Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
Обрезание ничто и не обрезание ничто, но все – в соблюдении заповедей Божиих.
Каждый оставайся в том звании, в каком призван.
21. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся 1)
Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
В каком звании кто призван, братия, в том каждый оставайся пред Богом.
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость, быть Ему верным.
По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены,
Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и, если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
30. и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
32. А я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
33. а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом, и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
|
|
Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но, чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
18. В Церкви Коринфской были, вероятно, случаи, что уверовавшие из обрезанных скрывали свое обрезание, а другие из необрезанных, напротив обрезывались. Св. Павел сказанное в предыдущем стихе применяет и к обрезанию, которое само по себе ничего не значит в христианстве; поэтому ни скрывать свое обрезание, ни обрезываться нет нужды.
19. В христианстве имеет цену обрезание не плоти, а сердца – от страстей и похотей, как следствие исполнения заповедей Божиих, которые направлены против страстей и похотей.
20. Какой род жизни имел ты, в каком классе состоял, в каком состоянии находился, когда призван был Богом и уверовал в Господа Иисуса Христа, в том и оставайся (Феофилк.).
21. Если ты в рабстве призван к вере Христовой, то этим не смущайся и внимания на то не обращай; даже если можешь сделаться свободным, то тем более служи; лучше оставайся в рабстве и ожидай воздаяния (Злат.).
|
|
22. Почему же уверовавший раб не должен смущаться своим внешним рабством? Потому, что он призван Господом к свободе духовной – от ужасного рабства греху, дьяволу и страстям; он уже не раб их: в покаянии и крещении ему прощены все его грехи, в миропомазании и св. причащении – подана благодатная сила для освобождения от рабства дьявола и страстей, и он стал свободен от них, если верою прилепляется к Господу Иисусу, поработить себя Ему всецело.
23. Вы – рабы Господа Иисуса, ибо искуплены из рабства греху и дьяволу дорогою ценою Его крови; поэтому Его воле во всем и повинуйтесь; противное же его воле, в чем бы оно не проявлялось, ни за что не соглашайтесь делать; из угождения людям, не делайтесь рабами человеческих мнений, обычаев и желаний, наперекор воле Господней
24. В заключение своей речи о нерасторжимости брака Св. Павел в третий раз повторяет общее правило, общее для всех Церквей, чтобы никто, не тяготился своим званием и состоянием, а держался бы того, в котором был призван, и оставался бы верным Богу.
Д) Наставление о безбрачии.
Сначала Апостол предлагает общие положения (25-35), в которых говорит, что лучше быть в безбрачии, чем в браке, хотя не грешат и те, которые вступают в брак. Потом пишет правило о приложении к делу высказанных положений (36-40).
|
|
а) Лучше быть в безбрачии (25-28).
25. Относительно соблюдения чистоты девства вне брака Св. Павел не дает повелений, как не дал их и Сам Господь, сказавший: могий вместити (соблюсти девство) да вместит (соблюдет) (Мф. IX, 10-12). Но он дает свой совет, оговариваясь, что сподобился от Господа той милости, чтобы быть верным Ему, - верным истолкователем воли Его, следовательно, совет его не чужд намерений Господа. Какой же его совет?
26. Св. Павел не в виде повеления или закона, который обязывает соблюдать его, а за нарушение грозит наказанием, но в виде как бы своего личного мнения советует воздержание от брака, - хорошо человеку, мужчине или женщине, - оставаться так, т.е. не вступать в брак. Почему же? – По настоящей нужде. Апостол предвидел, что Коринфяне скоро подвергнутся бедствиям за веру, которые легче переносить безбрачным, чем брачным. Одинокому не так трудно их переносить, как связанному женою и детьми. Душа при этом как бы на части разрывается, - и самому тяжело и тех жаль, и человек загружается невыносимою тяготою зла; а одинокому, не поражаемому страданиями столь близких себе лиц, удобнее выдержать треволнения бедствий (Злат.).
|
|
27. Если предвидится такая скорбная нужда, что для перенесения ее удобнее быть не женатым, то уже женатые могли подумать, что и им нужно бросить своих жен, - развестись с ними. Св. Павел объясняет: кто связан браком, тот не ищи развода, живи с женою, кто же не связан (или еще не вступал в брак, или овдовел), тот не вступай в брак, а живи безбрачно. Это высказывается Апостолом уже не как совет, а как решительное повеление.
28. Чтобы кто не подумал, что Св. Павел порицает брак, он говорит: я предлагаю свой совет о безбрачии не потому, чтобы в браке было что грешное: никакого нет греха вступать в брак. Но вступившие в брак будут иметь скорбь по плоти, а мне вас жаль; поэтому я и советую воздержаться от брака. Под скорбью плоти или во плоти можно разуметь болезни деторождения, в которых муж и жена одинаково страдают; муж душою, жена телом; потом скорбные заботы о содержании дома, воспитании детей, поддержание внешних отношений, лишения, неудачи, нападки, разорения, готовые всегда восстать гонения и притеснения за веру. Все это безбрачному легче переносить, или удобнее от них уклониться.
б) Основания, по которым предпочтительнее безбрачность (29-35).
Эти основания: во 1-х, ба) скоротечность временной жизни и благ мира (29-31); во 2-х, бб) большее удобство благодарить Бога в безбрачной жизни (32-35).
ба) Время прекращено есть.
29-31. В этих стихах Св. Павел объясняет, какую скорбь и нужду нужно иметь в мысли, чтобы воздерживаться от брачной жизни: время коротко… проходит образ мира сего, а с этим соединено будет такое поражение всех, что все про все забудут: мужья про жен, жены про мужей, радостные про радость, печальные про печаль, и все пользующиеся какими-либо благами мира – про эти блага. Как во время испуга все вытесняется из сознания и его всецело обнимает один испуг, так что испуганные, видя не видят, слыша не слышат: так будет и в это время. А оно уже и близко. Поэтому не о мире и его благах следует заботиться, а о том, чтобы это пагубное время не застало нас неподготовленными. Это время, очевидно, есть внезапное явление Господа Иисуса на суд мира, как и Сам Он предвозвещал (Мф. 24; 42-44; Мрк. 13, 33-36). Это-то время Св. Павел и повелевает христианам всегда держать в своей мысли и готовиться к нему, а не применяться к условиям настоящего суетного века, где все блага таковы только по видимости – только образ, сами же по себе – ничто, и при том только преходящие, - изменчивые.
бб) В безбрачии удобнее угождать Богу (31-35).
32-33. Ничто так сильно не препятствует служению и Богоугождению, как забота о мирском. Она кружит и омрачает ум, крушит и сушит сердце и не дает человеку одуматься, гоня от одного дела к другому и конца их видеть не дает, между тем, по-видимому, не представляет в себе никакого зла, и предающийся ей думает о себе, как об исправном человеке, и живет в призрачном обмане самого себя. О спасении, о вечности, об угождении Богу ему и подумать некогда. Он весь в житейском, а духовная сторона совсем у него закрыта. В виду этого Св. Павел хочет, чтобы христиане были без этих мирских забот, - чтобы не томили себя исключительно мирскими и житейскими заботами, особенно происходящими в супружестве. Не связанный узами брака удобнее может угождать Господу, если захочет; но брачный, хотя бы и хотел заботиться об этом – не может, сколько бы он ни старался, ибо то мешает жена, то дети, то дом, которые все требуют от него забот и попечений. У неженатого же забота только о себе одном. Оттого брачные никогда не могут дойти до такой степени духовного совершенства, как безбрачные.
34. Какое различие между брачным и безбрачным, такое различие между замужней и девицей? У замужней на уме – муж, семья, дом и другое мирское, у девицы же – Господь и соблюдение в святости своих тела и духа, как необходимых качеств истинного девства, которое состоит не в чистоте только тела, но, главным образом, в чистоте души. Если дева, при чистоте тела, не радеет о чистоте души, вдается в мирские заботы, то она ничем не разнится от замужней (Феофилк.).
35. Уже не раз говорил Св. Павел, что дает не заповедь, а совет; но тем самым, что часто повторяет это, дает понять, что ему желательно было бы, чтобы этот совет был исполнен многими. Это видно из того, для чего он советует девство: чтобы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения мирскими заботами.
1) Слав.: больше поработи себе – с греч. – лучше служи в рабстве.
Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!