ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ САЛОНА/КЛУБА



Социально-педагогические основания, аксиологические, деятельностные и коммуникативные основания салона / клуба

 

Позвольте для начала очертить круг обсуждаемых вопросов: Почему салон? Каковы принципы и методика организации жизни в салоне? Какова технология каждой встречи?

Итак, почему – салон, а не лаборатория, как у известного технолога образовательного процесса Т.А. Стефановской или студия, как у замечательного теоретика и практика в области воспитания Н.Е. Щурковой? Важно отметить, что Шанхайская Организация Сотрудничества реализует не только интеграционный аспект современного евразийства, но и осуществляет цивилизационный подход к решению многих общечеловеческих проблем. К числу подобных проблем можно отнести вопросы, связанные с эдукологией в евразийском пространстве, модернизацией систем высшего образования, повышением конкурентоспособности национальных систем образования. В этом плане мы исходим из того, что образование играет фундаментальную интегрирующую роль не только в социально-культурологическом аспекте, в рамках которого воспроизводится кадровый потенциал для евразийской образовательной среды, но и в социально-экономическом, где оно в конечном итоге формирует современную политику и новую экономику (экономику знаний) в геополитическом пространстве евразийских государств.

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы (БГПУ им. М.Акмуллы) является одним из тех эффективных педагогических университетов России, которые смогли стать участниками программы по направлению «Педагогика». Университет, ясно осознавая всю ответственность за подготовку молодого поколения в мировом масштабе, видит свою миссию в развитии направления «Педагогика» как системообразующего звена сетевого взаимодействия образовательных организаций стран-участниц ШОС.

С позиций ценностно-целевых оснований проведения VII недели образования были выделены следующие задачи развития УШОС:

‒ развитие межгосударственного сотрудничества в сфере образования и науки в рамках направления «Педагогика»;

‒ развитие системы подготовки высококвалифицированных педагогических кадров УШОС, обеспечивающих формирование евразийского образовательного пространства;

‒ содействие качественной подготовке педагогических работников для многоуровневой модели образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, послевузовское профессиональное образование);

‒ реализация совместных научно-исследовательских программ и проектов.

Мы убеждены, что только при таком подходе возможно создание своеобразных научно-сетевых «ойкумен» или сообществ, наполненных этико-нравственным потенциалом китайского мыслителя Конфуция, евразийским духом русского философа Л.Н.Гумилева, аксиологическими смыслами народного педагога-мыслителя М.Акмуллы и др.[4]. Именно в рамках направления «Педагогика» УШОС возможно дальнейшее развитие мировых педагогических идей в евразийском контексте, модернизация процесса подготовки профессиональных кадров для многоуровневой модели педагогического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, дополнительное образование), реализация модели полифункционального преподавателя вуза нового типа, способного обеспечивать условия для научно-сетевого проектного взаимодействия субъектов образовательного процесса вузов-партнеров евразийского пространства.

Выбор именно этой формы обусловлен, в первую очередь, уникальностью нашего региона, территорию которого Седой Урал разделяет на Европу и Азию, и население которого насчитывает десятки национальностей. Мы не могли остаться безучастными к идеям евразийского проекта, которые проповедовались в свое время еще Бердяевым, Соловьевым, Лосевым, нашими соотечественниками Сайфи Кудашем, Мустаем Каримом. Нам близки идеи экуменизации – объединения в сообщества, клубы, движения независимо от религиозно-этнических и этно-культурных контекстов. Именно повышенное чувство экуменизации – потребности в объединении, общинности, соборности в свое время не позволило в угоду политическим играм власти расформировать детско-юношеские объединения. Мы, пожалуй, оказались чуть ли не единственными в России, сохранившими как комсомольскую, так и пионерскую организации.

Более того, мы осознанно выбрали путь сублимации – переход к специфическим формам единения, где энергетика различных национальных, этно-культурных и субкультурных импульсов сублимируясь, отражала бы и дух евразийства, и полиэтническую генетику региона и особенности субкультуры студенчества.

Поиск такой формы привел нас к созданию в начале девяностых годов на филологическом факультете своеобразной ойкумены – объединения студентов различных национальных, этно-религиозных, половозрастных контекстов в некую сообщность - так называемый салон, историческим назначением которого всегда было объединение людей на основе общих идей, интересов и жажды общения. Филологический факультет с его татарскими, башкирскими, русско-английскими отделениями оказался как нельзя более подходящей нишей для этого. Созданный первоначально из второкурсников одного факультета, педагогический салон постепенно приобщал студентов других курсов, факультетов, наконец, других вузов.

Ключевой для нас была идея русских философов о легимитизации, возврате первосмыслов и первоценностей человеческого бытия Принципы педагогического салона выстраивались на традициях русских посиделок и башкирско-татарских аулак. И те и другие в свое время включали ритуальные общенческие игры-тренинги, элементы прикладного творчества, фольклора и т.д. По этим аналогам студенты создавали свои общенческие тренинги и игры, осваивали упражнения по созданию положительной ауры доброжелательного общения, элементы прикладного творчества разных этносов (оригами, макраме, икебана, поделки, мягкая игрушка), изучали фольклор и другие элементы студенческой субкультуры, создавали собственные стихи и песни.

Таким образом, первоосновы житейского бытия различных этнокультур успешно трансформировались в традиции, ритуалы и элементы сотворчества участников салона. В жизнедеятельности салона гармонично сплелись различные славяно-тюркские элементы культуры: русская соборность и жертвенность малым ради большого, башкирская общинность и толерантность, татарская сноровка и мобильность, чувашская чувственность и тяга к изотерике.

Все это объединялось мессианской идеей – сохранить и развить все лучшее в этнокультуре представителей полиэтнического студенчества, и воспроизвести это не только в лоне своей семьи, но в школах, колледжах, вузах, где предстоит работать выпускникам-салонистам.

Это прозвучали социально-педагогические основания педагогического салона.

Рассуждая об аксиологических основаниях салона важно отметить, что ценности салона вобрали в себя житейские первосмыслы всех этносов: Человек, Жизнь, Свобода, Культура, Созидание, Толерантность и бщении (принимать всех, какие они есть), Познание (вбирать лучшее в культуре человечества), Творчество (слагать стихи, сочинять песни, рукодельничать, проектировать и конструировать новые приемы и технологии) (Хазиев).

Для нашего салона также важны были экологические проблемы, алгоритм решения которых прост – начни экологию природы с экологии души, с нравственного самоочищения, что так близко менталитету славянского и тюркского этносов. Немаловажной в этом контексте является идея аскезы – сознательного ограничения потребительской позиции, усиления самодостаточности, непритязательности, выраженных в крылатой фразе «Не навреди».

Говоря о деятельностных основаниях салона, уважаемые коллеги, для начала, хочу подчеркнуть, что для нашей кафедры педагогики поиски оптимальной реализации идей деятельностного подходав обучении, в воспитании, в самообразования – это бесконечный творческий процесс. Я, также как и все мои коллеги, апробировала возможности реализации деятельностного подхода на занятиях, в системе СРС, в системе НИРС, и, наконец, в системе общественно-профессиональной деятельности студенчества. И потому с полной ответственностью могу сказать, что в любой подсистеме образовательного процесса вуза нами претворяются постулаты деятельностного подхода, о которых так содержательно говорил Р.М. Асадуллин:

- деятельность носит субъектный характер, где студент выступает субъектом творческой самодеятельности. В этом контексте в салоне царит ивановский закон четырех «С»: сами придумываем, сами планируем, сами организуем, сами оцениваем и корректируем дальнейшую жизнь. Каждая встреча становится своеобразным тренингом для прохождения всех звеньев педагогической деятельности, начиная с целеполагания, планирования, целереализации и завершая анализом и оценкой достигнутых результатов. Если вы помните, В.А. Караковский говорил, что если мы хотим, чтобы наши воспитанники вобрали в себя образ достойного человека, они должны прожить образы-ситуации, где приобретается опыт такой жизни;

- деятельность носит развивающий характер. Это прежде всего выражается в том, что мы, действительно, проживаем триаду Асадуллина: хочу – знаю – могу, где студенты проходят эти этапы от жажды общения и сотворчества – этап хочу, узнают в салоне об образе жизни, полной духовности, доброжелательности, отзывчивости, сорадования – этап знаю, затем, проживая ситуации салонной жизни, овладевают методикой самоорганизации и организации жизни, достойной культурного человека – этап могу нести дальше. И я бы добавила к этой триаде еще один шаг (этап) – способен, т.е. способен это делать на высоком уровне профессиональной компетентности, к чему и стремились все участники салона;

- деятельность носит постоянно усложняющийся характер. Приведу в пример сегодняшний прием МСС. Этот прием постоянно трансформируется в более сложную форму. Сначала МСС с комплиментом – учимся «установке только на положительное». Затем МСС с негативным замечанием, которое должно быть растворено, нивелировано, разряжено (разрядить обстановку) – учимся эмпатийности. И, наконец МСС с конфликтной ситуацией, которую задает один участник другому. Задача последнего – разрешить ситуацию позитивно, снять напряжение. И так по каждому приему или методу. Едва научились делать оригами, как уже переходим к изделию объемных цветов, но венцом этого умения может быть оригинальная газета-поздравление, плакат-украшение, целая композиция ко Дню учителя, первокурсника или выпускника;

- креативно-творческий характер деятельности. Всегда новые, оригинальные неповторяющиеся виды и элементы деятельности, придуманные или сконструированные самим салоном;

- переход от индивидуально-творческой к коллективно-творческой деятельности. От индивидуального рукотворчества или мыслетворчества к коллективному. Сегодняшняя триада стихотворчества: сначала тихо сам с собою о себе любимом, затем коллективное стихосложение;

- переход от индивидуально значимых к социально значимым видам деятельности. По аналогам Ивановской триады Заботы. Забота о себе, Забота о ближних, Забота о дальних. Мы немного переиначили: Я – забота, Б – забота, Д – забота. Пример, известная вам Щурковская общенческая форма «Тайный друг» (позволю себе напомнить) сначала проводится внутри салона, затем выходит за рамки салона в дом, в общежитие, на курс и, наконец, за пределы факультета вуза.

Начиная с общенческих вечеров и музыкально-поэтических праздников для себя, салон неизменно переходил к их проведению на курсе, факультете. Успешные КТД в школах перекочевывали в детские парки и детские дома. Все усвоенное в течение года оттачивалось в двухмесячных летних лагерях, куда салон ежегодно выезжал всем составом. А сам педагогический салон после выпуска трансформировался в Клуб молодых исследователей.

Коммуникативные основания жизнедеятельности салона. Не останавливаясь на важности, структуре и функциях культуры педагогического общения в целом, разработанных Андреевой, Бахтиным, Бодалевым, Кан-Каликом, Зязюным, чьи идеи прекрасно систематизированы в выступлении моей коллегой Р.М.Фатыховой, хочу подчеркнуть, что мы также использовали богатейший опыт организации педагогического общения Караковского, Газмана, Иванова, Шемшуриной, Щурковой, известных вам в области воспитательных технологий. Их идеи и наши поиски помогли нам выстроить свою технологию организации встреч салона, скромности ради, назовем ее не столько технологией, сколько своеобразной комбинацией известных большинству сидящих здесь общенческих приемов.

Итак, любую встречу важно начинать со снятия социальных барьеров. Этому способствуют: круглый стол, стулья в «круговую», круг участников салона, песенные и музыкальные кольцовки.

Далее, как правило, следует энергетическая «подзарядка» или установка на энергию добра. Это могут быть упражнения на тактильность (передача из рук в руки воображаемого предмета, рукопожатие с мысленным пожеланием, поглаживание себя и соседа по голове, молекулярное движение).

       Третьим неотъемлемым фрагментом встречи бывает эмоциональная «зарядка на положительное». Здесь уместны обыгрывание имени с добавлением эпитета по типу «снежного кома», презентация или передача настроения в форме фразы, стиха, жеста, образа, рисунка и т.д. Сегодня мы «проиграли» МСС с комплиментом. Можно было погладить себя по голове, поаплодировать себе любимым (кстати, проводится и как диагностика эмоционального или ментального настроя студентов). Необходимый эмоциональный фон нашей встрече придают выработанные нами атрибуты салона: шар откровения, пирамида интриги и творчества, шар предпочтения, свечи как символ объединяющего огня по Фрисселу, лира, которую кто-нибудь ближе к концу встречи неназойливо пододвигает к центру, показывая, что душа просит песен, а руки – гитару. А петь, сочинять песни, слагать и декламировать стихи студенты очень любят.

Обязательным фрагментом салонной жизни является традиционное чаепитие с презентацией фирменного блюда, которое готовится очередной хозяйкой или хозяином салона. Подготовка его дает возможность неоднократной встречи организаторов, что способствует большему взаимодействию студентов в домашней обстановке, в общежитии и т.д. А сам процесс чаепития быстро сближает гостей, располагает к неформальному общению с приглашенными. В число приглашенных на встречу салона входили интересные люди, которые могли чем-либо заинтриговать, чему-либо научить салонистов: организаторы детского движения, ведущие педагоги и методисты вуза, представители различных субкультур, студенты различных вузов.

Всем известно, что конструктивность общения значительно активизируется вследствие моторной взаимодеятельности. С этой целью встреча может предполагать совместное рукотворчество: оригами, макраме, икебана, реставрация книг, изготовление различных поделок и т.д. Именно этот фрагмент нашей встречи выработал у нас правило: сначала делаем для себя, затем для близких друзей и родственников, а затем в копилку салона: для призов на организуемых нами праздниках, в дар детдомам, летним лагерям отдыха и т.д.

Этот прием обычно сподвигает к следующему фрагменту нашей встречи – совместному мыслетворчеству – обсуждению насущных проблем салона, актуальных проблем вуза, школ, в целом педагогики.

Безусловно, самым приятным фрагментом нашей встречи является, так называемая, «музыкально-поэтическая гостиная» или музыкально-поэтические минутки. Надо сказать, что уже через год петь и играть на гитаре могут почти все.

Музыкальные минутки завершают приемы энергетической и эмоциональной подзарядки: алаберды со свечой по типу Ивановской триады: что получилось – не получилось – как сделать лучше, понравилось – не понравилось – как сделать интереснее, загадывание желания и совместное «задувание» свечи, подзаряжение энергией добра и любви, чтобы нести ее дальше.

Обязательным элементом для нас является и этап последействия по Иванову, правило которого звучит следующим образом: одно дело порождает последующее дело, одна встреча задает тематику следующей встречи по принципу усложнения ее форм и методов, усиления социальной значимости и педагогической направленности.

Уважаемые коллеги, все вышеперечисленные подходы позволили нам выработать принципы и правила жизнедеятельности салона, которые мы сформулировали по типу Ивановских законов четырех «С»: три «со» (сочувствие, содействие, сорадование – по Асмолову); три «Во»: рукотворчество, сотрудничество и сотворчество – по Караковскому; три «З»: Я – забота, Б – забота, Д – забота – по Иванову, три «ость»: толерантность, сопричастность, состоятельность.

Завершая, уважаемые коллеги, хочу выделить, что состоятельность, по утверждению Олега Семеновича Газмана, прежде всего, характеризуется семейной состоятельностью, профессиональной состоятельностью и нравственной культурой человека, где гармония помыслов, эмоций и реальных действий занимает ключевое место. С этой точки зрения, могу констатировать, что все выпускники салона после окончания вуза создали семьи. При этом, треть выпускников из салона создали супружеские пары внутри салона, а я к своей гордости считаюсь бабушкой уже десяти «салонят». В плане профессиональной состоятельности могу констатировать, что многие из них не ограничились одним высшим образованием, дополнив его специальностями психологов и социальных педагогов, треть из выпускников салона занимаются диссертационными исследованиями, большинство является заместителями руководителей различных структур образования и социальной сферы. Это в возрасте 28 лет! И вы можете представить, как они сейчас волнуются, зная, что я сейчас выступаю перед вами.

Цель салона: создание условий для взаимообщения и взаимодействия, основанного на общих идеях и совместных интересах, направленных на самоутверждение, самоактуализацию и самосовершенствование будущего педагога.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ САЛОНА/КЛУБА


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!