Неоднородность изобразительного



 

Поля и композиционные схемы

Мы рассмотрели композиционные средства гармонизации, с помощью которых осуществляется композиционное построение и создается художественная форма. Но рассмотрение это будет неполным, если не сказать о роли изобразительного поля в композиционном построении.

Изобразительным полем мы называем ограниченную поверхность, плоскость, где располагается изображение, картина. Этим полем может служить лист бумаги или холст определенного размера и формата, или пространство стены, или поверхность объемного предмета (упаковки). Характерной особенностью изобразительного поля является то, что оно не нейтрально по отношению к изображаемому на нем, а оказывает на него определенное воздействие, так как не все точки этого поля равноценны. Изображение находится в зависимости от размера, пропорций сторон, формы поля и от окружающей среды. Неравноценность поля проистекает из особенностей нашего зрительного восприятия, (о чем уже говорилось выше). В результате, одни участки поля находятся в зоне активного восприятия, другие вне его.

Если представить поле в виде правильной геометрической фигуры, то легко обнаружить эти активные точки. Например:

- В прямоугольнике наиболее активны точки, лежащие на центральной оси и горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре точки, лежащие на диагоналях, точки, обозначающие пропорции золотого сечения, точки, лежащие на границах овала, который вписывается в данный прямоугольник

- В квадрате - точки, лежащие на диагоналях, точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат, точка пересечения диагоналей

- В круге - центр круга и точки вокруг него и чуть выше геометрического центра, тачки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях

- В треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан. Таким образом, геометрическая фигура сама по себе уже содержит "активные точки", на которых концентрируется внимание и поэтому ясно, что композиция не может игнорировать воздействие этих точек, обусловленное спецификой зрительного восприятия.

Известно, что взгляд наш, двигаясь внутри поля, еще не заполненного изображением, совершает ряд движений, скользя по воображаемым кривым и прямым. Движение это нельзя назвать хаотическим, так как о но имеет определенную направленность, в первую очередь зависимую от геометрической формы поля. В вытянутом по вертикали прямоугольнике наиболее характерно движение, имеющее S- образную форму. Для круга - характерно движение вдоль окружности. Для многих фигур характерно движение по горизонтали и вертикали, составляющее крест. Мастера эпохи Возрождения и последующих эпох - Рафаэль, Пуссен, Делакруа, Суриков -придавали большое значение композиционному построению, признавая роль композиционных схем, "основных линий", "активных точек", сознательно учитывая их воздействие в своих произведениях.

Активные зоны и силовые линии поля придают напряженность полю, благодаря чему элементы изображения, совпадая с различными точками изобразительного поля испытывают различные состояния. Так например, изобразительный элемент, совпадающий с центром круга или со зрительным центром прямоугольника, занимает твердую позицию и не стремится изменить свое местонахождение. Элементы, попавшие в неактивную зону поля, наоборот, стремятся ее покинуть, обрести равновесие. Перекликаясь с другими элементами, также находящимися в неуравновешенном состоянии, или группируясь возле уравновешенных, они с помощью ритма и других средств гармонизации приходят в состояние динамического равновесия.

В произведениях искусства мы часто наблюдаем, что главные узловые моменты композиции совпадают по своему местоположению с активными точками изобразительного поля. Однако, слишком последовательное применение этого приема приводит к жесткости и однообразию композиции, к самодовлеющему влиянию схемы. Поэтому художники в поисках новых композиционных возможностей ищут такие отношения между элементами композиции и "активными точками" поля, которые позволяли бы добиваться уравновешенности композиции и без, казалось бы, обязательного совпадения с активными точками. Это удается благодаря тем же средствам гармонизации. Например, вместо того, чтобы расположить главный элемент в центре или на оси симметрии, располагают уравновешивающие друг друга элементы по разные стороны оси, выделяя главный с помощью контрастных цветовых или тоновых отношений или иных приемов. Создавая сложное движение форм с помощью ритмической организации элементов, можно добиться переклички их с силовыми линиями поля и активными точками, избегая таким образом жестких схем.

 

ГЛАВА II

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ

В данной главе предлагаются 5 групп заданий - упражнений, охватывающих различные аспекты формализации композиционных задач и рассчитанных на подготовку художников по прикладной графике (промышленной графике, упаковке, графическому дизайну), работающих преимущественно с плоскостью, за исключением области упаковки, связанной с объемными формами, и некоторых других пограничных областей графики.

Специфика прикладной графики требует от художника умения ясно мыслить, четко формулировать задачу, целенаправленно действовать, лаконичными изобразительными и точными композиционными средствами добиваясь эффекта выразительности и функциональности решений. Предлагаемые задания предназначены развивать эти способности у учащихся.

Курс "Основы композиции" преподается на I и II курсах высших художественных учебных заведений. Он своевременно приучает к дисциплинированном у мышлению, осознанной работе с художественным материалом.

Предложенные упражнения основаны на формальном методе разложения на элементы художественной формы и создания простейших моделей сложных композиционных ситуаций художественного произведения. На раннем этапе обучения композиции этот формальный метод зарекомендовал, себя как плодотворный и принят в художественных ВУЗах СССР, Европы, Америки, Японии.

При составлении упражнений автором были час-тично использованы задания из курсов композиции и из методик ВХУТЕМАСА - ВХУТЕИНА, художественных школ Польши и Швейцарии, а также из курсов В. Ляхова (МПИ) и М. Коника (Сенежская студия).

Помимо перечня заданий к данной главе прилагаются иллюстрации в качестве вспомогательного методического материала. Задания расположены в порядке от простого к более сложному, от общих понятий к частным решениям, от взаимодействия простейших графических элементов на плоскости к взаимодействию элементов на поверхности объемной формы, к фактурным рельефным поверхностям, к взаимодействию объема и пространства.

Через взаимодействие элементов выражаются композиционные связи (соразмерность, контрастность, симметричность и др.), выявление которых и является целью предлагаемых заданий.

Условия выполнения заданий все упражнения выполняются в заданном формате и представляют собой композиционные задания, в которых независимо от конкретно поставленной задачи, общими обязательными условиями являются

1 Композиционная цельность

2 Уравновешенность целого

3 Вписанность в границы

4 Выразительность решения (т. е., пластическое решение должно быть не только ясным, логичным, но и эмоционально выразительным).

Группа I

Задания на отношения простейших графических элементов и плоскости (точка, пятно, линия). Ознакомление с понятиями изобразительная плоскость, силовые линии поля, наряженность, зрительный и геометрический центры, масса, равновесие, доминанта, движение, ритм, силуэт, объем, пространство.

(формат листа 21 ХЗО, материал бумага, картон, тушь, техника - аппликация из черной бумаги на белом фоне и из белой бумаги на черном)

1) Установить связь между 2-3 точками, на плоскости, постепенно перемещая их, усиливая и ослабляя связь, отрывая друг от друга.

2) Определить "активные точки" разных геометрических фигур визуально, а затем проверяя геометрически.

3) Сгруппировать точки таким образом, чтобы группы точек у равно веши вал и друг друга.

4) Уравновесить черную точку - пятно эквивалентным тоновым пятном.

5) Рассмотреть взаимодействие произвольного черного пятна свободной формы с белым фоном поля. Понятие борющихся масс.

6) Выявить центр в свободном расположении точек.

7) Составить регулярные ряды из точек, затем, изменяя расстояния между точками, менять характер движения ритм (формат 30 Х 40).

8) Показать сгущение, уплотнение массы и переход к разряженному пространству.

9) Построить из однородных элементов открытые ритмические ряды с фиксированным центром, доминантой композиции (фиксировать доминанту внесением цвета, формат 30 Х 40).

10) Создать замкнутую композицию из 1 - 2 видов элементов (ЗОХ 40).

11) Покрыть лист бумаги 30ХЗО регулярными рядами черных кружочков одинаковой величины, соединяя по несколько кружочков из соседних рядов, залить полученные фигуры тушью, получив фигуры - силуэты и одновременно проследить за возникающим белым пространством между фигурами.

12) Взаимодействие линий на плоскости. Членение плоскости прямыми вертикальными и горизонтальными линиями в пропорциональных отношениях.

13) Кривые, волнистые линии. Организация плоскости пересекающимися кривыми с последующей заливкой тушью замкнутых площадей. Впечатление объемности. Получение правильных геометрических объемов (полусфера) и свободных выпукло-вогнутых объемов.

14) Центростремительная композиция из кривых дугообразных линий и точек разного размера (30Х40).

15) Штриховка линиями. Изменение толщины линий - изменение пространственных характеристик. Получение впечатления объема. Штриховка с постепенным утолщением линий, переход от черного поля к белому.

16) Силуэт. Сочетание нескольких форм, имеющих контуры разной кривизны.

17) Негативное и позитивное силуэтное изображение.

18) Черное и белое - силуэтные изображения реальных форм, входящих одна в другую, заполняющие пространство.

19) Черно-белая композиция из родственных по форме предметов (листья или цветы, бокалы, инструменты), ЗОХ 40 или 30 ХЗО.

20) Силуэт предмета в сочетании со словом из 4-5 букв.

Группа II

Задания на овладение композиционными средствами с использованием тона, цвета, фактуры (Предварительное теоретическое ознакомление с понятиями симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, подобие, тождество, соразмерность, метр, ритм, т.е., с понятиями композиционными, а также и понятиями физическими - тон, насыщенность, градация, цвет, спектр, основные и дополнительные цвета, холодные, теплые, фак-тура).

(формат 30 Х40, техника - акварель, гуашь, аппликация из цветной бумаги)

1) Композиция монохромная из квадратов 2Х2, разных по тону (4 или 5 градаций тона). Тоновой нюанс - контраст.

2) Композиция из однородных геометрических элементов, сближенных по цвету (холодная гамма или теплая) и контрастных по тону.

3) Композиция из контрастных по цвету, сближенных по тону элементов.

4) Ритмическая композиция из разнородных по форме, тону и цвету элементов (орнамент). Симметрия, асимметрия ритм.

5) Асимметричная композиция из элементов, контрастных по величине.

6) Композиция на сочетание линейных, плоских и объемных форм (в цвете).

7) Фактуры. Метроритмический ряд с разными фактурами (перо, тушь), фактуры в природе.

8) Ритмическая композиция из геометрических фигур с разной фактурой, (гладкой, ворсистой, зернистой и т. д. Могут быть использованы в задании натуральные материалы мех, ткань, зерна и др .).

9) Композиция на сочетание родственных элементов (например, круг в сочетании с квадратом, в который вписан тот же круг, - исполнить в дополнительных цветах или в контрастных по тону).

10) Композиция из модульных элементов.

Группа III

В эту группу входят задания на движение (статика - динамика) и задания на развитие фантазии и образности, ставящие целью развитие творческих способностей и требующих свободного владения композиционными средствами на уровне организации плоскости формальными отношениями элементов.

а) Задания на движение.

1) Статическая композиция из произвольных элементов. Нарушение статики одним каким-нибудь элементом.

2) Показать начало, зарождение движения.

3) Движение организованное (равномерное и ускоряющееся) и движение хаотичное.

4) Виды движения, возникающие под воздействием различных физических сил фонтанная струя, волнообразное движение, взрыв, сдвиг, падение, колебание, вращение и прочие виды.

5) Задания на развитие фантазии и образности представлений на материале абстрактных форм.

б) Смысловые, но неизобразительные композиции из простых элементов, выражающие действие, состояние, настроение. (Композиции из цветной бумаги аппликацией, ФорматЗОХ40).

1) Используя в качестве материала красные и черные кружки (или треугольники), составить композицию "Победа красных".

2) Композиция "Противостояние".

3) Композиция неизобразительная из однородных элементов - "Одиночество", (или монохромная, или сближенная по цвету, или контрастная. Композиция из разнородных элементов (в цвете) - "Сближение - единство - разделение".

5) Композиция из элементе в разных по тону и по размеру - "Далекое и близкое".

 

6) Композиция - "Разрушение" и "Созидание".

7) Композиция - "Погоня".

8) Композиция - "Дуэт".

(К данной группе заданий требовать от студентов пояснительную записку с описанием и обоснованием избранных композиционных средств).

Группа IV

Задания на организацию поверхности объемной формы (куба, параллелепипеда, цилиндра). Показать влияние графического решения на восприятие объема.

1) Прямоугольный параллелепипед, - подчеркнуть грани цветом и тоном.

2) Цилиндр. Подчеркнуть форму цилиндра линейным графическим способом. И наоборот, зрительно разбить цилиндр на грани или показать ребристость поверхности.

Остальные упражнения на поверхности кубиков, склеенных из бумаги или картона, 7Х7Х7 см в кубе.

3) Деформировать форму куба с помощью свободного линейного изображения на его поверхностях.

4) Свободным расположением различных цветовых пятен, полос разбить форму (срезать углы, сплющить грани или создать впечатление выступов, углублений или вздутий поверхности и т.д.).

5) Изменить фактуру поверхности.

6) Зрительно уменьшить, или наоборот, увеличить высоту куба.

7) Подчеркнуть, акцентировать какую-либо из сторон или верх куба.

8) Ориентировать положение в пространстве, утяжелив низ или иным образом.

9) Для уже выполненых в предыдущих упражнениях кубиков подобрать подходящий по цвету фон, составить композицию из готовых кубиков на соответствующем фоне (экспозиция).

Группа V

Конструирование рельефных и объемных форм из листа бумаги. Начать с геометрического членения плоскости листа параллельными линиями, пересекая их перпендикулярными и диагональными. Путем сгибания получить, фактурные рельефные поверхности. Дальнейшее усложнение заданий - с использованием пересечений кривых линий и использование разрезов.

1) Сделать из листа бумаги "гармошку", гофрированную поверхность.

2) С помощью пересекающих прямых внести декор - выпуклые ромбы, двойные, тройные, ломаные линии - рельефные.

3) Тот же декор передать на форме с лучеобразной основой путем пересечения лучей косыми линиями, получив декоративные "розетки".

4) Композиция рельефная с усложненной основой и разрезами.

5) Путем сворачивания рельефного листа получить объемную форму.

5) На объемной рельефной форме найти зону, оптимальную для расположения информации, знака, цветового сигнального пятна.

6) Пользуясь тем же принципом получения рельефных и объемных форм сделать игрушку (зверушку, человечка).

7) Сделать объемную карнавальную маску.

8) Скомпоновать несколько объемов из бумаги в общей экспозиции с фоном.

 


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!