Отечественный исторический опыт



А.В. Мартыненко

 

ТЕОРИЯ

МЕДИКО-

СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

 

Учебное пособие

 

Рекомендовано Министерством образования и науки

Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по направлению

подготовки и специальности "социальная работа"

 

Москва

2006

 

УДК 364 (075.8)        

ББК 88.5 М29

Главный редактор

Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора

С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

A.Г. Асмолов

B.А. Болотов

В. П. Борисенков А. А. Деркач А. И. Донцов

И. В. Дубровина М. И. Кондаков В. Г. Костомаров Н. Н. Малофеев

Н. Д. Никандров В. А. Поляков В. В. Рубцов Э. В. Сайко

 

Рецензенты:

В. Л. Гончаренко, доктор медицинских наук, профессор;

В. И. Стародубов, академик Российской академии медицинских наук,

доктор медицинских наук, профессор.

 

Мартыненко А. В.

М29 Теория медико-социальной работы: учебное по­собие. - М.: Московский психолого-социальный ин­ститут, 2006. - 160 с.

 

ISBN 5-9770-0049-9

 

В учебном пособии изложены теоретические основы отечественной медико-социальной работы как нового вида профессиональной деятельнос­ти. Представлены обоснование теории, основные понятия и категории, кон­цепция и базовая модель медико-социальной работы, а также модель специ­алиста социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи. Описывается отечественный исторический опыт становления ме­дико-социальной помощи.

Для студентов и преподавателей факультетов социальной работы об­разовательных учреждений высшего профессионального образования, спе­циалистов социальной работы, а также специалистов смежных профессий.

Рекомендовано Редакционио-издательским советом Российской акаде­ мии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия.

 

 

УДК 364 (075.8)

ББК 88.5

© Мартыненко А. В., 2006
ISBN 5-9770-0049-9 (МПСИ)   © Московский психолого-социальный

институт, 2006 ISBN 5-98352-048-2 (Багира-2)  © Дизайн и верстка ООО «Багира-2», 2006

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Из потребностей практики вытекает необходимость создания новых механизмов форм и методов медико-социальной помощи населению как комплекса социальных услуг, решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне.

Становлению медико-социальной работы как специализированного направления социальной работы в области охраны здоровья в Российской Федерации способствовало законодательное закрепление участия социальных работников в оказании медико-социальной помощи населению (ст. 20 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан").

Место и роль социальных работников в оказании медико-социальной помощи различным контингентам обосновывают Н.Н. Ваганов, Ю.В. Валентик, И.И. Гребешова, О.В. Гринина, И.М. Гурович, Н.Ф. Дементьева, И.П. Каткова, Н.А. Кравченко, Н.А. Комысова, О.И. Лебединская. А.В. Мартыненко, З.Я. Матвейчик, Е.И. Моисеенко, Е.А. Сигида., О.Г. Фролова, О.П. Щепин и другие авторы.

Медико-социальная работа рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Медико-социальная работа в Российской Федерации оформляется в самостоятельное направление профессиональной деятельности в конце 1990-х годов и в контексте социально-экономических изменений. Это проис­ходит на основе интеграции тех знаний, которые вырабо­тало несколько поколений отечественных ученых. Не умаляя значения зарубежного опыта теории и практи­ки профессиональной социальной работы, сложившейся в последние десятилетия, необходимо отметить глубокие исторические корни благотворительности и милосердия в России, которые можно рассматривать как этапы ста­новления социальной помощи и основу отечественной медико-социальной работы.

Экономические, социальные и культурно-историче­ские особенности России обусловливают необходимость развития отечественной теории медико-социальной рабо­ты как эффективной практической деятельности мультидисциплинарного характера при оказании медико-соци­альной помощи населению.

Становление медико-социальной работы в Россий­ской Федерации можно рассматривать как одну из страте­гий инновационного развития медико-социальной помо­щи населению.

 

Глава 1

Отечественный исторический опыт

 

В генезисе социальной работы лежат традиции ми­лосердия и благотворительности в общественной и духов­ной жизни страны. Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительно­сти, исходящей из глубины веков как стремление помочь бедным, хворым, неимущим.

Социальный феномен благотворительности ха­рактеризуется проявлением целенаправленного внима­ния к лицам, не способным по субъективным или объек­тивным причинам своими собственными силами обес­печить себе условия выживания, оказанием им помощи в сохранении и организации жизнедеятельности. Тради­ционно объектами благотворительности и милосердия являлись люди, страдающие от тяжелых недугов, инва­лиды, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности.

В ходе исторического развития благотворитель­ность включала широкий спектр значений: от милостыни до системы актов различных ведомственных учреждений и законов, принимаемых государством.

Известный историк С. М. Соловьев отмечал, что наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным.

На протяжении многих веков средоточием соци­альной помощи «сирым и убогим, увечным и больным» являлась церковь. Киевский князь Владимир Церковным уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, опре­делив «десятину» на содержание монастырей, больниц и богаделен. Монастыри содержали больницы, богадель­ни и детские приюты. Оказываемая монастырскими це­лителями медицинская помощь была «безмездной» - бесплатной, в то время как светские вольные врачи лечи­ли за деньги. С давних времен вплоть до XVIII века цер­ковный приход в России не только объединял прихожан на основе культовых обрядов, но и был административ­ной единицей с гражданскими и земскими функциями. Писцовые книги свидетельствуют о существовании бога­делен едва ли не при всех церквях. Одна из богаделен в эпоху Киевской Руси была создана монахом Киево-Печерского монастыря Феодосием Печерским.

Помощь церквей и монастырей нуждающимся была разнообразной. Наиболее распространенными формами такой помощи были бесплатное кормление нищих и убо­гих, устройство особых приютов для бедных, искалечен­ных, престарелых, странствующих, учреждение сиротских домов и приютов, устройство лечебниц для больных и ни­щих и др.

В период удельной Руси создавались больничные монастыри. Такой монастырь был устроен в Киеве в пер­вой половине XII века по настоянию черниговского князя Николая Давыдовича, который позже сам ушел в монас­тырь.

Проповеднической деятельностью церкви и монас­тыри формировали у древнерусских людей сострадатель­ное, благосклонное отношение к бедным и страждущим. В соответствии с христианскими представлениями бед­ные и нищие в Древней Руси рассматривались как бого­угодные, церковные люди. Историк В.О. Ключевский пи­сал: «Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитывать уменье и навык любить человека. Милостыня была дополнительным ак­том церковного богослужения, практическим требовани­ем правила, что вера без дел мертва».

Особым направлением помощи, нуждающимся в этот период была частная, преимущественно княжеская благотворительность. Ее масштабы объяснялись наличи­ем в общественной жизни сильного общинно-вечевого на­чала с его традицией коллективной заботы и взаимопомо­щи, влиянием христианских представлений о богоизбран­ности бедных и нравственном долге милосердия. Среди форм благотворительности князей, получивших распро­странение на Руси, были кормление нищих и убогих на княжеском дворе, раздача бедным одежды, денежная раз­дача милостыни, снабжение продуктами питания заклю­ченных, учреждение сиротских приютов и др.

Великий князь Владимиро-Суздальской земли Андрей Боголюбский, перенесший столицу Северо-Вос­точной Руси из Киева во Владимир, сохранял княжес­кие традиции заботы о бедных и немощных. В летопи­сях отмечено, что он помогал бедным и поддерживал «худородных».

В Московской Руси призрение бедных, убогих и немощных было сосредоточено в основном в церквях и монастырях, где имелись значительные средства для оказания помощи нуждающимся. Помощь осуществля­лась преимущественно в форме бесплатного кормления бедных и раздачи хлеба, открытия богаделен и церков­ных больниц для немощных, странствующих и боль­ных, содержания сиротских приютов, выдачи больным людям церковноприходских пособий, беспроцентных ссуд и др.

Для немощных, больных, странствующих при мона­стырях открывались приюты и богадельни. При Афанасьевском монастыре, основанном в Москве в XIV веке, был открыт церковный приют для обездоленных. Здесь дейст­вовала и женская обитель.

Практика монастырского содействия открытию в российских городах богаделен и лечебниц сохранялась до XVII века.

В середине XVI века в общественном сознании роди­лась идея перехода от благотворительности к системе об­щественного призрения, которая должна включать не только помощь бедным милостыней и содержание их в бо­гоугодных заведениях, но и предоставление трудоспособ­ным нуждающимся заработка. Мысль о развитии государ­ственной помощи была впервые высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом соборе (1551 г.), когда он утверж­дал, что в каждом городе должны быть построены бога­дельни, больницы, чтобы создать приюты для всех нищих и убогих.

Для усиления роли государственной власти в осу­ществлении мер призрения решениями Стоглавого собо­ра (итоговый документ содержал сто глав) предполага­лось обеспечить государственное участие в финансиро­вании монастырских больниц для увечных и больных, построить в каждом городе и содержать за счет государ­ства и других источников мужские и женские социаль­ные учреждения (богадельни) для ухода за лицами пре­клонного возраста и прокаженными, предоставить не­мощным право собирать милостыню, а здоровых нищих привлекать к различным работам. В одной из глав Сто­глава отмечалось, что вместе с высшим духовенством благочестивому царю следует из своей казны вносить ре­гулярно вклады на содержание больных и старых в мона­стырских больницах и богадельнях.

В связи с решениями Стоглавого собора Иван IV возложил дело призрения на один из правительственных приказов, намереваясь тем самым включить эту деятель­ность в систему государственного управления.

В этот период система мер государственного при­зрения была лишь обозначена, но тогда она не получила соответствующего практического применения.

Эпизодическими были и меры государственного призрения, применявшиеся в годы правления Михаила Романова и Алексея Михайловича.

В 1620 году учреждается Аптекарский приказ, выс­ший административный орган, в ведение которого вошло медицинское и аптечное дело. Таким образом, происходит формальное разделение медицины и религии. Однако ме­дицина еще долго несла в себе печать духовности. Умест­но вспомнить, что еще во второй половине XVIII века первые русские врачи - выпускники медицинского фа­культета Московского университета - имели два образо­вания: медицинское и духовное.

Первая в России гражданская «правильно устроен­ная» больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Ртищева, члена кружка «ревнителей благосердия». При «больничных палатах» находился по­стоянный врач, лекарства по его рецептам выдавались из царской аптеки.

Развитие мер общественного призрения в опреде­ленную систему явилось заслугой Петра I. Его распоря­жения охватывали все важнейшие вопросы призрения. В них указывалось на предупреждение нищеты, нищие делились по категориям, виды оказываемой помощи ста­вились в зависимость от нужд, устанавливались органы призрения и определялись средства для их развития. В 1712 году царь требует повсеместного устройства гос­питалей «для увечных и самых престарелых, не имеющих возможности снискать пропитание трудами», а город­ским магистратам вменяет в обязанность изыскивать меры для оказания помощи и выделения пособия бедным, а также заботиться о предупреждении нищеты. Петр I со­здал целую сеть социальных заведений, имеющих специ­альное назначение, - «смирительных домов», «прядиль­ных домов», «гошпиталей».

То, что было заложено Петром I, продолжила Ека­терина П. В 1775 году императрицей была основана госу­дарственная система общественного призрения. Законо­дательным актом, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», на каждой самоуправляемой территории создавались осо­бые административные органы - Приказы общественного призрения. Таким Приказам вверялись народное образо­вание, здравоохранение и общественная благотворитель­ность: «1) попечение и надзирание об учреждении и проч­ном основании народных школ; 2) учреждение и надзира­ние сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без попечения; 3) учреждение и надзирание гошпиталей или больниц для излечения больных; 4) учреждение и надзирание богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных, престарелых, кои пропитания не имеют; 5) учреждение и надзирание особого дома для неизлеченных больных; 6) учреждение и надзирание дома для су­масшедших; 7) учреждение и надзирание работных домов для обоего пола; 8) учреждение и надзирание смиритель­ных домов для обоего же пола людей».

Наряду с государственными службами разрешалось создание аналогичных служб частными лицами. Таким образом, параллельное развитие получали как государст­венная, так и частная системы призрения.

В 1776 году Екатерина II основала больницу на 150 коек, в которую «безденежно» принимались «от­ставные на свое пропитание солдаты, приказные духовного чина, неимущие и жены их». Больница получила название Екатерининской, ныне Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского.

После эпохи Екатерины II важной вехой в разви­тии общественного призрения послужило назначение именным указом Павла I его супруги Марии Федоровны руководителем всех социальных учреждений, а затем - главой опекунского совета Воспитательного общества благородных девиц. К концу XIX века было образовано более 1000 материнских благотворительных обществ.

В середине XIX века широкое распространение по­лучило движение общинных сестер милосердия, задачей которых являлась подготовка опытных сестер милосер­дия и помощь в обслуживании раненых и больных. Нача­ло такому движению было положено великой княгиней Александрой Николаевной и принцессой Терезией Ольденбургской, которые в 1844 году организовали в Петербурге первую общину сестер милосердия. При этой Свято-Тро­ицкой общине функционировало несколько самостоя­тельных учреждений: отделение сестер милосердия, боль­ница, богадельня, детский приют, исправительная детская школа и так называемое отделение кающихся.

В период Крымской войны 1853-1856 годов осо­бенно остро ощущался недостаток медицинского персона­ла. В это время в Петербурге была учреждена первая в Ев­ропе община сестер милосердия, специально предназна­ченная для работы в действующей армии. Организация и деятельность этой общины проходила под руководством великого русского хирурга Н. И. Пирогова. Вступая в члены общины, сестры милосердия брали на себя тяжелый труд и высокую нравственную ответственность. Они не полу­чали зарплаты, работали без выходных и отпусков, возла­гали на себя все трудности ухода за больными. К концу XIX столетия в России образовалось несколько крупных обществ, занимающихся приютом, воспитанием и образованием детей бедных родителей и сирот. Наиболее известным из них было Ведомство учреждений императрицы Марии, в состав которого вхо­дили институты благородных девиц, мещанские учили­ща, воспитательные дома и другие учреждения.

По завещанию князя Д. М. Голицына, все денежные капиталы и доходы с его имений были направлены «на устройство в столичном городе Москве учреждения, Бо­гу угодного и людям полезного». Больница была открыта в 1802 году, ныне Голицынский корпус Первой городской клинической больницы им. Н. И. Пирогова. В больницу принимались «бедные люди всякого звания, а господские и достаток имеющие люди только тогда, когда уже за по­мещением первых останутся свободные места». Попечи­тельство больницы передавалось в роду Голицыных по наследству и считалось почетной обязанностью членов семьи.

Памятником благотворительности является Странноприимный дом графа Шереметева. В настоящее время это Московский городской научно-исследователь­ский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского и Центральный музей медицины. Странноприимный дом состоял из больницы на 50 коек и богадельни на 100 мест. В больнице ежегодно находились на лечении 900-1250 больных, а отделение для приходящих при больнице принимало за год от 46 до 60 тыс. больных. Особый интерес представляла медицинская касса при больнице, целью которой являлось оказание денежного пособия неимущим больным. Благотворительная по­мощь кассы заключалась в обеспечении одеждой больно­го при выписке в зимнее время, оплата дороги из больни­цы домой, снабжение больного при выписке костылями или бандажом, пособия семьям во время пребывания больных на лечении или после их смерти.

Острейшей проблемой второй половины XIX века являлось оказание помощи детям. В 1876 году была открыта первая детская больница, построенная на пожертвования промышленника П. Г. фон Дервиза. Она получила название Владимирской, ныне - Московская городская детская клиническая больница № 2 име­ни Н. В. Русакова. При больнице действовало благотво­рительное общество, на средства которого для бедных детей в летнее время организовывались так называемые летние колонии в подмосковных имениях. Общество выдавало ежемесячные пособия на улучшение содержа­ния детей, на одежду, белье и обувь для детей из бедных семей при выписке из больницы, приобретало учебные пособия и игрушки, оплачивало проезд бедных матерей с детьми домой, устраивало в больнице детские празд­ники.

В соответствии с призывом международной конвен­ции в 1867 году было создано Российское общество попе­чения о раненых и больных воинах, переименованное в 1876 году в Российское общество Красного Креста. В за­дачу общества входило содействие администрации в ухо­де за ранеными и больными воинами во время войны, ока­зание им медицинской и другой помощи. Согласно уставу объектом благотворительной деятельности общества яв­лялись воины отечественной и союзных армий, а также раненые и больные неприятеля, как во время боевых дей­ствий, так и в послевоенное время. В сферу деятельности общества входило также оказание помощи пострадавшим от землетрясений, пожаров, эпидемий, неурожаев. Отря­ды общества оказывали разностороннюю медицинскую и социальную помощь пострадавшему населению: откры­вали лазареты, приюты, ночлежные дома, столовые. В каждой административной территории России, начиная с уезда, были созданы местные отделения Российского об­щества Красного Креста.

Во второй половине XIX века в Москве создаются многочисленные общества врачей различных специально­стей. Неотъемлемой частью их работы являлась благотво­рительная деятельность. Одним из известных объедине­ний являлось Общество русских врачей, созданное под руководством замечательного хирурга и терапевта, про­фессора Московского университета Ф. И. Иноземцева. Желание обеспечить медицинской помощью и бесплат­ными лекарствами беднейшее население города побудило членов общества к созданию лечебницы для приходящих больных, в которой члены Общества русских врачей де­журили бесплатно.

Благотворительной деятельности посвятил боль­шую часть своей жизни врач-гуманист Ф. П. Гааз, безвоз­мездно лечивший больных в богадельных домах. Будучи главным врачом московских тюрем, он проводил линию на справедливое, без напрасной жестокости, отношение к виновному, деятельное сострадание к несчастному и призрение больного. Как известно, в то время за винов­ным отрицались почти все человеческие права, больному отказывалось в действенной помощи, несчастному -в участии. По ходатайству Ф. П. Гааза были отпущены средства на устройство тюремной больницы на Воробье­вых горах. Здесь, оставляя ссылаемых на некоторое время в Москве «по болезни», он разрешал снимать с них оковы и обязывал обращаться с ними как с людьми, прежде все­го, несчастными.

Именно в России во второй половине XIX века под влиянием общественного движения, земской и фабрично-заводской реформ зарождались основы общественной ги­гиены как науки об общественном здоровье. В 1883 году было организовано Русское общество охранения народного здравия. В числе активных его чле­нов состояли А. П. Доброславин, Н. Е. Введенский, ф. Ф. Эрисман, Д. И. Менделеев. Целью общества явля­лось содействие улучшению общественного здоровья и санитарных условий. Обществом было образовано отде­ление по оздоровлению населенных мест, общественных, частных и промышленных предприятий. В обязанности отделения по гигиене образования и воспитания вменя­лось устройство яслей, бюро для кормилиц, изыскание средств призрения и т. п. Общество выступало инициато­ром устройства детских лечебных колоний для борьбы с детской смертностью.

В 1902 году обществом была организована первая в России миссия «Капля молока», в рамках которой орга­низовывались не только раздачи молока, но и первые дет­ские консультации.

В 1913 году для борьбы с голодом обществом была создана Пироговская врачебно-продовольственная комис­сия для оказания помощи пострадавшим от неурожая как пожертвованиями, так и личным участием. В пострадав­шие районы направлялись врачебно-продовольственные отряды, которые оказывали врачебную и продовольствен­ную помощь: амбулаторный прием, устройство времен­ных больниц, столовых, пекарен, яслей.

Одним из наиболее крупных благотворительных обществ того времени, имевшим свои отделения во мно­гих городах России, было Императорское человеколюби­вое общество. Цель его заключалась в доставлении бед­ным людям пособий разного рода. Обществом предусмат­ривалось проявлять старания «об учреждении сословий и заведений: 1) для призрения дряхлых, увечных, неизле­чимых и вообще к работе неспособных; 2) для доставле­ния неимущим, кои в состоянии работать, приличных упражнений, снабжая их материалами, собирая отработан­ные ими изделия и сбывая оные в свою пользу; 3) для вос­питания сирот и детей бедных родителей».

Важно отметить, что в этот период формируются новые принципы социальной помощи. Происходила децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи, сами люди нацеливались на ис­пользование своих внутренних ресурсов для решения соб­ственных проблем. Подтверждением тому явилось создание домов трудолюбия, специализированных мастерских для женщин, воскресных профессиональных школ и т. д.

Новый подъем благотворительности в различных слоях общества вызвала война 1914-1916 годов. Общест­вом «Помощь» было организовано оказание материальной помощи жертвам войны и пострадавшему от войны насе­лению, поиск работы для способных к труду инвалидов войны, потерявших заработок, предоставление возможно­сти медицинской помощи лицам, нуждающимся в ней и потерпевшим от войны, устройство домов призрения, профессионально-технических и сельскохозяйственных школ.

Приведенный краткий исторический обзор позво­ляет убедиться в том, что Россия имеет богатые традиции милосердия, сложившиеся на основе сочетания гуманис­тических устремлений отдельных личностей и усилий общественных и благотворительных организаций госу­дарства.

Л. В. Бадя, П. И. Нещеретный, А. С. Сорвина, Е. И. Холостова и другие авторы выделяют несколько этапов развития социальной помощи в России, которые можно представить следующим образом:

I этап - IX- XVI века. За этот период пройден путь от подаяния милостыни до простейших форм благотвори­тельности.

II этап - от начала XVII века до реформы 1861 года. Зарождаются государственные формы призрения, пред­принимаются попытки создания социальных учреждений двух типов: закрытых (богадельни, приюты, служебные дома и т. д.) и открытых (пособия, обеспечение земельных наделов и т. д.). Осуществляются нововведения в соци­альной сфере - создаются благотворительные общества.

III этап - 60-е годы XIX века - начало XX века. Воз­никают новые подходы к выработке и реализации соци­альной политики государства. Особое развитие получают частные формы социальной помощи, благотворительнос­ти и меценатство. Начинается процесс превращения при­зрения в подлинно общественное дело.

Исторический анализ свидетельствует о том, что из­начально медико-социальная направленность занимала большое место и была характерной чертой во всем дли­тельном процессе становления социальной работы в ны­нешнем ее профессиональном понимании.

Советский период истории государства с точки зре­ния интересующего нас вопроса занимает свое определен­ное место.

После социалистической революции 1917 года была узаконена передача больничным кассам лечебных учреж­дений, принято Положение о страховании на случай болез­ни. Медицинские учреждения больничных касс составили основу сформировавшейся в первые месяцы советской власти, по существу, новой системы здравоохранения. Во многих больничных кассах были созданы специальные отделы. Они руководили перешедшими в собственность касс больницами, амбулаториями, лабораториями, апте­ками и взяли на себя организацию всей медицинской по­мощи рабочим и членам их семей. В то время сложились фактически две системы здравоохранения: государствен­ная (советская) и страховая (рабочая). Однако после образования Народного комиссариата здравоохранения бы­ло принято постановление Совнаркома о передаче всей лечебной части бывших больничных касс Наркомздраву, а затем и о ликвидации больничных касс (март 1919 г.).

В апреле 1918 года был создан Наркомат социаль­ного обеспечения, таким образом, вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стерж­нем государственной политики в области социальной по­мощи. Основными видами социального обеспечения бы­ли пенсионные выплаты и система пособий.

После введения новой экономической политики в здравоохранении наметился возврат к медицинскому страхованию. В 1921-1923 годах были введены для рабо­тодателей страховые взносы по отдельным видам страхо­вания: на временную нетрудоспособность, на инвалид­ность, вдовство, сиротство, на безработицу, на лечебную помощь. Взносы на лечебную помощь взимались органа­ми социального страхования и передавались органам здравоохранения, которые были обязаны оказывать все виды медицинской помощи застрахованным.

В тот период фонды социального страхования разде­лялись на местные, губернские и всесоюзный. Фондами управляли вновь созданные страховые кассы, которые стремились взять на себя организацию медицинской по­мощи застрахованным.

С организации в 1919 году Государственного музея социальной гигиены Народного комиссариата здравоохра­нения РСФСР берет свое начало социальная гигиена как наука. Становление и расцвет социальной гигиены в пе­риод советской власти связаны с именами Н. А. Семашко, 3. П. Соловьева. По их инициативе в медицинских вузах страны стали создаваться кафедры социальной гигиены. Первую такую кафедру при Первом Московском универ­ситете возглавил Нарком здравоохранения Н. А. Семашко. По определению Н. А. Семашко, социальная гигиена призвана изучать социальные факторы, оказывающие воздействие на здоровье коллектива в целом, что в свою очередь позволит разрабатывать широкие социальные ме­роприятия по устранению или ослаблению вредного вли­яния этих факторов.

В начале 30-х годов, когда социальное страхование в СССР было передано профсоюзам, страховые кассы и все, связанное с медицинским страхованием, было лик­видировано.

В 20-30-е годы появились и получили развитие различные кооперативы и общественные организации ин­валидов. Кооперативные и общественные организации инвалидов с целью восстановления трудоспособности со­действовали проведению государственными органами мероприятий лечебного характера, протезирования, обу­чения, переобучения и направления на работу.

При Народном комиссариате социального обеспе­чения в 1931 году был учрежден специальный Совет по трудоустройству инвалидов. Решением правительства за инвалидами бронировалось на промышленных предприя­тиях до двух процентов общего числа рабочих мест.

В 30-е годы в стране функционировали колхозные кассы взаимопомощи, на средства которых организовыва­лись дома для престарелых, оказывалась натуральная и денежная помощь нетрудоспособным жителям села. В соответствии с Уставом сельхозартели 1935 года в кол­хозах создавались специальные фонды помощи престаре­лым и нетрудоспособным колхозникам.

К началу Великой отечественной войны 1941-1945 годов в СССР сложилась патерналистская система социального обеспечения. Ее централизованный характер позволил в тяжелых условиях военного времени опера­тивно организовать оказание социальной помощи многим категориям населения. К числу важнейших направлений осуществления социальной поддержки и социального обеспечения в годы войны можно отнести организацию помощи семьям фронтовиков, заботу о детях-сиротах, поддержку инвалидов и др. В условиях войны была осу­ществлена специальная правительственная программа спасения детей, и прежде всего воспитанников детских домов.

Разнообразная помощь инвалидам оказывалась в годы войны со стороны государства, профсоюзов, по­требкооперации. Для содержания нетрудоспособных ор­ганизовывались дома инвалидов. Большую работу по со­циальному обеспечению инвалидов проводили собесы. Для координации деятельности различных структур по оказанию помощи инвалидам создавались городские и районные комиссии.

В период Великой Отечественной войны органы со­циального обеспечения, кроме заботы о семьях фронтови­ков, инвалидах и детях-сиротах, помогали беженцам, переселенцам, одиноким и многодетным матерям, бере­менным женщинам и другим категориям населения. В се­редине 1944 года были увеличены льготы для матерей и беременных женщин. На предприятиях с массовым при­менением женского труда предусматривалась обязатель­ная организация детских садов и яслей, комнат для корм­ления грудных детей.

В послевоенные годы в условиях восстановления разрушенного народного хозяйства были предприняты крупномасштабные социальные меры. Была отменена кар­точная система на продовольственные и промышленные товары, предоставлены дополнительные льготы участни­кам и инвалидам войны и их семьям, повышены пенсии.

Важной вехой в социальном развитии стал новый закон о пенсиях 1956 года, в соответствии с которым в стране устанавливался пенсионный возраст, а также рас­ширялся круг лиц, которым предоставлялась пенсия.

В дальнейшем в стране шел процесс образования новых форм социального обслуживания граждан, одной из которых стали службы оказания помощи на дому ли­цам пожилого возраста и инвалидам.

Сильной стороной советской системы социального обеспечения было наличие в ней корпоративного эле­мента, что проявилось в активном участии предприятий и учреждений в решении социальных проблем. В конце 1980-х годов расходы предприятий всех форм собствен­ности на социальные услуги составляли величину, рав­ную четырем процентам валового внутреннего продукта. Это позволяло за счет предприятий организовывать работу медицинских кабинетов и целых учреждений, ко­торые оказывали бесплатную медицинскую помощь со­трудникам предприятий.

Патерналистская модель социального обеспечения, действовавшая в Советском Союзе, охватывала широкие слои населения. Хотя она была далека от совершенства, она предоставляла минимальный объем социальных га­рантий всем нуждающимся, а в мобилизационный период продемонстрировала свою жизнеспособность и эффек­тивность.

В системе здравоохранения происходило широкое внедрение диспансерного метода в работу территориаль­ных амбулаторно-поликлинических учреждений.

Одним из принципов советского здравоохранения являлась профилактика. Развитие профилактического направления здравоохранения характеризовалось по­этапным введением диспансеризации всего населения, разработкой комплексных целевых медико-социальных программ, становлением диспансерной системы здраво­охранения. В Советском Союзе была создана разветвленная сеть учреждений по оказанию первичной медико-сани­тарной помощи, признанная на международном уровне. Этот опыт представляет интерес для многих стран и сего­дня. Его изучают и организаторы социальной работы.

Контрольные вопросы и задания

 

1.Выделите основные тенденции и этапы развития социальной помощи в России.

2. В чем заключаются традиции милосердия и благо­творительности в общественной и духовной жизни России?

3. Дайте характеристику медико-социальной направ­ленности развития социальной помощи в России в XVII-XIX веках.

4. В какой период происходит зарождение государст­венных форм призрения и создание социальных уч­реждений?

5. Как развивалась медико-социальная помощь в Рос­сии в XX веке?

Литература

1.Антология социальной работы. Т. 1.: История соци­альной помощи в России. - М., 1994.

2. Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России : Краткий исторический очерк. - М., 1993.

3. Власов П. В. История благотворительности в Рос­сии // Помоги ближнему. Благотворительность вчера и сегодня / Под ред. В. В. Меньшикова. - М., 1994.

4. Демченкова Г. 3., Полонский М. Л. Теоретические и организационные основы диспансеризации насе­ления. - М.: Медицина, 1987.

5. Карташев А. В. Очерки по истории русской церк­ви. - М, 1993.

6. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деяте­ли исторической мысли. - М., 1991.

7. Кони А. Ф. Федор Петрович Гааз. - СПб., 1987.

8. Мельников В. П., Холостова Е. И. История соци­альной работы в России : учебное пособие (2-е изд.). - М. : Изд.-торговая корпорация «Даш­ков и К», 2005.

9. Миндлин Я. С, Косаговская И. И. Традиции меди­ко-социальной благотворительности в России // Помоги ближнему. Благотворительность вчера и се­годня / Под ред. В. В. Меньшикова. - М., 1994.

10. Нещеретный П. И. Предпосылки зарождения бла­готворительности в начальный период российской истории. - М., 1993.

11. Нувахов Б. Ш. История милосердия и благотвори­тельности в отечественной медицине XVIII-XX ве­ков: автореф. дис. доктора историч. наук. - М., 1993.

12. Соловьев С. М. Сочинения. Кн. I: История России с древнейших времен. - М., 1988.

13. Сорвина А. С. Инновационные идеи истории соци­альной работы в России и их использование в со­временных условиях. - М., 1994.

14. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в Рос­сии. - М., 1995.

15. Циткилов П. Я. История социальной работы: учебное пособие для студентов вузов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.

 

Глава 2


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!