Дополнительные принципы, проявляющиеся в играх с песком 2 страница
Яркой иллюстрацией игровой терапии отреагирования может служить замечательный фильм-наблюдение Ролана Быкова «Кукла». Главная героиня фильма — девочка 6-7 лет. Вся ее жизнь протекает во взаимодействии с неким взрослым (женского пола) и куклой. Увлеченно играет девчушка с куклой: нежит, баюкает, кормит, одевает, поет ей песенки и пр. Но вот слышны тяжелые шаги, хлопанье двери, стук об пол тяжелых предметов, охи, недовольное бормотание, крики, шлепки, детский плач.
Сменяется кадр, и девчушка вновь играет с куклой. Но теперь она уже кричит на куклу, бьет, откидывает от себя. Затем поднимает ее с пола, прижимает к груди, успокаивает, что-то нашептывая.
Но вот снова шаги, открывается дверь. Взрослого человека не видно в кадре, лишь нечто гнетуще-зловещее заполняет комнату. И опять — бормотание, шлепки, крик, плач. Дверь захлопывается. Ребенок некоторое время находится в оцепенении, затем хватает куклу и бежит в сад, где под могучим деревом кидается на землю и начинает бить, в остервенении рвать куклу, кричать и плакать... Обессилев, девочка засыпает. А когда просыпается, то своими нежными, тонкими пальчиками собирает истерзанную куклу, прижимает ее к груди и спокойно возвращается в дом...
Так игры с куклой помогают этой маленькой девчушке вынести вовне свои тревоги, страхи, разочарования. И кто знает, не будь куклы, смог бы ребенок переносить те стрессогенные ситуации, постоянно выпадающие на ее долю.
|
|
3. Игровая терапия построения отношений
Философской основой этого подхода стала работа Отто Ранка, который перенес акцент с исследования истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт-клиент», акцентируя внимание на то, что происходит непосредственно «здесь и теперь».
Конечно же, в терапии отношений основное внимание уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом. Фредерик Аллен писал: «Я не боюсь дать пациенту почувствовать, что он интересен мне как личность. Я не буду прилагать никаких усилий для того, чтобы объяснить или интерпретировать прошлый опыт. В фокусе внимания находятся прежде всего сиюминутные чувства и реакции...».
Нам очень важен подход Фредерика Аллена (1934) и Джесси Тафты (1933), которые особенно подчеркивали необходимость отношения к ребенку как к личности, обладающей внутренней силой и способной конструктивно изменить собственное поведение.
Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к пониманию того, что они являются отдельными личностями со своими желаниями и что они могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими качествами.
|
|
4. Недирективная игровая терапия
Недирективная терапия, или терапия, «центрированная на клиенте», наиболее полно получила свое отражение и обоснование в трудах Карла Роджерса (1942). Он расширил первоначальные концепции и разработал систему недирективной терапии. Успешно применяла принципы недирективной терапии Виржиния Экслайн (1937) в игровой коррекционной работе с детьми. Недирективная терапия не тратит усилий на то, чтобы управлять ребенком или как-то изменить его, основываясь на идее, что поведение ребенка всегда направляется стремлением к наиболее полной самореализации. Цели недирективной терапии состоят в самопознании и самореализации ребенка.
Обобщая свою концепцию игровой терапии, Экслайн (1950) отмечает: «Игровой опыт терапевтичен, поскольку в игре создаются безопасные отношения между ребенком и взрослым так, что ребенок свободен утверждать себя так, как умеет, и быть в точности таким, каков он в данный момент, собственным способом и в собственном темпе...».
5. Игровая терапия в условиях школы
Школа видит свою основную цель помощи детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к усвоению предлагаемых знаний наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Русская пословица гласит:
|
|
«И один человек может привести лошадь к реке, но даже сотни людей не заставят ее пить воду, если она того не желает». С одной стороны, игровая терапия способна возбудить интерес к учению, к творческому, продуктивному взаимодействию в учителя и ученика в процессе общения. С другой стороны, игровая терапия призвана оказать содействие в формировании личности в целом. Игровая деятельность дает возможность ребенку почувствовать себя хозяином положения, властелином своих эмоций и чувств, первооткрывателем и успешным человеком, тем самым формируя положительные представления ребенка о себе.
Безусловно, направленность игротерапии и способ ее организации зависят от той терапевтической школы, к которой принадлежит игротерапевт.
Рассмотрим подход к «игротерапии» в русской деревне 16-19 веков. Ребенок до семи лет в русской деревне не воспитывался в современном понимании этого слова. Крестьяне были убеждены, что ребенок еще находится в стадии младенчества, а посему существо еще глупое, неразумное. Взрослым не приходило в голову учить семилетнего ребенка азам крестьянского труда — уходу за животными, земледелию, охоте, шитью, пряже или выпечке хлебов. Однако, это не означало, что родителями совсем не прилагалось никаких усилий чтобы вырастить своего малыша достойным, трудолюбивым крестьянином или ремесленником, или расторопной и всеми уважаемой хозяйкой домашнего очага.
|
|
Крестьяне ненавязчиво приучали ребенка к мысли о том, что ему в жизни придется много трудиться, и что труд может приносить радость и удовольствие.
Этот основной ценностный постулат крестьянской жизни закладывался в душу ребенка через своеобразную игру «в труд». Игру, которая сопровождала жизнь крестьянской семьи буквально на каждом шагу.
Малыш двух—четырех лет видит вернувшегося с работы отца, слушает его рассказы, и у него, естественно, возникает желание стать таким же ловким и смелым, удачливым охотником, как и отец. И поэтому сын с отцом вместе отправлялись на огород, чтобы где-нибудь в зарослях травы поставить простейший силок, в который, по уверению отца, обязательно попадется перепелка, необходимо только немного подождать. Малыш отправляется домой или играть с детворой, а взрослые подкладывают в ловушку пойманную накануне отцом птицу. Через некоторое время напоминают малышу, что необходимо время от времени следить за силком. Ребенок бежит в огород и... радостно приносит в дом свою первую добычу. Ликует малыш и ликуют взрослые, хвалят его за ловкость, терпение, удачливость. Мать целует его, называет своим «промышленником, кормильцем, удачливым охотником».
Иногда ребенок обрывками сети в глубокой луже пытался поймать рыбу, и надежды его всегда оправдывались. В его садок всегда попадала рыба из садка отца. Заметьте, что ни один взрослый не осмеивал действия малыша, не уверял его в бессмысленности данного предприятия, а всячески помогал осуществлению ребячьих замыслов. Если мать замечала, что дочка заигралась с куклами, то всегда напоминала ей о том, что куклу надобно накормить, сварив ей обед, а то она останется голодной. Никогда не забывала мать похвалить свою ненаглядную дочурку за приготовленный для кукол обед или сшитую рубашку.
Не правда ли, как успешно формируется и развивается САМОСТЬ в этих неприхотливых крестьянских семейных играх в «труд». И не за горами то время, когда неразумное дитя перейдет из младенческого возраста в отрочество, которое начиналось по мнению русских людей с 7-8 летнего возраста и продолжалось до 15-летия. А уж в это время: «Сумел дитя родить, сумей и научить!» — гласит народная мудрость.
А пока все время дитяти отдано играм. В подвижные, игры-забавы, игры-страшилки и потешки играли с малышней на деревенских улицах и дворах пестуньи. Пестуньями называли девочек постарше, которые с удовольствием в свое свободное время возились с малышней. Разные это были игры: веселые и забавные, несущие в себе некие традиции и обряды, элементы драматизации преданий и народных сказок. Но самое главное, что заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились привить своим детям желание проявлять доброту к людям. «Добро творить — себя веселить». Особенно старались удержать ребенка от мстительности, ибо держать долго зло на другого человека — тяжкий грех. Оказывается очень важно либо простить обиду, либо ответить на нее, не откладывая на долгий срок, словом или кулаком. Видимо поэтому в культуру народных праздников входят и частушки, порой такие едкие, и кулачные бои, а зачастую и деревенские драки, после которых обязательно была мировая!
Не правда ли, в неприхотливом быте русских крестьян, в играх детей заметны элементы известных нам направлений игротерапии? Это и терапия отреагирования, и терапия отношений, и недирективная терапия, центрированная на ребенке.
Особенностью русской игротерапии (позвольте так называть это явление народной жизни) всегда была, есть и будет тесная связь с реальностью, бытом, устоями, истинными ценностями, культивируемыми русским народом.
Таким образом, дорогие соотечественники, наша форма игротерапии уходит корнями в глубь веков, имеет традицию. И, быть может, пройдет немного времени, и русские игротерапевты будут помогать семьям воспитывать гармоничных детей, следуя русской традиции.
СКАЗОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ
Что же отличает русскую традицию игротерапии? Прежде всего, тесная взаимосвязь с жизнью и общечеловеческими ценностями. Инструкции к играм часто брались из народных сказок и преданий.
Сказочная игротерапия является преемницей этой традиции. Самое главное — построить связный сюжет игры, где одна игра плавно перетекает в другую, отражая жизненно важный опыт.
Основной признак сказочной игротерапии — инструкция к игре в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста клиента. Мы заметили, что инструкция в сказочной форме создает условия для более глубокого проживания ребенком, подростком и взрослым всего хода игры. Кроме того, в контексте сказкотерапии, игры становятся важным инструментом для «подачи» выделяемых нами видов сказок.
Мы выделяем два способа превращения обычной игротерапии в сказочную.
Способ первый. Сегодня, к счастью, издано множество книг, описывающих разнообразные игры. Их можно взять за основу. Превращаясь в сказочного игротерапевта, нужно просто «переписать» инструкцию к игре в форме сказки или притчи. Возьмем к примеру, всем известную игру «в колечко». Помните, «колечко, колечко, выйди на крылечко»? Попробуем превратить ее в сказочную игру. Основной образ игры — колечко. Тот, кому оно досталось, может смело выходить «на крылечко». Причем, задача других играющих — этого не допускать.
Не исключено, что эта игра относится к разряду предбрачных. Давным-давно, вероятно, в нее играли несколько девушеки юноша. Юноша выбирал себе невесту. Признак выбора — тайная передача избраннице кольца. Потом юноша мог выйти за порог и подать своей суженой знак словами: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Девушка должна была быстро отреагировать, не дать своим конкуренткам опомниться и удержать ее. На крылечке, вместе с юношей, она уже в безопасности, и готова принять новую социальную роль жены. Это лишь версия, но она может лечь в основу сказочной инструкции к игре. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был царь. И было у него двенадцать дочерей. Все, как на подбор, красоты неписаной. Но характер красавицы имели лютый. На людях улыбаются, скромными кажутся, а как между собой останутся, все ссорятся да ругаются. Все друг дружке завидуют. Все им кажется, что батюшка кому-то из них лучшие подарки делает! Вот беда царю: дочек замуж выдавать, да женихов нет. Никто ведь не хочет в жены взять сварливую, да злобную. А характера-то не скроешь под улыбками да речами сладкими!
Но, к счастью, не все дочери были характера злонравного. Одна, самая младшая, в ссоры не вступала, козней не строила. Была она кроткой и нежной. Да только сестры ее не жаловали. Как приедут к ним женихи заморские, все норовят сестры заслонить младшенькую. Чтоб не почуял никто сердца доброго.
Да только жемчужину-то не утаишь! Шла молва о красоте и нраве кротком младшей дочери царя. И вот однажды заехал в царство принц знатный, богатый, заморский. Несмотря на то, что вырос он в роскоши и почитании, имел он золотое сердце, был умным и ловким. Слыхал принц о дочерях царя, и захотелось ему посмотреть на них, познакомиться.
Царь принял его с радушием. Еще бы, родовитый богатый жених объявился! Царевны принца обступили. Расспрашивают его о делах заморских, да глазки строят. Видит принц, что сестры между собой не дружны. То одна пихнет сестру, то другая ущипнет, — все к принцу поближе встать пытаются.
Но сердце-то у принца было чуткое. Почувствовал он, что судьба его где-то рядом, но глаза ее пока не видят. Что же делать?
Но принц недаром заморским был. Имел он колечко особенное, волшебное. Колечко то по наследству у них передавалось, от отца к сыну. Еще во времена стародавние добрый волшебник прадеду за особую доблесть его подарил, да сказал: "Не даю тебе ни злата, ни серебра; самый дорогой подарок делаю — это кольцо поможет тебе выбрать самую лучшую жену. И сыновьям своим сей перстень передай". Так с той поры и повелось у них в роду: все принцы себе лучших жен выбирали. И дети поэтому в любви рождались. От того и сердца у них были добрые.
Отошел принц в сторонку, зажал колечко в кулаке и шепнул ему: "Лети к суженой моей. А как выйду я на крыльцо, позову тебя. Пусть суженая моя и передаст тебя мне". А колечко-то волшебное. Оно невидимым стало, да по воздуху, незаметное для сестер, перенеслось к младшенькой, да прямо на ее пальце оказалось. Удивилась девушка, но виду не подала.
Принц же, тем временем, с царем распрощался, за прием поблагодарил, царевнам поклонился и в путь заторопился. А как вышел из дворца, так позвал: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!"
Услыхало его колечко. А оно же на пальце у младшенькой было! Так царевна и побежала к своему суженому. Пытались сестры удержать ее, дане смогли.
Увез принц свою ненаглядную, сыграли они свадьбу. Жили долго и счастливо. А колечко-то потом к сыну их перешло ».
С тех пор многие играют «в колечко», давайте поиграем и мы.
Согласитесь, дорогие читатели, давно знакомая игра приобрела совсем иной смысл благодаря сказочной инструкции. Теперь игра станет осознанным приобщением к жизненным ценностям, к сокровищам коллективного бессознательного. Таким образом, можно адаптировать любую известную игру. Восприятие и проживание ее существенно углубится.
Способ второй. Он подразумевает обратное действие: игра придумывается к сказке. Как вы уже знаете, в системе сказкотерапии мы выделяем пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные. В зависимости от целей работы и проблем клиента или воспитанника подбираются соответствующие сказки, и на основе их сюжета придумываются игры.
Например, нам необходимо проработать с детьми идею помощи ближнему. Без этого эффективная созидательная коммуникация невозможна. Если мы сами не имеем возможности написать сказку или притчу на эту тему, то ищем среди художественных сказок сюжет, иллюстрирующий эту идею. Например, сказка «Цветик-семицветик». Фабула ее всем известна: девочка получает в подарок чудесный цветок, исполняющий желания. Шесть лепестков она потратила с наименьшей пользой. Зато последний лепесток принес пользу больному мальчику. В игре «Цветик-семицветик» мы обыграем чудесные свойства цветка и научимся их созидательно использовать. Но прежде мы обязательно обсудим сказку.
Итак, с правилами игры знакомит ведущий. Из оборудования потребуются один лист ватмана, набор цветной бумаги, клей, ножницы, карандаши и ручки по количеству играющих.
— Сказка рассказала нам, дорогие друзья, о чудесном цветке, исполняющем желания. Цветик-семицветик был подарен волшебницей. Но мы с вами находимся в сказочной стране, и сами можем быть волшебниками. Тем более, что это нам не раз удавалось! Давайте вырастим свой Цветик-семицветик.
— Вы спрашиваете, как это сделать? Вот большой лист бумаги. Давайте его сделаем волшебным. Вы уже знаете, что для этого нужно передать листу частичку своего тепла. Положите, пожалуйста, руки на лист бумаги, поводите по нему руками. Чувствуете, он постепенно становится волшебным? Теперь возьмите простые карандаши.
— Давайте договоримся между собой: кто рисует стебель, кто — листочки, кто серединку, а кто лепестки Цветка.
— Прекрасно, дорогие волшебники! Эскиз нашего Цветка готов. Теперь нужно сделать его волшебным, в особенности его лепестки. Но знаете ли вы, что нужно для этого сделать?
— Чтобы лепесток был волшебным, в него необходимо заключить доброе пожелание близкому человеку.
— Возьмите цветную бумагу, ножницы. Вырежьте по одному лепестку. На обороте лепестка напишите доброе пожелание кому-то. Не торопитесь, хорошо подумайте. Ведь все может сбыться!
— Итак, чудесные разноцветные лепестки готовы. Пожалуйста, прочитайте ваши пожелания, написанные на обороте лепестков.
— Дорогие волшебники, вы создали чудесные лепестки с добрыми пожеланиями. Теперь приклейте, пожалуйста, кончик лепестков в серединке Цветка.
— Вот мы и создали Волшебный Цветок, исполняющий желания. Давайте вспомним сказку. Девочка с небольшой пользой истратила шесть лепестков. Почему? Да, она думала только о своих желаниях. Вы, дорогие волшебники, подумали о тех, кто рядом с вами, ваших близких.
— Наш цветок создан для того, чтобы нести радость. Мы можем оторвать по лепесточку для наших близких, и отнести им добрые пожелания.
Другой пример. В группе есть проблема конструктивного проявления чувств и взаимодействия друг с другом. Дети проявляют агрессию, быстро обижаются, тревожны. С одной стороны, нам необходимо снизить уровень психоэмоционального напряжения, с другой стороны, важно проработать с детьми тему эмоций и чувств. Иначе говоря, нам нужно преодолеть «хаос» в эмоциональной сфере и «включить» естественные механизмы саморегуляции.
Как добиться этого? Конечно, с помощью психотерапевтической сказки, которая расскажет ребятам о Стране Чувств. Сказку мы сразу же разыграем в песочнице.
Идея состоит в представлении нашего внутреннего мира в образе сказочной страны, которой правит добрый и мудрый Король. Он имеет множество слуг — это наши чувства, желания, мысли, намерения. Самое главное для нас — разделить Короля и его слуг (а на психологическом языке — «усилить Я»). Для этого мы последовательно знакомимся со слугами Короля, узнаем их поближе, понимаем, что самое главное качество королевского слуги — чувство МЕРЫ. Образ Меры — образ баланса во внутреннем мире.
Мы говорим с ребятами о том, что у каждого из нас внутри есть такая сказочная страна, есть Король и слуги. Но насколько силен Король? Бывает, что слуги захватывают власть в стране, а Король оказывается в темнице или изгнании. Как, например, было, когда власть в стране захватили слуги по имени Обида, Злость и Страх. А случилось это так...
«Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Удовольствие, Интерес, а Злость, Обиду, Страх встречать нечасто. Но мы ведь с вами знаем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!»
Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Но, если о нас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за нашей спиной, мы это почувствуем? Конечно! Нам будет приятно или неприятно? Конечно, неприятно! А когда нам неприятно, мы какие дела будем делать быстрее: хорошие и плохие? Многие люди, когда о них плохо говорят, обижаются и совершают не очень хорошие поступки. Так случилось и в нашей чудесной стране чувств... (Далее рассказ ведущего разыгрывается в песочнице. Ведущий предлагает ребятам создать Страну Чувств, потом продолжает свой рассказ.)
Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!