Упражнения для развития смешанно-диафрагмического дыхания



1. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Подтянуть низ живота, крепко сжать мышцы ягодиц, затем быстро и легко вдохнуть носом. Фиксируя внимание на губах, медленно выдыхать воздух через узкое отверстие между сжатыми губами, мысленно считая до 10, 12, 15 и т.д. Одна рука лежит на брюшной полости, другая — на ребрах. Руки отмечают при вдохе расширение нижней и средней частей грудной клетки и легкое выпячивание живота. Это сохраняется почти до конца выдоха, так как брюшной пресс, постепенно и мягко надавливая на опустившийся при вдохе купол диафрагмы, подталкивает его вверх — дыхание ровной струей выходит через отверстие в губах. Живот и грудная клетка опадают очень медленно. Регулятором служат нижнебрюшные мышцы. Следовательно, сознательный процесс дыхания происходит следующим образом: подтягивается низ живота, сжимаются мышцы ягодиц — берется короткий вдох носом — воздух медленно выдыхается с мысленным счетом; потом наступает небольшая пауза отдыха, во время которой мышцы расслабляются.

ВНИМАНИЕ: напряжение нижнебрюшных мышц и мышц ягодиц невольно заставляет человека выпрямиться, свободно и легко откинуть плечи назад, держать голову прямо.

Мышечное напряжение при работе над фонационным дыханием должно быть дальше от работающего органа — гортани, поэтому так важно постоянно следить за свободой мышц шеи и плеч.

2. Сидя на стуле, крепко сжать мышцы ягодиц; взять носом вдох и постепенно выдыхать воздух через узенькое отверстие между сжатыми губами, мысленно считая до 10, 12, 15 и т.д. После каждого заданного счета расслаблять мышцы. Внимание фиксируется на тоненькой струйке выдыхаемого воздуха. Чем длиннее выдох, тем тоньше и острее струйка воздуха.

После 2–4 повторений этого упражнения, когда дыхание свободно укладывается в заданное время, можно начинать считать вслух. Считать плавно, не кричать. Важно стремиться к тому, чтобы после окончания заданного текста оставался небольшой запас воздуха.

Втягивание воздуха «через соломинку» — не поднимаются плечи. Вдох в процессе тренировки делается всегда через нос, даже когда рот открыт.

 

Дыхательные упражнения можно условно разделить на следующие группы:

1) Дыхательные упражнения в положении лежа, сидя, стоя, задача которых — освоение техники смешанно-диафрагматического дыхания с активизацией мышц брюшного пресса, сознательное регулирование его ритма, правильное соотношение вдоха и выдоха.

2) Дыхательные упражнения со специально подобранными физическими упражнениями, облегчающими выполнение правильного вдоха и выдоха и помогающими закрепить навыки полного, смешанно-диафрагматического дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха.

3) Тренировка дыхания при ходьбе, подъеме по лестнице, выполнении некоторых трудовых процессов, которые должны помочь закрепить и использовать в жизни навыки, приобретенные на специальных занятиях по дыханию.

4) Тренировка дыхания при чтении текстов с использованием навыков, приобретенных в предыдущих упражнениях. Цель - научиться распределять выдох на определенные части, диктуемые содержанием, логикой, синтаксисом автора. Эти дыхательные упражнения рекомендуется выполнять ежедневно. Упражнения в положении лежа рекомендуется делать утром, еще не встав с постели, и вечером перед сном. Дыхательные упражнения с движением рук на уровне головы и выше активизируют дыхательную функцию в нижней части грудной клетки и диафрагмы. Упражнения с руками на талии создают лучшие условия для вентиляции верхушек легких. Упражнения, при которых руки разводятся в стороны, а ладони поворачиваются вверх, помогают регулировать движение межреберных мышц при выдохе, содействуют плавному, медленному выдоху. Упражнения с движением ног в положении сидя, лежа и стоя укрепляют мышцы живота, диафрагмы, поясничные мышцы. Та же задача у движений туловища — сгибание, разгибание, наклоны в стороны. Увеличение внутрибрюшного давления при напряжении мышц живота косвенным путем тренирует диафрагму, вызывая ее ответную реакцию. Приседания, ходьба, бег на месте вовлекают в работу крупные мышцы ног. Активные сокращения этих мышц привлекают к ним большое количество крови и тем самым освобождают области верхних дыхательных путей от избытка скопившейся и застоявшейся крови. Действие этих упражнений напоминает действие горячих ножных ванн, которые применяются при воспалении слизистой оболочки носа.

Движения шеи — повороты головы, «кружение» ее — вовлекают в работу мышцы, расположенные вблизи верхних дыхательных путей. Такие движения снимают излишнее напряжение окологортанной мускулатуры и улучшают кровоснабжение верхних частей легких. Большое значение в работе над дыханием имеет общее эмоциональное состояние.

 

Дыхательная гимнастика для снятия напряжения окологортанной мускулатуры:

1. Поворот головы влево одновременно с глазами — вдох, в и.п. — выдох.

2. Запрокинуть голову назад — вдох, одновременно глаза подняты вверх; опустить голову на грудь — выдох, одновременно глаза опустить вниз.

3. Положить голову на правое плечо — вдох, в и.п. — выдох. То же в левую сторону.

4. Руки сложены на груди, полунаклон вперед — вдох (голова прямо), вернуться в и.п. — выдох.

5. То же и.п., полунаклон корпуса назад — вдох (голова прямо), вернуться в и.п. — выдох.

 

Задание. Прочтите текст в соответствии с расстановкой указателей добора дыхания.

// Была у Насти кукла. / Настя звала куклу «дочка». / Мама дала Насте для ее куклы все, что надо. / Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, / были даже гребни, щетки, бусы.

Л. Н. Толстой

 

Задание. Проверьте своё дыхание при чтении текста. После чтения отметьте, в каких местах текста сделан глубокий вдох и где добиралось дыхание.

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции

Четыре зеленых квитанции

О том, что получен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон,

Кидают в открытый вагон.

Готово. Уложен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

 

Голос

В образовании речи участвует голос. Звучание голоса – результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями и волей. Произнесение слов связано с дыханием. Намереваясь говорить, человек, прежде всего, вдыхает воздух, а затем постепенно выдыхает его. В результате смыкания и размыкания голосовых связок образуется голос. Он довольно слаб.

Усилителями (резонаторами) звуков голоса служат грудная клетка, нёбо, полость носа, зубы, кости лица, лобная пазуха. Сила голоса зависит от того, как направлены его звуки в резонаторы, в каком состоянии они находятся.

Голос каждого отличается тембром, то есть таким качеством, по которому можно узнать, кто говорит. Дело в том, что кроме основного тона, мы слышим ряд добавочных тонов – обертонов, зависящих от устройства гортани, ротовой и носовой полости говорящего. Этими обертонами и создаётся индивидуальный тембр и чистота звучания голоса человека.

В голосе различают высоту (звуковысотность), длительность (темп), полётность, то есть способность голоса лететь вдаль, выделяться на фоне других звуков.

От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне (регистре), снова повышается, падает, образуя мелодику речи. Способность голоса легко переходить от высоких звуков к средним или низким носит название гибкости голоса. Совершенствуя свою речь, чтец и рассказчик должны изучить возможности своего голоса, определить его диапазон, выработать его подвижность.

В процессе чтения или рассказывания голос не должен напрягаться. Только в том случае он может приобретать оттенки выразительности: мягкость, теплоту или, наоборот, резкость, холодность.

 

Дикция

Ясная, четкая дикция — первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губы мешают четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Речь часто бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова. Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции, является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развить и сохранить их эластичность и подвижность.

В тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

 б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГУБ:

1. Собрать губы, вытянуть их в трубочку (хоботок) и растянуть их в улыбку.

2. Движение «трубочкой» вверх–вниз и вправо–влево.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫКА:

1. И.п.: рот широко раскрыт, язык лежит плоско, с небольшим углублением на спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен как в момент зевка. Высунуть язык как можно дальше изо рта, а затем втягивать как можно глубже, так, чтобы образовался лишь мышечный комок, а кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в и.п.

2. И.п.: то же, как в упражнении 1. Нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка то поднимается и прижимается к корням верхних передних зубов, то опускается, возвращаясь в и.п.

3. И.п.: то же, но рот полуоткрыт. Высовывать язык наружу «лопатой» (языку придается плоская, широкая форма), так, чтобы он своими боковыми краями касался уголков рта. Затем вернуть язык в и.п.

4. И.п.: то же, что в упражнении 3. Высовывать язык наружу «жалом» (языку придается максимально заостренная форма). Затем вернуть язык в и.п.

5. Поочередно высовывать язык то «лопатой», то «жалом».

6. И.п.: рот полуоткрыт. Присасывать язык к небу, затем отрывать его с щелканьем.

7. И.п.: рот широко открыт. Кончик языка «жалом» поднимать вверх, касаясь альвеол верхних зубов, затем опускать, касаясь альвеол нижних зубов. Челюсти при этом не сближаются.

Упражнения артикуляционной гимнастики следует выполнять медленно, постепенно разогревая мышцы речевого аппарата.

Быстрый темп вызывает напряжение мышц.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!