ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ В ШТУТГАРТЕ) 57 страница
U
Ueberweg — Heinze — см. Ибервег, Фридрих и Гейнце, Макс
V
Vera — см. Вера, Августо
Volkmann , Р. — см. Фолькман, Пауль
W
Windelband — см. Виндельбанд, Вильгельм
Wolf — см. Вольф, Христиан
736
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ*
А
Абсолют - 93, 132, 140, 188, 218, 275, 322.
— и сущность — 116.
А бсолютное
— и конечное — 188, 189.
— и конкретное — 210.
— и относительное — 131, 162, 317, 427—428, 446.
— есть части, ступени одного и того же мира — 95.
См. также Истина абсолютная и относительная, Реляти-
визм.
Абстрактное (абстракция) — 36, 50, 97, 121, 126, 130, 152 —
154, 158, 177, 207, 217, 234-235, 255, 271, 292, 308, 330,
387, 395.
— абстракции должны соответствовать действительному углуб-
лению нашего познания мира — 84.
— и возможность идеализма (= религии) — 330.
— и конкретное — 64, 83—84, 90—91, 96, 111, 133, 151—755,
162-163, 181, 184, 186-188, 190, 192, 210, 212-216, 221,
252, 298—301, 328, 348, 474.
— абстракции и «конкретное единство» противоположно-
стей — 181.
— бесконечная сумма общих понятий дает конкретное в его
полноте — 252.
— богаче всею самое конкретное — 212.
— всякая конкретная вещь, всякое конкретное нечто бывает
самим собой и другим — 124.
— конкретное и абсолютное — 210.
— научные абстракции отражают природу глубже, вернее,
полнее — 152.
* В указателе расписан весь текст I и II разделов тома и подчерк-
нутый текст — из III раздела; курсивом выделены страницы, на кото-
рых данное понятие либо встречается в ленинском тексте, либо имеется
определенная его оценка В, И. Лениным,
предметный указатель 737
|
|
— образование абстракций — 48, 160—161, 164, 177, 187—188,
215—216.
— уже включает в себя сознание закономерности объектив-
ной связи мира — 160.
— «пустая» абстракция — 17, 19, 63, 83—84, 91, 97, 134—135.
— и философия — 14, 221.
См. также Восхождение.
Агностицизм — 52, 138, 161, 277, 344, 410.
— естествоиспытателей — 416—418, 444, 478.
— Канта — см. Кант и кантианство.
— неокантианцев — 161, 349.
— и позитивизм — 295—296.
— А. Рея - 493, 509, 525.
— как «стыдливый материализм» — 497.
Аксиома — 172, 198.
Анализ — 189—190, 211, 472, 474.
— дедуктивный и индуктивный, логический и исторический —
302.
— понятий — 98—99.
— требует всегда изучения движения понятий, их связи,
их взаимопереходов — 227.
— проверка фактами, практикой в каждом шаге анализа — 302.
— процесса познания — 186, 193; см. также Познание.
— и синтез — 191—192, 201—202, 211, 215—216, 218, 257.
— в «Капитале» — 216, 301—302, 318.
— в химии — 216.
Аналогия - 162, 164—165, 267, 314, 474.
— и индукция — 162.
Антагонизм — 11 —12.
Антиномии — 106—107, 160, 168, 192, 233.
Антропологический принцип в философии — 64, 576.
Апории — 110, 230—233.
Апперцепция — см. Трансцендентальное единство апперцепции.
Априоризм — И—12, 268, 420, 425—426.
Аристотель — 254—262, 325—331.
— и Гераклит — 316, 326.
— его значение в развитии логики — 156, 163, 326.
|
|
— его колебания между идеализмом и материализмом — 257-~
262, 327—328.
— критика учения Платона об идеях — 254—255, 326—327.
— о начале научного познания — 82.
Астрономия — 308, 340, 355—356,
Атараксия — 272—273.
738 предметный указатель
Атеизм — 30, 52.
— «просветительский» Фейербаха — 57.
— и религия — 54, 59, 336, 381, 405—406.
Атом — 68, 343, 445, 495, 533.
— бесконечность атома — 442.
— у Демокрита — 356.
— и единство конечного и бесконечного — 100.
— у Левкшша — 237—239.
— у пифагорейцев — 224.
— и пустота — 104, 239.
— у Эпикура — 265—266, 271.
Атомистика — 238—239, 340, 498, 503.
Атрибут — см. Субстанция и атрибут.
Б
Бабувизм — 27, 32.
Бесконечность (бесконечное)
— атома — 442.
— дурная — 100, 199.
— и конечное — см. Конечное и бесконечное.
— в математике — 96, 107—108.
— материи — 100.
Бессознательное — 507.
Биология — 127, 308, 339, 341, 501—502; см. также Дарви-
низм.
Благо (добро) — 58, 193, 195—200.
Бог — 133, 153, 257, 266, 317, 329—330.
— И. Дицген о боге — 385, 406, 444.
— у неоплатоников — 277—278.
— онтологическое доказательство бытия бога — 71, 166. ■
— развитие представлений о боге — 227—228, 271, 286, 454.
— Фейербах о боге — 44—45, 48—57, 59—60, 63, 139, 271.
— в философии Аристотеля — 255.
— в философии Гегеля — 93, 139, 152, 215, 255, 267—268, 283.
— в философии Лейбница — 75.
|
|
— и философия Гераклита — 309, 311, 313—314.
См. также Религия.
Буржуазная критика марксизма — 336, 349, 360—362.
Бытие — 15, 86, 92—93, 94—97, 103, 105, 106, 112, 115—117,
119, 125, 140, 142, 145, 149, 150, 158, 165, 241, 261, 314.
— и вещь в себе — 133—134.
— для себя бытие — 193—195.
предметный указатель 739
конкретное и диалектический метод — 214.
и мышление — 34, 49, 60, 64, 109, 152—153, 165, 182, 209,
226, 229, 232-233, 329, 331, 389, 415, 452, 455—456.
наличное — 15, 94, 96, 103, 186.
и небытие — 93, 95, 98, 110, 118, 196, 234, 247, 277, 310.
— бытие вообще — значит такая неопределенность, что
бытие = небытию — 99.
— единство (тождество) бытия и небытия — 256, 326.
— как «исчезающие моменты» — 245, 252.
и сознание — 13, 30, 75, 242, 244.
— бытие вещей вне сознания человека и независимо от
него — 265.
— действительная история есть база, основа, бытие, за
коим идет сознание — 237.
и сущность - 115—116, 149—150, 165, 298.
— относительность их различия — 180.
— переход от бытия к сущности (в «Науке логики») — 114.
человека — 184, 549.
См. также Действительность, Мир, Объективное, Реальность
(реальное).
В
Вера — см. Знание и вера, Религия.
Вещь в себе — 87, 97, 329—330, 524, 531.
— и бытие — 133—134.
— вообще есть пустая, безжизненная абстракция — 83—84,
91 97.
— Гегель'о вещи в себе — 83, 91, 117, 129, 154—155, 187—190.
|
|
— Гегель за познаваемость вещей в себе — 154.
— И. Дицген о вещи в себе — 400, 413, 426, 451.
— и ее превращение в вещь для других — 97.
— и явление — 103, 133-755, 187, 227, 426.
Взаимодействие — см. Связь.
Взаимозависимость (взаимосвязь) — см. Связь.
Видимость (кажимость) — 10, 26, 116—120, 135, 145, 171.
— деятельность человека изменяет внешнюю действительность
и отнимает у нее черты кажимости — 199.
— и небытие — 116, 119.
— объективность видимости (кажимости) — 89—90, 117, 120.
— и сущность — 116, 118—119.
— кажимость есть отражение сущности в себе самой — 119.
— человечного в отношениях частной собственности — 8—13.
Витализм — 341, 358, 499—500.
Внешнее и внутреннее — 142, 168, 170, 210.
— и начало — 139.
740 предметный указатель
Возможность — 140, 208, 330.
— и действительность — 140—./47, 180, 327.
— в истории — 287.
— отлета фантазии от жизни — 330.
— и случайность — 287. _
Волюнтаризм — 341.
Воля — 190, 197—198.
Воображение — 55, 150.
Восприятие — 73, 150, 161, 264, 417, 544.
Восхождение
— от абстрактного к конкретному — 90—91, 160—161, 177,
212-213, 218, 252, 268, 298—301.
— от конкретного к абстрактному — 111, 152—153, 187, 215—
216, 298—301.
— восходя от конкретного к абстрактному, мышление не от-
ходит от истины, а подходит к ней — 152—153.
См. также Абстрактное (абстракция).
Время — 49, 50, 233, 235, 310.
— есть форма бытия объективной реальности — 209.
— понятие времени производив от движения — 50.
— и пространство — 49—50, 70, 205, 209, 230—232, 382.
— движение есть сущность времени и пространства — 231.
Вселенная — 70, 224, 313—314.
Всеобщее — см. Единичное, особенное и всеобщее.
Выведение — 63, 80, 211, 213, 216.
— категорий — 86.
Г
Гармония — 235.
— мира (у пифагорейцев) — 224.
Гегель Г. В. Ф.
— диалектика Гегеля — см. Диалектика идеалистическая.
— идеализм и мистика его философии — 16, 20—22, 29, 32—
33, 35, 37, 60, 80, 84, 88, 93, 103—105, 112, 114, 115, 132,
138—139, 140, 150—157, 158—159, 167—168, 185, 186, 198,
209, 222, 238-239, 254—263, 265—267, 277, 282—283, 285,
287, 289, 294, 298, 329, 442.
— «абстрактная и темная гегельянщина» (Энгельс) — 97,
127.
— бог в философии Гегеля — см. Бог.
— дань Гегеля формальной логике — 159.
предметный указатель 741
— Гегель не сумел понять диалектического перехода от
материи к движению и сознанию — 256.
— Гегель превозносит и жует мистику — идеализм в исто-
рии философии — 254.
— логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде —
238.
— критика кантианства — 83—84, 87—88, 91, 106—107, 109,
120, Ш-135, 150—153, 155-159, 167—168, 174—176,
186-189, 190—192, 206, 213—214, 217, 233, 243-245, 247,
255, 275, 293, 295.
— Гегель опровергает Канта именно гносеологически — 151.
— и материализм — 90, 93, 95, 136, 142, 151, 185, 189—190,
197, 215, 238—239, 248, 254, 257, 260^261, 265—268.
— зародыш диалектического материализма у Гегеля — 275.
— зачатки исторического материализма у Гегеля — 82, 109,
144, 171—172, 286-287.
— прнимание истории Гегелем — 20—21, 26, 35, 281—290.
— рациональное в философии Гегеля — 16, 26, 29, 35, 37, 84,
104, 132, 144, 154, 160—162, 173, 174, 181, 184-185, 192—
193, 198, 204, 215—218, 238, 240, 251, 268, 271, 281—282,
284—285, 287, 289, 293, 295, 298—301, 321, 441—442, 454.
— Гегель гениально угадал, что логические формы, законы
есть отражение объективного мира — 162.
— Гегель гениально угадал диалектику вещей в диалек-
тике понятий — 178—179.
— Гегель берет свое саморазвитие понятий, категорий в
связи со всей историей философии — 104.
— зерно глубокой истины в мистической шелухе гегельян-
щины — 126—127, 138—139.
— в истории философии Гегель прослеживает преимущест-
венно диалектическое — 223.
— нельзя вполне понять «Капитал» Маркса, не поняв всей
Логики Гегеля — 162.
См. также Неогегельянство.
Гипотеза — 213, 225, 268, 354, 498.
— и индукция — 162.
— и опыт — 153—154, 192.
Гносеологические корни идеализма — см. Идеализм.
Гносеология — см. Теория познания.
Гностицизм — 277.
Гомеомерии — 240—241.
Государство — 26—28, 283, 288, 609.
— республика Платона — 251, 254.
Граница — 90, 98—100, 107, 110, 118, 231—232.
Гуманизм — 29, 32.
742 предметный указатель
д
Данное — 117, 120, 171, 238, 506, 513, 524.
— и сущность — 120.
Дарвинизм - 127, 437, 439, 444—445, 454.
Движение - 97, 119, 131—132, 211, 218, 229—233, 255, 391,
467, 495.
— атомов (по Эпикуру) — 266.
— и время — 50.
— есть единство непрерывности и прерывности (времени и
пространства) — 231.
— выражение движения в логике понятий — 98—99, 131—
132, 160—161, 193, 205—207, 209, 229—233, 308, 337.
— изображение движения мыслью есть всегда огрубле-
ние — 233.
— понятия как учеты отдельных сторон движения — 132.
— законы движения вещей — 86.
— мира и мышления — 156.
— истории — 144—145.
— и материя — см. Материя.
— и момент — 182, 232, 252.
— познания — см. Познание.
— понятий — см. Понятие.
— и причинность — 144—145.
— и противоречие — 125—128, 193, 231—232, 308, 318.
— движение есть противоречие, есть единство противоре-
чий — 231.
— и самодвижение — 88, 125—128, 137, 168, 202, 210, 317.
— условие познания всех процессов мира в их «самодви-
жении» есть познание их как единства противоположно-
стей — 317.
— есть сущность времени и пространства — 231.
— в философии Аристотеля — 329.
— в философии Гераклита — 308, 310, 313.
— и энергия — 46. -
См. также Развитие.
Дедукция — см. Индукция и дедукция.
Деизм — 373.
Действительность — 50, НО—141, 180, 287, 327, 397, 517,
551-552.
— и возможность — см. Возможность и действительность,
— временная и случайная — 175.
— и диалектика — 181.
— и идеи (по Канту) — 175.
— и искусство — 53.
— и истина — см. Истина.
предметный указатель 743
— и мышление — 60, 64, 288.
— и необходимость — 141 —142.
— и отношение — 133.
— познание действительности — 141, 321, 491, 523; см. также
Познание.
— и практика — 195, 199.
— стороны, моменты действительности — 141, 178, 232.
— и субъект — 194—197.
— и существование — 141.
— и сущность — 116.
— и фантазия — 330, 441.
— и цель — 195.
— и чувственность — 44, 46.
См. также Бытие, Мир, Реальность (реальное).
Демократия (буржуазная) — 56, 298.
Дефиниция — см. Определение.
Диалектика — 76, 106, 174, 201—212, 298, 316—318, 321—322,
360, 375, 390-391, 429, 443, 445, 454.
— и антидиалектика — 209, 231.
— вещей создает диалектику идей, а не наоборот — 178.
— Гегеля как обобщение истории мысли — 298.
— дух и суть диалектики: но абстрактное, а конкретное —
91.
— н естествознание — см. Естествознание.
— идеалистическая — 22, 67—68, 70, 169—171, 178—179, 211,
233, 293, 305, 348, 440.
— в философии Канта — 89, 192, 204, 206, 233.
— история диалектики — 204—206, 209, 223, 226—237, 244,
276, 307—309, 316, 318, 321, 326—327.
— и история науки — 316.
— критерий диалектики — 139, 316.
— как логика и теория познания — 80, 131, 174, 204, 215,
298—301, 314, 316—318, 321—322, 329—330, 407.
— диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксиз-
ма — 321.
— в «Капитале» применена к одной науке логика, диалек-
тика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и
то же] — 301.
— материалистическая — 138, 169—171, 178—179, 181, 229,
256, 267, 291, 298—302, 305, 316—322.
— продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять
в диалектической обработке истории человеческой мысли,
науки и техники — 131.
— и метафизика (антидиалектика) — 209, 248, 256, 317, 321—
322.
— объективная п субъективная — 88, 100, 178—179, 181—182,
189—190, 204, 208, 228—229, 234, 246, 252-253, 256,
317.
744 предметный указатель
Диалектика (продолжение)
— определения диалектики — 90, 201—204, 212, 223, 226—227,
234, 245, 248, 276, 456.
— диалектика есть учение о единстве противоположно-
стей — 203.
— диалектика есть учение о том, как становятся тождест-
венными противоположности — 98.
— диалектика есть изучение противоречия в самой сущности
предметов — 227.
— диалектика есть правильное отражение вечного развития
мира — 99.
— познания — см. Познание.
— и политическая экономия — см. Политическая экономия.
— понятий — 267.
— и ее материалистические корни — 181; см. также Понятие.
— и софистика — 96, 204, 228, 247, 308, 315, 317.
— отличие субъективизма (скептицизма и софистики) от
диалектики — 317.
— «троичность» диалектики есть ее внешняя, поверхностная
сторона — 210.
— и эволюция — 229, 316—317.
— элементы диалектики — 202—203, 321.
См. также Абстрактное и конкретное, Движение,Единичное,
особенное и всеобщее, Качество и количество, Противопо-
ложность, Противоречие, Отрицание отрицания, Развитие.
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!