Внешние компоненты имиджа политика
На первый взгляд, имидж носит, прежде всего, внешний характер. Со времен египетских фараонов считалось: «царственность носит "вещный характер", она воплощена в атрибутах царской власти — одежде, диадеме, жезле, троне ит. д. Это делает человека царем только пока царственность "возложена", "надета" на него, лишение же его атрибутов власти, царственности низводит царя до обычного человеческого состояния».( Вейнберг И. П. Человек к культуре древнего Ближнего Востока. — М.: Наука, 1986. - С. 119.)
На этом основывались ипродолжают основываться все ритуальные процедуры — от «венчания на царство» с возложением шапки Мономаха до современных инаугураций российских президентов с надеванием на шею человека золотой цепи — ордена «За заслуги перед Отечеством» первой степени. Однако современная политическая культура все-таки отходит от непосредственной символизации власти с помощью «признаков царствования». Конструирование имиджей современных политических лидеров опирается на иные моменты.
В основе современных подходов лежит убежденность в том, что «личность, подобно предмету, может быть видима. Ее можно касаться, слышать, иногда обонять. Она может быть воспринята как совершенно незнакомая или кого-то напоминающая; на нее можно смотреть как на привлекательную, интересную, таящую опасность». (Allport G.Pattern and growth in personality. – N.Y.: Harper, 1961. – P.513)
|
|
Принято считать, что основным компонентом имиджа современного политика являются все-таки не вещные признаки власти, а его лицо, прическа и другие «черепно-лицевыепризнаки». Затем следуют одежда и аксессуары. После этого — мимика и пантомимика, жестикуляция.Затем — речь (дикция, тембр голоса, темп иособенности речи, наличие в ней своеобразных оборотов, пословиц, афористичных фраз).
Одним из важнейших психологических моментов имиджмейкинга является проблема первого впечатления, которое производит на людей политик, а также проблема составления людьми некоего «собственного» мнения о политике по его фотографиям в газетах, журналах, на плакатах или по телевизионному изображению.
В социальной психологии давно установлено, что именно первые секунды внешнего восприятия другого человека формируют общее позитивное или, напротив, негативное отношение к нему — проще говоря, «любовь» или «нелюбовь» с первого взгляда.
В результате проведения многочисленных экспериментов в ленинградской психологической школе А. А. Бодалева было установлено, что на возникновение этого первого впечатления уходит несколько секунд, тогда как на его изменение подчас требуются годы. Ведь людям свойственно «цепляться» за первое впечатление, всячески защищая и отстаивая его, часто вопреки очевидным фактам. Так жена, когда-то полюбившая будущего пьяницу, будет годами списывать его пьянство на «товарищей», «трудную жизнь» и другие всевозможные придуманные причины.
|
|
Психологически это ставит перед имиджмейкерами вопросы эффективного синтеза разных компонентов имиджа в единое целое и затем соотнесение этого целостного имиджа с образом «идеального политика», которого в природе не существует, но с которым избиратель почему-то всегда сравнивает реальных политиков. Прежде чем синтезировать, однако, необходимо рассмотреть основные внешние компоненты имиджа по отдельности.
Черепно-лицевые признаки. На них опирается древнейшая наука физиогномика. Еще Аристотель утверждал, что боязлив тот, кто имеет щетинистые, дыбом стоящие волосы. Известный в Древней Греции физиогномист Зопир был уверен, что большие уши — признак изысканного ума. Правда, Плиний Старший не соглашался с этим. Он уверял: у кого большие уши, тот глуп, но доживает до глубочайшей старости.
В эпоху Просвещения считалось, что череп — это «одежда мозга». Соответственно, по черепу предлагалось судить о характере человека. В те времена «фенологическая голова» Ф. Галля — муляж, на котором обозначались «орган кровожадности», «престол физической любви», «орган остроумия» и пресловутая «математическая шишка», — была непременнойпринадлежностью любого врачебного кабинета. Позднее, на этой основе возникла теория Ч. Ламброзо, объяснявшая строением черепа якобы врожденно-криминальные наклонностинекоторых людей. С течением времени эти теории были отклонены. Ученым стало ясно, что череп и лицо играют важную роль, но несколько в ином измерении. Связь между строением черепа и выражением лица носит далеко не прямой характер. Однако в массовом сознании сохранились пережитки прежних воззрений.
|
|
Лицо действительно является наиболее информативным компонентом с точки зрения бытового, повседневного восприятия человека человеком. Это факт. На лице, как было установлено в социально-психологической школе А. А. Бодалева, в первую очередь выделяются отнюдь не глаза, как ошибочно принято считать («глаза — зеркало души»), а волосы.
Экспериментально доказано, что «элементом, несущим наибольшую информацию при опознавании лица... были волосы и вообще верх головы. Испытуемые выделяли их в изображении лица в первую очередь, и порог их узнавания оказался лежащим в пределах 0,03-0,04 секунды».( Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 41.)
|
|
Затем испытуемые выделяли лоб, брови, глаза, уши, нос, губы, подбородок. Однако здесь речь идет именно об узнавании лица. Значит, если политик хочет, чтобы его всегда узнавали, прежде всего, он не должен менять прическу и брови. Отсюда, например, понятно внимание Б. Ельцина к тщательной укладке волос или отказ Л. Брежнева подстригать брови.
В отличие от «узнавания», при определении отношения к человеку последовательность несколько меняется. Психологически «расшифровка» лица оказывается вторым этапом, следующим за его узнаванием или неузнаванием. Если узнавание происходит с первого, беглого взгляда, то распознавание требует разглядывания чужого лица.
В опытах, проведенных Д. В. Ольшанским, ( Ольшанский Д.В. Миф в политике. Мифология политическая. 2002 С.92-94 ) в восприятии эмоционального состояния человека по выражению лица наиболее важными оказались губы. Это соответствует законам, открытым еще в Древней Греции. Как известно, актеры в древнегреческом театре надевали маски, различавшиеся, прежде всего формой рта. После губ воспринимается носогубная складка. Затем уже лоб и прическа. После этого взгляд спускается ниже, на глаза.
Наконец, в заключение, он очерчивает овал лица, включая уши и подбородок (еще один распространенный миф — о «волевом подбородке»). Именно поэтому главное, что требуется от политика, — улыбаться, улыбаться и еще раз улыбаться: ведь в первую очередь воспринимаются губы.
На втором месте — требования к прическе и знаменитому «высокому лбу» (хотя обычно именно «высоколобых» в народе считают «слишком учеными» и «шибко образованными», в политике их как раз недолюбливают). Испанский врач и психолог X. Уарте считал, что задатки человека записаны в его облике: «Чтобы определить, какому виду дарований соответствует мозг, необходимо обратить внимание на волосы. Если они черные, толстые, жесткие и густые, то это говорит о хорошем воображении или хорошем уме; если же они мягкие, тонкие, нежные, то это свидетельствует о хорошей памяти, но не больше».
Общеизвестна роль прически в имидже Цезаря и, из современных политиков, канцлера Германии Г. Коля. Лысина (точнее, бритоголовость) экс-депутата Государственной Думы И. Шандыбина добавила ему чисто человеческой популярности и выделила из монотонного ряда членов фракции КПРФ.
Стрижка И. Хакамады стала ее «визитной карточкой» и легла в основу создания для России образа женщины — эффективного политика в модном в 1990-е годы направлении «уни-секса». Кепка Ю.Лужкова является не просто признаком «народности» — это еще и камуфляж для не всеми позитивно воспринимаемой лысины.
Между прочим, X. Уарте считал, что лысина — признак способностей полководца. Коса Э. Памфиловой, кудри Г. Явлинского стали неотъемлемой частью их имиджа.
То же самое относится к родимому пятну М. Горбачева, за которое он даже получил в народе прозвище «Меченый». Клички такого рода — всегда краткое обозначение имиджа. Зачастую политики сами придумывают их себе (Ленин, как считается, в напоминание о Ленском расстреле рабочих царскими жандармами, Сталин — в напоминание о крепости стали).
Недавнее «преобразование» Бориса Березовского в Платона Еленина, видимо, тоже неспроста: Платоном звали героя нашумевшего фильма «Олигарх», ну а в новой фамилии слышится не только имя супруги, но и намек на Ленина, некогда из Лондона руководившего РСДРП.
Часто толпа дает образные определения политикам (кличка Ю. Лужкова «Большая кепка»), а иногда — политические противники (царь Николай Второй — «Кровавый», Троцкий — «Иудушка»).
На третьем месте в восприятии лица — подбородок. Выше упоминались особенности строения челюстей А. Лебедя. Не менее впечатлял и подбородок Б. Ельцина. Хотя, в целом, значение этой части лица не столь велико, как принято считать. К тому же значительную роль в восприятии именно подбородка играет ракурс, в котором обычно видят этого человека люди.
Так, заметную роль играет разница в росте между воспринимающим и воспринимаемым. Писатель И. Рахилло вспоминал: «Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка: в этом ракурсе его лицо приобретало тяжелую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычных пропорций, подбородок у Маяковского не был большим (хотя многие художники и скульпторы до сих пор бьются и не могут найти эту неуловимую и характерную для выражения лица поэта значительность — они искусственно утяжеляют ему подбородок и сразу теряют сходство).
А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется странным, совсем не резко выраженного, а даже наоборот — мягкого контура. Монументальность поэту придавали его рост, плечи, широкий великолепный рот оратора и жгучие, полные
ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные выразительные глаза».
(РахиллоИ. Московские встречи. — М.: ВТО, 1962. — С. 16.)
Физиогномика.
Аристотель «положил начало так называемой животной физиогномике: толстый, как у быка, нос означает лень; с широкими ноздрями, как у свиньи, — глупость; острый, как у собаки, — признак холерического темперамента; торчащий, как у вороны, — неосторожность. Направление это было развито до полного тупика знаменитым Портой, художником итальянского Возрождения, который достиг предельного искусства во взаимной подгонке физиономий зверей и людей, так что их уже нельзя было и отличить друг от друга. В лице Платона Порта, между прочим, уловил сходство с физиономией умной охотничьей собаки, по этой традиции знаменитого дипломата Талейрана сравнивали с лисой; у грозного Робеспьера находили в лице нечто тигриное, а старые ворчуны-аристократы времен Людовика XIV, говорят, были похожи на благородных императорских гончих».
"Альберт фон Больштедт, средневековый схоласт, алхимик-чернокнижник, за свои необычайные познания прозванный Великим, оставил миру среди прочих откровений "науку распознавать людей", где встречаются следующие ценные указания.
О волосах: "Те, у кого волосы кудрявые и притом несколько приподнявшиеся ото лба, бывают глупы, более склонны ко злу, нежели к добру, но обладают большими способностями к музыке".
О лбах: "Человек, который близ висков имеет мясистый лоб и надутые щеки, бывает храбр, высокомерен, сердит и весьма тупых понятий".
О глазах: "Наклонность женщины к блуду узнается по лодъятию век ея".
О носах: "Долгий и тонкий нос означает храброго, всегда близкого к гневу, кичливого человека, который не имеет постоянного образа мыслей". "Толстый и долгий нос означает человека, любящего все прекрасное, но не столь умного, сколь он сам о себе думает".
О голосах: "Голос, который от краткого дыхания тих и слаб, есть знак слабого, боязливого, умного человека со здравым смыслом и немного употребляющего пищи. Те же, у коих голос беспрестанно возвышается, когда они говорят, бывают вспыльчивы, сердиты, смелы и толсты".
И наконец, о верчении головой: "Кто вертит головою во все стороны, тот совершенный дурак, глупец, суетный, лживый плут, занятый собой, изменчивый, медлительного рассудка, развратного ума, посредственных способностей, довольно щедрый и находит большое удовольствие вымышлять и утверждать политические и светские новости"».(Леви В. Я и МЫ- М.: Молодая Гвардия, 1969, - с. 10-11)
Эффект ракурса активно использовался помощниками И. Сталина. Известна роль специальной скамеечки, на которую он вставал на групповых фотографиях. Невысокий вождь хотел выглядеть внушительнее своего окружения и добивался этого.
Так или иначе, сочетание разных черепно-лицевых признаков формирует определенную целостность — принципиально важный для политика «преуспевающий» внешний вид. Еще Плутарх писал о Помпее: «В юности Помпеи имел довольно привлекательную внешность, которая располагала в его пользу прежде, чем он успевал заговорить. Приятная наружность соединялась с величием и человеколюбием, и в его цветущей юности уже предчувствовались зрелая сила и царственные повадки».(Плутарх. Сравнительные жизнеописания//Плутарх. Сочинения. — М.: Наука, 1983. - С. 204.)
Причем такие признаки оказываются весьма устойчивыми. Так, несмотря на изменения освещенности и расстояния, образ воспринимаемого остается константным. Как подчеркивал Ф. Селвидж, «человеческие лица как зрительные комплексы подвергаются увеличению, перекосу, вращению, их контуры могут быть подчеркнуты или размыты, и все же они остаются теми же лицами».( Цит. по: Джордж Ф. Мозг как вычислительная машина. — М: Мир, 1963.-С. 399.)
А. А. Бодалев справедливо указывал, что «работы, осуществленные в нашей стране и за рубежом, показали, что, не будучи абсолютным свойством, константность, подобно целостности и структурности, не является изначальным свойством и возникает в процессе формирования образа восприятия: образ становится константным лишь по мере все более тонкого различения элементов контура».( Бодалев А. Л. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-воМГУ, 1982.-С. 35.)
Вот они опоры современного имиджмейкинга. Кроме лица, важную роль играют одежда и аксессуары.
Одежда и аксессуары. Для того чтобы смягчить имидж излишне «железной» леди, М. Тэтчер пытались запечатлеть, к примеру, прогуливающейся с собакой по пустынному пляжу. О. Бисмарк отмечал особую роль аксессуаров в определенных ситуациях: «Я нигде не испытывал потребности носить ордена, кроме как в Петербурге и в Париже; в этих столицах просто необходимо показываться на улице не иначе, как с ленточкой в петлице, если хочешь, чтобы полиция и публика обращались с тобой вежливо».(Бисмарк О. Мысли и воспоминания. — М.: Госиздат, 1940. Т. 1. — С.58)
X. Рюкле свидетельствует: американцы «считывали» взаимоотношения Б. Ельцина и российских военных на основании того, что президент перед выступлением на совещаниях с военными, вставая из-за стола, застегивал пиджак на все пуговицы.
Это соответствовало правилу анализа: если собеседник «застегивает пиджак, партнер чувствует себя подвергшимся нападению и защищается». (Рюкле X . Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. — М.: Рефл-бук, 1996. - С. 187.)
Соответственно, застегивая пиджак, вы демонстрируете партнеру готовность напасть на него. В ответ ждите меры по самозащите. Р. Халф приводит другой экзотический пример. Один человек, бывший серьезным кандидатом в президенты солидной фирмы, узнал позднее, что он проиграл, поскольку носил короткие черные носки иво время важного интервью продемонстрировал кусочек незакрытой ноги между штаниной и носком.
Или отечественный пример. Б. Немцов в бытность первым вице-премьером отправился встречать азербайджанского лидера Г. Алиева в белых брюках. После этого Г. Алиев долго жаловался журналистам:
«так не уважили старика — уж и с королями встречался, и с президентами, и с баронессой Тэтчер, и все уважали. Но чтобы так...»
Е. Примаков рассказывал, что он долго отказывался от поста премьер-министра, потому что склонять его к этому приезжал в МИД руководитель президентской администрацииВ. Юмашев «в помятойфутболке». Невнимание к одежде опасно. Будет не лишним вспомнить известную аксиому: о мужчине судят, прежде всего, по двум вещам — это обувь и часы.
Но излишнее внимание к внешности может привести к негативным последствиям. «Избыточный интерес к своей внешности и гардеробу нередко вызывает негативные эмоции. Вспомним самарского губернатора Константина Титова, который подробно описал свое пристрастие к одежде в программе "Герой дня".
Это сразу же дало пищу к размышлениям о "женственности" Титова. Затем губернатор рассказал о том, что его двадцатилетний сын занимает должность директора крупного местного банка, а чуть позже о том, что ему нравятся наряды от модных кутюрье. Все это создавало имидж эдакого "денди самарского", который занят не зарплатами, рабочими местами и бюджетом, а шмотьем. Как знать, не потому ли движение Титова "Голос России" в неофициальных кругах принято называть "Шепот России"».(ГульбинскийН.. Сорокина Е. «Краткий курс» для эффективных политиков. - М.: АВАНТИ, 1999. - С.76.)
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!