К задачам учреждений профессионального образования по нравственному воспитанию учащейся молодежи следует отнести:



? воспитание гуманизма - заботливого, доброжелательного отношения к людям, умения гармонически сочетать свои интересы с общественными, чувства единства слова и дела как повседневной нормы поведения;

? воспитание непреходящих человеческих ценностей - любви и дружбы, милосердия;

? воспитание принципиальности, честности, глубины чувств;

? воспитание ответственного отношения, правовой культуры;

? воспитание трудолюбия, потребности в труде, как высшему смыслу жизни, источнику творчества, материального благополучия;

? воспитание культуры поведения, культуры общения;

? воспитание чувства собственного достоинства.

 

Методы нравственно-духовного воспитания

Сейчас появилось множество методов развития духовности у современных школьников. Это могут быть различные занятия, направленные на развития чувства патриотизма. Очень большую роль в данном случае играют уроки истории, мировой художественной культуры, литературы и русского языка. Именно на этих занятиях детям рассказывают об истории России, красоте русского языка, популярности русской литературы как в России, так и за рубежом. C детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

1) Ряд исследователей сходится во мнение, что развитие нравственно-духовных ценностей школьников должно базироваться на православной культуре. Это не значит, что дети должны становиться глубоко религиозными. Их знания должны касаться социально-гуманитарных познаний в сфере религии. К специфическим религиозным опорам христианского нравственного учения обычно относят, во-первых, признание Бога, творца нравственного миропорядка, во-вторых, идею бессмертия души и, в-третьих, веру в воздаяние. Tще один источник, к которому обращается религия – это тайны нашего внутреннего мира, нашей души, где рядом уживаются счастье и горе, любовь и ненависть, доброта и жестокость. И еще - вера и надежда, которые не покидают человека в самые трудные и даже безнадежные мгновения жизни. Религия объединяет область духовного (отсюда – духовенство) и область познания, и нравственности.

2) Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Важную роль в формировании духовно-нравственного воспитания играет краеведение. Современные дети не только не могут назвать достопримечательностей родного края, они затрудняются назвать и название нашего государства, город, который является его столицей, никогда не присутствовали на военных парадах, и других исторических местах своего города. Эта работа ложится на плечи школы, и в частности, учителей истории и краеведения. Краеведение помогает приблизить к проблемному пониманию, к самостоятельной исследовательской работе.

Методы:

— исторические ценности, имеющие особое значение в гражданском самоопределении российских граждан. Это касается и исторических событий, имен, символов, святынь религиозного характера;

— использование таких понятий, как: «Отечество», «Святая Русь», «Родная земля» и др;

 — знакомство с обычаями и традициями, отражающими обыденное право и обыденное правосознание и их религиозное духовно-нравственное наполнение и обоснование;

— рассказ о традициях гражданско-патриотического служения своей стране и своему народу, всему обществу и государству в части;

 — воспитание в учениках чувства веротерпимости, уважения к правам и свободам граждан, исповедующих другие религиозные учения;

— выработка уважения к старшим, к предкам, к членам семьи, к родителям;

 — осмысление понятия религиозного долга, прав и обязанностей личности с точки зрения религии;

— рассказ о национальной картине мира народонаселения России в различные эпохи; — приобщение к ценностям национальной культуры страны;

— оказание помощи при развитии нравственного начала личности, моральных принципов поведения;

 — выработка ответственного поведения в сфере взаимоотношений с противоположным полом; — развитие поведения в соответствии с высокими духовными ценностями в противовес пропаганде насилия, цинизма, безнравственности и т. д.

Организуя воспитательное воздействие на учащихся, нужно учитывать их психологические особенности. Очень важно, чтобы в период нравственного становления учащихся в учреждении образования, они находились в ситуации возможности свободного выбора, самостоятельного определения линии поведения или отдельного поступка. В этих условиях задача педагога состоит в том, чтобы не снимая жизненных противоречий и трудностей, направить выбор учащегося на приобретение ими ценностных жизненных ориентаций. В отличие от норм права нормы морали официально нигде не зафиксированы и в отличие от правового регулирования, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

? Педагоги развивают у учащихся способность осмысливать жизненные явления, критически воспринимать противоречивые идеи, самостоятельно искать истину. Этому способствуют такие формы работы с учащимися, как:

? Философский стол - дискуссия, содержанием которого являются проблемы ученической жизни.

? Сократовские беседы - коллективное раздумье над какой-то жизненно важной проблемой, поочередная постановка вопросов, учитывающих условие главного вопроса (сократовский метод состоял в предъявлении ученикам системы вопросов, последовательные ответы на которые приводят к истине).

? Разговор при свечах - дружеские беседы о проблемах жизни, актуальные для юношества.

? Круглый стол - дискуссионная форма, коллективное размышление над вопросом, в котором все выступают " на равных".

? Этический театр - драматизированное представление на основе литературного материала, освещающее этические проблемы жизни человека.

Целесообразно проводить экскурсии в музеи, по памятным и историческим местам, посещение выставок, кинотеатров, театров, проведение выставок художественного и технического творчества, фотовыставок, выпуск тематических стенгазет (по материалам проведенных мероприятий, экскурсий т.д.). В организации нравственно-этического воспитания могут использоваться такие формы работы, как конкурсно-игровые и дискуссионные мероприятия по нравственно-этической тематике (турниры знатоков, диспуты "Кем быть или каким быть?", " Искусство быть красивым", творческие конкурсы-проекты, лекции-рассуждения, литературные гостиные, проблемные лаборатории, деловые игры, брейн-ринги, устные журналы, нравственные воспитательные часы, часы общения и др.). В воспитательной работе с учащимися необходимо широкое использование деловых игр, тренингов по обучению умениям нравственного выбора, по развитию способности эффективно разрешать конфликтные ситуации.

 

23. Этнопсихология и этнопедагогика в современном образовании.

Этнопсихология – это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые так же, в той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики. Современная теория наций и многие представители социологической науки признают наличие специфических черт и их особого психического склада у представителей той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.

Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине 19 в. к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов, в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание. В мировой науке этнопсихология в XX веке получила значительное развитие. В результате разобщенности исследователей даже возникло две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология.

Чтобы лучше понять сущность этнопсихологии, необходимо рассмотреть такие термины, употребляемые в данной отрасли психологии, как этнос, нация, психический склад, национальный характер, этнические стереотипы, этнические конфликты и эгоцентризм.
Исходя из теоретических положений психологии основными структурными компонентами национальной психологии считают: национальный характер, национальное чувство, особенности склада ума, национальный темперамент, обычаи, традиции, нравы, которые можно объединить в понятие "национальное самосознание".

Этническим стереотипом являются относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, характерных для представителей различных этнических общностей. В содержании данного термина зафиксированы оценочные суждения об указанных качествах.

Разработка этнопсихологии, особенно ее социально-психологических аспектов, в настоящее время имеет важное значение для интернационального воспитания. В этнопсихологии особое внимание уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, выявлению истоков роста национального самосознания, его развития в различных социальных и национальных средах. Исследования, проводимые в области этнопсихологии, должны помочь гармонически сочетать общие интересы граждан с интересами каждой отдельной нации. В этом состоит гуманистическая и прикладная направленность этнопсихологии.

Этнопедагогика - отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов; сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия. Термин введён и популяризирован Г. Н. Волковым.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

Этнопедагогика изучает:

1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

 

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт.

Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Сказки и рассказы Ушинского - лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе. Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики.

 

Опыт этнопедагогики используется для воспитания экоориентированного типа личности через сбор и изучение информации о традиционной культуре народов в одном из подразделов экологии, получившем название этноэкология (в западной литературе — культурная антропология).

Этнопедагогика тесно связана с изучением других аспектов традиционно-бытовой культуры, включая брачные и семейные отношения, половозрастное разделение труда, половозрастной символизм, а также с социологией воспитания и этнопсихологией. Этнопедагогика имеет большое прикладное значение, помогая адаптировать современные методы воспитания и обучения к специфическим особенностям традиционной культуры народов, а также сохранять и использовать ценные методы старой народной педагогики.

 

24. Информационные технологии в воспитании и обучении детей.

Выделим основные компьютерные и информационные средства обучения:

Под дидактическим компьютерным средством понимают компьютерную систему, состоящую из аппаратных средств (физических устройств) самого компьютера и его периферийных устройств (принтера, сканера, модема и т.д.), ориентированную на обучение.

Под информационным дидактическим средством понимают совокупность методов и моделей использования информации при непосредственном интеллектуальном доступе человека в компьютерную систему с целью образования.

Ведущие типы информационных средств обучения:

1. Средства представления информации (мультимедиа, гипертекст, виртуальная реальность).

2. Средства структурирования информации и систем искусственного интеллекта (базы данных и знаний, экспертно-обучающие системы).

3. Коммуникационные средства (сети разных уровней, телекоммуникации).

Типы информационных средств обучения:

1 Информационно-поисковые. Обеспечивают представление информации и осуществление операций по поиску и систематизации информации при использовании различных систем поиска и обработки данных (Прим.- информационно-поисковые системы, учебные базы данных и знаний, информационно-справочные программные средства и пр. – привести примеры).

2. Демонстрационные. Позволяют визуализировать изучаемые объекты, явления, процессы; обеспечивают наглядное представление любой образовательной информации в целом.

3.Тренинговые. Предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала.

4. Диагностирующие и тестирующие. Оценивают знания, умения, навыки учащихся; устанавливают уровень обученности, сформированности личностных качеств, уровень интеллектуального развития.

5. Контролирующие. Автоматизируют процессы контроля (самоконтроля) результатов обучения, определения уровня овладения учебным материалом.

6. Экспертные. Управляют ходом учебного процесса, организуют диалогмежду пользователем и НИТО при решении 3 или иной учебной задачи.

7. Коммуникативные. Обеспечивают возможность доступа любой информации в локальных и глобальных сетях, удалённое интерактивно взаимодействие субъектов учебного процесса.

8. Вычислительные. Автоматизируют процессы обработки результатов учебного эксперимента, Расчётов, измерений в рассматриваемых процессах и явлениях.

9. Офисные. Предназначены для создания, хранения, передачи и обработки информации общего назначения, ведения дел (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы различного структурированного представления информации, графические редакторы, компьютерные коммуникации).

10. Сервисные. Обеспечивают безопасность и комфортность у пользователя компьютера.

11. Управленческие. Автоматизируют управление процессами, объектами, явлениями, информационными потоками и пр.

12. Моделирующие. Осуществляют моделирование сложных или нереальных объектов, явлений и процессов в целях их исследования.

13. Имитационные. Управляют действиями смоделированных реальных объектов, устройств; представляют определённый аспект реальности для изучения их структурных или функциональных характеристик.

14. Инструментальные. Языки программирования, авторские инструментальные среды, системы автоматизированного программирования (САПР), которые предназначены для разработки программ, электронных программных продуктов, проектов и т.д.

15. Досуговые. Компьютерные игры и ср-ва компьютерной коммуникации для организации досуга и внеклассной работы в воспитательных и развивающих целях.

Основываясь на анализе всех концепций информатизации образования, сделаем следующие выводы:

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!