B.Brecht “Mutter Courage und ihre Kinder”)



 

Вариант 1:

1. Б. Брехт и теория эпического театра. Цель и основные принципы.

2. Воплощение принципов эпического театра в пьесе «Матушка Кураж и её дети». Идейное содержание пьесы, его реализация в сюжете. Черты философского театра (парабола). Понятие эпического и его воплощение в пьесе. Эффект очуждения/отчуждения (V-Effekt) в «Матушке Кураж...». Понятие феноменальности и принципы постановки пьесы.

3. Образ Анны Фирлинг – матушки Кураж.

4. Гуманистическое звучание пьесы, её связь с современностью. Влияние идей Б. Брехта на современный театр.

 

Вариант 2:

1. Принципы эпического театра, их реализация в пьесе Б. Брехта.

2. Средства «очуждения» (V-Effekt) истории 30-летней войны в Германии и жизни маркитантки Кураж; отражение действительности с неожиданной стороны; функция зонгов и ремарок, апелляция к разуму.

3. Образ Анны Фирлинг. Проблема свободы и зависимости от социальных обстоятельств, диалектика добра и зла в человеке.

4. Проблемы современности в театре Б. Брехта. «Матушка Кураж и её дети» как пьеса-предостережение. Влияние Б. Брехта на театр ХХ века.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1)  Брехт Б. Театр (В 6 тт.) (См. комментарии к пьесе).

2) Генина И.Г., Павлова Н.С. Брехт // История западноевропейского театра. - М., 1985. - Т.7.

3)  Затонський Д.В. Реалізм Бертольта Брехта // Брехт Б. Копійчаний роман. Матінка Кураж та її діти. Кавказьке крейдяне коло. – Київ: Дніпро, 1973. -С.5-19.

4)  Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. – М., 1979.

5)  Клюев В.Г. О философском театре Брехта // Вопросы эстетики. -Вып. 6. - М., 1964.

6)  Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. - М., 1966.

7)  Лейтес Н.С. От «Фауста» до наших дней. – М., 1987.

8)  Миттенцвай В. Испытание нового метода. Бертольт Брехт // Эстетические позиции. - М., 1973. -С. 63-105.

9)  Фрадкин И.М. Бертольт Брехт. Путь и метод. - М., 1965.

10) Шумахер. Брехт. - М., 1983.

11) Эткинд Е.Г. Бертольд Брехт. - Л., 1971.

12) История немецкой литературы. - М., 1976. -Т.5.

 

Практическое занятие № 6 (антиутопия).

О. Хаксли «О дивный новый мир!» (1932)

(О. Гаксл і «О дивний новий св і т!», A. Huxley “Brave New World”)

1. Жанр романа-утопии и его судьба в литературе XX в. Понятие антиутопии.

2. Проблемно-тематическое и художественное содержание романа.

3. Система конфликтов в антиутопии О. Хаксли. Личность и масса.

4. Образ тоталитаризма в романе. Средства художественного воплощения феномена тоталитарной государственности.

5. Художественное своеобразие антиутопии О. Хаксли. Сатирическое мастерство. Замятинские и шекспировские мотивы у Хаксли.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1)  Аллен У. Традиция и мечта. - М., 1970.

2)  Баталов Э.Я. В мире утопии.- М., Политиздат, 1989.

3)  Гиленсон Б. Утопия // КЛЭ, т.7, ст. 853-855.

4)  Зверев А. Когда пробьет последний час природы…// Вопросы литературы, 1989, № 1.

5)  Ніколенко О. Антиутопія як жанр та її розвиток в англійській літературі ХХ ст. (О.Гакслі, Дж.Оруелл) // Вікно в світ. – Літератури Західної Європи. Велика Британія. Ірландія. –2001, № 3. -С.89-96.

6)  Палиевский П. Гибель сатирика // Современная литература за рубежом. - М., 1962.

7)  Сабат Г. У лабіринтах утопії й антиутопії. – Дрогобич: Коло, 2002.

8)  Утопия и утопическое мышление. – М., 1991.

ВАРИАНТ (если прочитан роман Дж. Оруэлла) :

Жанр антиутопии в английской литературе ХХ века (О. Хаксли, Дж. Оруэлл)

1. Жанр романа-утопии и его судьба в литературе ХХ века.

2. О. Хаксли и Дж. Оруэлл как авторы антиутопий. Их литературные предшественники в Англии. «Свифтовская проблематика» в антиутопиях Оруэлла.

3. Образы тоталитаризма в романах Хаксли «О дивный новый мир!» и Оруэлла «1984». Средства художественного воплощения феномена тоталитарной государственности.

4. Проблема личности в тоталитарном государстве. Система конфликтов в романах; социальный, моральный, психологический аспекты интимных и общественных конфликтов.

5. Художественная модель образа будущего, идеального миропорядка в жанре романа-утопии: от Т. Мора до Дж. Оруэлла.

6. Морфология антиутопии: эсхатологизм, гротескность художественной структуры, «черный юмор» и пр. Проблемно-тематическое и художественное своеобразие антиутопий Хаксли и Оруэлла.

ЛИТЕРАТУРА:

1)  Жантиева Д.Г. Английский роман ХХ в. - М., 1965. -С . 243-259.

2)  Ивашева В.В. Английская литература. ХХ век. - М., 1967. - С. 22-31.

3)  Современная литература за рубежом. - М.: 1962. –С. 451-476.

4)  Белов С. Бойня № «Х». Литература Англии и США о войне и военной идеологии. – М., 1991.

5)  Бердяев Н. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции. // Новый мир, 1990, № 1.

6)  Зверев А. О Старшем Брате и чреве кита // Когда пробьет последний час природы…// Вопросы литературы, 1989, № 1.

7)  Гиленсон Б. Утопия // КЛЭ, т.7, ст. 853-855.

8)  Зверев А. Предисловие // Дж. Оруэлл. 1984 и эссе разных лет. - М.: Прогресс, 1989.

9)  Кузнецов С. Юбилей неслучившегося года // ИЛ, 1994, № 11.

10) Латынина Ю. В ожидании Золотого Века. // Октябрь, 1989, № 6.

11) Нешивин В. Дж.Оруэлл // ИЛ, 1990, № 3.

12) Ніколенко О. Антиутопія як жанр та її розвиток в англійській літературі ХХ ст. (О.Гакслі, Дж.Оруелл) // Вікно в світ. – Літератури Західної Європи. Велика Британія. Ірландія. –2001, № 3. -С.89-96.

13) Оруэлл Дж. Англия, ваша Англия. // ИЛ, 1992, № 7.

14) Оруэлл Дж. Литература и тоталитаризм. Подавление литературы // Оруэлл Дж. 1984 и эссе разных лет. - М.: Прогресс, 1989 (Или Новый мир, 1989, № 2-4).

15) Палиевский П. Предисловие // Евг. Замятин. Мы. О. Хаксли. О дивный новый мир! - М.: Худ. лит., 1989.

16) Сабат Г. У лабіринтах утопії й антиутопії. – Дрогобич: Коло, 2002.

17) Чаликова В. Вечный год // Оруэлл Дж. 1984. - М.: 1989. Или: Новый мир, 1989, № 4.

18) Чаликова В.Неизвестный Оруэлл. // ИЛ, 1992, № 2.

19) Чаликова В. Несколько мыслей о Дж. Оруэлле // Знамя, 1989, № 8.

20) Чаликова В. Утопия и свобода. – М., 1994.

21) Утопия и утопическое мышление. – М., 1991.

 

Практическое занятие № 7 (литература «потерянного поколения»).

 

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» ( 1929)

(Е. Гемінгвей „Прощавай, зброє!”, E.Hemingway “A Farewell to Arms”)

 

Вариант 1:

1. Э. Хемингуэй и литература «потерянного поколения» (Хемингуэй, Олдингтон, Ремарк). Понятие «потерянного поколения». Особенности мироощущения индивидуума: неустойчивость, душевное опустошение, переоценка ценностей: «Человек не есть мерило всех вещей».

2. Система образов. Положительный герой Хемингуэя. Особенности его этической программы, индивидуализм героя как форма протеста против бесчеловечности и жестокости мира, войны. Трагический и мужественный бунт одиночки. Любовь как высший нравственный критерий. Диалектика счастливой и одновременно трагической любви (лейтенант Генри – Кэтрин).

3. Поэтика романа. Роль любовной линии в организации сюжета. Подтекст («принцип айсберга») и формы организации его в романе. Лейтмотивы в романе, их функция. «Телеграфный стиль» Хемингуэя.

4. Проблема гуманизма и его особенности в романе.

 

Вариант 2:

1. История создания романа (влияние участия автора в 1-ой мировой войне).

2. Тема 1-ой мировой войны. Проблема “the lost generation” («потерянного поколения»).

3. Уровни конфликтов в романе. Политическая, философская, общечеловеческая значимость конфликтов.

4. Система персонажей. Психологизм образов Кэтрин и Генри.

5. Особенности композиции и стиля романа. Функция подтекста.

 

Индивидуальные письменные задания на 10-15 минут:

Смерть в художественной системе романа.

Библейские аллюзии (потоп, эсхатологические мотивы, бегство в Египет).

 

 

Практическое занятие № 8 (философская сказка).

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 656; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!