ТЕМА: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева как сентименталистский роман ( 2 часа)



1. Значение эпиграфа (в смысловой и композиционной структуре романа).

2. Особенности композиции романа.

3. Стилистическое и жанровое своеобразие «Путешествия».

4. Структура образа путешественника: эмоциональная доминанта, черты автобиографичности.

5. Сочетание сентиментальных и классицистических установок в романе.

6. «Продолжение путешествия». «Путешествие из Москвы в Петербург» А.С.Пушкина.

Тексты:

1. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Любое издинае.

2. А.С.Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург» //Пушкин А.С. Собр. соч. в 10т. (или любое другое издание).

 

Литература для конспектирования :

Лотман Ю.М. Из комменатриев к «Путешествию из Петербурга в Москву» // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, 1992. Т.2. Или любое другое издание этой работы.

Лотман Ю.М. «Сочувственник» А.Н.Радищева А.М.Кутузов и его письма к И.П.Тургеневу //Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958 – 1993). СПб, 1997.

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб, 1994. (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

 

 

Коллоквиум № 1 ( 2 часа ) . Проводится на 3 по счету семинаре.

ТЕМА: Реформа русского стихосложения Тредиаковского – Ломоносова.

Теоретическ ая подготовка:

1. Прочитайте в хрестоматии[2] отрывки из «Письма Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских». Выпишите из него положения Кантемира «о выборе рифм», «о мере стихов», «рассуждение» о стопах и «правила тринадцатисложного стиха».

2. Составьте конспект помещенного в хрестоматии отрывка из работы Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов...» по следующим положениям: характеристика «героического» 13-сложного стиха (количество слогов и стоп в строке); оценка ямба и хорея; оценка «трисложных» стоп; значение «пересечения»; характеристика 11-сложного стиха; характеристика «неправильных» стихов; функции мужских и женских стихов (рифм) и их сочетания; истоки реформы Тредиаковского.

3. Составьте конспект «Письма о правилах российского стихотворства» Ломоносова. Обратите внимание на следующие положения: три «основания» реформы; положение о стопах; 30 видов сочетаний размеров; положение о пиррихиях и спондеях; связь размера с одержанием стихотворения; три вида рифм; сочетание рифм.

4. Сопоставьте содержание работ Тредиаковского и Ломоносова по следующей схеме:

 

                Общие положения                        Разногласия
     

       

Укажите, в каких случаях, Ломоносов пошел дальше Тредиаковского, развивая высказанные им предположения.

 

Практическая часть (письменно) :

Проанализируйте предложенные фрагменты по указанному плану.

 

Автор                                 Текст          План анализа
  А.Д. Кантемир     Петрида, или Описание стихотворное смерти Петра Великого, императора всероссийского Я той, иже некогда забавными слоги, Не зол, устремлял свои с охотою роги, Бодя иль злонравия мерзкие преступки, Иль обычьем ствердимы не в пользу поступки, - Печаль неутешную России рыдаю: Смеху дав прежде вину, к слезам побуждаю; Палу гибель чрезмерну в роксолян народе, Юже введе смерть Петрова перва в царском роде.   Определите: 1. количество слогов в рифмующихся строчках; 2. упорядоченность размещения ударения в строке; 3. характер рифмы; 4. местоположение цезуры, какой результат дает последовательное ее применение; 5. сделайте вывод о характере стихосложения в целом.
  В.К. Тредиаковский   Эпистола от Российской поэзии к Аполлину Девяти парнасских сестр, купно Геликона, О начальник, Аполлин, и пермесска звона! О родитель сладких слов, сердце веселящих, Прост слог и не украшен всячески красящих! Посылаю ти сию, Росска поэзия, Кланяяся до земли, должно что самыя. Нову вещь тебе хочу сею объявити, И с Парнаса тя сюда самого просити...   1. См. указанные выше пункты. 2. Проанализируйте язык отрывка из «Эпистолы» Тредиаковского. Особо отметьте старославянизмы, разговорные слова, иностранные слова. Сделайте вывод о характере языка стихотворения Тредиаковского как этапе на пути формирования нового литературного языка.
М.В. Ломоносов Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года   Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.     1. Анализ по указанным выше пунктам. 2. Определите, в какой мере Ломоносов осуществил в своей «Оде» теоретические положения, высказанные в «Письме».

 

Письменно ответьте на вопрос: Почему реформа традиционно носит имя М.В.Ломоносова, в то время как основные теоретические положения ее были сформулированы еще В.К. Тредиаковским?

 

Тексты:

Кантемир А.Д. Собр. Стихотворений. Л., 1956.

Тредиаковский В.К. Избр. Произв. 2-е изд. М.-Л., 1963.

Ломоносов М.В. Полн. Собр. Соч. в 10-ти т. М.-Л., 1950 – 1959, т. 7, 8. ( Или любое другое издание).

 

Литература для конспектирования (для устной части коллоквиума) :

 

Гаспаров М.Л. Оппозиция «стих – проза» и становление русского литературного стиха.// Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985.

Западов В.А. Русский стих 18 – начала 19 века. Ритмика. Л., 1974. Гл. «Реформа стиха. Создание русской национальной силлабо-тонической системы стихосложения».

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972. Гл.1.

Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1997. Гл. 4

Западов А.В. Поэты 18 века. М., 1979 (факультативно).

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!