Установление идентичности кама-гаятри



 

В своей книге «Мантрартха-дипика» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает один поразительный случай. Однажды, читая «Шри Чайтанья-чаритамриту», он дошел до стиха, в котором объясняется смысл кама-гаятри мантры:

ка ̄ ма-га ̄ йатри-мантра-ру ̄ па, хайа кр ̣ шн ̣ ера-свару ̄ па
са ̄ рдха-чаббиш ́ а акшара та ̄ ра хайа
се акшара ‘чандра’ хайа, кр ̣ шн ̣ е кари’ удайа
три-джагад каила ка ̄ ма-майа

«Кама-гаятри мантра неотлична от Шри Кришны. В этой царице мантр двадцать четыре с половиной слога, каждый из которых подобен полной луне. В этом собрании лун восходит луна Шри Кришны, наполняя все три мира премой» (ЧЧ.,М., 21.125).

Таким образом, в этом стихе утверждается, что кама-гаятри мантра состоит из двадцати четырех с половиной слогов. Однако, несмотря на долгие раздумья, Шри Вишванатха Чакраварти не мог определить, какой же слог кама-гаятри считается половиной слога. Он тщательно изучил книги по грамматике, Пураны, Тантры, а также шастры, описывающие театральное искусство (натью), стилистику (аланкары), и множество других книг, но нигде не нашел упоминания о половине слога. Во всех этих книгах говорилось лишь о гласных и согласных, которые составляют пятьдесят букв алфавита.

В книге по грамматике «Шри Харинамамрита-вьякара-на», которую написал Шри Джива Госвами, в разделе, посвященном названиям различных групп гласных и согласных (сангьяпада), Шрила Вишванатха Чакраварти встретил все то же описание пятидесяти букв. Он изучил «Матрика-ньясу» и другие книги, где рассказывается, как правильно располагать слоги (матрика), но о полуслоге не было даже упоминания. И в «Радхика-сахасранама-стотре» из «Брихан-нарадия-пураны» сказано, что одно из имен Вриндава-нешвари Шримати Радхики – Пачашад-варна-рупини, «Та, чей образ соткан из пятидесяти букв».

В результате Шрила Вишванатха Чакраварти пришел еще в большее замешательство. Он задумался: мог ли Кавираджа Госвами ошибиться, когда писал этот стих? Нет, это невозможно! Ведь он знает все (сарвагья) и потому полностью свободен от материальных недостатков, таких, как склонность впадать в иллюзию, совершать ошибки и т. д. Однако, если половиной слога считать неполную букву «та» в конце кама-гаятри мантры, тогда получается, что Кришнадас Кавираджа Госвами в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 21.126 – 128) перепутал порядок слогов:

сакхи хе! кр ̣ шн ̣ а-мукха-двиджа-ра ̄ джа-ра ̄ джа
кр ̣ шн ̣ а-вапу-сим ̇ ха ̄ сане, васи’ ра ̄ джйа-ш ́ а ̄ сане,
каре сан ̇ ге чандрера сама ̄ джа

дуи ган ̣ д ̣ а сучиккан ̣ а, джини’ ман ̣ и-сударпан ̣ а,
сеи дуи пу ̄ рн ̣ а-чандра джа ̄ ни
лала ̄ т ̣ е ашт ̣ ами ̄ -инду, та ̄ ха ̄ те чандана-бинду,
сеи эка пу ̄ рн ̣ а-чандра ма ̄ ни

кара-накха-ча ̄ ндера ха ̄ т ̣ а, вам ̇ ши ̄ -упара каре на ̄ т ̣ а,
та ̄ ра ги ̄ та мурали ̄ ра та ̄ на
пада-накха-чандра-ган ̣ а, тале каре нартана,
ну ̄ пурера дхвани йа ̄ ра га ̄ на

В этих строках Шри Кришнадас Кавираджа Госвами говорит, что лицо Шри Кришны – первая полная луна. Две Его щеки – тоже полные луны. Точка, нанесенная сандаловой пастой и украшающая верхнюю часть Его лба, – четвертая полная луна. А нижняя часть лба под этой точкой считается луной в аштами (8-го лунного дня), то есть половиной луны. Согласно этому описанию, половинным является пятый слог. Если неполную букву «та» в конце мантры принять за половину слога, тогда пятый слог не мог быть полуслогом.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур оказался в трудном положении. Он подумал, что, если слоги мантры не откроют ему себя, Божество мантры не явится перед ним.

А поскольку он не сможет лицезреть Божество мантры, которому он поклоняется, то лучше умереть.

С этими мыслями он отправился ночью на берег Радха-кунды, намереваясь расстаться с жизнью. Минула вторая прахара ночи (одна прахара длится 3 часа), он задремал, как вдруг ему во сне явилась Шри Вришабхану-нандини Шримати Радхика.

С большой любовью Она обратилась к нему:

– О Вишванатха! О Хари-валлабха! Не печалься! Все, что написал Шри Кришнадас Кавираджа, является непогрешимой истиной. По Моей милости он знает все Мои сокровенные чувства. Не сомневайся в его словах. Кама-гаятри – это мантра, предназначенная для поклонения Мне и Моему дорогому возлюбленному (прана-валлабхе). Мы являем Себя преданному в слогах этой мантры. Никто не способен постичь Нас без Моей милости. А полуслог описан в книге «Варна-гамабхасват». Только когда Шри Кришнадас Кавираджа обратился к ней, он разобрался, как составлена кама-гаятри. Изучи эту книгу и ты, и сделай это знание доступным всем, у кого есть вера.

Услышав наставления Самой Вришабхану-нандини Шримати Радхики, Вишванатха Чакраварти Тхакур тут же пробудился. Горестно взывая: «О Радха! О Радха!» – он заплакал в великой скорби, а, придя в себя, отправился выполнять Ее приказ.

Благодаря подсказке Шримати Радхики, он выяснил, что в этой мантре половиной слога является буква «йа», которая предшествует слогу «ви»; все остальные слоги – полные луны. Так по милости Шримати Радхики Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур постиг смысл мантры. Он смог лицезреть Божество мантры, которому поклонялся, и в своем совершенном, духовном теле (сиддха-дехе) участвовать в вечных играх Господа как Его вечный спутник. На берегу Радха-кунды он установил Божество Шри Гокулананды. Живя там, он созерцал сладостные игры, которые вечно происходят в Шри Вриндаване. Именно в это время он написал «Сукха-вартини», комментарий к книге Шрилы Кави Карнапура «Ананда-Вриндавана-чампу».

ра ̄ дха ̄ -парасти ̄ ра-кут ̣ и ̄ ра-вартинаx
пра ̄ птавйа-вр ̣ нда ̄ вана-чакравартинаx
а ̄ нанда-чампу ̄ -вивр ̣ ти-правартинаx
са ̄ нто-гатир ме сумаха ̄ -нивартинаx

 «Я, Чакраварти, не имею никаких иных желаний кроме одного – достичь Шри Вриндавана. Живя в бхаджана-кутире на берегу Шри Радха-кунды, наивысшего места игр Шри Радхи, я пишу комментарий к «Ананда-Вриндавана-чампу».

В последние годы жизни Вишванатха Чакраварти Тхакур был целиком погружен в бхаджан. Ответственность представлять шастры легла на его главного ученика – Баладеву Видьябхушану.

 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!