Анна Яковлева. Шуба. Филологическая повесть // Знамя, 2000,№12.



Собралась Вера Ваничкина наконец шубу купить. Время было самое подходящее: инфляция почти на нуле, судя по статистике в “Известиях”, июльская жара постаралась — цены сбросила, ну и жизнь тоже: накинула Вере сверх полтинника какую-то мелочишку — 52 года, пора и в шубе походить, наглядно увидеть результаты защит диплома и диссертации. А то ведь всё — оглянись, не увидишь ли чего важнее, чем твои сапоги. Ну и прооглядывалась: “красота спасет мир”, “поле битвы — сердце человека”. А того Федор Михайлович предвидеть не мог, что полем битвы станет жэк, и без сапог тоже нельзя: подошва стерлась, на асфальте — стекло, щебень, а ноги больные и голова гипертоническая — заносит.

Читая лекцию о хронотопах и архетипах, Вера в паузах задумывалась о житейских предметах, понимая, что не только стихи растут из сора, но и жизнь оттуда растет. Да и сор ли это — шестисотый “мерседес” крутого студента, а ты либо на “одиннадцатом” чешешь, либо братаешься поневоле в салоне душного трамвая с такими же “интеллектуалами”: “Не читали, Краснов выпустил сборник о постмодернизме?”, “А вчера началась конференция по семиотике”. Слышали, читали...

Страна, а может быть, и жизнь были немилосердными. Подставляя канавы, поливая дождями в январе, собирая толпы в час “пик”, они трудились над естественным отбором, но результаты были плачевными: вместо красавцев-спортсменов, которым все это преодолеть — раз плюнуть, ходили рядом с Верой такие же бедолаги в адидасовских костюмах, блестевших на солнце, и турецких юбках и не хотели умирать. А красавцы-спортсмены улыбались в объективы камер на полях Чечни и потом умирали публично, под привычные сводки о потерях на войне. Более удачливые тоже улыбались — телерепортерам на европейских симпозиумах, и улыбки их были естественнее. Ну, это контрасты. А Верина жизнь плелась мимо этих контрастов.

Впрочем, судьба изредка дергала за уздцы и Верину жизнь. Бегая от церкви, где Вера испрашивала милость у Господа, до ракового корпуса, где лежала ее мать, она корила себя за то, что не видела счастья в обыденном, роптала на жизнь и поплатилась за грех уныния. А унывать было нельзя: Верой назвали. В этом она выгодно отличалась от Башмачкина, а если поразмыслить, то тот же Гоголь, та же ирония: Вера, но Ваничкина. И все рядом было на -ечк-, -оньк-: квартирушечка, кухонька-залипухонька — двое сидят, трое на цыпочках. До поры до времени места хватало, а как лишилась отдельной кровати, на которую лег студент-племянник на пять лет, да встала на вахту у плиты вместе с сестрой Любой, да начала слушать рэп насильно, ждать по ночам со свиданий и ходить по милициям после разборок племянника с городскими чеченцами, так поняла теорию относительности в ее житейском варианте на собственной шкуре. Утром в аудиторию — о любовно-психологических коллизиях тургеневских романов, а вечером — житейские коллизии: “нужен адвокат, а зачем ударил, а не возьмут ли в заложники, могут взорвать”. И отчаяние в темноте осенней ночи.

Все это — Верина жизнь, которая накатывалась на Веру своей громадой, превращая абстракцию газетных строчек в конкретный ужас с холодным замиранием души и ноющим страхом где-то посередине Веры. Душа была повыше места, где ныло, и когда душа падала на это больное место, Вера неловко и нелепо кружила вокруг стола, читая “Отче наш” с пятого на десятое.

С Богом у Веры были особые отношения. Ну, с заповедями все ясно, а вот с “грехами отцов, которые падут на головы детей”, — это как? Почему человек, венец всего и подобие Божие, становится средством, а не целью? Очень этим Вера интересовалась, потому что на голову много упало. И оттого бунтовала, но бунт был — как у Щедрина — на коленях. И, как щедринские герои, терпит, терпит, а потом прошения начнет писать. До “значительного лица”, впрочем, не доходила, а с прокурором переписывалась: я, мол, такая-то и такая-то, по пункту такому-то то-то положено — помогите. Были случаи — помогали, чаще молчали. Но от надежды до отчаяния — долгий срок, вот им-то Вера и жила, это и было Вериной жизнью — ждать и надеяться. Отчаяние короче надежды — в этом и утешение.

Кто верит в приметы — не верит в Христа. Но Христос — он когда заметит, а чет-нечет — вот он, рядом. Посчитает Вера вагоны бегущего поезда — да и ничего, вроде бы и жить можно. Чашки, впрочем, к счастью бились редко. Но, по опыту, примета хоть и старая, а ненадежная. Матушка лет сорок назад целую буфетную полку кокнула. А сколько счастья? Раз, два и обчелся, “невидимые миру слезы”, а когда невмоготу, то и видимые. Ваничкины, одним словом, “бедные люди”. С последним, правда, вопрос. Рядом были и беднее, но это, очевидно, веселая бедность, когда нечего терять. Верина матушка балансировала на этой грани потери авторитета, обшивая семью и парясь у плиты, где готовились зимние запасы и велись разговоры об урожае или грядущей засухе. И не то что голодно или холодно было, а как-то тесно и тоскливо. И тогда Вера уходила в придуманные ею миры. Traumling — сны наяву — так это, кажется, у немцев называется. Нежная ткань этих мечтаний была радужной и хрупкой, если начать ее описывать. Ну да, как у Тютчева: “Мысль изреченная есть ложь”. Именно поэтому не любила Вера спектаклей по Чехову. В ее воображении это было ярче и глубже; как сердце мысли, пульсировала изящная аура происходящего. Вера тешила себя надеждой, что это не фокусы “женского романа”, которым она проветривала мозги по вечерам и спасалась от серьеза жизни. Нет, ей хотелось надеяться, что это рефлексия. Впрочем, может, и шизофрения — у психиатра она не была.

В самые трудные моменты принялась Вера за танки — стихи в японском стиле и, чтобы избежать пафоса, отправила в журнал, где обещали... Помните: “Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать...”. Вот-вот. Александр Сергеевич получал рублями, Вере посулили музыкальный центр. Смесь александрийского стиха с японской экзотикой не получила ничего. Да и что с Веры взять: не Пушкин, училась не на восточном факультете, а на филологическом, в провинции, а в провинции учат — известно как. Но именно провинция с ее неспешностью заставила Веру посмотреть глазами созерцателя: “Уходит жизнь, проходит время, но тихо все вокруг — как будто ничего не происходит”. И такая же дребедень, в том же духе. Иногда Вера боялась, что самоирония — так ей хотелось называть это качество — перейдет в холодный цинизм отчаяния. Она стояла на пороге этих чувств. Вот вам и “открытый финал”, как у Антона Павловича. До подтекста не дотянуться, а “открытый финал” есть: стоит на пороге — и Бог с ней. Горизонт фабулы только вот закрыт.

Сходила Вера на выставку мехов, погладила золото и серебро завитков. А вечером Люба принесла индонезийские плащи с подстежкой. Подшили, погладили — любо-дорого.

 

 

ТИМУР КИБИРОВ

 

Куда ж нам плыть? Бодлер с неистовой Мариной

нам указали путь. Но, други, умирать

я что-то не хочу. Вот кошка Катерина

с овчаркою седой пытается играть.

Забавно, правда ведь? Вот книжка про Шекспира

доказывает мне, что вовсе не Шекспир

(тем паче не певец дурацкий Бисер Киров)

“to be or not to be?” когда-то вопросил,

а некий Рэтленд граф. Ведь интересно, правда?

А вот, гляди — Чубайс!! А вот — вот это да! —

с Пресветлым Рождеством нас поздравляет “Правда”!

Нет, лучше подожду — чтоб мыслить и страдать.

Ведь так, мой юный друг? Вот пухленький ведущий

программы “Смак” даёт мне правильный совет

не прогибаться впредь пред миром этим злющим.

Ну улыбнись, дружок! Потешно, правда ведь?

И страшно, правда ведь? И правда ведь, опасно?

Не скучно ни фига! Таинственно, скорей.

Не то, чтоб хорошо, не то, чтобы прекрасно —

невероятно всё и с каждым днём странней.

“Dahin, dahin!” — Уймись! Ей-богу надоело.

Сюда, сюда, мой друг! Вот, полюбуйся сам,

как сложен, преломлён, цветаст свет этот белый!

А тот каков, и так узнать придётся нам!

Лень-матушка спасёт. Хмель-батюшка утешит.

Сестра-хозяйка нам расстелит простыню.

Картина та ещё! Всё то же и все те же.

Сюжет — ни то, ни сё. Пегас — ни тпру, ни ну.

Но — глаз не оторвать! Но сколько же нюансов

досель не знали мы, ещё не знаем мы!

Конечно же to be! Сколь велико пространство!

Как мало времени. Пожалуйста, уймись!

И коль уж наша жизнь, как ресторан вокзальный,

дана на время нам — что ж торопить расчёт?

Упьюсь, и обольюсь с улыбкою прощальной,

и бабки подобью, и закажу ещё.

И пламень кто-нибудь разделит поневоле.

А нет — и так сойдёт. О чем тут говорить?..

На свете счастье есть. А вот покоя с волей

я что-то не встречал. Куда ж нам к чёрту плыть!

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!