Традиционное общество и особенности его развития



Это общество чаще всего связывается с Востоком, отсюда термин восточная (традиционная) цивилизация. К ним относятся: подчинение общества государству, отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан, поглощение личности коллективом, деспотическое государство. Существуют несколько моделей развития восточных обществ. Первую - составляют страны Дальнего Востока, добившиеся наиболее заметных успехов. Для них ха­рактерно полное господство свободного конкурентоспособно­го рынка, обеспечение государством эффективного функци­онирования хозяйства страны, гармоничное использование традиций и новаций. Возникает синтез традиционных и за­падноевропейских образцов мышления, норм поведения, цен­ностей. Например, в Японии представления о дисциплине труда восходят к нормам конфуцианства и сохраняют тради­ции прежних эпох, а политическая и экономическая системы строятся на принципах западноевропейского общества. Ко второй модели развития - индийской - относится группа стран современного Востока, которые развиваются по западноевропейскому пути, сохранив при этом свою традици­онную внутреннюю структуру. Здесь у большинства населения традиционные нормы и устои жизни настолько сильны, что пренебречь ими просто невозможно. Страны, находящиеся на этой стадии развития - Индия, Таиланд, Пакистан, Египет и др. Страны, принадлежащие к третьей модели развития - аф­риканской, численно преобладают и отличаются не столько развитием и стабильностью, сколько отставанием и кризисом. Сюда относится большинство африканских стран, некоторые страны исламского мира (Афганистан, Бангладеш), а также такие бедные страны Азии, как Лаос, Камбоджа. Бирма и др. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве этих стран в экономике весомую позицию занимают западные структуры, все же отсталая, полупервобытная периферия здесь более значима. Скудость природных ресурсов, слабовыраженный динамизм общественного развития, низкий уровень сущест­вования и потреблений поставили народы этих стран перед проблемой выживания.

Таким образом, традиционные общества под мощным воздействием западной (техногенной) цивилизации претерпе­вают существенную модернизацию. Одни из них были практи­чески поглощены техногенной цивилизацией, другие, испы­тав на себе воздействие западной культуры и технологии, смогли сохранить традиционные черты, превратив­шись в своего рода «гибридные» общества, третьи находятся в стадии стагнации и без посторонней помощи не в состоянии решить свои проблемы, отягощенные внутрен­ними конфликтами.

 

Индустриальное общество

Историческая эволюция общества включает в себя три стадии: традиционную, индустриальную и постиндуст­риальную. Индустриальное общество возникает как общество капиталистическое и в духовном аспекте было подготовлено эпохами Возрождения и Реформации в Европе. Реформация (XVI—XVII вв.) - религиозное и об­щественно-политическое движение, направленное на обнов­ление религиозной, церковной жизни, способствовавшее зарож­дению различных направлений протестантизма. Оно привело к тому, что в Европе утверждаются новые этические принципы: честность в деловой жизни, высокий престиж предпринимательской деятельности, скромное потребление. По-новому строились отношения с Богом - у каждого свой, индивидуальный путь к Богу, свобода совести. Реформация спо­собствовала укреплению в человеке чувства личной ответственности за свои поступки и за все, что происходит в мире. В этой связи индивидуализм становится основной чертой личности. В экономическом плане начало индустриальной цивили­зации было положено промышленной революцией конца XVIII в. в Англии. Это был переход от ручного труда к машин­ному производству, от мануфактуры - к фабрике. Постепенно формировались черты индустриального общества. Так, опре­деляющей чертой его явилась массовость (огромное количест­во людей вовлечено в сферу материального производства), ре­зультатом которой стало появление большого количества товаров и услуг. В индустриальном обществе экономика - ее основа, базовая структура. Экономика влияет на организацию труда, распределе­ние ресурсов, власть, на все аспекты общественной жизни. Американский ученый О. Тоффлер выделил ос­новные принципы индустриального общества: концентрация, централизация, синхронизация, стандартизация, специализа­ция и максимизация. Концентрация - это сосредоточение на крупных предприятиях все большей части средств производства и рабочей силы. Концентрация позволяет наладить поточно-массовое производство, снизить издержки, шире внедрять новую технику, постоянно повы­шать производительность труда. Производство, основанное на этих принципах, ведет к образованию монополий, интернаци­онализации хозяйственной деятельности. Концентрация име­ет место и в социальной сфере (формирование и поляризация двух основных классов - рабочих и предпринимателей-капи­талистов), в политике (образование больших, массовых пар­тий и движений), в науке (создание крупных исследовательских центров). Сюда можно добавить и процесс урбанизации - возникновение больших многомиллионных городов, сокра­щение сельского населения. Централизация - выражается в объединении нескольких предприятий в одно, в создании крупных финансово-промышленных групп. Синхронизация - принцип индустриальной циви­лизации, который указывает на то, что машины и механизмы, сам процесс производства диктуют человеку ритм жизни не только на производстве, но и в других сферах бытия. Стандартизация - отражается в произведенных товарах и услу­гах, т. е. в потреблении, а также в социальной сфере, где уси­ливается однородность социальной структуры за счет так называемых средних классов. Стандартизация охватывает все сферы жизни общества, в том числе культуру, образование, средства массовой информации. Специализация в индустриальном обществе оборачивается сужением круга деятельности человека, закреплением инди­вида за отдельной операцией или за одной какой-то функци­ей. Максимизация - это стремление выжать из всего макси­мум возможного. Это касается материального производства, социальной, политической и других сфер жизни общества. Самая узнаваемая черта индустриального общества  гос­подство массовой культуры, которая создает свои ценности и приоритеты, нормы и идеалы и навязывает их всему обще­ству. Массовая культура в данном контексте становится това­ром. Она также продается и покупается, подчиняется конъ­юнктуре спроса и предложения.

 

Постиндустриальное общество

В 60-70-е годы XX в. западная ци­вилизация в результате изменений в экономике, где лидирующие пози­ции занимают новые, гибкие, науко­емкие отрасли взамен тяжелой промышленности, переходит в постиндустриальную стадию развития. Этот переход связан с со­зданием разветвленной экономики услуг, доминированием слоя научно-технических специалистов, центральной роли теоретиче­ского знания в развитии экономики и принятии политических решений, бурным развитием «индустрии знаний», компьютери­зацией и появлением широких информационных систем. Сторонники концепции информационного общества (Д. Белл, А. Тоффлер) рассматривают в качестве доминирую­щего информационный сектор экономики, считая, что ин­формация и знание, а не капитал и труд - основа постиндуст­риального общества.

Вместе с тем в западном обществе в настоящее время растет озабоченность по поводу неконтролируемого, расши­ряющегося влияния техники и технологии на образ жизни и его возможные негативные последствия в будущем. Появля­ются пессимистические оценки возможностей научно-тех­нического решения проблем техногенного общества. В начале 70-х годов XX в. появляется концепция пределов роста, согласно которой, конечность раз­меров нашей планеты и ограниченность ее природных ресур­сов с необходимостью предполагают существование предела роста народонаселения и промышленного производства. При сохранении существующих тенденций к росту истоще­ние природных ресурсов и загрязнение окружающей среды достигнут критических пределов.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!