Перечень налогов и сборов, взимавшихся в Римской империи



1) Сбор на содержание надзора за рынком. 2) Портовые сборы при нагрузке и выгрузке. 3) Дорожная пошлина. 4) За закрепление сделки (?) 4%. 5) За ярлык на ослов — по 8 драхм за каждого осла. 6) Налог на наследство. 7) 1/100, 1/60 — прибавки при некоторых сделках с фиском. 8) За обмен или размен денег — как прибавка к причитающейся сумме. 9) Ярлык на верблюдов. 10) Сбор при уплате налога за выписку квитанции, за прикладывание печати и т. п., прибавка на «поход» при сдаче налога натурой. 11) Сбор со скота. 12) Налог за владение рабами. 13) Сбор со свиней. 14) Сбор с быков. 15) Сбор с верблюдов. 16) Налог на виноградники. 17) Аннона — налог, сверх налога земельного и на урожай, в продовольственный фонд столицы. 18) Земельный налог. 19) Специальный налог на масличные плантации. 20) Специальный налог на огороды. 21) Налог на вино; налог взимался с производителя взамен сдачи вина натурой. 22) Налог на пшеницу. Тоже взамен сдачи натурой. 23) Налог на огурцы. 24) Сбор с финиковых плантаций. 25) Сбор с квартирной платы, взимаемой домовладельцем. 26) Сбор с рыботорговцев. 27) Сбор с ломовиков. 28) Сбор с банщиков. 29) Сбор с красильщиков. 30) Сбор с ткачей. 31) Сбор с ковровых мастеров. 32) Сбор с проституток. 33) Сбор с портных. 34) Сбор с валяльщиков сукна. 35) Сбор с парикмахеров. 36) Сбор с лодочников. 37) Сбор с корабельных плотников. 38) Сбор со строителей. 39) Сбор с погонщиков ослов. 40) Сбор с носильщиков. 41) Сбор с ремесленников. 42) Сбор с торговцев платьем. 43) Сбор со старьевщиков. 44) Сбор с зеленщиков. 45) Сбор с торговцев маслом. 46) Сбор с колбасников. 47) Сбор с менял. 48) Подушная подать... 49) Налог на доход от фиников. 50) Налог на доход с земли под постройкой. 51) Сбор на воздвижение статуй. 52) Сбор на содержание неимущих. 53) Сбор в пользу обер-егермейстера, придворного сановника, ведавшего императорской охотой. 54) Сбор на содержание бань. 55) Сбор на содержание и ремонт каналов. 56) Сбор на охотничьи копья. 57) Сбор hyper naubion — денежный сбор взамен трудовой повинности по очистке каналов. 58) Сбор на содержание именитого гостя. 59) Сбор на содержание яхты претора. 60) Сбор на содержание речной стражи. 61) Сбор на содержание домовой тюрьмы при конторе откупщика для недоимщиков. 62) Сбор на содержание гарнизона. 63) Сбор на содержание сторожевых вышек. 64) Сбор на содержание ситолога — откупщика или правительственного чиновника по сбору хлебного налога. 65) Сбор на содержание пристани сторожевого судна. 66) Сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти. 67) Сбор на жалование сторожам. 68) Сбор на содержание и ремонт плотин. 69) Сбор на содержание статистиков и счетчиков по исчислению налогов. 70) Сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений. 71) Сбор на содержание настоятеля (храма?). 72) Сбор на устройство зрелищ или религиозных процессий. 73) Сбор на содержание начальника района (меридарха). 74) Сбор на содержание сборщика налогов. 75) Сбор на благотворительность. 76) Сбор на папирус для канцелярий. 77) Сбор (нотариальный) за аренду. 78) Налог на торговый оборот. 79) Налог на поташ и мыло. 80) Налог на предметы роскоши. 81) Налог при отпуске на волю рабов. 82) Пошлины ввозные и вывозные. 83) Пошлины на пропуск в ворота. 84) Внутренние пошлины с вина, масла, тканей. 85) Сбор за выпас скота. 86) Квартирный налог.

 

Сальвиан. Об управлении Божьем (ок. 450 г.)

… было бы гораздо сноснее, если бы каждый заставлял другого терпеть то, что он сам переносит; но хуже всего то, что большинство обирается меньшинством, и общественные подати обратились в частную добычу; так смотрят не только высшие сановники, но и всякая мелочь, не только судьи, но и им подчиненные чиновники… Еще раз повторяю: существует ли такой город, в котором начальники не пожирали бы средства к существованию вдов и сирот, а вместе с тем и всякую святыню? …И если вы исключите тех, которые по своей власти и связям стоят вне грабежа или сами участвуют в нем, то ни один человек не ускользает от жадности этого особенного рода воров. Дело дошло до того, что только тот и безопасен, кто имеет силу подвергать другого опасности. …На самом деле, находят ли несчастные где-нибудь помощь для себя, когда даже пастыри церкви не имеют довольно твердости, чтобы удерживать от насилия угнетателей. Между этими пастырями одни хранят молчание, а другие говорят так, что лучше бы они молчали; нельзя сказать, чтоб им недоставало смелости, но их удерживает расчет и политика. …А между тем бедные разграбляются, вдовы стонут, сироты угнетены до того, что многие, принадлежа к известной фамилии и получив хорошее воспитание, бывают вынуждены искать убежища у неприятелей римского народа [германцев], чтобы не сделаться жертвой несправедливых преследований; они идут искать у варваров римского человеколюбия, потому что не могут перенести у римлян варварской бесчеловечности... В прежнее время высоко ценилось и дорого покупалось звание римского гражданина; теперь же от него отказываются, так как оно сделалось презренным и отвратительным. …Теперь поговорим о бакаудах (bacaudi)[4]: с ними обращались жестоко, их грабили и казнили несправедливые и кровожадные судьи; потеряв право римской свободы, они не дорожили честью римского имени. И мы вменяем им в преступление их несчастье, даем им ненавистное имя, которое сами сделали. Мы считаем их мятежниками, называем потерянными людьми, после того как сами принудили их к преступлению. Что же сделало их бакаудами, как не наши насилия и неправда наших судей, как не пени и грабежи со стороны тех, которые обратили общественные подати в свой частный доход и сделали налоги своей добычей? …им остается защищать жизнь, потому что свобода давно уже потеряна. …При увеличении налогов бедных угнетают первыми, и последними вспомнят, когда дело идет об облегчении. Еще недавно, когда бедствия городов принудили высшую власть уменьшить налоги, это облегчение, которое должно было распространяться одинаково на всех, было отнесено к одним богатым. …Единственное желание всех римлян состоит в том, чтобы не пришлось опять когда-нибудь подпасть под римские законы. Единственная и всеобщая мечта римского простолюдина относится к тому, чтобы жить с варварами. И мы еще удивляемся, что не можем победить готов, когда сами римляне предпочитают быть с ними, нежели с нами… В случае же совершенной невозможности того, чего они так сильно желают, они обращаются к последнему средству. Они отдают себя под покровительство и защиту богатых, делаются их крепостными и, так сказать, предают себя их власти и суду… Всякий для приобретения защиты должен предварительно отдать своему защитнику почти все свое достояние, так что отцы получают защиту ценой лишения наследства детей. …Что сказать о другом нестерпимом и чудовищном зле, которое не только ум человека не может переварить, но и слух не может вынести: эти бедные и несчастные, потеряв имущество, не теряют обязанности платить за него подати; отказавшись от права владения, несут подушный оклад. Имущества уже нет, но налоги гнетут. … Вот почему некоторые из тех, о которых мы говорим, или будучи благоразумнее, или наученные опытом, после того как они потеряли свои дома и поля или от частного завладения, или спасаясь бегством от сборщиков и бросая свое достояние, которое не могли сохранить, берут землю у знатных в аренду и делаются колонами (coloni) богатых. …богатые собственники, приняв колонов как поселенцев, начинают с ними обращаться как с крепостными; люди свободные обращаются в рабов. И мы удивляемся, как варвары могут брать нас в плен, когда мы сами полоним своих братьев? Нет ничего удивительного, что наши неприятели [германцы] так легко опустошают и грабят целые страны.

Книга VI, 13–15. Я видел сам, в Трире[5], людей благородного происхождения и в важном сане, которые, несмотря на то, что лишились своего имущества, среди разграбленной провинции, обнаруживали гораздо больший упадок в нравах, нежели было расстройство их имений. …Четыре раза Трир, этот самый цветущий город по всей Галлии, был взят варварами и разграблен... Варвары стоят в виду города, и никто не обнаруживает страха, никто не думает об охранении стен. …Таков характер римлян; они гибнут, но не исправляются. …Кто избежал смерти, тот стонал под бременем бедствия..., смерть дышала смертью. Но что же произвели все эти бедствия? Трудно вообразить, до какого безумия могут доходить подобного рода люди: несколько знатных, уцелевших во время разорения города, как бы спеша на помощь разоренным, начали хлопотать, чтобы получить от императоров позволение на открытие игр в цирке. …Где же ты полагаешь их устроить? Не на пожарище ли и пепле, не на костях ли и потоках крови погибших сограждан?

 

5. Письмо Сидония Апполинария к Геронтию[6] (467 г.)

 

…Конечно, сенат представляет много имен, известных огромными богатствами, знатного рода, почтенных по летам, опытных в деле совета, высокопоставленных по званию и равных по общественному положению; но все же… двое знатнейших консуларов, Геннадий Авиен и Цецина Василий, выдавались перед прочими. …Авиен достиг консульства счастьем, Василий – заслугами; Авиен был известен по легкости достижения почестей; в Василии поражала их многочисленность, хотя они достались ему и поздно. Около обоих, когда они выходили из дому, теснилась многочисленная толпа клиентов, предшествовавших, сопровождавших и окружавших их со всех сторон... Авиен все свое влияние употреблял на возвышение сыновей, зятьев и братьев; беспокоимый постоянно домашними кандидатами, он не так легко мог заботиться об удовлетворении требований посторонних искателей. …Авиен очень скоро сближался со всеми, но это сближение приносило немного пользы. …Тот и другой не были неприступны и горды в обращении, но если бы заискивать у обоих, то от Авиена можно скорее дождаться короткости, от Василия – действительного одолжения…

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!