У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАРЫ УЧЕНИКОВ 12 страница



           

       35. БАСТИОНЫ ЛИЧНОСТИ

Тактика сражения предписывает: когда наталкиваешься на стену, ее нужно сносить.

       Поскольку личность ученика то и дело возводит эти стены, то их каждый раз приходится сносить. Чем быстрей ученик поймет, что всякий раз, когда он проводит ограничительную черту между собой и другими, он оказывается сепаратистом, тем быстрей он покончит с этой абсурдной, нелепой практикой — возведением стен.

       Физические стены предназначены защищать вас от холода, дождя и стужи, а не от братского союза, единении и солидарности. У астральных стен несколько другое предназначение, а именно: помешать другим войти в соприкосновение с нашими, подчас слишком хаотичными и бесконтрольными, чувствами. Мы потому и отгораживаемся, что не хотим, чтобы другие их увидели, т.е. не хотим нести ответственность за то, что являемся хранителями подобного хлама. Ментальные стены мы возводим тогда, когда хотим оградить от чужого посягновения наши мысли и идеи. Когда чьи-то взгляды и мнения расходятся с вашими или противоречат им, мы начинаем рьяно защищать и отстаивать собственное мнение, ибо, сказать по правде, не терпим инакомыслия. Мы не желаем рисковать и хотим уйти от ответственности, особенно в тех случаях, когда чувствуем, что наши собственные мысли и идеи не столь уж здравы или разумны, как нам казалось. Самое надежное в этом случае — отгородиться, тем более, когда другие не разделяют нашего мнения.

       Если же, паче чаяния, мы сходимся с ними во мнениях, то стены сами собой исчезают, поскольку и опасность в этом случае тоже отсутствует.

       Когда личность возводит ограничительную черту между нами и другими людьми, она одновременно возводит и потолки, призванные оградить нашу низменную природу от притока духовных энергий. Ибо чем сильнее наша личность отделена от других, чем сильней в ней чувство сепаратизма, тем уверенней она себя чувствует, чувствует под ногами твердую почву. Поэтому чем уже те рамки, которыми она окружает себя на всех планах, тем прочнее чувство безопасности и тем больше ее уверенность в том, что она защищена от любой угрозы. "Угроза" или "опасность" — это всегда неизвестность. Неизвестность беспокоит личность, тревожит и мучит сомнениями, поэтому в ней так сильна потребность окружить себя прочными защитными барьерами, которые, как броня, могли бы укрыть ее от излишнего беспокойства.

       В процессе физической жизни мы это делаем постоянно, укрываясь за стенами домов или комнат, корпусов или зданий. Мы пестуем наши милые привычки, наши маленькие интересы, которые вполне могут быть и "высокодуховными", лишь бы они оставались на уровне теории. Мы завязываем необязательную дружбу или поверхностные знакомства, поскольку это не требует от нас серьезной вовлеченности или отдачи самих себя, ибо мы не хотим переделывать наши старые, проверенные временем, надежные защитные методы; поэтому любое тесное общение или любой коллектив представляются вам опасными, если мы чувствуем, что они затягивают нас в круг своих интересов.

       На этом этапе мы обживаем астральный сепаратизм, который мы всячески лелеем и пестуем, тем самым изолируя от постороннего взора нашу чувственную область. В это время мы носим дружелюбно-нейтральную маску: мы хотим нравиться и импонировать другим, однако не настолько, чтобы это близко нас затрагивало. При этом, чтобы полностью скрыть свои чувства и защитить себя со всех сторон, мы нередко пользуемся ментальными защитными механизмами, ибо любая чувственная нестабильность или неуравновешенность — это всегда угроза для спокойной жизни личности, это ее головная боль и объект ее самых больших забот и треволнений.

       Никто не должен знать о том, что скрывается за красивым фасадом. Страшно подумать, что будет, если чужому глазу откроется маленький, капризный, неуравновешенный ребенок, которым мы, вопреки собственному нежеланию сознаться в этом, на деле являемся: настолько уже мы задавили в себе всю сознательную ответственность.

       Ментальные стены могут оказаться худшими из всех, поскольку личность, заключенная в эти жесткие рамки сепаратистского мышления, может быть по-настоящему холодной и бессердечной. Чаще всего мы возводим эти стены потому, что когда-то в прошлом мы оттеснили в подсознание и схоронили там слишком сложные для нас астральные проблемы. В этой ситуации ментальные способности явились для нас спасением. Мы призвали их на помощь и сумели найти в них защиту.

       Мы научились доктринерствовать, читать лекции, поучать других, смогли доказать свою значимость и возвыситься над окружением за счет своих ума и знаний... Но какая от всего этого польза, коль скоро другие видят истину яснее нас? Поскольку мы и являемся поставщиками мыслей, идей и идеологий для нашего "подлинного я", то мы же должны заботиться и о том, чтобы в эту нашу крепость не вторгались чужие мысли, мнения и идеологии. Поэтому мы спешим поскорее возвести из ментального строительного материала крепостные бастионы, стены и рвы, чтобы надежно оградить свою "башню из слоновой кости".

       Теперь личность чувствует себя уютно и тепло в этом тихом маленьком мирке за четырьмя стенами. Или она только делает вид? Самое удивительное, что все эти стены ученики возводят для того лишь, чтобы оградить себя от подлинной правды.

       Они думают, что именно эту правду они и ищут, хотя на самом деле ищут они не ее, а ту, которая устраивает их собственную личность. Эта правда дает им чувство безопасности, она испытана, надежна и знакома, поэтому на протяжении многих жизней они только и делают, что изолируют себя от мира целого, тем самым надолго замедляя процесс своего духовного развития. К сожалению, сами они этого не видят и не увидят до тех пор, пока душа не вырвет их из этого тесного мирка мнимого благополучия — например, сведя с человеком, в которого они влюбляются.

       Когда это случается, все стены, как под ударом, внезапно рушатся, и на какое-то время все вокруг кажется сплошной идиллией и счастьем, пока они не рассеиваются прахом. Ученик оказывается в весьма мучительной для себя ситуации: без стен, без защиты, с горою теоретического багажа за плечами, который он, однако, не знает куда девать и как применить, поскольку, по причине собственной самонадеянности, слишком долго отгораживался от мира. Теперь все стены пали, и целый мир шумит и грохочет вокруг него, а он не поспевает возводить новые стены взамен старых: так быстро они разрушаются и падают. Ученик растерян, беспомощен и вновь отброшен на стадию раннего детства, где он сформировал и пустил в ход все эти механизмы.

       При общении с людьми, с которыми он не связан близкими отношениями, он достаточно быстро обуздывает свои чувства и справляется с эмоциональными проблемами, особенно с теми из них, с которыми он до этого уже вступал в конфронтацию. Затем из глубинных тайников прошлого он молниеносно извлекает на свет божий свое ментальное менторство, ибо хочет, на основе прошлого опыта, добиться быстрого успеха. При этом ему невдомек, что, в сущности, он вновь готов возвести на пьедестал свои старые сепаратистские замашки. Ему необходимы быстрый успех и признание других; а поскольку в прошлом он добивался этого именно таким путем, то теперь, почти бессознательно, он вновь прибегает к помощи своих старых, проверенных методов и берет на вооружение те же установки, чтобы тем самым вернуть себе, хотя бы ненадолго, прежнее иллюзорное спокойствие.

       Эта стадия весьма опасна для ученика, оставшегося без привычных защитных стен, разрушенных при участии его души, которая знает все вкусы и пристрастия личности и знает, что именно ее устраивает, а что нет. Однако эта духовная свобода и тот простор действий, которые перед ним открываются, часто отпугивают ученика. И это понятно. Ведь вместе с исчезновением старых, проверенных защитных механизмов понемногу исчезают и последние остатки его так называемого внутреннего спокойствия и благополучия, оставляя его растерянным и беспомощным перед лицом бурлящего мира, и в этом состоянии беспомощности, окутанный туманами и мглой, он немедленно прибегает к услугам своих "старых добрых механизмов". Уж их-то он знает досконально!

       В этот момент гора оказывается неизмеримо далекой от ученика, чье сознание отторгает ее, как инородное тело, поскольку истинная духовность внушает ему непомерный страх. Этот страх вызван тем, что ученик вдруг, неожиданно для самого себя, понимает, что истинная духовность требует решительного и бесповоротного отказа от своих прежних комплексов, норм и привычек, от раздражения и жалости к самому себе, от бесконечных сетований в самонадеянной убежденности в непревзойденности своих ментальных менторских талантов. Эта стадия — стадия заключительного, выпускного экзамена, на котором очень многие ученики проваливаются и потому вынуждены возвратиться вспять, к своей пустой, никчемной жизни, ибо требования, предъявляемые к ним, оказываются для них слишком непомерными, а сами они не выражают особого желания выполнять их.

       На этом этапе происходит борьба за выбор между духовным служением и служением личности. Какой путь изберет ученик? Выбор первого пути, пути духовного служения, требует от учеников солидного мужества и сердечной вовлеченности, и когда они понимают, что именно от них требуется, многие ударяются в панику и идут на попятную. И если они вновь скатываются на свои старые, сепаратистские позиции, то оставшаяся жизнь проходит для них впустую. Стены отстраиваются заново, на прежнем месте возводится новая крепость на манер старой, личность вновь изолирует себя от мира и, сидя за крепостными стенами, ликует и празднует свою победу.

       Если ученик выбирает путь бескорыстного служения, то он в этом случае точно знает, что, как бы ни было тяжело и трудно, назад пути нет. Прежде чем личность будет побеждена и низложена на всех уровнях, этому всегда должно предшествовать служение. Поскольку ученик беззащитен и уязвим, как ребенок, то ему часто приходится молить о помощи и испрашивать защиты — до тех пор, пока заложенная в сознание новая программа не начнет действовать. Лишь тогда перед ним воочию раскрывается истинное величие души, и ему делается страшно при мысли о том, что однажды из-за своих безволия и слабости он чуть было не "продал свою душу".

       Поскольку внутреннее понимание учеником истинных размеров и величия своей души неуклонно ширится и возрастает, то он под ее влиянием в конце концов признает все свои ошибки и заблуждения и прочно утверждается в мысли о том, что самая важная и величайшая цель в жизни — это служение людям.

           

       36. ТЩЕСЛАВИЕ ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ

Чем ближе ученик к вершине, тем более осторожным ему следует быть в отношении своих гордости и тщеславия, которые подстерегают его на каждом шагу. Нужно помнить о том, что высокая степень духовности — это не только расширенное сознание, углубленные знание и понимание, но и большая опасность. К сожалению, очень часто ученик распознает эту опасность лишь тогда, когда, собственно, уже ничего не изменить. Пока его духовные желания возвышенны, пока они покоятся на преданности и смирении, особых сложностей не возникает; однако, как только смирение и чувственное благородство забываются, тут же ментальная гордость поднимает голову и идет в рост. Если при этом ученик не уверен в себе или внутренне ощущает свою неполноценность (в которой он не признается даже самому себе), то в нем начинает говорить естественное в таких случаях желание как-то утвердиться или реабилитировать себя, и в этом случае он призывает на помощь свое обширное ментальное знание.

       Когда ученик с таким ментальным складом видит, что его ум, знания и уверенность в своих силах производят неотразимое впечатление на более молодых и менее опытных учеников, почитающих эти качества за добродетель, он преисполняется великой гордости, ибо она в лице указанных учеников, его невольных обожателей, получает мощное подкрепление, не контролируемое чувством смирения, которое в эту пору ему еще не ведомо. Он не видит, что это обожание, которое часто выказывают менее опытные ученики более опытным, замешано на чувстве раболепного восхищения, которое, однако, исчезает, едва они поднаберутся ума-разума. Такой ученик начинает понемногу терять из виду свою гору. Указанные внешние атрибуты величия, т.е. почет и обожание со стороны других учеников, делаются для него все более значимыми и весомыми. Всякий раз, когда другие выказывают ему почет или уважение, его охватывает чувство невыразимого самодовольства, а поскольку ему все еще недостает внутренней уверенности в своих силах, то эти восхищение и обожание, которые он встречает у других, дают ему необходимые мужество, силу и весьма его укрепляют.

       Данный этап — один из самых опасных на пути следования ученика, и некоторые из них минуют его до Второго Посвящения, а некоторые — после. Как правило, незадолго до Посвящения ученик делается весьма чувственной натурой и, стыдясь этого, либо сознательно избегает малейшего проявления своей чувственности, либо просто подавляет свои чувства и вытесняет их в подсознание, поскольку всякий раз, когда он сталкивается с серьезными проблемами, обнажающими его неумение контролировать свои чувства и управлять своей чувственной природой, данное свойство его натуры доставляет ему массу хлопот и лишает его всякой уверенности в себе. Чтобы избежать этой неприятной необходимости лицезреть свои бесконечные поражения на чувственном фронте, он начинает всячески скрывать от себя и от других свою повышенную чувствительность, запирает свои чувства под замок разума и начинает старательно уверять себя и других в том, сколь он начитан, всезнающ и — ментален.

       Эти чары самообольщения (glamour) могут держать его в своем плену чрезвычайно долго, поскольку всегда найдутся люди, склонные верить его россказням о том, сколь он начитан, умен и как много он знает. Однако рано или поздно он будет разоблачен — ибо до тех пор, пока он запирает свою эмоциональность и ущемляет свое чувственное существо, личность не сможет интегрировать, т.е. сделать частью своей природы, даже малую частицу того обширного ментального знания, которое он накопил.

       Чтобы книжное знание перешло в мудрость, нужно согреть свою жизнь теплотой сердца, любовью, заботой и участием к судьбе других. Если он не заботится о других и не чувствует самой ситуации, его знание так и останется только теорией, голой, пустой и никчемной, не способной как-то изменить или преобразовать весь "зачарованный" уклад его жизни. В этой ситуации он не сможет долго скрывать правду и будет быстро разоблачен. Каким бы энтузиазмом или вдохновением ни дышали его речи, обращенные к другим, в них все равно останутся и поучающе-назидательный тон, и чувство превосходства, которые, из-за его неспособности понимать, сочувствовать или любить других, будут исподволь действовать на них раздражающе. И, хотя чисто интеллектуальное обаяние его ментального склада мышления может еще долго привлекать других своей возвышенностью и неординарностью, однако неспособность к сердечной любви и равнодушие к другим очень скоро станут заметны и разрушат весь этот искусственный мираж очарования, в результате чего он предстанет перед всеми в жалком обличии своего духовного несовершенства — как поверхностный, расчетливый, изворотливый тип, пускающий другим пыль в глаза.

       Чем больше это пристрастие к ментальной переоценке самого себя, тем заметней изъяны и тем быстрей придет час разоблачения, после которого он останется в одиночестве, наедине со своими собственными высокомерием и заносчивостью. Если он будет продолжать упорствовать в своем тщеславии, это надолго затормозит его развитие, и он просто будет топтаться на одном месте вместо того, чтобы идти вперед, ибо к этому времени его ментальный аспект сделается самодовлеющим и будет склонять его в сторону догматики и сепаратизма, в то время как чувственно-ментальный аспект так и останется не разобранным, беспорядочным и запущенным — отторгнутым в тайники подсознания. Но так будет выглядеть только внешне, поскольку душа не дремлет и постоянно нацеливает его на ту великую работу, которую ему, как ученику, предстоит проделать; но с другой стороны, пока сам ученик будет упорствовать в своем тщеславии и удерживать себя в этом нелепом положении, канал, связывающий его с душой, будет полностью перерезан, и о каком-либо контакте с ней в этом случае не может быть и речи.

       Чувства выйдут на волю и начнут бурлить в нем только тогда, когда этот массивный ментальный панцирь будет пробит или даст трещину, после чего период его ментального величия завершится, ибо дел окажется невпроворот: нужно будет детально разбирать и перерабатывать свои чувства, большая часть которых так и осталось на инфантильном уровне, ибо никогда не была до конца проанализирована и понята. Но душа ученика в это время ликует и расцветает, радуясь тому, что ментальная короста наконец лопнула и все развитие вновь пошло вперед своими темпами.

       Эта короста тщеславия и ментального самовозвеличивания может оказаться настолько плотной, что иногда требуются решительные меры, чтобы пробить в ней брешь.

       Такими мерами могут быть или увольнение с работы, или сильное потрясение, или любовь, или мощный отпор со стороны друзей, которые видя его насквозь и которым больше невмоготу выслушивать весь этот "маниакальный бред", или же бойкот со стороны коллег и подчиненных, недовольных его методами работы и подавших на него жалобу. Последнее зачастую самое опасное, ибо внезапно и надолго выбивает у него почву из-под ног и вдребезги разбивает с таким трудом завоеванный ментальный имидж. Поэтому он постарается тут же его восстановить и восстановит, если душа не войдет с ним в контакт еще до того, как данный процесс ментальной реабилитации будет завершен.

       Если же контакт удается наладить и он оказывается достаточно длительным и стабильным, тогда в жизни ученика наступает долгий трудный период эмоционального анализа и переделки своих чувств. Этот процесс будет суровым и безжалостным, но пройти его необходимо, ибо Врат можно достичь только одним путем — путем длительной обработки, анализа и постижения своей астральной натуры, когда все отторгнутые и хранящиеся в подсознании чувства вытаскиваются на свет божий, разбираются и перекраиваются. Период этот хотя и тяжелый, но весьма поучительный, и самый важный урок, который извлекает из него ученик, тот, что он приходит к пониманию того, сколь жестоко он заблуждался и обманывался в своей ментальной гордыне, наивно полагая, что управляет всеми своими чувствами. Это трудное время окажется для него не напрасным, ибо он в конечном итоге увидит, что он еще очень и очень далек от желаемого — от умения самому управлять своей эмоциональной природой.

       Другим важнейшим следствием или уроком данного периода явится тот опыт, к которому он придет в результате столь мучительного для него разоблачения его собственного ментального "величия". Пусть его гордость и самолюбие немного пострадают, но такое "страдание" будет только на пользу, ибо под его влиянием в нем проявится важнейшая из всех добродетелей — смирение. Где нет смирения, там нет и Посвящения. Таким образом, весь этот длительный процесс ментального самоодурачивания будет для ученика безусловно поучительным и полезным, и если ему посчастливится завершить его к моменту Второго Посвящения, то весь дальнейший период между Вторым и Третьим Посвящениями будет не столь мучительным и трудным.

       Если же ученик продолжает предаваться своим ментальным капризам и после Второго Посвящения, опасность вырастает неимоверно. На начальных стадиях ему вполне еще может хватить того запаса смирения, который он накопил к этому моменту, однако, если он затем не выдерживает и начинает обольщаться своими ментальными совершенствами, гордость и тщеславие в этом случае могут достичь катастрофических размеров и стать просто невыносимыми. Это, в общем-то, неудивительно, ибо склад его мышления в эту пору отмечен холодным сепаратизмом в отношениях с другими людьми, поскольку он, основательно перерабатывая свои чувства, умудрился при этом отгородиться даже от благородных тенденций, имевшихся в астральном теле. А поскольку грубые астральные свойства у него уже отсутствуют и не могут из тьмы подсознания управлять его намерениями, то его ментальные идеи или представления могут легко пойти не в том направлении, и посему он вполне может начать воображать о себе невесть что, наделяя свои ментальные способности самыми дикими, несуразными и ложными совершенствами.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!