Общественное развитие: эволюция и революция



Общество и природа

Общество связано с природой: во-первых, оно есть ее важнейший эле­мент; во-вторых, оно через человеческую деятельность целе­направленно воздействует на природу, изменяя ее. Взаимодей­ствие общества и природы порождает большое количество противоречий. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа органически взаимосвязаны. Природа - естественное условие существования людей. Все природные и общественные системы являются динамическими или изменяющимися во времени. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на окружающую среду. Технические средства, облегчающие жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

В эпоху Античности природа трактуется как совершенный космос, противоположный хаосу. Это образец совершенства, средоточия мудрости и разумного начала, а взаимоотношение человека с природой должно быть гармоничным. В средневековой культуре с утверждением христианства природа мыслилась как результат творения Бога и нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку считалось, что только человек обладает божественным началом - душой. В эпоху Воз­рождения природа стала трактоваться как источник радости, наслаждения. Возрождается античный идеал толкования при­роды как образца гармонии и совершенства, единения человека и природы. На этой основе вызревают идеи романтизма и эс­тетического отношения к природе, а отход от природы рас­сматривается как нечто противоестественное и противореча­щее истинному предназначению человека. В Новое вре­мя, в резуль­тате активного освоения природы, развития эксперименталь­ного естествознания формируется идея подчинения природы человеком. Природа рассматривается как объект экспериментирования. Ф. Бэкон идею господства над природой посредством раз­вития науки выразил фразой: «Знание - сила». Понимание природы как области приложения научных идей человека, как объекта преобразования и подчинения человеком, удовлетворения человеческих желаний стало доми­нирующим в рамках западноевропейской технологической цивилизации вплоть до нашего времени. Отголоском этих идей является утверждение: «человек - царь природы». Вместе с тем в рамках традиционных восточных культур (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Вавилон) сформиро­валось совершенно противоположное видение природы и от­ношение к ней человека. Природа здесь рассматривается как целостный живой организм, все части которого тесно связаны друг с другом. Человек такой культуры не противопоставлял себя природе, не допускал насильственного проникновения в ее тайны, исключал враждебное к ней отношение и относил­ся к ней с любовью и благоговением. Вектор преобразующей деятельности человека был направлен не вовне, на природу, а внутрь человека, на его личное самосовершенствование, по­иск гармонии с собой и природой. Подобные, гуманные по отношению к природе, к космосу, взгляды, разрабатывали в середине XIX в. русские космисты. Для них - спасти мир можно только с помощью идеи целостного рассмотрения природы, восстановления нарушенных связей между челове­ком и природой. С точки зрения В. И. Вернадского, идея гос­подства над природой, рассмотрение ее как независимого от человека объекта должны смениться идеей гармонизации че­ловека и природы, человека и космоса, возрастанием ответ­ственности человека перед последующей эволюцией Земли. Гармония между человеком и природой связана с достижени­ем ноосферы (сферы разума) на всей планете, что ведет к пре­одолению необратимых, опасных, трагических для человече­ства процессов. Современная наука, особенно междис­циплинарное направление - синергетика, стремится выявить общие принципы самоорганизации в разных природных сис­темах, обогащая эти идеи новыми данными. Они позволяют лучше рассмотреть мир как целостный, живой организм, где малейшие изменения в отдельных частях его незамедлительно сказываются на человеке и на природе в целом. В связи с этим на современном этапе возникает необходи­мость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур, понимания природы как уникального целостного организма, отношение к которому следует строить с позиции партнерства, сотрудниче­ства и открытого диалога. Общество при всей своей интеллекту­альной мощи и относительной независимости не может су­ществовать и развиваться вне природы.

 

Общество как система

В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом спе­циального исследования (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс и др.). В конце 60-х- на­чале 70-х годов XX столетия идеи об обществе как едином, це­лостном организме получили обоснование в таком междисциплинарном направлении, как си­нергетика (Г. Хакен, И. Пригожин и др.). С точки зрения этих подходов, общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя от­дельных индивидов и социальные общности. Общество как система обладает следующими специфиче­скими чертами: 1.Большое разнообразие различных со­циальных структур, систем и подсистем. 2. Это система форм, связей и отноше­ний, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. 3.Самодостаточность, т.е. способность общества своей актив­ной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. 4. Динамичность, незавершенность и альтер­нативность развития. 5. Человек есть универсальный ком­понент социальных систем, включенный в каждую из них.

 

Институты общества

Ключевыми институтами в органи­зации общества, являются: наследование, власть, собственность, семья. Внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие институты. Например, экономические институты наряду с базовым институтом собственности включают мно­жество особых устойчивых систем отношений - финансовых, производственных, маркетинговых, организационно-управ­ленческих. В системе политических институтов современного обще­ства наряду с ведущими институтами власти выделяются демократические: политического представительства, прези­дентства, разделения властей, местного самоуправления, пар­ламентаризма. В системе правовых институтов выделяются такие как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др. В структуру религиозных институтов (на примере христи­анства) включены не основные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), епископата, крещения, исповеди, монашества. Внутри социального института родства наряду с основны­ми - семьи и брака развиваются неглавные институты мате­ринства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследо­вания и др. Социальные институты определяют общество в целом, каждый из них выполняет общественно значимую функцию.

 

Сферы жизни общества

Целостный характер общества не исключает его определенной внутренней дифференциации. Общество распадается на несколько относительно самостоятельных сфер: экономическую, политическую (политико-правовую), социальную и духовную. Основанием для их разграничения служат базовые потребности человека. Каждая сфера по пре­имуществу удовлетворяет какую-то одну из них. Экономическая сфера служит удовлетворению материаль­ных потребностей человека. В экономической сфере возникает система экономических отношений, которая воспроизводится в системе материального производства. Политическая сфера вырастает из потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, за­коне и порядке. Она представляет систему политических и правовых отношений, возникающих в обществе, отражающих сущность политической власти и отношение к ней всех членов общества. Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности. Она строится на базе социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Духовная сфера призвана удовлетворить потребность че­ловека в самореализации, самоутверждении, в нравственном совершенствова­нии. Таким образом, эта сфера отражает духовно-нравствен­ную жизнь общества, представленную такими явлениями, как культура, искусство, наука, религия, мораль, идеология.

 

Прогресс и его критерии

Прогресс - это направление раз­вития, для которого характерен пере­ход от низшего к высшему, от просто­го к более сложному, движение вперед к более совершенному, передовому. Прогресс более на­глядно проявляется в развитии производительных сил, менее заметен в области культуры, особенно морали и нравственности. Технический прогресс стимулирует развитие науки, а наука, в свою очередь, создает основы развития техники. Противоположно прогрессу понятие «рег­ресс». Это тип развития, для которо­го характерен переход от высшего к низшему, дегра­дация, утрата способности к выполнению тех или иных функций. Регресс имеет всегда пространственную и временную ха­рактеристику (страна, цивилизация и т. д.). Человечество в це­лом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться - это называ­ется стагнацией. Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности. Платон, Аристотель представляли историю общества как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Гесиод, Сене­ка рассматривали историю общества как регрессивный про­цесс, направленный по нисходящей линии. Многие древнеки­тайские мыслители считали, что «золотой век» также находится в прошлом. В христианстве впервые сформировалась идея рели­гиозного понимания развития общества как проявление воли Бога, осуществление заранее предначертанного божественно­го плана «спасения» человека. С бурным развитием капита­листических отношений и реальным ускорением обществен­ного развития появились оптимистические представления о всесилии человеческого разума и научного познания, о бес­предельной способности человека к прогрессивному разви­тию. Господствовало мнение, что не нужно оглядываться на древних, необходимо расстаться с «идолами» прошлого и уве­ренно идти вперед. Важным моментом в обществознании является определе­ние критериев прогресса. Французский философ-просветитель Жан-Антуан Кондорсе (1743-1794) считал критерием про­гресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон (1760-1825) утверждал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. По мнению немецкого философа Шеллинга (1775-1854), прогресс в науке и технике - скорее регресс, а источником прогресса скорее является постепенное прибли­жение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на об­щественный прогресс принадлежит Г.Гегелю (1770-1831). Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы: по мере роста сознания свободы происходит поступательное раз­витие общества. В марксизме критерием прогресса выступало развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и на этой основе добиться соци­альной гармонии и прогресса в духовной сфере. Прогресс многомерен: и в том смысле, что идет по многим направлениям во всех областях человеческой деятельности, и в том, что у него есть побочные эффекты, отрицательные последствия. Развитие человека в его духовном и телесном измерении - в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие фундаментальные показатели развития общества, как средняя продолжительность жизни че­ловека; детская и материнская смертность; состояние здо­ровья; уровень образования и воспитания; развитие различных сфер культуры и искусства; интерес к духовным ценностям; чувство удовлетворенности жизнью; степень соблюдения прав человека, потребность в общении, отношение к природе и т. п.

 

Общественное развитие: эволюция и революция

Процесс общественного развития может носить реформистский, или революционный, характер. Реформа - это изменение в какой-либо сфере жиз­ни общества, проводимое одновременно, через ряд постепен­ных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы. Последствия реформ про­являются не всегда быстро, следовательно, их объективная оценка может быть дана только по прошествии времени. Другой вид изменений - это революция, т. е. коренное, качественное изменение в основах ка­ких-либо явлений природы, общества и познания. Революция носит скачкообразный характер. Революции бывают кратковременные (Октябрьская 1917 года) и долговременные (неолитическая революция - переход от присваивающего к производящему хозяйству, продолжительностью несколько тыс. лет. В результате возникли земледельческие цивилиза­ции; промышленная революция XVI—XIX вв.. С понятиями «революция» и «эволюция» связано понятие «модернизация» приспособление к новым условиям).

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!