История деревни Сосновый Юраш



Деревня в Елабужском районе, на р. Юрашка (бассейн р. Вятка), в 37 км к северо-западу от г. Елабуга.
На 2008 г. - 31 житель (татары).
Полеводство, скотоводство.
Известна с 1680 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, лесопильным промыслом. В конце 19 в. в деревне Сосновый Юраш имелись мечеть, мектеб, мельница. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1051,3 десятины.
До 1920 г. деревня входила в Черкасовскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского, с 1921 г. - Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов ТАССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском, с 19.02.1944 г. в Костенеевском, с 08.06.1944 г. в Мортовском, с 19.11.1954 г. в Елабужском районах.
Число жителей: в 1859 г. - 372, в 1887 г. - 581, в 1905 г. - 710, в 1920 г. - 785, в 1926 г. - 822, в 1938 г. - 491, в 1949 г. - 229, в 1958 г. - 180, в 1970 г. - 132, в 1979 г. - 64, в 1989 г. - 37, в 2002 г. - 39 чел.

История деревни Старая Мурзиха

Деревня в Елабужском районе, на р. Анзирка, в 29 км к западу от г. Елабуга.
На 2008 г. - 121 житель (русские).
Мясомолочное скотоводство, овцеводство.
Основано во 2-й половине 17 в. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. земельный надел сельской общины составлял 291 десятин.
До 1921 г. деревня входила в Козыльскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1921 г. в составе Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском, с 19.02.1944 г. в Костенеевском, с 08.06.1944 г. в Мортовском, с 19.11.1954 г. в Елабужском районах.
Число жителей: в 1859 г. - 131, в 1887 г. - 279, в 1905 г. - 478, в 1920 г. - 447, в 1926 г. - 525, в 1938 г. - 460, в 1949 г. - 249, в 1958 г. - 191, в 1970 г. - 113, в 1979 г. - 70, в 1989 г. - 36, в 2002 г. - 115 чел.
* * *
Самое раннее упоминание о сельце Мурзиха встречается в прошении Анны Матвеевны Буткевич, вдовы прапорщика Петра Сергеевича Буткевича в губернскую межевую канцелярию Вятской губернии, датированное 1803 годом, в котором поверится о продаже села Мурзиха коллежской ассессорше Надежде Никиноровне Шарыгиной и о том, что предки Петра Сергеевича Буткевича владели этим сельцом до 1765 года. Описание сельца Мурзихи также имеется в "Экономических примечаниях": "Сельцо Мурзиха - владение коллежской ассессорши Надежды Никифоровой, дочери по мужу Шарыгиной. Положение - имеет сельцо Мурзиха на левой стороне речки Камышинки, а дачею простирается речки Анзирки на правой, по обе стороны вершины речки Кошаги и по обеим сторонам речки Анзирки и большок столбовой дороги, лежащей из города Елабуги в город Мамадыш. На речке Анзирке состоят две мукомольные мельницы, каждая о двух амбарах и поставах помещицы Шарыгиной.
В революцию край освобождала от белогвардейцев армия Азина. В окрестностях Мурзихи и Токмашки действовали красногвардейцы из отряда Сергея Николаевича Гассара, к ним примкнули, сельские дружины.
Позднее именем этого героя будет назван колхоз, организованный на территории деревни Токмашка. А Мурзиху освобождал отряд Чуйкова, шедшего на Елабугу от Мамадыша через - Анзирку и Яковлево.
Постепенно на село возвращалась мирная жизнь. Организуются сельхозартели, которые вскоре были преобразованы в колхозы: "Мурзиха", "Надежда", "Пятилетка". Основной специализацией было сортовое семеноводство.
В конце 1929 года организована первая партячейка, состоявшая из трех членов и двух кандидатов. Действовала комсомольская ячейка из семнадцати человек.
В 1929 году произошло объединение всех артелий в колхоз Мурзиха. Благодаря самоотверженному труду колхозников уже в 1930 - 1932 годах хозяйство добилось некоторых успехов.
10 августа 1930 года создали Мурзихинский сельский Совет.
источник: www.elabugacity.ru

История деревни Старые Армалы

Деревня в Елабужском районе, на р. Анзирка, в 20 км к западу от г. Елабуга.
На 2008 г. - 33 жителя (русские).
Полеводство, молочное скотоводство, пчеловодство.
Основана в 17 в. В дореволюционных источниках упоминается также как М. Лисовка. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. здесь функционировала мельница. В этот период земельный надел сельской общины составлял 972,9 десятин.
До 1921 г. деревня входила в Лекаревскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1921 г. в составе Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов ТАССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском, с 19.02.1944 г. в Костенеевском, с 08.06.1944 г. в Мортовском, с 19.11.1954 г. в Елабужском районах.
Число жителей: в 1859 г. - 336, в 1887 г. - 426, в 1905 г. - 423, в 1920 г. - 409, в 1926 г. - 442, в 1938 г. - 342, в 1949 г. - 245, в 1958 г. - 177, в 1970 г. - 170, в 1979 г. - 130, в 1989 г. - 313, в 2002 г. - 35 чел.

 

 

История села Старый Куклюк

Село в Елабужском районе, на р. Куклюк, в 38 км к северо-западу от г. Елабуга.
На 2008 г. - 332 жителя (по переписи 2002 г., марийцев - 61%).
Полеводство, молочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Основано не позднее 1719 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Верхний Куклюк. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. земельный надел сельской общины составлял 1074,8 десятин.
До 1920 г. село входило в Черкасовскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского, с 1921 г. - Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов ТАССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском, с 19.02.1944 г. в Костенеевском, с 08.06.1944 г. в Мортовском, с 19.11.1954 г. в Елабужском районах.
Число жителей: в 1859 г. - 229, в 1887 г. - 308, в 1905 г. - 373, в 1920 г. - 420, в 1926 г. - 442, в 1938 г. - 481, в 1949 г. - 370, в 1958 г. - 364, в 1970 г. - 388, в 1979 г. - 386, в 1989 г. - 484, в 2002 г. - 412 чел.
* * *
Село Старый Куклюк - административный центр сельсовета. В состав Старокуклюкского сельского поселения входят шесть населенных пунктов: село Старый Куклюк, поселок Студеный Ключ, село Черкасово, поселок Мишка-Овраг, деревня Нижний Куклюк, село Атиаз.
Впервые марийцы (мари) упоминаются в летописи древнего народа готов епископом Иорданом в VI в. в его сочинении "О происхождении и деянии готов", а затем и в других письменных источниках, в том числе в Киевской летописи «Повесть временных лет» в XII веке.
Марийцы, кто они? На земном шаре проживает множество народов. Некоторые учёные насчитывают их около двух тысяч, другие называют даже пять. Одни народы очень велики по численности - в несколько десятков миллионов человек, а есть небольшие народности - всего несколько тысяч или даже сотен человек.
Марийцы относятся к средним по численности народам. По последней переписи 1989 года их насчитывалось 671 тысяча человек. Они имеют свою государственность - Республику Марий Эл, входящую в состав Российской Федерации, но большая половина населения живет за пределами Республики.
По своим языковым, культурным особенностям марийцы делятся на горных, луговых и восточных. Марийцы относятся к финно-угорской языковой семье, т.е. являются родственниками финнов, венгров, эстонцев, карелов, мордвы, удмуртов. Коми относится к тюркской группе.
Старый Куклюк, Куклюк, Куплык, Куплук - край болота, угол болота возникло в XVII веке, точнее - в 1699 году. Очень давно никто этого уже не помнит и не знает, переселились марийцы в дремучие леса и непроходимые болота. Может быть они бежали сюда, чтоб зажить снова вольно, свободно, как жили их отцы и деды, может быть шли в эти края в поисках добычи, это установить трудно, но приплыли они сюда по Вятке, потом по реке Умяк.
Село Умяк по-марийски звучик Вомек, Волмек (спустившись) - значит спустились с верховьев Вятки и обосновали селение. И здесь не было вольно: их нашли татарские сборщики ясака. Марийцы углубились ещё дальше вглубь.
Обосновали несколько поселений, жили на месте деревни Нижний Куклюк, опять снялись и углубились в леса, основали Марий Возжай в 30 км к востоку. Жители села занимались охотой: ловили зверей, рыбу, ставили капканы и морды, устанавливали сети, собирали ягоды, коренья, ходили на медведя, занимались бортничеством и обрабатывали маленькие участки возле своих домов.
Постепенно перезнакомились со своими соседями, потом переселились в одно место, в один из лучших илемов. И назвали село Куклым-Куклымо, место, отвоёванное у леса. Жители были язычниками, имели своих богов, молились в священной роще (школьный парк) хоронили в сосновом бору (конный двор). Клали покойников головой на север, без гробов, украшали их. Последнее моление было в 1921 году. Пригласили из-за Вятки карта-жреца Шакара. Вот о чём он молил «Поянлан поян, укелан укелыкым пужо» (богатому-богатство, бедному-бедность).
Одежду и обувь производили на простейшем прядильном и ткацком инвентаре. Выделывали тонкий шарпанный, толстый рубашечный, редкий подкладочный и другие холсты. Шили мужскую и женскую одежду (тувыр), штаны (елаш). Платья украшали марийским орнаментом.
Одежда сверху стягивалась поясом, поверх одежды надевали в холодную погоду распашной кафтан (шовыр), который носили и мужчины и женщины. Ежедневной обувью были лапти (йыдал) с холщовыми и суконными онучами (штэр), а в холодную погоду надевали теплый кафтан из домашнего сукна (мыжер).
источник: www.elabugacity.ru


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!