А. Пушкин. Царскосельская статуя
Что зашифровано в символах на картинах самого загадочного художника Золотого века: Азбука живописи Яна Вермеера
Один из самых известных художников Золотого века Голландии. Его утонченная техника живописи, эксперименты с оптикой и перспективой, уникальный способ передачи света и поэтический характер его изображений остаются непревзойденными по своей оригинальности и силе воздействия на зрителя. Это талантливо одаренный Ян Вермеер (1632–1675).
Ян Вермеер
В 1600—х многие люди не умели ни читать, ни писать. В этой связи творчество художников было очень кстати: они рассказывали свои истории через символы на картинах. Особенно актуальны были эти живописные рассказы во времена религиозных преследований и инквизиции.
Белый воротник — молодость, невинность и чистота.
Белый платок — аллегория нимба. («Женщина, держащая весы»).
Венок, горн и книга — обозначают Клио, музу истории. («Мастерская художника»).
Весы — символ взвешивания души, своих действий, метафора выбора между добром и злом. («Женщина, держащая весы»).
Виноград — признак плодородия.
Глобус — создавая картины «Географ» и «Астроном», художник задумал и образ ученого, занимающегося наукой, и символ вселенной, и связанную с ней идею конечной природы земного существования. Это был его любимый мотив в картинах XVII века.
"Астроном"
Грозовое небо — назревающая проблема.
Двуглавый орел — символ династии Габсбургов, которая с XVI века управляла семнадцатью провинциями Нидерландов. История вдохновляет художника. В художественных кругах со времен античности это его самый важный предмет, дающий право художникам на престижную позицию в обществе. («Бокал вина»).
|
|
Жемчуг — тщеславие («Женщина с жемчужным ожерельем», «Госпожа и служанка», «Любовное письмо», «Женщина с лютней», «Гитаристка»).
Женщина — в священном писании и картинах художника символизирует Церковь.
"Женщина с весами"
Зеркало — символ оценки достоинств и недостатков, добра и зла, двойственность женской природы.
Змея, раздавленная камнем — символ победы Христа.
Золотые монеты и жемчужины — символизируют опасность мирского поведения. («Женщина, держащая весы»).
Карта Нидерландов — географическая карта в XVII в. была ценным предметом интерьера, свидетельствующая о богатстве, а заодно и о патриотических чувствах ее владельца («Мастерская художника», «Молодая женщина с кувшином воды», «Офицер и смеющаяся девушка»). На картине «Женщина читающая письмо» карта Нидерландов на стене позади означала, что письмо написано путешествующим мужем.
Кисть для пудры — символизирует легкомысленность молодых женщин из высшего сословия, отсутствие домашних обязанностей и склонность к пустячным занятиям («Женщина с жемчужным ожерельем»).
|
|
Книга — обращает внимание на важность сюжета («Мастерская художника»).
"Женщина с лютней"
Корабль в море — тема картины прямо за головой горничной, и он символизирует поиск безопасной гавани («Любовное письмо»).
Кувшин вина и ваза с яблоками — символ падения человека в райском саду («Горничная спит», «Девушка, читающая письмо у открытого окна»).
Лимоны — олицетворяли собой кислую дружбу.
Метла, которая представляет голландскую поговорку «замужем за метлой» — еще один способ сказать, что они живут вместе вне брака. может свидетельствовать о том, что брак был забыт или отложен («Любовное письмо»).
Морские пейзажи — спокойное море означало спокойную жизнь, тогда как бурное море означало трудности.
Музыкальные инструменты — символизируют гармонию между мужчиной и женщиной. Музыка — это спутник радости, бальзам скорби. В живописи Вермеера музыкальная тематика часто перекликается с темой влюблённости и соблазна («Прерванный урок музыки», «Урок музыки», «Концерт», «Дама, сидящая за вирджиналем», «Женщина с лютней»).
|
|
Одинокий пейзаж с человеком — иллюстрирует разлуку влюбленных («Любовное письмо»).
Пара тапочек - символ женщины с сомнительной моралью («Любовное письмо»).
Смятые или отброшенные ноты могут представлять недостижимую гармонию («Любовное письмо, «Бокал вина», «Прерванный урок музыки».
"Бокал вина"
Стол женщины — это стол Господа, и он говорит о единении с Христом, которое традиционно и символически встречается в символах хлеба и вина («Христос в доме Марфы и Марии»).
Ткани — декор, который способствует успеху картины. Скатерти и тканные полотна придают картинам контраст, необходимый Вермееру для закрепления геометрической компоновки. Очень часто используемый предмет интерьера («Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина, держащая весы» и др.).
Три шкатулки (для денег, для украшений, для весов) — символ материальных благ и суетных радостей («Женщина, пишущая письмо», «Женщина, держащая весы»).
Яблоко — означает первородный грех. («Девушка, читающая письмо у открытого окна»).
Таким образом, предметы на картинах Яна Вермеера скрывают заложенные художником коннотации. Символы передают контраст, дополняют композицию и олицетворяют истинный сюжет.
|
|
А. Пушкин. Я вас любил…
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
1829
М. Лермонтов
Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Всё жив, хотя бессилен он;
Другим предавшися мечтам,
Я всё забыть его не мог;
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!
1831
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!
1837
Борис Пастернак
Рояль дрожащий пену с губ оближет.
Тебя сорвет, подкосит этот бред.
Ты скажешь: - Милый! - Нет, - вскричу я, - нет!
При музыке? - Но можно ли быть ближе,
Чем в полутьме, аккорды, как дневник,
Меча в камин комплектами, погодно?
О пониманье дивное, кивни,
Кивни, и изумишься! - Ты свободна.
Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер,
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно, что жилы отворить.
1919
А. Пушкин и А. Ахматова
А. Пушкин. Царскосельская статуя
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
1830
Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!