и видимость — см. Видимость (кажимость),
— и данное — 120.
— и закон — см. Закон.
— и мера (в «Науке логики») — 109,
— и «общее» — 241.
— и основание — 122.
— и противоречие — 124, 226.
— и самосознание — 187.
— и форма — 129.
— и явление — см. Явление и сущность.
Схоластика — 326.
Т
' Тавтология — 113, 121, 130, 192.
Телеология — 51, 129, 168, 172—173, 258, 373—375, 508; см.
также Цель.
Теология — 8, 32, 33, 51, 341.
— Лейбниц через теологию подходил к принципу неразрывной
связи материи и движения — 67.
Теория отражения — см. Отражение.
Теория познания — 115, 311, 377, 379, 397, 419, 439, 452, 454.
— Аристотеля — 326—327, 331.
— Гегель опровергает Канта именно гносеологически — 151.
|
|
— Гераклита — 313—314.
— единство познания и практики в теории познания — 200,
— и история познания — см. Логическое и историческое.
— киренаиков — 250—251,
772
предметный указатель
Теория познания (продолжение)
— и логика — 92, 160, 163, 203, 301, 545.
— логика и теория познания должна быть выведена из
«развития всей жизни природы и духа» — 80.
— условие совпадения логики и теории познания — 156;
см. также Диалектика как логика и теория познания.
— области знания, из коих должна сложиться теория позна-
ния и диалектика — 314.
— ощущение как принцип теории познания и как принцип
этики — 251.
— А. Рея = стыдливый материализм — 514.
— Эпикура — 263—266, 268.
— Гегель обошел теорию познания Эпикура — 266,
См. также Логика, Познание.
Терминология — 368—369, 386.
Техника — 170—171, 252, 356—357.
— история техники — 131, 143.
— и практика как критерий истины — 183.
Товар — см. Политическая экономия.
Тождество — 120—121, 124—125, 136, 145—146, 154, 176, 182,
256, 298, 301, 314, 326.
— абстрактное — 126.
— закон тождества — см. Логика формальная.
— противоположностей — см. Противоположность.
Трансцендентальное — 108, 168, 186.
— единство апперцепции — 150.
Трансцендентное — 174—175.
Труд — 583.
— умственный и физический — 378—379.
|
|
У
Ум — см. Мышление.
Умозаключение — см. Логика формальная.
Условие — 131—132.
Ф
Фантазия — см. Мышление и фантазия.
Фейербах Л. А. — 257, 351-352, 422-423, 551—552.
— антропологический принцип философии Фейербаха — 64.
— о боге — см. Бог.
— зачатки исторического материализма у Фейербаха — 53,
57, 58.
— историческое значение его философии — 14, 22, 33, 36а,
372-373, 391.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
773
— критика им идеализма — 29, 33, 43, 51, 56, 59—60 64
70-72, 75, 112.
— ограниченность материализма Фейербаха — 43, 47, 58, 549.
— его «просветительский» атеизм — 57.
— и революция 1848 года — 43.
— (социализм» Фейербаха — 57—58.
— эволюция взглядов — 67, 71, 76, 139, 352.
Феноменологизм —244, 251, 296, 358, 530—531.
Физика — 29—30, 72, 81, 112, 130, 135, 191-192, 316, 340, 342,
356-357, 485-491, 494—499, 501—502, 532-533; см. также
Атом, Атомистика, Электричество, Электрон, Электронная
теория.
Физиология — 313—314, 337.
«Физический идеализм* — 146, 354.
Физическое — 56.
— и психическое — 48.
Филантропия — 16, 33.
Философия — 79—80, 93, 153—154, 179, 188, 237, 250, 378, 392,
443, 465, 474, 521—522, 524, 526.
— и абстрактное — 14, 221.
— диалектика как философская наука — 248.
— должна все доказывать и выводить, а не ограничиваться
дефинициями — 216.
— и естествознание — см. Естествознание и философия.
— ее задачи — 131, 146, 160, 397.
— и ее история — см. История философии, Логическое и исто-
рическое.
— ее метод — 79, 88, 210, 218; см. также Метод.
— есть наука о мышлении — 250.
— опровергнуть философскую систему не значит отбросить ее,
а развить дальше — 149.
— основной вопрос философии — 45, 47—48, 51, 257, 261, 265,
353, 389, 414, 435.
— партийность философии — 382, 389, 408, 412—ИЗ.
— и пролетариат — 378.
— и религия — 222, 322, 326, 329—330, 335, 393—394, 477.
См. также Диалектика, Идеализм, Материализм.
Фихтеанство — 32, 87, 103, 117—118, 217, 467.
Форма — 137, 186.
— и материя — 129—.Ш, 260, 328.
— и мышление — см. Мышление.
— отражения природы в познании человека есть понятия,
законы, категории — 164.
— и содержание — 84—86, 88, 128—129. 134, 201, 218—219.
— борьба содержания с формой и обратно — 203.
— и сущность — 129.
774 предметный указатель
Формальная логика — см. Логика формальная.
X
Химия — 111—112, 169—171, 316, 350-351, 353—354, 356, 434,
497—498.
— анализ в химии — 216.
Христианство — см. Религия.
ц
Целесообразность — см. Телеология.
Целое и часть — 73—75, 95, 103, 129, 137—138, 147, 235, 312,
318.
— раздвоение единого и познание противоречивых частей
его — 316.
Цель — 13, 129, 148, 175, 195-200, 217, 241, 501.
— в истории — 171—172, 251, 282—283, 286, 289—290.
— познания сначала субъективна — 188.
— и причина, закон, связь, разум — 258.
— и средство — 171—172, 185, 198, 258.
— целесообразная деятельность человека — см. Человек.
См. также Телеология.
Ч
Частная собственность — 8—14, 25,
Часть — см. Целое и часть.
Человек — 32, 34, 127, 139, 179, 185, 243, 249, 552.
— бытие человека — 184, 549.
— в буржуазном обществе — 25—26.
— видимость человечного в отношениях частной собственно-
сти — 8—13.
— воспроизводство человека — 184—185.
— и его мозг есть высшее развитие духа — 337.
— зависит от объективного мира, им определяет свою деятель-
ность — 169—170.
— и природа — 44—45, 47, 51-52, 131, 169—170, 172—173,
184, 194—195, 286, 417.
— инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из
природы, сознательный человек — выделяет — 85.
— и религия — 44—45, 48, 51, 54, 56, 59—60, 271, 286.
— самоотчуждение человека — 11—13, 15.
— самосознание человека — 14, 37.
— в философии Гегеля — 32, 35—37.
— в философии Фейербаха — 46, 50, 57, 64.
— его целесообразная деятельность — 169—173, 195, 199.
— цели человека порождены объективным миром и пред-
полагают его — 171.
________ ^_________ предметный указатель 775
Число — 107, 177, 271, 329, 482.
— у пифагорейцев — 223, 225.
Чувства — 72, 150, 246.
— и мышление (познание, разум) — 46, 51—52, 60 73—75
128, 257, 325, 399, 411. '
— и язык — 75—76.
См. также Восприятие, Ощущение, Представление, Созер-
цание.
Чувственность (чувственное) — 16, 31, 44, 46, 49, 56, 72, 154,
277, 551—552.
— чувственная достоверность — 205—206, 230, 237, 250.
— чувственное и рациональное — 301.
Э
Эволюция — 99, 446, 456, 502.
— внутренняя, объективная логика эволюции и борьба разли-
чий, полярности — 89.
— и диалектика — 229, 316—317.
Эгоизм — 57—58, 282.
— как философский принцип сообразности с природой, с разу-
мом человека (по Фейербаху) — 45.
— разумный (у Чернышевского) — 577—578.
Эклектика — 207, 255, 278, 296, 321, 353.
— и софистика — 99.
Элеаты — 94, 205, 226—233.
Электричество — 130, 316, 498.
Электрон — 68, 100, 266, 496.
Электронная теория — 495, 533.
Элементы диалектики — см. Диалектика.
Эмпиризм (эмпирия) — 71, 111, 151, 174, 187, 216, 267.
— новоэмпиризм — 146.
— совпадение понятий с «синтезом», суммой, сводкой эмпирии—
257.
Энергетика — 341, 345, 358, 494.
Энергия — 46, 348, 351, 479, 486, 495.
— и движение — 46.
Энтелехия — 70, 126.
Эпикур и эпикуреизм — 263—271.
— об атоме — 265—266, 271.
— гениальность догадки Эпикура о скорости света — 265.
— теория познания Эпикура — 263—266.
Этика — 251; см. также Благо, Мораль,
776 ПГЕДОЕТЯЫЙ указатель
Эфир - 130, 342, 487, 495—496.
— у пифагорейцев — 225.
— тысячи лет догадка насчет эфира существует, оставаясь до
сих пор догадкой — 225.
— в философии Эпикура — 267.
Ю
Юмизм — 161.
— скептицизм Юма — 187, 336, 466.
Я
Я — 74—75, 249.
— начать философию с Я нельзя — 93.
— в философии Канта — 186—187.
— в философии Фихте — 118.
Явление — 85, 89, 105, 142—143, 150, 155, 175—176, 233, 244,
318, 326.
— и вещь в себе — 103, 133—135, 187, 227, 426.
— и закон — 135—138.
— явление богаче закона — 137.
— каждая вещь (явление, процесс) связаны с каждой — 203.
— Кант ограничился явлениями — 188, 247, 411, 426, 447.
— противоречивые силы и тенденции во всяком явлении —
202, 316—317.
— совокупность всех сторон явления, действительности и их
взаимоотношения — 178.
— и существование — 141.
— и сущность — 75, 89, 133, 138, 190, 199, 301—302, 327, 385,
394—395, 401—402, 413—414, 418, 446, 453—454.
— бесконечный процесс углубления познания от явлений
к сущности — 203, 227.
— и цена есть выражение сущности — 116.
— познание в непосредственных явлениях открывает сущ»-
ность — 298.
— сущность является, явление существенно — 227.
— явление есть проявление сущности — 154.
См. также Видимость (кажимость), Феноменологией.
Язык — 90, 246, 281, 283, 313—314.
— история языка — 81, 314.
— и мышление — 75—76, 81, 246, 249.
— и представление — 253.
— и чувства — 75—76.
— в языке есть только общее — 249.
См, также Слово.
777
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............................................................................. VII
I
КОНСПЕКТЫ И ФРАГМЕНТЫ
Г.
*конспект книги маркса и энгельса «святое
семейство» .............................................................................. 3—40
Г.
*конспект книги фейербаха «лекции о сущности
религии» .................................................................................... 41—64
1914—1915 гг.
*КОНСПЕКТ КНИГИ ФЕЙЕРБАХА «ИЗЛОЖЕНИЕ, АНАЛИЗ
и критика философии лейбница» ...................................... 65—76
*конспект книги гегеля «наука логики» ..................... 77—218
Предисловие к I изданию....................................................... 79
Предисловие к II изданию........................................................ 81
Введение: Общее понятие логики............................................. 87
Учение о бытии................................................. 92 — 114
* Звездочкой отмечены заголовки, данные Институтом марксизма- |
С чего следует начинать науку? .................................. 92
778 содержание
Первый отдел: Определенность (качество)................... 94
Второй отдел: Величина (количество)........................... 106
Третий отдел: Мера ....................................................... 109
Учение о сущности........................................ 115—148
Первый отдел: Сущность как рефлексия в себе
самой............................................................................... 115
Второй отдел: Явление ................................................ 133
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!