ЧАСТЬ 11. НАЧАЛО ПРИЗЫВА К ИСЛАМУ
Прекращение откровения
Затем откровение на некоторое время прекратилось. Историки спорят, на сколько. Наиболее сильное мнение, что на сорок дней. Мудрость этого была в том, чтобы Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, успел осознать, как сильно ему этого не хватает. Именно так и произошло. Это состояние было настолько тяжелым, что Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, каждый раз, восходя на гору, даже хотел броситься с нее вниз от чувства, что Аллах оказал ему такую честь, выбрав его посредником между Собой и Своими творениями, а потом лишил ее. Но каждый раз появлялся ангел и говорил:
- Поистине, ты – посланник Аллаха.
И тогда Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, успокаивался и отказывался от своего намерения. Так продолжалось, пока однажды Аллах не пожелал озарить этот мир светом истинной веры, и не возобновил откровение.
Возобновление откровения
Однажды он, мир ему и благословение Аллаха, шел, как вдруг услышал голос с неба. Он посмотрел вверх и увидел того же ангела, который приходил к нему на гору Хира. Ангел сидел прямо в воздухе. Пророк, мир ему, испугался, вспомнив, что этот ангел делал с ним в прошлый раз, и вернулся домой. Там он сказал:
- Заверните меня, заверните меня!..
Тогда Аллах ниспослал ему откровение:
يَا أَيُّهَا الْمُدَّثِّرُ ﴿ ١ ﴾ قُمْ فَأَنذِرْ
|
|
Смысл: «О завернувшийся! Встань и увещевай…»
Предупреждай людей о наказании Господа, которое постигнет их, если они не откажутся от своих заблуждений и от поклонения идолам, которым поклонялись их предки.
وَرَبَّكَ فَكَبِّرْ
Смысл: «И Господа своего возвеличивай…»
Его одного, и не приобщай к Нему сотоварищей.
وَثِيَابَكَ فَطَهِّرْ
Смысл: «И очищай свои одежды…»
Для того, чтобы предстать перед Всевышним, поскольку не подобает верующему быть грязным и испачканным наджасой.
وَالرُّجْزَ فَاهْجُرْ
Смысл: «И избегай наказания…»
То есть избегай причин наказания, повинуясь Аллаху и всегда выполняя Его повеления.
وَلَا تَمْنُن تَسْتَكْثِرُ
Смысл: «И не оказывай милость, чтобы получить больше…»
Никогда не дари ничего никому, надеясь получить от этого человека больше, чем подарил. Щедрые так не поступают.
وَلِرَبِّكَ فَاصْبِرْ
|
|
Смысл: «И ради Господа твоего будь терпелив» (Сура «аль-Муддассир», аяты 1 – 7)
Терпи вред от своего народа, когда будешь призывать его к Аллаху.
Тайный призыв (начало)
И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, приступил к выполнению этого повеления и начал призывать к поклонению Аллаху людей с черствыми сердцами, лишенных веры, которые поклонялись идолам, не способными ни принести пользу, ни причинить вред. И не было у этих людей никакого оправдания, кроме того, что они слепо следовали за своими предками.
Нравственность их оставляла желать лучшего. Они были одержимы высокомерием и жаждой славы, что постоянно приводило к стычкам, войнам и кровопролитию. И вот к ним пришел Посланник Аллаха с тем, о чем они не имели никакого представления.
Разумные сразу поверили ему и прекратили поклоняться идолам. А те, кого ослепила земная слава, высокомерно отвернулись от него, чтобы не жертвовать мирскими благами.
ЧАСТЬ 12. ТАЙНЫЙ ПРИЗЫВ, ЧАСТЬ 1
Тайный призыв (продолжение)
Первыми людьми, которых озарил свет Ислама, были Хадиджа, дочь Хувайлида, супруга Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и Али ибн Абу Талиб[1], двоюродный брат Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Али, да будет Всевышний им доволен, жил в то время у него, подавал ему еду и питье, а также выполнял его поручения. Дело было в том, что курайшитов постиг голод, а Абу Талиб был бедным человеком со множеством детей. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал своему дяде Аббасу ибн Абдуль-Мутталибу:
|
|
- У твоего брата Абу Талиба очень много детей. Ты видишь, что его семье приходится нелегко. Давай поможем ему и возьмем к себе кого-то из детей: ты возьмешь одного, и я одного.
Они пошли к Абу Талибу и предложили ему помощь. Аббас взял к себе Джаꞌфара ибн Абу Талиба, а Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всвышнего, – Али. До начала пророческой миссии Мухаммада, он жил в его доме наравне с остальными детьми. Так он достиг совершеннолетия. Он сопровождал Пророка, мир ему и благословение Аллаха, во всех его делах, и ничто из мерзостей джахилии не успело осквернить его: ни поклонение идолам, ни порочные страсти.
Также ответил на призыв Зайд ибн Хариса ибн Шурахбиль аль-Кальби, вольноотпущенник Посланника Аллаха, мир ему и благословение Господа. Первоначально его звали Зайд ибн Мухаммад, потому что Пророк купил его, освободил и усыновил. До Ислама приемный сын имел те же права, что и кровный, мог быть наследником и наследодателем.
|
|
Одной из первых приняла Ислам и воспитательница Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Умм Айман, которую Мухаммад выдал замуж за Зайда.
А первым принявшим призыв к истине не из семьи Пророка, мир ему и благословение Аллаха, был Абу Бакр ибн Абу Кахафа ибн Амир ибн Каꞌб ибн Саꞌид ибн Тейм ибн Мурра ат-Тейми аль-Кураши[2]. Он был другом Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, до начала пророчества, поэтому знал о его несравненном характере и его правдивости – Абу Бакр не слышал от него ни слова лжи со дня начала их дружбы. И как только Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сообщил ему, что стал пророком, Абу Бакр немедленно поверил ему и сказал:
- Клянусь, ты правдив. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и ты – его посланник.
Он, да будет Аллах им доволен, был уважаем курайшитами за богатство и прекрасный нрав. Он был одним из самых добродетельных и щедрых людей, всегда помогал имуществом, люди любили с ним иметь дело. Благодаря этим качествам, он был что-то вроде советника для Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Он всегда прислушивался к советам Абу Бакра. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил про него:
«Все, кого я призывал к Исламу, испытывали замешательство, кроме Абу Бакра»[3].
Призыв к Исламу велся первоначально тайно, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, опасался, что арабы не воспримут правильно такое сложное и важное известие и не примут призыв, если им преподнести его внезапно. Поэтому он призывал вначале только тех, кому полностью доверял. Также и Абу Бакр начал призывать к Исламу тех курайшитов, кому доверял. Некоторые из них последовали призыву.
Среди них – Усман ибн Аффан[4] ибн Абуль-ꞌАс ибн Умайя ибн Абду-Шамс ибн Абду-Манаф аль-Умави аль-Кураши. Когда его дядя аль-Хакам узнал, что Усман принял Ислам, то заковал его в оковы и сказал:
- Ты отвернулся от религии предков и принял новую выдуманную веру! Клянусь Аллахом, я не освобожу тебя, пока ты не отречешься от нее!
На что Усман ответил ему:
- Клянусь Аллахом я не откажусь от нее и не отрекусь!
И когда аль-Хакам увидел, что племянник тверд в своей истинной вере, то отпустил его. Усман в то время был уже зрелым мужчиной, перешагнувшим рубеж тридцатилетия.
[1] Ему на тот момент исполнилось десять лет. Ибн Исхак приводит рассказ о том, как он принял Ислам: Али жил тогда у Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Однажды он увидел, как Пророк вместе с Хадиджей совершают намаз. Он спросил:
- Что это, Мухаммад?
Пророк, да благословит его Всевышний и приветствует, ответил:
- Это религия Аллаха, которую Он Сам установил, и направил с ней Своих посланников. Я призываю тебя к Аллаху, Единственному, у которого нет сотоварища, и к поклонению Ему. Откажись от аль-Лят и аль-Уззы.
Али сказал на это:
- До этого дня не слышал ничего об этом. Я не могу принять решения, не посоветовавшись с Абу Талибом.
Но Пророк, да благословит его Всевышний и приветствует, не хотел пока, чтобы тот узнал его тайну. Он сказал:
- Али, если ты не примешь Ислам, скрой это.
Али, да будет Аллах им доволен, подумал ночь, в итоге Аллах осветил его сердце верой.
[2] Абу Бакр ас-Сыддик, да будет Аллах им доволен, лучший из людей в исламской умме после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, родился в 573-м году по григорианскому летосчислению. Его настоящее имя, согласно мнению большинства ученых, – Абдуллах ибн Усман. По другому мнению, его имя - ꞌАтик. Он – первый из праведных халифов и спутник Посланника Аллаха в пещере и во время хиджры. Его кунья – Абу Бакр, он назван так из-за уникальности (ибтикар) своих нравственных качеств.
[3] Привел аль-Байхакы в «Даляиль ан-нубувва» (т. 2, с. 164) и Ибн аль-Асир в «Джамиꞌ аль-усуль».
[4] Он родился в шестом году после года слона, совершил хиджру в Эфиопию вместе с супругой Рукайей. Он не сражался при Бадре, поскольку, следуя повелению Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ухаживал за больной женой. Был третьим праведным халифом и одним из десяти сподвижников, которым при жизни был обещан Рай.
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!