Гильфердинг. «Финансовый капитал». 55 страница
с. 227—228. «Джингоизм — это лишь не-облагороженное каким-либо личным уси-
399
оригинально! |
лием, риском или жертвой вожделение зрителя, наслаждающегося опасностями, страда-ниями и истреблением своих братьев, которых он не знает, но уничтожения которых он жаждет, обуреваемый слепым и искусственно возбужденным порывом ненависти и мести. джингоист весь поглощен риском и слепой Яростью борьбы. Трудность и утомительная монотонность похода, долгие периоды выжидания, тяжелые лишения, удручающая томительность длительной кампании — все это не играет никакой роли в его воображении; моменты, облагораживающие войну, прекрасное чувство товарищества, которое воспитывается общей для всех опасностью, плоды дисциплины и самоотречения, уважение к личности врага, мужество которого приходится признавать и в котором постепенно узнают человека, себе подобного, — все эти смягчающие моменты действительной войны совершенно недоступны чувствам джингоиста. Именно по этой причине некоторые друзья мира утверждают, что два наиболее могущественных фактора, сдерживающих милитаризм и войну, — это обязанность всех граждан отбывать военную службу и пережитый опыт вторжения.
...Вполне очевидно, что зрительное сладострастие джингоизма является весьма серьезным фактором империализма. Фальшивое драматизирование как войны, так и всей политики империалистской экспансии в целях возбуждения этой страсти в среде широких масс занимает немалое место в искусстве истинных организаторов империалистских подвигов — маленьких групп дельцов и политических деятелей, которые знают, чего хотят и как этого добиться. Ослепленный действительным или мнимым ореолом военного геройства и блестящими претензиями на строительство империй,
|
|
400
sic! |
джингоизм становится душой особого pода патриотизма, который можно двинуть какое угодно безумие или п р е - с т у п л е н и е».
«отвлечь» |
с. 232—233. «Сфера, порождающая опасность конечно, гораздо шире империализма и охватывает всю область материальных интересов. Но если анализ, данный в предыдущих главах, правилен, то империализм является форпостом этих интересов: для фи-нансовых и спекулятивных классов он означает обделывание их личных дел за счет общества; для промышленников, работающих на экспорт, и купцов — насильственное расширение иностранных рынков и связанную с этим политику протекционизма; для чиновников и профессиональных групп — широко раскрытые двери для почетной и выгодной службы; для церкви — укрепление ее авторитета и установление духовного контроля над широкими массами низших племен; для п о-литической олигархии — единственное действительное средство отвлечения сил демократии и перспектива блестящей политической карьеры в показной деятельности по строительству империй». с. 238. М-р Кидд, профессор Гиддингс и «фабианские» (NB) империалисты мотивируют необходимость «контроля «цивилизованных» наций над тропиками» материальной необходимостью. Естественные богатства тропических стран «имеют жизненное значение для существования и прогресса западной цивилизации... Отчасти благодаря простому росту населения в умеренном поясе, отчасти благодаря повышению уровня материальной жизни, эта зависимость стран умеренного климата от стран тропических должна возрастать». Все большие пространства тропических стран должны обрабатываться. Между тем благодаря свойствам, которые развивает жаркий климат в местных жителях, они не способны к про-грессу: они беспечны, у них не увеличиваются требности. «Сами туземцы не будут по собствен
|
|
401
>ле разрабатывать естественные богатства тропиков» (239).
с. 239—240. «Говорят, что мы не можем оставить эти земли без обработки; наш долг позаботиться, чтобы они разрабатывались ради всеобщего блага. Но белые люди не могут «колонизировать» эти области и, селясь там, разрабатывать их естественные богатства трудом собственных рук; они могут только организовать труд туземцев и надзирать за ним. Этим путем они могут обучить туземцев разным промыслам и вызвать в них желание материального и морального прогресса, прививая им новые «потребности», составляющие в каждом обществе основу цивилизации».
|
|
с. 251. «Одним словом, пока не существует подлинного международного совета, который мог бы обязать цивилизованную нацию воспитывать низшую расу, претензии на «доверие» представляют собою не что иное, как акт бесстыдного с а м о а в а itс m в а».
(*) !! доверие (колонии «доверяют» обучить их, доверяют это «дело» метрополиям)!!
с. 253—254. Трест главных европейских держав был бы эксплуатацией внеевропейских стран. Хозяйничанье европейцев в Китае «разоблачает в достаточной мере на фактах истории всю вздорность претензий, будто иностранная политика христианского мира или составляющих его народов вдохновляется и определяется заботой о цивилизации... Если в отношении низших рас проводится какая-нибудь общая международная политика, то она вытекает не из морального доверия, а из коммерческой «с д е л к и»».
|
|
(((К вопросу о Соединенных Штатах Европы!!)))
с. 259—260. «Самая значительная и в конечном
счете наиболее важная борьба в Южной Африке —
это борьба между политикой Базутолэнда и полити-
кой Иоганнесбурга и Родезии, так как именно
402
в этой борьбе мы явственно видим разницу между «здоровым)) империализмом, посвятившим себя покровительству, воспитанию и саморазвитию «низшей расы», и «нездоровым» и м-п ер иализмом, который обрекает эти расы на экономическую эксплуатацию со стороны белых колонистов, пользующихся ими, как «живым инструментом», а их землями, как хранилищами руды или других прибыльных сокровищ». с. 262 (примечание). «В Британском протекторате Занзибара и Пембы рабство, однако, еще существует и британские суды признают это положение»... Освобождение идет слишком медленно, в этом заинтересованы многие. «Из 25 000 рабов, примерно числившихся в Пембе, пока освобождено по декрету менее 5 000».
((1897—1902)) |
Декрет султана об освобождении рабов издан в 1897 г., а это заявление сделано в 1902 г., 4 апреля, на митинге «Общества борьбы с рабством».
с. 264. «Фактическая история империализма, в отличие от колониализма, ярко иллюстрирует эту тенденцию» (тенденцию заставлять туземцев эксплуатировать их земли на нашу пользу).
с. 265. «В большинстве стран света чисто или определенно коммерческий интерес и образ действий создали то ядро, из которого вырос империализм; первые торговые поселения превратились в промышленные поселки, вокруг которых выросли концессии на землю и на минеральные богатства; промышленный поселок требовал вооруженной силы для своей защиты, для обеспечения новых концессий и для пресечения и кары за всякие нарушения соглашений и порядка; большее значение начинают приобретать другие интересы, политические и религиозные, и прежнее торговое поселение приобретает более ярко выраженный политический и военный характер, бразды правления обычно переходят о т компании к государству, неясно выраженный протекторат постепенно приобре-тает форму колонии».
403
с. 270. Местных жителей силой заставляют работать на промышленные компании; иногда это делается под видом организации «милиции» из местных жителей, которая якобы служит для защиты страны, ко на деле должна работать па европейские про-мышленные компании.
с. 272. К берегу пристает лодка, бусами и побрякушками приманивают вождя, который за эти подарки ставит знак на «договоре», смысла которого он не понимает. Договор подписывает переводчик и авантюрист, приехавший в страну, и страна считается отныне союзницей (колонией) той страны, откуда приехавший родом, Франции или Англии.
с. 280. Там, где отменено прямое рабство, налоги служат средством заставить туземцев поступать на работу. «Эти налоги нередко применяются так, чтобы отнять у туземцев их земли, принудить их продавать свою рабочую силу и даже довести их до восстаний, за которыми следуют массовые конфискации».
с. 293. «Но до тех пор, пока белым фермерам или белым владельцам рудников, близоруким в своих узкокоммерческих интересах, предоставляется возможность с помощью действий, предпринятых либо за свой собственный риск, либо путем давления на колониальное или имперское правительство, вторгаться в территории, занятые «низшими расами», и присваивать для своих частных выгод их землю или труд, — первый принцип «здорового» империализма нарушается, и фразы относительно обучения «благородному труду» и подготовки «младенческих» рас к зрелому возрасту, независимо от того, произносятся ли они директорами горнопромышленных компаний или государственными деятелями в палате общин, являются немногим лучше, чем непристойными образцами лицемерия. Они основаны на фальсификации фактов и извращении мотивов, которые в действительности определяют политику».
с. 295. «Печать «паразитизма» лежит на
каждом белом поселке, находящемся среди этих
низших рас; другими словами, нигде отношения ме-
жду белыми и цветными людьми не носят характера
404
здоровой взаимопомощи. Наилучшая услуга, заключающаяся в том, что белая цивилизация показала бы примеры нормальных, здоровых общин белых, осуществляющих лучшие формы западной жизни, почти всегда оказывается невозможной из-за климатических и других физических условий. Наличие разбросанной горсти белых чиновников, миссионеров, торговцев, надсмотрщиков на рудниках и плантациях, которые составляют некую господствующую касту мужчин, мало знающих и сочувствующих общественному строю данного народа совсем непригодно к тому, чтобы дать этим низшим расам даже те достижения, которые западная цивилизация способна была бы дать».
с. 301. «Преп. Дж. М. Бовилл, настоятель кафедрального собора», является «профессиональным примирителем бога и мамоны». В своей книге «Туземцы под трансваальским флагом» он расписывает, как в копях туземцам разрешают строить палатки, что дает им возможность «жить более или менее в таких же условиях, как в своих родных краалях». Все это только лицемерные фразы; жизнь туземцев «носит всецело земледельческий и пастушеский характер», а их заставляют работать в копях за плату. с. 304. «Туземцы на отведенных им территориях прикреплены к земле и живут в полном рабстве, не имея ни права голоса, ни других политических способов для выражения своих претензий и без экономических средств к прогрессу».
с. 309—310. «Однако миллионы крестьян в Индии борются за существование, имея всего пол-акра. Их существование — это постоянная борьба с голодом, слишком часто кончающаяся неудачей. Им трудно добиться не то чтобы человеческого существования — существования, хотя бы на том жалком уровне жизненных удобств, который является обычным для них, но просто возможности жить и не умереть... Мы можем поистине сказать, что в Индии, за исключением орошаемых областей, голод — явлени хроническое — эндемическое»,
405
с. 323. «Это заблуждение» (будто «мы цивилизуем Индию») «поддерживается только софизмами империализма, который плетет эту ложь, чтобы прикрыть свою наготу и барыши, высасываемые некоторыми заинтересованными группами из империи».
с. 324. «Н о в ы й империализм отличается от старого, во-первых, тем, что он на место стремлений одной растущей империи ставит теорию и практику соревнующих империй, каждая из которых руководится одинаковыми вожделениями к политическому расширению и к коммерческой выгоде; во-вторых, господством над торговыми интересами интересов финансовых или относящихся к помещению капитала»*.
N В: отличие нового империализма от старого
с. 329—330. «Нет, во всяком случае, ничего невозможного в том, что Китай сможет отплатить промышленным народам Запада их же монетой и, используя их капитал и организаторские силы или, что вероятнее, заменяя их своими собственными, сможет наводнить их рынки более дешевыми фабрикатами своего производства и, отказываясь брать в обмен импортируемые ими товары, обеспечить причитающиеся ему платежи, наложив арест на их капитал, и, таким образом, прежний процесс помещений капитала будет идти в обратном направлении, пока, наконец, Китай постепенно не добьется финансового контроля над своими прежними покровителями и цивилизаторами. Это — вовсе не праздные фантазии» (Китай может проснуться)...
с. 332—333. «Милитаризм может существовать еще очень долго, ибо он, как уже было доказано, во многих отношениях служит поддержкой плутократии. Связанные с ним расходы дают прибыльную поддержку определенным мощным финансовым интересам; он составляет декоративный элемент в социальной жизни,
* см. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 22, стр. 250. fed .
406
хорошо сказано!! |
«Соединенные Штаты Европы» |
а главное — он необходим для то чтобы сдерживать напор тех социальнь°' сил, которые требуют внутренних форм. Повсюду силы капитала в его более концентрированной форме лучше организованы и достигли более высокого развития, чем силы рабочих; в то время как рабочий класс разговаривал о международном сотрудничестве трудя-щихся, капитал уже осуществлял меж-дупародное сотрудничество. И потому поскольку дело касается крупнейших финансовых и коммерческих интересов вполне вероятно, что будущее поколение может стать свидетелем такого мощного международного объединения капитала, что войны между западными народами станут почти невозможными. Несмотря на эгоизм и алчность современной политики, которые сейчас ослабляют европейскую активность на далеком Востоке, настоящая др а-м а начнется, когда силы международного капитализма, претендующего на роль носителя культуры объединенного христианского мира, будут использованы для мирного освоения Китая. Вот тогда именно и возникнет «желтая опасность». Если бесполезно ждать от Китая, чтобы он проникся н а ц ионалъным патриотизмом, который даст ему силу изгнать западных эксплуататоров, то, значит, он обречен на разложение, которое правильнее будет определить как «расчленение» Китая, чем как его «развитие». Только тогда мы поймем всю рискованность и все безумие этого предприятия, самого грандиозного, самого революционного во всей истории человечества. Быть может, только тогда западные народы поймут, чт они позволили небольшой кучке частных спекулянт втянуть себя в такого рода и м п е -
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!