Жанровая классификация публицистических текстов



Жанры журналистики различаются:

- По характеру предмета изображения, познания (непосредственные факты и события – в заметке, корреспонденции, отраженные – в интервью, рецензии);

- По конкретным рабочим функциям (информационной, объясняющей, оценивающей, побуждающей);

- По масштабу охвата действительности, обобщений и выводов;

- По характеру выразительно-изобразительных средств (литературный язык, стиль, образность).

Жанр определяется не по какому-нибудь одному из этих признаков, а по всей их совокупности. Некоторые жанры обладают общими чертами. В связи с этим их обычно подразделяют на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры.

Информационные жанры– заметка, репортаж, отчет, интервью – отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления.

Аналитические жанры– корреспонденция, комментарий, статья, рецензия, обзор печати, письмо, обозрение – имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы. Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг.

Художественно-публицистические жанры– очерк, фельетон, памфлет – сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типичное через индивидуальное.

Основные функции средств массовой коммуникации – информации, образования, создания общественного мнения и воспитания – находят свое отражение в конкретных жанровых формах. Так, например, функция информации ярко проявляется в жанрах заметки, репортажа, отчета, функции создания общественного мнения – в жанрах корреспонденции, комментария, статьи, рецензии, фельетона, функции воспитания – в очерке. На тот или иной жанр указывает преобладающая – функциональная часть текста – то ли информационная, то ли объясняющая, то ли оценивающая, то ли побуждающая. Однако это нельзя понимать слишком упрощенно.Наряду сосновной функциональной частью в журналистском тексте содержаться и такие части, которые указывают на другие функции. Ведь нельзясоздаватьобщественное мнение вокруг какого-то явления, в достаточноймере не информируя читателя. Также невозможно его воспитывать без того,чтобы неинформировать, образовывать.

Использование тех или иных жанров определяется в первую очередь общественно-историческими условиями жизни. Например, в довоенной советской журналистике был очень распространен жанр очерка.По свидетельству известного в то время журналиста Семена Нариньяни, в «Комсомольской правде» 30-х годов очерк был жанром номер один. «Иногдав одном номере печаталось по два-три очерка сразу. На второй странице очерк производственный, на третьей - морально-этический, на последней — спортивный или научный..». То есть в газетах того времени преобладали материалы, несущие образовательную, воспитательную функции. Постигая грамоту, народные массы тянулись к знаниям, и газеты старались выполнять стоящие перед ними задачи - обучать и воспитывать людей на ярких примерах новой жизни.

Сегодня мы наблюдаем иную картину: крупные жанры на полосах ежедневных газет появляются не очень часто, они перекочевали в еженедельники, журналы. На первое же место вышли информационные жанры. Ускоренный темп жизни, информационный бум диктуют изданиям и соответствующие формы подачи материалов. Многие газеты, учитывая читательские интересы, ориентируют журналистов на небольшие по объему - 100-120 строк - материалы не только информационных, но и аналитических жанров с многочисленными фактами, лаконичной аргументацией, без лишних слов.

Наряду с традиционными жанровыми формами сегодня настраницахгазет и журналов появляются новые, например, научно-популярные эссе, социально-политические диалоги, социальные портреты современников, социально-экономические очерки, проблемные социальные критические репортажи, аналитические интервью и т.д.

В международной журналистике многие жанры требуют специального исполнения. Газетные материалы должны обладать определенной направленностью - тщательным учетом всех специфических черт, свойственных аудитории той или иной страны или группы стран, для которых предназначается публикация, а также черт, свойственных местным газетам.

Известный журналист С. Беглов, исследуя жанры газетной публицистики, выделял несколько ступеней такойнаправленности:

- универсальная ступень приближения - журналист должен написать текст так, чтобы он не содержал ничего «зашифрованного» местным обиходным языком или специфической терминологией (например, понятное для нас и часто используемое в прессе слово «разборка» требует разъяснения для зарубежной аудитории);

- внешнеполитическая направленность - учет специфики международного положения страны, на которую направлен материал, характер отношений со страной автора, сближение или расхождение их интересов;

- страноведческая ступень приближения - учет определенных исторических политических, религиозно-бытовых, этнических особенностей страны, на которую направлен текст, сюда же относится учет ее уровня развития, специализации в промышленности, сельском хозяйстве. Все это позволит избежать тех тем, которые не вызывают интереса в данной стране;

- коммуникационно - аудиторная ступень приближения - учет специфики канала средств массовой информации, типа издания, аудитории, на которую направлен текст. Это должно сказываться в первую очередь на форме подачи материала.

Журналисту следует учитывать также, что его сообщение либо дополняет, раскрывает в особом свете то, что уже известно из местных средств информации, либо впервые ставит аудиторию перед явлением, фактом, уяснение чего требует от нее дополнительных усилий. Автор должен облегчить эту работу путем популяризации, иллюстрации известными примерами и т.д.

Главная задача журналиста - точная интерпретация события, обеспечение необходимой познавательно-аналитической нагрузки сообщения.

Зарубежный читатель пользуется выработанной местными СМИ шкалой социальных оценок, способами ориентации в событиях окружающей действительности. И здесь задача состоит в том, чтобы использовать привычные для читателя формы подачи материалов. Для этого важно знать, какие жанры преимущественно использует в своей работе местная пресса. В американском еженедельнике «Тайм», например, материалы подаются, главным образом в одном жанре - «ньюс стори» (новостной рассказ). Эту роль выполняет комментированный репортаж. До появления «Тайм» в американской печати было строгое деление на комментарий, официальное мнение редакции по поводу определенных событий и репортаж - информационный материал, в котором репортер отвечал на вопросы: кто, что, где, когда, как? В настоящее время широко распространен комментированный репортаж - это комбинация двух жанров с ответом на вопрос «почему?» (так называемая объясняющая журналистика). Он строится на трех элементах:

1)информация,

2)интерпретация,

3)мнение.

Как правило, комментированный репортаж имеет интригующее начало. От передовых статей и комментариев журнал отказался, все свои мнения и суждения редакция включает в комментированной репортаж.

Жанровую структуру информационного еженедельника «Ньюсуик» также составляет комментированный репортаж, который обычно дополняется заметками, интервью, зарисовками, небольшими корреспонденциями.

Комментаторский характер материалов журналистика начала приобретать с усилением конкуренции с радио и телевидением. Нев состоянииугнаться за их оперативностью в подаче новостей, крупные газеты и журналы стараются привлечь читателя объяснением новостей.

Существуют определенные различия также в жанровойпалитре массовых и качественных изданий. Первые стремятся строитьматериалы так,чтобы в них преобладали эмоциональные средства воздействия. При этом обычно отсутствуют логические выводы, аргументы, анализ. В качественных же газетах и журналах, наоборот, материалы апеллируют к разуму читателя, в них больше аргументированных обобщений,выводов. Например, информационно-аналитические еженедельники «Итоги», «Компания», «Профиль», «Эксперт» удовлетворяют информационную потребность новых социальных групп в оперативной аналитике.

Информационные жанры

Этим жанрам отводится наибольшая часть газетной площади и времени в эфире. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. В некоторых газетах их обозначают одним общим термином «новости», часто вкладывая в это понятие не просто сообщение о чем-то новом, а о сенсационном факте.

Сенсация - самый ходовой товар в массовой прессе. Для издателя это повышает тиражи газет, приносит прибыли. Усилия репортеров этих изданий направлены на то, чтобы каждый номер был обеспечен необычной захватывающей новостью. И на страницы газет, в эфир, нателеэкрансплошным потоком идут материалы о катастрофах и убийствах, пожарах и наводнениях. А если вдруг ничего не случилось, сенсацииприходится выдумывать, используя слухи и т.д.

Новости в такой печати - главный жанр. Они занимают больше половины площади газет (не считая рекламы). Светская, скандальная хроника, политические, экономические, спортивные сообщения заполняют многочисленные полосы, смешивая социально важные факты со случайными. Обилие новостей приводит к тому, что многие читатели ограничиваются просмотром одних заголовков или в лучшем случае чтением первых абзацев, набранных крупным шрифтом. В заголовок или в начало материала выносятся наиболее выгодные, часто второстепенные детали. Читатель же, приученный к тому, что изложение информационных материалов строится по принципу «перевернутой пирамиды» (главное сообщается вначале, а затем все менее и менее существенные подробности, чтобы легко было сокращать материал с конца при макетировании и верстке), воспринимает их как самое важное в сообщении.

В качественной печати отношение к новостям более серьезное. Хотя и здесь не отказываются от публикации сенсационных сообщений. Но деловая, политическая печать старается соблюдать принцип объективности, беспристрастности, нейтральности в подаче новостей. Однако на деле этот принцип трудно соблюдать уже по той причине, что новости на полосу отбирают субъекты журналистики - люди, имеющие свои пристрастия, интересы, просто личный взгляд на общественные явления.

Стоит процитировать внутренний документ, подготовленный в информационном агентстве «Постфактум», под названием «Методологические вопросы деятельности информационных агентств в современной России», который приводит И.М. Дзялошинский в книге «Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности»: «В принципе, новостные информационные агентства должны быть идеологически и политически беспристрастными в своей профессиональной деятельности. Только при этом условии обеспечивается объективность и правдивость их продуктов: ленты новостей, тематических подборок, обзоров и т.д. Однако на практике так не бывает нигде и никогда». По мнению автора, все информационные агентства выполняют политическую функцию и «весь вопрос в том, как это делается: достаточно искусно или топорно, не порывая целиком с правдой или же отдавая предпочтение лжи, искажению действительности». Говоря о выборах в Государственную Думу, автор подчеркивает, что общероссийские информационные агентства, конечно же, не останутся в ней (политической кампании) всего лишь пассивными регистраторами событий, они, наверное, будут «арендоваться» какими-то партиями, коалициями. Уклониться от этого невозможно.

Жанр материала журналист выбирает в зависимости от его содержания, от того насколько важны, злободневны и интересны найденные, отобранные факты.

Заметка

Это самый распространенный информационный жанр. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты - сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что, где,когда? Не дает анализа событий, т.е. не отвечает на вопрос: почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни - новый факт. Причем не просто факт, а факт, имеющий общественное значение. Для этого необходим продуманный отбор фактов журналистом, чтобы исключить случайное, мелкое, выделить самое существенное, значительное.

Можно выделить следующие разновидности заметки:

1. Cообщение об официальных, традиционных по форме событиях, таких как торжественные заседания, встречи политических и государственных деятелей. Работа над такой заметкой состоит в монтаже отснятого материала и написании закадрового текста.

2. Cценарная или авторская заметка. Работа автора состоит в написании заметки для определенного сценария.

3. Заметка в вербальной форме без визуального сопровождения. Такие заметки занимают 10-20% общего объема ежедневной телехроники. Работа над такой заметкой состоит в отборе информации и редактировании.

Существует и другая классификация заметок:

Новость может быть сообщена коротко, в общих чертах или детализирована в зависимости от значения сообщаемого факта. Наиболее короткое - хроникальное сообщение: одна или несколько фраз, не имеющих заголовка. Публикуются такие сообщения обычно в подборках, например: «С телетайпной ленты». В некоторых случаях хроника дополняется комментарием редакции.

Короткая информация - 10-30 строк в газете, имеет заголовок и подпись автора, сообщает факт с некоторыми подробностями. Является основным элементом в информационных подборках.

Расширенная заметка - значительно превосходит два предыдущих вида заметки по размерам. Кроме заголовка может иметь подзаголовок, излагает событие более широко, с многочисленными подробностями. Нередко расширенная заметка включает в себя элементы других информационных жанров, как правило, публикуется на полосе самостоятельно.

Для того чтобы наглядно увидеть все характерные черты этого жанра, ниже приведен пример публицистической заметки.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!