Б. Брехт «Матушка Кураж и её дети» (1939)



Ги де Мопассан «Милый друг»

1. Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжетостроения.

2. Традиция изображения «молодого человека» в западноевропейской литературе XIX века (от романтизма к концу века). Трансформация традиции в романе Мопассана. Образ «милого друга».

3. Функции женских образов в романе.

4. Способы художественного воссоздания Франции в романе.

5. Художественные особенности романа (повествовательная форма, символика, деталь и пр.)

 

Литература:

  1. Мопассан Ги де. О романе / Мопассан Ги де. Пьер и Жан. Предисловие к роману. М.Наука, 1993. С.4-17.
  2. Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М.,1968.
  3. Предисловия к различным изданиям.

 

 

Самостоятельная работа с текстом романа Мопассана «Милый друг»:

1. Найти примеры импрессионистического письма Мопассана. Дать анализ фрагментам.

2. Дайте анализ проведенной в романе параллели между Дюруа и изображенном Иисусом на одной из картин коллекции Вальтера.

3. Проанализировать название романа.

 

 

Практическое занятие № 3 (эстетизм).

 

О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

1. Особенности эстетической теории Уайльда. Уайльд и прерафаэлиты; Уайльд и Рескин; Уайльд и Пейтер.

2. Реализация эстетических принципов Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея». Роль предисловия.

3. Тема искусства в романе. Соотношение искусства и жизни. Идейное значение образов Бэзила Холлуорда и Сибиллы Вэйн. Идейная и композиционная роль образа лорда Генри.

4. Тема Красоты в романе. Сущность трагедии Дориана Грея. Своеобразие реализации мотива двойничества. Функция портрета. 

5. Своеобразие трактовки темы молодого человека в «Портрете…». Переосмысление традиции и викторианских ценностей в романе Уайльда.

6. Парадокс как художественный прием и способ миропостижения в романе Уайльда. Суггестия и синестезия в поэтике Уайльда. Шекспировские реминисценции в романе «Портрет Дориана Грея» («шекспировский юноша», образ Времени, «мир – театр»).

Литература:

1. Аникст А.А. Оскар Уайльд // Уайльд О. Избранные произведения в 2-х томах. - М., 1960. - Т.1.

2. Дорошкевич А. Король жизни //Уайльд О. Собрание соч. в 3-х томах. М.: «Терра», 2000. С. 5-17.

3. Соколянский М. Оскар Уайльд. – К., 1988.

4. Урнов М. На рубеже веков. - М.,1970.

5. Федоров А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети ХІХ в. –Уфа, 1983.-150с.

6.  Гениева Е. Уайльд // ИВЛ в 9-ти томах.-Т. 8.- М, 1994. – С. 374 – 378.

7. Эллман Р. Оскар Уайльд. Биография. - М., 2000.

8. Зарубежная литература конца XIX - начала XX века / Под ред. В.М.Толмачёва. – М., 2003.

9. Урнов М. Английская проза 70 – 90-х годов // ИВЛ в 9-ти томах.-Т. 7.- М, 1991. – С. 356-359.

10. Парадокс // Философский словарь. – Любое изд.

 

 

Самостоятельная работа с текстом романа О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»:

1. Выбрать один из афоризмов предисловия к роману «Портрет Дориана Грея» и проанализировать с учетом эстетической концепции Уайльда.

2. Выявить стилевые особенности эстетизма О. Уайльда, проанализировав 3 первых абзаца  (суггестия, синестезия, импрессионизм).

3. Выбрать эпизоды в романе Уайльда, связанные с описанием Лондона. Проанализировать фрагменты.

 

 

Практическое занятие № 4 (модернизм).

 

Томас Манн «Смерть в Венеции »

1. Т.Манн и западноевропейский декаданс. Влияние Шопенгауэра, Вагнера и Ницше на концепцию искусства и художника в творчестве Т.Манна.

2. Проблематика новеллы:

– Философская (жизнь – смерть; здоровье – болезнь; дух – жизнь; хаос – порядок).

– Эстетическая (красота – безобразие; искусство – жизнь). Аполлоническое и дионисийское в новелле.

– Этическая (добро – зло; ответственность художника).

3. Образная система новеллы:

– Венеция как метафора вечной красоты, болезни, смерти.  Мифологизация города в мировой литературе (Гоголь, Диккенс, Достоевский, Белий).

– Образ художника в новелле.

– Образ Тадзио. Губительная власть красоты.

– Образ смерти в новелле.

4. Художественные особенности новеллы (античные реминисценции, лейтмотивы, символы, метафоры, функция сна в новелле).

 

Литература:

1. Адмони В., Сильман Т. Томас Манн: очерки творчества. – Л.,1960

2. Апт С. Томас Манн. – М.,1972.

3. Апт С. Над страницами Томаса Манна. – М.,1980.

4. Кургинян М. Романы Томаса Манна: Форма и метод.- М.,1948.

5. Русаков А. Томас Манн. -Л.,1982.

6. Сучков Б. Лики времени. Т.1 –М.,1969.

7. Федоров А.А. Томас Манн: Время шедевров. –М.,1981.

8. Мифы народов мира (статьи: Гермес, Нарцисс, Дионис, Аполлон, Харон, Аид).

 

 

Самостоятельная работа с текстом новеллы Т.Манна «Смерть в Венеции»:

1. Выбрать в тексте новеллы античные аллюзии. Проанализировать.

2. «Лексика» Венеции в новелле (лексический уровень образа Венеции). Выписать и проанализировать.

3. Выбрать лейтмотивные образы в новелле. Проанализировать.

 

 

Практическое занятие № 5 (эпический театр).

 

Б. Брехт «Матушка Кураж и её дети» (1939)

(Б. Брехт „Матінка Кураж та її діти”,


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!