Первый уровень - геометрический анализ пространства



Будем использовать тот же метод, который применялся при изучении элементов массы, поэтому можно сказать, что элементы пространства присутствуют там, где промежутки между границами масс приобретают характер той или иной фигуры. Эта фигура должна быть простой, легкоразличимой конфигурации.

В первом приближении можно было бы рассмотреть элементы пространства как "негативы" элементов масс. Пространство в этом случае выступает как результат наполнения формы: элементы пространства могут быть выделены, если соблюдаются те же условия, что и при выделении элементов массы из архитектурного ансамбля. Тем не менее следует произвести определенное разграничение между элементами пространства и элементами массы.

1. Последние рассматриваются "снаружи", в то время как элементы пространства - "изнутри".

2. Элементы пространства возникают при чередовании масс и пустот, когда пустота приобретает характер фигуры, т. е. они существуют при условии замкнутости и концентрации, если применять к этим понятиям все то, что говорилось по этому поводу об элементах массы.

3. Однако помимо этого элементы пространства не только можно видеть, но и чувствовать. Эта характеристика возникает благодаря воздействию потолка, стен и пола на ограничиваемое ими пространство, Жизнь проявляется в пространстве, которое постоянно обогащается колебаниями звука и света: впечатление, которое производит Собор Парижской Богоматери на туриста при простом осмотре здания, не имеет ничего общего с тем впечатлением, которое возникает при исполнении под его сводами старинной музыки. Возможно, этот пример отчасти пояснит разницу в восприятии пространства, которое воздействует на всего человека, и восприятии массы, которая действует в основном на зрение.

То же можно было бы сказать и о восприятии пространства во времени, но это не главное.

Проводя исследование, параллельное тому, которое мы осуществляли в отношении элементов массы, мы увидим, что зависимость от трактовки художника, сопоставление различных планов и поверхностей позволяет по-разному представлять пространство, в котором варьируются элементы от полностью закрытых до едва различимых. Здесь достаточно вспомнить пространственную организацию выставки в Барселоне (Мис ван дер Роэ).

Но мы не можем ограничивать изучение элементов пространства только рассмотрением пространства внутри отдельного здания, поскольку в масштабе города оно приобретает другие характеристики.

И в том и в другом случае нет смысла ограничиваться чисто геометрическим определением; важно также изучить различные типы организации пространства, чтобы понять, что его элементы разделяются, соединяются и интерпретируются в зависимости от воли автора.

Пространство определяется по его осям, границам и связующим и ям, на него влияют свет, цвет и текстура окружающих его стен.

Все эти аспекты будут рассмотрены, когда мы приступим к анализу "связей". Несмотря на это, мы хотели подчеркнуть их для того, чтобы напомнить, что наш предмет - структурный анализ, в котором элементы и связи взаимодействуют для достижения единства формы. В этой связи становится понятно, что если мы говорим отдельно об элементах, то только для их лучшего понимания.

Исследование, аналогичное изучению массы, может быть применено не только к произведению архитектуры, по и, например, к скульптуре. В классическом искусстве масса преобладает, но, скажем, для Генри Мура основным является взаимодействие массы, пространства и поверхности. Так всегда происходило в мире искусства. Вот почему должно быть ясно, что невозможно абстрагироваться полностью от связей, несмотря на то что мы пытаемся выделить отдельные элементы.

Второй уровень - экзистенциальный анализ пространства

До сих пор мы рассматривали геометрические характеристики пространства, сейчас же следует выяснить его экзистенциальный, жизненный характер.

На этом уровне связь человека с архитектурным пространством состоит в том, чтобы попытаться организовать его в соответствии с нуждами потребителя (заказчика). Отсюда возникают "жизненные" схемы, которые должны присутствовать в организации архитектурной композиции.

В архитектурном пространстве преобладает общественный характер, хотя объективный (геометрический) характер, уже рассмотренный нами, общественный (социальный) характер пространства и частно пространство - все это находится в тесной взаимосвязи. Поэтому искомые "схемы" должны учитывать эти нюансы.

Начнем наш анализ с тех ситуаций, которые могут оказать влияние на потребителя (заказчика). Эти ситуации могут ограничиваться чувством преобладания над определенной зоной и ощущением погруженности в пространство. Зоны направления и центра - вот основные критерии "оценки" пространства. На первом уровне анализа мы стремились определить геометрически точную форму пространства; на втором уровне - выяснить, насколько эти геометрические параметры влияют на человека.

Мы также должны учитывать тот факт, что эти схемы (узлы, центры, направления и зоны) проявляются как на общественном уровне (пейзаж и город), так и на частном (дом, предмет). Очевидно, что следует проанализировать взаимодействие между этими уровнями с целью пополнить наше представление о пространстве. Но такое сопоставление соответствует уже "пространственным отношениям".

Разберем на примере эти положения.

Изучение дома Папаниче полностью проясняет данные соображения. Становится ясно, что архитектурное пространство помимо своего экзистенциального характера имеет еще и преобладающий преднамеренный характер. Архитектор пытается заставить пространство отвечать различным запросам потребителя. Отсюда следует, что оно должно иметь и символический характер. Без этого пространство будет невыразительным, может превратиться просто в "место для проживания".

Таким образом, архитектурное пространство представляет собой экзистенциальное общественное пространство, которое включает многие экзистенциальные частные пространства, организованные с помощью более или менее открытых геометрических схем, что позволяет удовлетворить запросы заказчика.

Все сказанное до сих пор предполагает, что архитектура - это своего рода ответ на данную проблему в конкретный момент, в конкретном месте, при конкретных обстоятельствах, в соответствии с определенным образом жизни. Следовательно, нет смысла искать какую-то общую формулу на все случаи жизни. Сегодняшняя тенденция к народной архитектуре есть не что иное, как выражение протеста против засилья рационализма, протеста, который берет свое начало еще в эпоху Возрождения. Эволюция Ле Корбюзье от Марсельского дома до Роншана может служить примером. Архитекторы так называемого третьего поколения: М. Сафди, Р. Вентури, Иона Фридман и др. подчеркивают эту проблему, анализируя работы великих мастеров нашего века (Мис ван дер Роэ, Гропиуса, Ле Корбюзье и т. д.).

На этом уровне анализа пространства мы должны видеть не только характеристики "формальные" и характеристики "жизненные", но и связи между ними, а также связи между общественным и частным уровнями.

Поэтому графические схемы, которые мы будем использовать, должны по возможности выражать все эти характеристики. Постараемся найти такие "схемы", модели общего характера, которые не обусловливали бы дальнейшую интерпретацию, а выражали бы элементы и связи в неразрывном единстве архитектурного произведения.

Аспекты соединения частей (взаимодействие между тем, что соединяет, и тем, что разделяет), их функциональные, смысловые и символические характеристики - все это будет предметом изучения при анализе структурных связей.

Познание пространства

Пространство - это "соотношение между расположением тел". Л. Моголи-Надь настаивает на том, что необходимо проверить это положение с помощью всех пяти чувств, вместе взятых, и каждого из них в отдельности.

Руки: сводя и разводя их и т. д.

Зрение: балки, колонны, тела, поверхности, которые пересекаются или встречаются. Взаимопроникновение предметов. Перспективы, связь между массой, светом и тенью. Прозрачность, отражение.

Слух: эхо, отраженные звуки и т. д.

Движение: различные пространственные направления, пересечения, скачки, непрерывность. Пример: развернутый куб.

Таким образом, мы познаем "различимое пространство". Попробуем схватить его суть, нельзя останавливаться только на форме.

Сравнительное изучение различных концепций (например, непрерывное пространство - барокко и прерывистое квантовое и пространство - арабское искусство) поможет нам понять пространство.

Признаком нашего времени является отсутствие глубокого взгляда на вещи, общего для архитекторов, которые ищут суть архитектуры в значении понятия "жилище". Так случается, что многие архитекторыторы-"модернисты" берут в революционной архитектуре только некоторые особенности стиля, как, например, предполагаемый "кубистский" экстерьер. Они исходят из ряда практических соображений, но это не есть подлинная архитектура, предполагающая ощущение отчетливых пространственных связей, которые должны быть выражены как таковые. Вся архитектура - и ее функциональные части, и ее пространственное выражение-должна восприниматься как единое целое. Без выполнения этого условия архитектура превращается в простое соединение тел и пустот, которое может быть технически осуществимо, но никогда не создаст эмоционального восприятия отчетливо выраженного пространства.

Только когда проявления различных функций - движение, визуальные факторы, акустика, свет, равновесие - воспринимаются в постоянной взаимосвязи с пространственными отношениями, тогда мы можем говорить об архитектуре как о пространственном творчестве.

Другими словами, архитектуру следует понимать не как некое соединение внутренних пространств, не просто как убежище от холода и опасностей, не как установленное замкнутое пространство или неизменное расположение помещений, но как элемент пространственного опыта. Индивидуум, являющийся частью разумной биологической совокупности, должен найти в своем жилище не только отдых и обновление, но и обострение и гармоническое развитие своих способностей.

"Ключ к архитектуре лежит в овладении проблемой пространства; ее практическое развитие зависит от технического прогресса".

"Пространственное творчество - это сплетение частей пространства, выраженных в большинстве своем в ясно различимых связях, которые простираются во всех направлениях в колеблющейся игре сил".

Нас, со своей стороны, интересует изучение двух аспектов пространства: восприятие и его воспроизведение.

1. Восприятие. Социальные, религиозные, политические, культур-ные и другие критерии каждой эпохи и каждого человека в значительной степени влияют на восприятие пространства. Что видит отдельный человек? Что он оценивает? Вспомним, что мы должны оценивать действительность такой, как она есть. Зрение архитектора не может удовлетворяться внешней стороной вещи.

Каждая эпоха выдвигает свои задачи. Примером могут служить архитектура Рейха; египетская архитектура (империя, монумент); арабская архитектура (квантовые пространства Альгамбры с их характерным подражанием природе и т. д.); архитектура Возрождения (перспективы П. Поццо) с ее индивидуалистским характером, когда "я" стоит в центре всего; наконец, современная архитектура, которой присуще чувство "пространство - время".

2. Воспроизведение. В настоящее время нам недостаточно только перспективы. Нужно искать другие способы воспроизведения пространств, которые бы фиксировали связь пространство - время и которые были бы понятны тем, кто будет оценивать проекты.

Мы должны вжиться в пространство. Чертеж пространства требует, чтобы мы обладали чувством пространства. Путем кратких наблюдений над элементами, его определяющими, мы сможем понять его смысл. В работе нам могут помочь также упрощенные "макеты".

Замкнутое пространство

Первый шаг на пути познания пространства - это изучение замкнутого пространства.

Под ним мы подразумеваем "место или пространство в рамках определенных границ".

1. "Структурное ощущение", т. е. Ощущение совокупности, различные детали объединяются в связующую совокупность, единство.

2. Это не должно быть объединение, перенасыщенное элементами; в противном случае внимание рассеивается. Здесь возникает связь пространство - время.

3. Для того чтобы почувствовать замкнутое пространство, нужно изучать различные целевые установки, подготавливая блок работ, в котором необходимо было бы: а. А) сконцентрировать внимание на основном моменте; Б) "трепетно" относиться к предмету исследования; В) постигать А через форму, напряжение, свет, цвет, текстуру. Постигать Б через ритмы, движение; Г) понять смысл "пустого пространства", работая над "формой"; Д) осуществлять изучение пространства путем постижения элементов, которые его определяют: линий потолка и пола, вогнутостей и выпуклостей, единичных точек и т. д.

б. Анализировать варианты замкнутых пространств различного характера: места пребывания, размышления, прогулки, возбуждения; помещения открытые и закрытые; статическое и динамическое замкнутое пространство.

в. Для этого необходимо иметь в виду различное "состояние человека", начиная с наиболее активного и кончая наиболее пассивным, и например:

А - часовня (интимность) и крытая галерея (прогулка и раздумье);

Б - керамическая мастерская (сосредоточенное внимание и дисперсия света);

В - выставка картин (пристальное внимание и движение);

Г- изучение формы как среды определенного настроения, как функции характера.

Согласно Гессельгрину, интересно получить восприятие полноты и пустоты, обозревая видимые фигуры (предметы), стены (фон) и находящееся между ними пространство, которое воспринимается как свет и цвет.

Для того чтобы уловить совокупность замкнутого пространства, надо обратить внимание на следующее:

1. Его значение.

2. Характерные особенности масс: А) большие и малые элементы; Б) контрасты между данной формой и ближайшими к ней формами в соответствии с ее характером; В) формы закрытые и открытые - напряженные линии.

3. Характерные особенности цвета: А) контрасты светотени, Б) контрасты цвета в соответствии с его насыщенностью (красный, например); В) цветовые интервалы (более по освещенности, чем по тону, интенсивности или насыщенности).

4. Характерные особенности света: А) выдающиеся части, которые наиболее освещены; Б) тени, вызывающие определенную визуальную пластичность; В) свет теплый, холодный.

5. Характерные особенности движения: потенциально воспринимаемое движение (направления, напряжение).

6. Его распределение. Оси, связи.

7. Элементы, привлекающие внимание: А) формы, которые рассеиваются, если содержат направленные напряжения (линии, удаляющие их от центра); Б) формы, сливающиеся с формами или слабо освещенные, создают впечатление удаленности.

Точно так же следует проанализировать замкнутое пространство как границу пространства вообще. Это пространство, видимое изнутри, а не снаружи.

Отсюда становится понятным, что, для того чтобы привлечь внимание к пустому пространству, надо: А) избегать элементов, бросающихся в глаза; Б) искать элементы, которые отвлекают внимание.

Для того чтобы привлечь внимание к стене: А) цвет должен быть легким; Б) восприятие света: свет и тени, его характер; В) текстура должна также привлекать внимание к стене или предметам, с ней рядом расположенным; Г) линии на стене должны соответствовать характеру предмета.


НАПРЯЖЕННЫЕ СВЯЗИ. РИТМЫ

 

Введение

Мы можем бегать, ходить, танцевать, стоять и т. д., показывая разные способы "вступления во владение" пространством, которое нас окружает. Сама жизнь может быть представлена как "непрекращающееся и продолжительное движение", которое всегда имеет ритм и форму. Каждая эпоха, каждая культура имеют ритмические схемы своего времени, которые сопровождают человека: африканец движется отлично от европейца; галантная Вена движется отлично от революционной Франции; восточное время отлично от североамериканского. И это потому, что человек включен в систему естественных ритмов (ночь и день, времена года, смена возраста...), которые в условиях разной географии и культуры проявляются в его поведении таким образом, что, когда человек создает архитектуру, последняя отражается в динамике и форме пространства.

Поэтому, изучая архитектурный процесс с этой точки зрения - с учетом изменения отношения между устремлениями автора и потребителя, а также разные времена и культуры, мы поймем, что гармония, ритм и архитектура являются неразделимыми понятиями.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!