Герасимова Н. М. Поэтика плача в севернорусских причитаниях



Для переходных обрядов, зафикс. в севернорусской традиции, хар-но включение в ритуал. практику вербальных текстов, имеющих ритмическую и ритмико-мелодическую природу. Как правило, они относятся к календарной и семейной обрядности и оформляют реальный, культурный и метафизический сюжет, связ. с преодолением границ «этого» и «иного» миров. В этом отразились отношения человека со смертью как важнейшей формой приобщения человека к инобытию. Показательны тексты похоронных причитаний (1 из осн.компонентов народного похоронного обряда).

Севернорусская причеть — осн. фольк. жанр, сопровожд. и оформ. ритуальные действия, связ. с переходом человека в иной мир.

Традиционная природа этой причети объясн. исторически сложившимися причинами и культурным притяжением «Исландии русского эпоса» — Олонецкой губернии, мощным новгородским влиянием и т.д. Сходство отд. причетов разных районов опр. устойчивостью самого похоронного обряда, его отд. частей, к кот. приурочено произнесение формул, представляющих определенные тематические блоки, имеющие стереотипное стилистическое выражение. Но каждый из приводимых текстов причета — рез-т неповторимого импровизационного действия, в котором индивидуальная манера исполнения основана на личном переживании обрядовой ситуации, персональном знании традиционных клише и приемов лирического излияния, которые используются в отдельных моментах обряда. Основу этого действия составляет своего рода ритм, в котором течение обрядового сюжета (сменяющие друг друга обрядовые положения и ситуации) развиваются через синхронное выплакивание происходящего в музыкально-словесном ритмическом звучании. «Вопли», исп. традиционные ритм. механизмы народ. поэт. речи, имеют кроме ритуальной и психосоматическую функцию.

Текст каждого конкретного причитания одновременно зависит как минимум от нескольких условий:

• хар-ра «языковой личности» исполнителя;
• психосоматического сост., опр. перцептуальный хар - р времени и пространства обряд. действия;
роли исполнителя в обряде, его обрядовой функции (мать, жена, соседка и т.д.);
• коммуникативного статуса текста, ориентации на опр. адресата (вкл. автоориентацию);

• конкретной формы ритуального события (внос гроба, поминки и т.д.);
• знания традиции (вкл. муз. традицию исполнения) и направленности на ее воспроизведение.

Последовательность этапов севернорусского похоронного обряда, сопровожд. причитаниями, варьируется в отд. регионах, но в целом устойчива и развивается по следующей схеме:
плач-вопрошение во время констатации смерти; → плач-оповещение во время прихода соседей; → плач при вносе гроба; → плач при выносе покойного из дома; → плач по дороге на кладбище; → плач при опускании гроба и надмогильная причеть; → плач при возвращении с кладбища и поминальные причеты.

Мотивные комплексы и тематика причитаний

Традиц. мотивами для начального этапа похоронного обряда являются темы-сетования, обращенные к покойному в плаче-вопрошении. Описание состояния скорбящей — обычный зачин для такого типа причета.

Типичным мотивом для плачей-оповещений является мотив ожидания вести или мотив сна-бессонницы как предчувствия смерти в доме. Как правило, вводится формулой «мало спала, много видела». Той же формулой вводится мотив посещения умершим дома.

Эти формулы, очевидно, связаны с традиционной для народного сознания оппозицией сна и бдения.

Трад. моментом в причетах в доме явл. разнообразные упреки, обращенные к окружающим и к умершей. Развиваются в формулах риторического выспрашивания о причине смерти, которая всегда изображается как внезапная.

Причина смерти может изображаться как обида на родных, поэтому распространены обращение к покойнику или покойнице с просьбой о них рассказать. В случае, если о себе причитает вдова, она может описывать свою собственную трудную жизнь, особенно после смерти мужа. Формулы памяти-забвения могут рифм. с темой сиротства оставленной семьи, кот. характерна также для плача-оповещения, обращенного к близким, родным и соседям. Тема сиротства детей может быть развита как объективная характеристика их будущей судьбы, своего рода предсказание, или передана как субъективное эмоциональное переживание, например, в причитании по бабушке или матери.

Другой тематический комплекс составляют формулы выкликания мертвого. Это может быть обращение к мертвому с просьбой: а) ожить;  б) посмотреть на свою семью.

В той части обряда, когда причитания произносятся в избе, дом после смерти изображается как тесный, стылый, холодный.

Как плач-сетование оформляется традиционный мотив сборов в дорогу, когда к покойному обращаются с риторическими вопросами-недоумениями.

Символика горя, утраты сближает похоронный обряд с рекрутским, в котором путь-дорожка.

Для поминальной обрядности характерной темой является тема «поиска умершего». Чаще является экспозицией, прелюдией к плачу заклинательного, заговорного характера. Он становится апофеозом мысленного движения к покойному в поминальной обрядности. Это вопль-обращение к стихиям (высшим силам) с просьбой разорить могилу и даже оживить умершего.

Причитания переинтерпретируют общий символический код традиции в поэтических терминах.

Функции поэтического языка в похоронном причете

1) метафоризация речи.

 Метафорическое обозначение = оберег.

2) Употребление эпитетов.

Имеет тотальный характер.

3) Парность словоупотребления

Абстрагирование и типизация понятий. Сдвиг смысла не позволяет значению застыть в одном качестве. Другая функция — мнемоническая.

4) усиленная суффиксация

Придает внешнюю и внутреннюю рифму.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!