Л. М. Ивлева «Ряженье в русской традиционной культуре»



Г . А. Левинтон «Замечания о жанровом пространстве русского фольклора»

Критерии классификации:

o стихотворность (~песенность) / нестихотворность

o прозаичность (~сюжетность, повествовательность) / непрозаичность

1) Стихотворные непрозаические

Лирические песни, обрядовые песни

2) Нестихотворные прозаические

Сказки, небылицы, докучные сказки, легенды, сказы, предания, были, былички, бывальщины, этиологические рассказы, рассказы об особенностях животных

3) Стихотворные прозаические

4) Былины, исторические песни, баллады, скоморошины, духовные стихи

5) Нестихотворные непрозаические

Заговоры, приговоры

Выпадают из классификации: считалки (т. к. стихотворные, но не поются), городские «интеллигентские» частушки (т. к. стихотворные, но не поются), детские садистские стишки.

2. Д. К. Зеленин «Очерки русской мифологии:

Умершие неестественной смертью и русалки»

Умершие неестественной смертью в поверьях русского народа: а) родители; б) заложные.

Особенности заложных покойников: • “нечистые”, зачастую опасные; • находятся в распоряжении у нечистой силы; • связаны с местом смерти/могилы; • сохраняют нрав и привычки; • “доживают за гробом свой век”; • не принимаются землей.

Занятия заложных: скитаются; тревожат близких; пугают людей; “шутят” с прохожими; вредят ближним; прислуживают чертям; насылают болезни; стерегут клады; занимают “чины”; носятся вихрем. Колдуны: не бывает естественной смерти. Могут являться в виде нечистых животных. | Обычай бросать вещи на могилы. Древнейшее значение: участие в погребении; жертвенное значение; магическая преграда. | Потерчата: дети, родившиеся неживыми или умершие некрещенными. Чаще кикиморы, мавки. Особое место погребения: в жилище или рядом (под порогом или полом, в огороде).

Особый способ погребения заложных.

Место. На месте смерти: по возможности. Особые места: границы полей, овраги, болота, перекрестки. На кладбище: оскорбление “общины” “родителей”.

Способ. Народ: против закапывания, не против отпевания. Церковь: наоборот. Компромисс: убогие дома. Исторические случаи вырывания заложных из могил и их перенесения.

Поминки заложных в Семик. Погребение и поминовение в убогих домах: четверг седьмой недели по Пасхе (Семик). Вятская свистунья (свистопляска). Происхождение и значениеобрядов: Запоздалые похоронные почести. Жертвенные элементы (бросание яиц и денег). Пережитки языческой тризны (глинянные шары, кулачные бои). Отпугивание нечистой силы (свист).

Русалки (заложные покойницы). Другие названия: купалка, водяница, чертовка, лешачиха, хитка, лобаста и т.д. Особые виды: мавки, лоскотарки, фаляроны, мемозины. По народным свидетельствам, происходят от женщин/девушек, умерших неестественной смертью. По исследованиям – от душ умерших предков (“родителей”). Старое народное представление лучше всего сохранилось на великорусском северо-востоке. Обитают: в лесу, в полях, в домах, в воде (места смерти или захоронения). Одежда: чаще нет, могут красть пряжу и просить платки. Социум: молодые – в шайках, постарше и замужние – одни. Мужья: лешие, водяные, черти, а также убитые ими. На Русальной неделе видимы и опасны. Разные сроки выхода. Появляются в полдень или полночь. Занятия: • развлечения (хохот, песни, пляски, качание на ветвях, игры, свадьбы); • прихорашивание (причесывание гребнями, умывание); • хозяйство (мойка, пряжа); • вред людям (убийства, зазывания, заигрывания, шутки, пакости, колдоство); • польза людям (стережение полей, благодарности).

И. С. Веселова «Красные девушки и кумач: цветовые атрибуты праздника»

“Красные девушки” - хрестоматийный образец постоянного эпитета в фольклоре.

По мнению Г. И. Мальцева эта формула - вторая (после “дородного доброго молодца”) “эстетическая доминанта” и скрывает “пласт народных представлений, непосредственно невыговариваемых...”. В данной статье исследуется этот “пласт”.

Формула “красная девушка” особенно продуктивна в обрядовой и необрядовой лирической песне, заговорах, эпической поэзии.

Таким образом, формула встречается в жанрах, которые отличаются высокой степенью формульной стереотипности и достаточной глубиной “исторической памяти”.

Слово “девушки” не изменило значения, т. е. искомые “невыговариваемые” представления скрываются в слове “красный”.

Считается, что красный - красивый, ценный, почётный, приятный, радостный, яркий.

Автор предполагает, что за определением “красный” лежит прежде всего не эстетическая, а социальная оценка правильности/неправильности, основанная на мифологии крови.

В. Тернер обращает внимание на физиологическую подоплеку знаков в культуре: 3 цвета - белый, чёрный, красный - ассоциируются с продуктами человеческого тела. 3 цвета символизируют телесный опыт, “возвышенный физический опыт” и опыт социальных отношений.

Субстанционно красное заменяется красным по цвету, преобразовывается в символ-утверждение честности, приобретает значение плодородного, праздничного, красивого.

В рамках данной работы рассматриваются траектории символизации.

Девичья менструальная кровь обладает в традиционной культуре высокой символической ценностью, реализуя репродуктивную семантику цветения, созревания.

Ван Геннеп при рассмотрении обрядов настаивает на необходимости “отличать понятие половой зрелости от социальной”. Однако для женщин в нормативной ситуации вряд ли можно говорить о социальной зрелости до физической готовности.

Социальное родство часто называли “квазикровное”.

Многие исследователи отмечали, что распространено представление о менструации, как о периоде женской нечистоты, опасности женщины для окружающих. Была специальная система запретов для женщин. В реальной жизни же все наоборот - восприятие регул, как средоточия женского естества и жизненной энергии. В личной женской магии менструальную кровь используют для воздействия на любовную, продуцирующую сферу. Для повышения плодородия женское состояние “цветения” передается растениям и наоборот, для плодовитости “цвет” забирался у цветов.

Система запретов, касающаяся менструальной и родильной крови, демонстрирует опасения “смешать цвет” разных женщин. Для урегулирования потоков кровного содержимого применяли специальные магические акты. В качестве своеобразного растворителя крови использовалась вода. Возможно, представление о женской “нечистоте” - результат трансформации представлений о ценности крови и опасения её случайного перераспределения.

Одним из медиаторов, фиксирующих кровь, является текстиль, на котором остаются её следы. Физическая способность текстиля впитывать жидкость реализуется в различных обрядах как основа семантизации атрибута.

В традиционной культуре девичья менструальная кровь обнаруживает себя как пятно на текстиле, что означает, что девушка “созрела”. Ритуальная деятельность девушек состоит в “публикации” своего состояния для потенциальных партнёров и социума.

Девичья кровь обнаруживается в знаках-индексахповседневности и символах ритуала. Яркие ленты и т.п. - сигналы ритуальной активности девушек. К знакам индексам относится румянец - один из визуальных знаков полнокровья, здоровья, красоты, по которому судят о плодородности.

Румянец обретает знак-атрибут- румяна, который выступает в качестве жениховского подарка.

В структуре ритуала знак-атрибут переходит в знак-символ. Фактом для старта трансформации можно считать появление в костюме девушки ярких (не только красных) текстильных деталей с момента полового созревания.

Символическим трансформом текстиля со следами крови становится красный (цветной) текстиль и формула “красные девушки”. Таким образом, цветной текстиль - знак крови созревания.

“Кровное содержимое” и его носители (девушки) находятся под особым контролем коллектива.

Обряды, в которых кровная семантика эксплицируется особо явно, можно условно назвать обрядами кровного перераспределения:

  • Обряды временного “слияния” с последующим перераспределением силы (календарные девичьи обряды) - 1
  • Обряды однократного “переливания” продуцирующей жидкости (свадьба) - 2
  1. Апогей красно-тряпичной символики приходится на Троицкую обрядность, в которой происходят обряды кумления и раскумливания.

Девушки выходят за деревню, перевязывают берёзу лентами, обмениваются подарками и поцелуями, исполняют песни - кумление. Через несколько дней происходит раскумливание.

Из нескольких исследований - “кума” - композит из нескольких форм родства: духовного родства по крещению, примирению и женского “кумовства” внутри группы жён одного человека.

По концепции Проппа (“Русские аграрные праздники”) смысл аграрных праздников состоит в постоянном контролировании продуцирующих сил. Смысл обрядов кумления Пропп рассматривает через символику семицкого венка, который “содержит и задерживает в себе растительную силу земли”. Автор считает, что смысл кумления - объединение кровного, репродуктивного содержимого “существ женского пола” и репродуктивных сил земли; а раскумливания - разъединение содержимого по индивидуальным телесным сосудам для последующего личного использования в браке.

  1. Перед свадебным днём происходит символическое избавление от девичества, предшествующее физическому.

“Красная” лента в обрядах второго дня свадьбы в пространстве рода мужа служит признанием правильности молодой, за эту правильность родственники мужа расплачиваются подарками с матерью новобрачной. То, что должен получить род муже в результате ритуала - честь/доля: честь важна не только для деторождения, но и для хозяйственного процветания рода мужа.

Итак, одними из базовых ритуальных символов свадебного обряда представляются символы крови.

Девушки “красные” из-за славы и чести, которые содержатся в их сакрализованной крови.

Заключения:

  • Девушки, достигшие половой зрелости и брачного возраста, образуют группу “сосудов” кровной потенции коллектива
  • В ходе календарных обрядов девушки демонстрируют и перераспределяют символическое “кровное” содержимое
  • Красные девушки - девушки, отвечающие за содержащуюся в них “честь”
  • Ритуалы демонстрации крови созревания, обмена продуцирующей кровью с растениями и между собой, ритуалы переливания крови реализуют традиционную мифологию крови, давая повод для дальнейших мифологизирующих спиралей: красный текстиль кум, кумиц, кумачей стал знаком ритуальной, праздничной ситуации

 

Л. М. Ивлева «Ряженье в русской традиционной культуре»


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!